Владимирова Татьяна Николаевна - кандидат филологических наук, доцент, декан факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени
М.А. Шолохова», г.Москва.
111123, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д. 7а.
Тел.: 8 (495)672-12-50. Е-mail: [email protected]
Т.Н. Владимирова
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ:
ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ
В настоящее время подготовке студентов-журналистов в высшем учебном заведении предъявляются такие требования, при которых изменения управленческой деятельности становится жизненной необходимостью. Руководящий состав факультета журналистики должен своевременно реагировать на современные запросы общества, изменения в системе высшего профессионального образования, находить новые векторы плодотворного функционирования.
Традиционной системе управления образованием требуется интегральная деятельность, которая изменит профессиональную компетентность руководителей факультетского звена. Под такой деятельностью автор понимает осознанность тактического и стратегического результата работы факультета, или матрицу, на основе которой можно разрабатывать различные подходы к педагогике, новые формы психолого-педагогических идей и технологий в обучении, методы оценки эффективности работы, курсы, учебные программы. Другими словами, интеграция в системе высшего образования дает возможность интегрировать, видоизменять, трансформировать образовательное пространство, ставить новые цели, разрабатывать качественно новые содержание, формы обучения, иную проектную деятельность преподавателей и студентов.
Управлять интегральной деятельностью факультета журналистики - это значит активно взаимодействовать с педагогическим и студенческим коллективом, выявлять и направлять прогрессивные тенденции в образовательном процессе, что способствует его эффективной организации и повышению качества образования. Л.П. Шестеркина отмечает, что «категория «управление» первоначально в самом общем теоретическом смысле - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая
сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности» [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению «Журналистика» нацелен на формирование будущего журналиста как полноценного специалиста, имеющего достаточно высокий уровень компетентности во всех аспектах своей профессиональной деятельности. Центральным понятием компетентностного подхода выступают понятия «компетенция» и «компетентность», которые наиболее полно отражают современные требования рынка труда. Выпускники российских вузов должны владеть компетенциями, которые позволят им понять, насколько быстро и качественно они смогут влиться в профессиональную среду, насколько грамотно смогут применить полученные в процессе обучения знания и насколько адекватно они будут оценены работодателем. Сегодня необходимо готовить специалиста СМИ к тому, что ему придется работать в постоянно изменяющихся условиях, что потребует от него не только умения быстро и грамотно применить полученные знания, но и суметь решить вопросы, с которыми в процессе обучения он не сталкивался. Освоение общекультурных, нормативных и профессиональных компетенций происходит при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов и модулей. В основе формирования компетенций находится образовательная среда вуза, умение профессионально организовать учебный процесс, использование технологий и, конечно же, содержание образования [1].
В контексте данной статьи ключевым является понятие «профессиональная подготовка журналиста», под которым автор понимает целостную систему сознательного и целенаправленного формирования профессиональной компетентности субъектов управления (различного уровня во всех его звеньях), актуализация вопросов поиска оптимальных форм и повышения уровня будущих работников СМИ, корректировка и обновление содержания подготовки в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.
На факультете журналистики Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (МГГУ) была создана и внедрена модель управления интегральной деятельностью, которая способствовала появлению новых педагогических идей и технологий. Необходимость говорить об изменениях в системе управления возникла вследствие внедрения в образовательный процесс факультета Центра
мультимедийных СМИ, обеспечившего создание условий для внедрения интегральной модели подготовки журналистов.
Изучение психолого-педагогических идей, используемых на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, состоит на стыке ряда научных дисциплин, в качестве ведущей идеи является идея сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого (идея коэволюции).
Коэволюция или совместная эволюция в границах человеческого социума, где происходит взаимосвязь с другими системами. Поэтому «коэволюция» означает сопряженные, согласованные трансформации культурных и природных систем в рамках общей эволюции и отражает совокупность физического и идеального. В данном контексте характеризуются процессы коэволюции и самоорганизации психолого-педагогических идей, выделяются ее формы и приемы в исторической ретроспективе и строятся прогнозы будущего.
Эффективное выполнение образованием своих функций, т.е. образовательных условий - это первая из трех основных форм психологопедагогической коэволюции. Вторая форма - возможность посредством получения образования занять определенное место в социальной среде. Совокупность результатов образовательной деятельности и активности субъекта по расширению собственных возможностей в социальной системе - третья форма психолого-педагогической коэволюции. В рамках данного понятия педагогический процесс можно рассматривать как показатель эффективности образования в социально-экономической системе. Основному образовательному процессу принадлежит роль одного из базовых ресурсов, обеспечивающих профессиональной группе определенную позицию.
Основная образовательная программа на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова строится по модульному принципу, т.е. через последовательность модулей к овладению общекультурными, нормативными и профессиональными компетенциями.
