2. Бабина Ю.В. Экологический менеджмент: Учебное пособие. М., 2002.
3. Блоков И.П., Чупров В.А. Как сделать офис зеленым. Рекомендации Гринпис России. Изд. 2-е. М., 2010.
4. Смирнова Е. Зеленый офис. От цвета к делу. М., 2014.
5. Сухомлинова Н.Б. Эффективное использование земель в условиях реформирования сельскохозяйственного производства: Монография. Ростов-н/Д., 2006.
6. Чешев А.С., Власенко Т.В., Шевченко О.Ю. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий: Монография. М., 2012.
7. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. Земельные ресурсы Ростовской области. Ростов-н/Д., 2005.
8. FSC Россия: Сдай макулатуру - отпразднуй Международный день леса! // Интерактивный лесопромышленный портал Forestec. URL: http://www.forestec.net/index/pr/pr_2490.html (дата обращения: 10.05.2015).
Д.А. Рисухина, В.И. Ерошенко, Н.О. Минькова
Технология формирования профессиональных компетенций будущих экологов
Проектная деятельность особое значение имеет для студентов экологического профиля, т.к. обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих экологов. На факультете экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова реализуется несколько имеющих социальное и просветительское значение проектов, усиливающих подготовку бакалавров экологии и природопользования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, проектирование, подготовка будущих экологов.
Новые требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, требуют
поиска новых форм, методов и средств обучения, способствующих формированию различных компетенций будущих выпускников.
Уделяя достойное внимание профессиональной подготовке будущих экологов, необходимо, чтобы помимо глубоких профессиональных знаний, умений и опыта (или профессиональных компетенций), у каждого студента формировались универсальные компетенции, которые необходимы в любой сфере деятельности будущего выпускника, включающие коммуникабельность, умение ставить и достигать цели, разрабатывать и реализовывать проекты, применять творческий подход и т.п. Все эти компетенции необходимы для дальнейшей социализации, успешной профессиональной карьеры, независимо от выбранного направления деятельности.
Одними из ключевых в современном образовании можно считать метод проектов, который успешно применяется как в среднем, так и в высшем профессиональном образовании. Идеи проектного обучения возникли в начале XX в. и были связаны с радикальными подходами к изменению образовательной парадигмы. Фактически Д. Дьюи и его последователями (В.Х. Килпатриком, Е. Паркхерстом, С.Т. Щацким и др.) была предложена альтернатива имеющейся дисциплинарно-предметной системе в рамках профессионально образования.
Под проектным подходом к образованию мы используем такой метод, который основан на идее использования проектирования как компонента содержания обучения и как основы учебно-профессиональной деятельности обучающихся в рамках используемых образовательных технологий [1].
Остановимся на определении проектирования как деятельности по созданию субъективно и объективно нового материального или духовного объекта, основанной на взаимосвязи теории и практики, системном подходе к решению проблемы, комплексном представлении таких процессов, как моделирование, прогнозирование, планирование, программирование и т.д. [2].
В современных условиях развития образования проектирование является ведущим методом при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, отвечающим потребностям рынка.
На факультете экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова реализуется три основных проекта, усиливающих подготовку бакалавров экологии и природопользования, имеющих социальное и просветительское значение.
Международный экологический лагерь в Берлине «Энергоэффективность зданий и сооружений и альтернативные источники энергии» - это
совместный образовательный проект факультета экологии и естествен- | ных наук МГГУ им. М.А. Шолохова и Инициативно-проектировочной | ассоциации Кессельберг (Эркнер, Германия). Данный проект ориентиро- | ван на студентов средних и старших курсов и преподавателей вуза неза- | висимо от направления подготовки. &
Задача участников экологического лагеря - разработать собственные о концепции формирования будущего в рамках научно-практического эко- § логического лагеря. §
Участники проводят исследования, обсуждают свое видение будущего в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности. В прог- 5 рамме лагеря: проведение тренингов и семинаров по теме «Экология и альтернативные источники энергии»; посещение организаций/предприятий; культурная программа, экскурсии, а главное - защита индивидуальных проектов. По окончании лагеря всем участникам выдаются сертификаты. С недавнего времени лагерь проводится совместно со школами, являющимися социальными партнерами факультета, таким образом, школьники могут пообщаться со студентами, а также выполнить проекты.
Школа экологической журналистики «Глобальная деревня» направлена на сотрудничество первокурсников факультета экологии и естественных наук и факультета журналистики. Особенно важно то, что такая выездная школа проходит в первый месяц обучения и является для студентов первой возможностью окунуться в профессию. Основной задачей школы экологической журналистики является развитие междисциплинарных взаимодействий.
В программе обязательно присутствуют экскурсии преподавателей факультета экологии и естественных наук и мастер-классы преподавателей и приглашенных мастеров факультета журналистики. Это позволяет сделать учебный процесс более качественным и разнообразным.
В полевых условиях студенты проявляют личностные качества, психологическую и физическую подготовку, способности к преодолению трудностей, - все это развивает не только профессиональные компетенции, но и направлено на сплочение коллектива и дальнейшую плодотворную работу в процессе обучения.
Летняя научно-образовательная школа «Жить в согласии с природой» организуется для школьников, проявляющих интерес к естественным наукам и исследовательской деятельности.
Летняя школа проходит в Калужской области, Спас-Деменском районе (в 280 км от Москвы) на агробиостанции «Лазинки». База находится в живописном уголке, в окружении дикой природы.
1 § В Школе работают и передают свои навыки и бесценный опыт пре-
| & подаватели - доктора и кандидаты наук, а студенты-экологи выступают в качестве руководителей исследовательских проектных команд, органи-
§ | зуют досуг и создают психологически комфортную атмосферу.
<5 | Организация научно-образовательной школы преследует несколько
1 £ целей: во-первых, вовлечение школьников в научно-исследовательскую
^ | деятельность в области биологии и экологии, развитие навыков веде-
ш
| ния научных проектов, во-вторых, развитие лидерских качеств, умения | работать в команде. Для этого на протяжении 9 дней организовываются ^ интенсивные занятия в полевых условиях, а также лекции, мастер-классы, дискуссионные клубы и другие командные мероприятия. Для дополнительной мотивации проводится конкурс научно-исследовательских проектов, выполненных в рамках летней научно-образовательной школы и вручение сертификатов [3].
Таким образом, летняя школа становится площадкой для развития универсальных и профессиональных компетенций, как у студентов, так и у школьников.
В заключении отметим, что проектная деятельность является ведущей в развитии универсальных и профессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений, а также при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих потребностям рынка труда. А все обозначенные в нашей статье направления в полной мере обеспечивают реализацию проектной деятельности в рамках подготовки будущих экологов.
Библиографический список
1. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Подготовка специалистов в области менеджмента качества. 2005. № 1. С. 11-21.
2. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я. Батышева. В 3 т. М., 1999.
3. Летняя научно-образовательная школа // Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Официальный сайт. URL: http://mggu-sh.ru/eco/letnyaya-nauchno-obrazovatelnaya-shkola-zhit-v-soglasii-s-prirodoy (дата обращения: 12.05.2015).