Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в журналистском образовании: векторы развития'

Междисциплинарная интеграция в журналистском образовании: векторы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОЭВОЛЮЦИЯ / МОДУЛИ / ПРОФИЛИ / МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА / JOURNALISM / FACULTY OF JOURNALISM / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / CO-EVOLUTION / MODULES / PROFILES / THE MODULAR CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна

В статье раскрываются понятия «междисциплинарная интеграция», «коэволюция», «учебно-методический комплекс». Автор акцентирует внимание читателей на УМК и его роли, значении и месте в системе организации вуза. Рассмотрены основные виды коэволюции. Показано модульное построение учебного процесса факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, цели и условия его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary integration in journalistic education: vectors of developmen

The article reveals concepts of «interdisciplinary integration», «CoEvolution », «educational-methodical complex». The author focuses readers on educational-methodical complex and its role, significance and place within the University. The basic types of co-evolution. Shows the modular design of the educational process of the Faculty of journalism of the Sholokhov Moscow State Humanitarian University, learning purposes and conditions for its existence.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в журналистском образовании: векторы развития»

УДК 070.1:378.6 ББК 76.00:74.58

Владимирова Татьяна Николаевна

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета журналистики,

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,

111123, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, 7, e-mail: tkamv@yandex.ru

Vladimirova Tatyana N.

PhD in Philology, Associate Professor,

Dean of the Faculty of Journalism,

Moscow State Humanitarian University of M.A. Sholokhov, 111123, Moscow, 3rd Vladimirskaya st., 7, e-mail: tkamv@yandex.ru

междисциплинарная интеграция в журналистском образовании: векторы развития

В статье раскрываются понятия «междисциплинарная интеграция», «коэволюция», «учебно-методический комплекс». Автор акцентирует внимание читателей на УМК и его роли, значении и месте в системе организации вуза. Рассмотрены основные виды коэволюции. Показано модульное построение учебного процесса факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, цели и условия его осуществления.

Ключевые слова: журналистика, факультет журналистики, междисциплинарная интеграция, учебно-методический комплекс, коэволюция, модули, профили, модульное построение учебного плана.

INTERDisciPLINARY INTEGRATIoN IN JouRNALIsTIc EDucATIoN: vectors of development

The article reveals concepts of «interdisciplinary integration», «CoEvo-lution», «educational-methodical complex». The author focuses readers on educational-methodical complex and its role, significance and place within the University. The basic types of co-evolution. Shows the modular design of the educational process of the Faculty of journalism of the Sholokhov Moscow State Humanitarian University, learning purposes and conditions for its existence.

Keywords: journalism, faculty of journalism, interdisciplinary integration, educational-methodical complex, co-evolution, modules, profiles, the modular curriculum.

Развитие информационных технологий, все возрастающее влияние средств массовой информации на все сферы общественной жизни предъявляет новые, более высокие требования к специалистам, рабо-

тающим в медиасфере. В свою очередь это требует повышение уровня подготовки журналистских кадров.

Образование в высшем учебном заведении — это фундамент для профессионального и личностного раз-

вития будущего журналиста. Обучение здесь должно осуществляться в ходе решения сложных и многообразных проблем, а успешность профессионального развития и итоговый результат могут рассматриваться как выбор оптимальной для студента личной стратегии, ориентированной на социальные достижения.

В то же время в системе подготовки журналистов имеется проблема, которую мало кто поднимает. Она заключается в том, что эффективность подготовки преподавателей, готовящих журналистов, невозможна без отработанного процесса педагогического управления подготовкой кадров в области журналистики, организационные механизмы управления развитием такого образования остаются несформиро-ванными, не отработаны их модели. Т.И. Фролова отмечает: «Неудовлетворенность традиционными подходами к образованию осознается в последние десятилетия как глобальная проблема мирового масштаба: передача и получение знаний не являются более главной целью обра-зования»[3].

