Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональных компетенций будущих экологов'

Технология формирования профессиональных компетенций будущих экологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ / TRAINING OF FUTURE ECOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рисухина Дарья Андреевна, Ерошенко Василий Иванович, Минькова Наталья Олеговна

Проектная деятельность особое значение имеет для студентов экологического профиля, т.к. обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих экологов. На факультете экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова реализуется несколько имеющих социальное и просветительское значение проектов, усиливающих подготовку бакалавров экологии и природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рисухина Дарья Андреевна, Ерошенко Василий Иванович, Минькова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of formation of professional competence of the future ecologists

Project activities for the students of environmental programs have particular importance, as they provide the formation of professional competence of future ecologists. Faculty of Ecology and Environmental Sciences in Sholokhov Moscow State University for the Humanities offers several projects that enhance programs of bachelors of Ecology and Nature with the social and educational value

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональных компетенций будущих экологов»

2. Бабина Ю.В. Экологический менеджмент: Учебное пособие. М., 2002.

3. Блоков И.П., Чупров В.А. Как сделать офис зеленым. Рекомендации Гринпис России. Изд. 2-е. М., 2010.

4. Смирнова Е. Зеленый офис. От цвета к делу. М., 2014.

5. Сухомлинова Н.Б. Эффективное использование земель в условиях реформирования сельскохозяйственного производства: Монография. Ростов-н/Д., 2006.

6. Чешев А.С., Власенко Т.В., Шевченко О.Ю. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий: Монография. М., 2012.

7. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. Земельные ресурсы Ростовской области. Ростов-н/Д., 2005.

8. FSC Россия: Сдай макулатуру - отпразднуй Международный день леса! // Интерактивный лесопромышленный портал Forestec. URL: http://www.forestec.net/index/pr/pr_2490.html (дата обращения: 10.05.2015).

Д.А. Рисухина, В.И. Ерошенко, Н.О. Минькова

Технология формирования профессиональных компетенций будущих экологов

Проектная деятельность особое значение имеет для студентов экологического профиля, т.к. обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих экологов. На факультете экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова реализуется несколько имеющих социальное и просветительское значение проектов, усиливающих подготовку бакалавров экологии и природопользования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, проектирование, подготовка будущих экологов.

Новые требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, требуют

поиска новых форм, методов и средств обучения, способствующих формированию различных компетенций будущих выпускников.

Уделяя достойное внимание профессиональной подготовке будущих экологов, необходимо, чтобы помимо глубоких профессиональных знаний, умений и опыта (или профессиональных компетенций), у каждого студента формировались универсальные компетенции, которые необходимы в любой сфере деятельности будущего выпускника, включающие коммуникабельность, умение ставить и достигать цели, разрабатывать и реализовывать проекты, применять творческий подход и т.п. Все эти компетенции необходимы для дальнейшей социализации, успешной профессиональной карьеры, независимо от выбранного направления деятельности.

Одними из ключевых в современном образовании можно считать метод проектов, который успешно применяется как в среднем, так и в высшем профессиональном образовании. Идеи проектного обучения возникли в начале XX в. и были связаны с радикальными подходами к изменению образовательной парадигмы. Фактически Д. Дьюи и его последователями (В.Х. Килпатриком, Е. Паркхерстом, С.Т. Щацким и др.) была предложена альтернатива имеющейся дисциплинарно-предметной системе в рамках профессионально образования.

Под проектным подходом к образованию мы используем такой метод, который основан на идее использования проектирования как компонента содержания обучения и как основы учебно-профессиональной деятельности обучающихся в рамках используемых образовательных технологий [1].

Остановимся на определении проектирования как деятельности по созданию субъективно и объективно нового материального или духовного объекта, основанной на взаимосвязи теории и практики, системном подходе к решению проблемы, комплексном представлении таких процессов, как моделирование, прогнозирование, планирование, программирование и т.д. [2].

В современных условиях развития образования проектирование является ведущим методом при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, отвечающим потребностям рынка.