Ученые разных университетов, работодатели, сотрудники средств массовой информации говорят о необходимости возрождения курсов повышения квалификации для сотрудников изданий, преподавателей журналистики или о системе дополнительного образования. Безусловно, такие меры дадут приток свежих кадров в журналистскую педагогику.

Однако знание предмета не может являться единственным требованием к уровню подготовки преподавателя. Важно знать методику преподавания журналистских дисциплин, уметь использовать современные технические средства, знать последние достижения науки в предметной области и т.д.

Такое развитие будет намного эффективнее, если формирование журналиста будет последовательной, комплексной интеграцией преподавателей кафедры.

Теоретические и методологические основы организации междисциплинарного учебно-методического комплекса (далее УМК) и его места в системе организации вуза определено на основе анализа педагогической и философской литературы. Информационно-образовательная среда вуза выражается через УМК. Их изучением занимались Ю.К. Бабанский, И.И. Баринова, В.П. Беспалько, И.Д. Зверев, Д.Д. Зуев, В.Г. Шаповаленко, А.Н. Леонтьев,

Н.Ф. Талызина.

Возрастающая роль и значение УМК в вузе выражена

— в создании условий для удовлетворения образовательных потребностей студентов в журналистике;

— в обеспечении доступности образования при сохранении его качеств;

— в расширении границ образовательной среды учебного заведения;

— в адаптации заочной формы обучения с очной;

— в последовательности дисциплин бакалавриата и магистратуры по журналистике;

— в создании материально-технической базы факультета журналистики для отработки приобретенных компетенций.

УМК в вузе повышает эффективность, качество и доступность образовательных ресурсов, которые обеспечивают развитие и использование информационных технологий в системе открытого образования.

Основной целью качественного обновления профессионального образования является подготовка специалиста, способного осознанно использовать потенциал фундамен-

тальных дисциплин для целостного решения профессиональных задач. Это возможно на основе междисциплинарной интеграции, новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. О необходимости междисциплинарной интеграции говорят многие ученые — В.Г. Буданов, В.И. Вершинин, В.Н. Максимова, Н.И. Резник и др.

Основоположником концепции междисциплинарной интеграции в образовании считается Д. Дьюи. В разработку вопросов теории и практики рассматриваемого понятия внесли свой вклад многие российские ученые: В.С. Библер, А.Я. Данилюк, Ю.И. Лик, А.А. Пинский, В.В. Уса-нов, Т.Г. Браже, Г.К. Максимов и др. Отечественные и зарубежные исследователи определяют междисциплинарную интеграцию как условие реализации процесса формирования учебной деятельности на основе межпредметных связей [1].

М.В. Носков и В.А. Шершнева отмечают, что «это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин» [2].

Под междисциплинарной интеграцией мы понимаем взаимное проникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения. Такое объединение знаний и действий на практике, на всех этапах подготовки специалиста в области масс-медиа приводит к синтезу всех форм обучения относительно конкретной цели образования на факультете журналистики. С одной стороны, учебные планы на факультетах журналистики включают в себя науки фундаментальные, с другой стороны — прак-

тические, поскольку технический прогресс все больше внедряется в деятельность медиаотрасли. Это ведет к осмысленной, целенаправленной, структурированной деятельности, которая способствует творческой и интеллектуальной реализации успешного журналиста. Умение применять знания комплексно, переносить идеи и методы одной науки в другую — основа творческого подхода деятельности современного человека. Наша задача вооружить будущего журналиста такими умениями. Естественно, что действовать надо в рамках образовательного стандарта.

Не ставя задачи анализа основных форм учебных занятий, рассмотрим возможные векторы междисциплинарной интеграции на примере организации учебного процесса по направлению подготовки 031300 «Журналистика».