На факультете экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова реализуется три основных проекта, усиливающих подготовку бакалавров экологии и природопользования, имеющих социальное и просветительское значение.

Международный экологический лагерь в Берлине «Энергоэффективность зданий и сооружений и альтернативные источники энергии» - это

совместный образовательный проект факультета экологии и естествен- | ных наук МГГУ им. М.А. Шолохова и Инициативно-проектировочной | ассоциации Кессельберг (Эркнер, Германия). Данный проект ориентиро- | ван на студентов средних и старших курсов и преподавателей вуза неза- | висимо от направления подготовки. &

Задача участников экологического лагеря - разработать собственные о концепции формирования будущего в рамках научно-практического эко- § логического лагеря. §

Участники проводят исследования, обсуждают свое видение будущего в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности. В прог- 5 рамме лагеря: проведение тренингов и семинаров по теме «Экология и альтернативные источники энергии»; посещение организаций/предприятий; культурная программа, экскурсии, а главное - защита индивидуальных проектов. По окончании лагеря всем участникам выдаются сертификаты. С недавнего времени лагерь проводится совместно со школами, являющимися социальными партнерами факультета, таким образом, школьники могут пообщаться со студентами, а также выполнить проекты.

Школа экологической журналистики «Глобальная деревня» направлена на сотрудничество первокурсников факультета экологии и естественных наук и факультета журналистики. Особенно важно то, что такая выездная школа проходит в первый месяц обучения и является для студентов первой возможностью окунуться в профессию. Основной задачей школы экологической журналистики является развитие междисциплинарных взаимодействий.

В программе обязательно присутствуют экскурсии преподавателей факультета экологии и естественных наук и мастер-классы преподавателей и приглашенных мастеров факультета журналистики. Это позволяет сделать учебный процесс более качественным и разнообразным.

В полевых условиях студенты проявляют личностные качества, психологическую и физическую подготовку, способности к преодолению трудностей, - все это развивает не только профессиональные компетенции, но и направлено на сплочение коллектива и дальнейшую плодотворную работу в процессе обучения.

Летняя научно-образовательная школа «Жить в согласии с природой» организуется для школьников, проявляющих интерес к естественным наукам и исследовательской деятельности.

Летняя школа проходит в Калужской области, Спас-Деменском районе (в 280 км от Москвы) на агробиостанции «Лазинки». База находится в живописном уголке, в окружении дикой природы.

1 § В Школе работают и передают свои навыки и бесценный опыт пре-

| & подаватели - доктора и кандидаты наук, а студенты-экологи выступают в качестве руководителей исследовательских проектных команд, органи-

§ | зуют досуг и создают психологически комфортную атмосферу.

<5 | Организация научно-образовательной школы преследует несколько

1 £ целей: во-первых, вовлечение школьников в научно-исследовательскую

^ | деятельность в области биологии и экологии, развитие навыков веде-

ш

| ния научных проектов, во-вторых, развитие лидерских качеств, умения | работать в команде. Для этого на протяжении 9 дней организовываются ^ интенсивные занятия в полевых условиях, а также лекции, мастер-классы, дискуссионные клубы и другие командные мероприятия. Для дополнительной мотивации проводится конкурс научно-исследовательских проектов, выполненных в рамках летней научно-образовательной школы и вручение сертификатов [3].

Таким образом, летняя школа становится площадкой для развития универсальных и профессиональных компетенций, как у студентов, так и у школьников.

В заключении отметим, что проектная деятельность является ведущей в развитии универсальных и профессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений, а также при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих потребностям рынка труда. А все обозначенные в нашей статье направления в полной мере обеспечивают реализацию проектной деятельности в рамках подготовки будущих экологов.

Библиографический список

1. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Подготовка специалистов в области менеджмента качества. 2005. № 1. С. 11-21.

2. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я. Батышева. В 3 т. М., 1999.

3. Летняя научно-образовательная школа // Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Официальный сайт. URL: http://mggu-sh.ru/eco/letnyaya-nauchno-obrazovatelnaya-shkola-zhit-v-soglasii-s-prirodoy (дата обращения: 12.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.