Стандарт 3 поколения (ФГОС) по журналистике направлен на формирование будущего журналиста как полноценного специалиста, имеющего достаточно высокий уровень компетентности во всех аспектах своей профессиональной деятельности. Центральным понятием компетент-ностного подхода выступают понятие компетенция и компетентность, эти понятия наиболее полно отражают современные требования рынка труда. Выпускники российских вузов должны владеть компетенциями, которые позволят им понять, насколько быстро и качественно он сможет «влиться» в профессиональную среду, насколько грамотно сможет применить полученные в процессе обучения знания, и насколько адекватно они будут оценены работодателем. Сегодня необходимо готовить специалиста СМИ к тому, что ему придется работать в постоянно изменяющихся условиях, что потребует от него не только уме-

ния быстро и грамотно применить полученные знания, но и суметь решить вопросы, с которыми в процессе обучения он не сталкивался. Что лежит в основе формирования компетенций? Это образовательная среда вуза, умение профессионально организовать учебный процесс, использование технологий и, конечно же, содержание образования. Освоение общекультурных, нормативных и профессиональных компетенций происходит при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов и модулей.

Это потребовало научного обоснования понятия «профессиональная подготовка специалиста». Под ним мы понимаем целостную систему сознательного и целенаправленного формирования профессиональной компетентности субъектов управления (различного уровня во всех его звеньях), актуализацию вопросов поиска оптимальных форм и повышения уровня компетентности будущих работников СМИ, корректировку и обновление содержания подготовки в соответствии с новыми социальноэкономическими условиями.

Изучение педагогических идей и технологий, используемых в МГГУ им. М.А. Шолохова на факультете журналистики, стоит на стыке ряда научных дисциплин, в качестве ведущей идеи является идея сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого (идея коэволюции).

В данном контексте речь идет о процессах коэволюции и самоорганизации психолого-педагогических идей, выделяются ее формы и приемы в исторической ретроспективе и строятся прогнозы будущего.

Первая форма психолого-педаго-гической коэволюции — эффективное выполнение образованием своих функций. Вторая форма — возможность посредством получения обра-

зования занять определенное место в социальной среде. Совокупность результатов образовательной деятельности и активности субъекта по расширению собственных возможностей в социальной системе — третья форма психолого-педагогиче-ской коэволюции. В рамках данного понятия педагогический процесс можно рассматривать как показатель эффективности образования в социально-экономической системе. Основному образовательному процессу принадлежит роль одного из базовых ресурсов, обеспечивающих профессиональной группе определенную позицию.

Основная образовательная программа на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова строится по модульному принципу, т.е. через последовательность модулей к овладению общекультурными, нормативными и профессиональными компетенциями. Модуль рассматривается нами как совокупность видов учебной работы. А для понимания целостности образовательного процесса мы классифицировали их в профили, объединенные по определенным принципам в группы модулей.

Итак, учебный план факультета журналистики предусматривает несколько групп модулей, которые в свою очередь делятся на профили:

Группа социально-профессиональных модулей включает в себя правоведческий, политологический, медиаэкономический и пси-холого-социологический профили. В основе каждого из них лежит базовый фундаментальный курс, например, такой дисциплиной для «Правовых основ журналистики», «Международного гуманитарного права и СМИ», «Профессиональной этики журналиста» будет дисциплина «Правоведение».

Группа историко-профессиональных модулей представлена такими профилями, как «опыт отечественных СМИ», «опыт зарубежных СМИ». Студенты должны получить знания о развитии средств массовой информации в России и за рубежом в историческом контексте, уметь применять их для анализа современной ситуации в медиасфере.

Группа теоретико-профессиональных модулей состоит из базового профессионального и специализированного профессионального профилей. Они позволяют студентам постичь основы журналистской профессии, как теоретической ее стороны, так и практической. Получив полный комплекс знаний о функциях и типологиях средств массовой информации, студент в дальнейшем знакомится с принципами организации работы газетной, интернет-, ТВ- и радио- редакций.

Группа профессионально-творческих модулей является важной составляющей образовательного процесса. Профили — профессионально-творческий и языковой — позволяют развить творческие способности студентов через работу полного цикла, т.е. создавать журналистские произведения от замысла до выпуска.

За группой технико-технологических модулей закреплены традиционно-технологический и инновационно-технологический профили. Динамично развивающаяся мультимедийная база факультета журналистики, цифровые технологии современной медиаиндустрии позволяют студентам применять в своей учебной и профессиональной практике данные знания.

Группа медиакоммуникатив-ных модулей — коммуникативный профиль, нацеленный на организацию эффективного общения с

людьми, который позволяет развить необходимые качества коммуникабельности.

Группа медиаобразовательных модулей — профиль «Журналистика и медиаобразование», который представлен такими дисциплинами как «Основы медиакультуры», «Ме-диаобразовательные технологии СМИ», «Медиаобразование в школе и вузе», «Теория медиа»и др. Они могут помочь в создании авторских медиаобразовательных проектов в СМИ, в использовании медиаобра-зовательных технологии в корпоративной работе вузов, школ, любых образовательных учреждений, бизнес-структур.

Итак, целью модульного построения образовательного процесса можно считать непрерывное, поэтапное формирование необходимых компетенций, от теории к практическим навыкам. Это позволит преподавателям вуза объединить отрывочные знания в целостную картину, а также раскрыть и реализовать личностный потенциал студентов.

Условия существования модульного построения учебного процесса:

1. Наличие в учебном плане не только фундаментальных базовых курсов, но и дисциплин вариативной части, которые включают в себя дополнительные теоретические и практические знания, необходимые для реализации курсов по выбору. Например, для студентов-бакалав-ров 1 курса МГГУ им. М.А. Шолохова в 1 семестре блоки профессионального цикла представлены так: базовые дисциплины — «Основы теории журналистики»; «Введение в специальность»; вариативные дисциплины — «Организация работы редакции»; «Фотожурналистика», а курсы по выбору — «Работа в творческих студиях» / «Практическая журналистика».

2. Разнообразные формы, предложенные для закрепления теоретических знаний студентами. Это и использование традиционных для высшей школы форм — практические и семинарские работы, рефераты, курсовые проекты, деловые игры, дискуссии, пресс-конференции и т.д. А также применение интерактивных методов контекстного обучения. Тогда технология обучения будет представлять собой последовательные, взаимосвязанные действия всех участников образовательного процесса, на всех этапах: от постановки проблемы до рефлексии и оценки. Постановка цели, содержания, образовательного поля, прогнозирование результатов, выявление возможных проблем и рисков, разработка программ и содержания учебной деятельности, выявление результатов процесса посредством мониторинга, опроса, индивидуальной и групповой рефлексии, — все это формирует активную позицию как студентов, так и преподавателей.

3. Наличие материально-технической базы факультета журналистики, где можно было бы на практике отработать полученные знания. В МГГУ

им. М.А. Шолохова открыт современный Центр мультимедийной журналистики, где студент проходит полный цикл подготовки конвергентного материала. Объединение знаний и действий на практике ведет к целенаправленной, структурированной деятельности, которая способствует творческой и интеллектуальной реализации успешного журналиста.

4. Система производственных практик. В соответствии с учебным планом факультета журналистики нашего университета практики (учебно-ознакомительная и производственные) проводятся в конце учебного года. Но, согласно программе практик, каждый студент в течение учебного года должен участвовать в качестве информационных партнеров университетских или факультетских мероприятий, поддерживать новостной ряд сайта университета или работать внештатным корреспондентом в районных, муниципальных изданиях города, выпускать факультетскую газету, реализовывать авторские журналистские проекты. Таким образом, реально производственная практика оказывается непрерывной.

список использованной литературы

1. Жеглова О.А. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. СПб.: Реноме, 2012.

2. Носков М.В., Шершнева В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетент-ностного подхода // Высшее образование сегодня. 2008. URL: http://www.logosbook. ru/VOS/09_2008/23_25.pdf.

3. Фролова Т.И. Современные образовательные технологии в профессиональном обучении журналистов. Опыт факультета журналистики // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания. Т. 1 М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.