Учебный план факультета предусматривает несколько групп модулей, которые, в свою очередь, делятся на профили1. Так, группа социальнопрофессиональных модулей включает в себя правоведческий, политологический, медиаэкономический и психолого-социологический профили. В основе каждого из них лежит базовый фундаментальный курс. Например, для дисциплин «Правовые основы журналистики», «Международное гуманитарное право и СМИ», «Профессиональная этика журналиста» таким курсом будет «Правоведение».
Модульное построение учебного процесса организует непрерывное, поэтапное формирование необходимых компетенций, от теории к практическим навыкам, так как журналистика по своей общественной, общественнопрактической природе может успешно осуществлять свое функциональное назначение только при условии постоянного взаимодействия со всеми гуманитарными и, в определенной степени, естественными науками. Да и гражданская позиция и нравственный выбор возникают, как правило, на этом же методологическом поле.
Участники образовательного процесса должны осознавать, что будущий журналист будет работать в области, «пересекающей» все сфере жизни общества, что налагает на эту профессию большую ответственность.
Рассмотрим условия существования интегральной модели образовательного процесса.
1. Наличие в учебном плане фундаментальных базовых курсов.
Для закрепления теоретических знаний студентам необходимо предложить самые разнообразные формы: практические и семинарские работы, рефераты, курсовые проекты, деловые игры, авторские журналистские проекты и т.д.
2. Кадровый состав.
С одной стороны, деканат, студенческий совет и старостат являются управляющей подсистемой на уровне факультета журналистики. Через эти подразделения обеспечивается процесс целенаправленного взаимодействия преподавателей и студентов. С другой стороны, для эффективного внедрения в образовательный процесс факультета журналистики интегральной модели образования журналистов видится принципиально актуальным привлечение к
1 Модуль рассматривается как совокупность видов учебной работы. А для понимания целостности образовательного процесса они были классифицированы в профили, объединенные по определенным принципам в группы модулей. - Т.В.
педагогическому процессу журналистов-практиков, сотрудников из различных областей масс-медиа, готовых передать свой журналистский опыт студентам. Однако знание практической стороны предмета не может являться единственным требованием к уровню подготовки преподавателя. Важно знать методику преподавания журналистских дисциплин, уметь использовать современные технические средства, знать последние достижения науки в предметной области и т.д. [2]. Автор считает, что решение кадрового вопроса надо выносить на более высокий уровень. Например, разрабатывать и внедрять образовательную программу «Методика преподавания журналистики» для магистров, имеющих первое высшее образование по журналистике, или работающих в медиаотрасли.
3. Наличие материально-технической базы факультета журналистики, где можно было бы на практике отработать полученные знания.
В МГГУ им. М.А. Шолохова открыт современный Центр мультимедийной журналистики, где студенты проходят полный цикл подготовки конвергентного материала. Каждый из них в течение учебного года должен участвовать в качестве информационных партнеров университетских или факультетских мероприятий, поддерживать новостной ряд сайта университета или работать внештатным корреспондентом в районных, муниципальных изданиях города, выпускать факультетскую газету «Импульс-М», реализовывать авторские журналистские проекты.
Функции управления1 интегральной деятельностью факультета журналистики заключаются:
- в умении соотносить потребности студентов и возможности конкретных обстоятельств, разрабатывая основную образовательную программу по ФГОС 031300 «Журналистика»;
- в способности организовывать, моделировать, проектировать образовательное пространство факультета.
Далее остановимся на некоторых компонентах интегральной деятельности на факультете журналистики, в частности, креативности, рефлексии и мотивационности. Понятно, что участники интегрального образовательного процесса должны внедрять новые оценки, взгляды на жизнь в творческий
1 При этом управление рассматривается как условие, которое обеспечивает интегральный образовательный процесс и определяет его основную идею. - Т.В.
процесс через актуализацию в креативном результате. Это невозможно сделать без рефлексии, без контроля над созданием, организацией, эффективностью деятельности преподавателей и студентов, без анализа созданных медиапродуктов. И здесь важно понять, что только мотивация обеспечивает гармоническое осуществление этой образовательной деятельности на факультете. Очень важно, чтобы сложилась гармония из внешних и внутренних мотивов. Материальные ценности, внешнее самоутверждение, престижность профессии должны быть неразрывно связаны с высоким уровнем креативности, с желанием создавать, воспитывать, развивать и развиваться. Это позволит обеспечить эффективный результат интегральной деятельности.
Тогда и технология управления образовательной деятельностью факультета журналистики будет представлять последовательные, взаимосвязанные действия всех участников интегрального процесса, на всех этапах: от постановки проблемы до рефлексии и оценки.
В заключение следует отметить, что постановка цели, содержания, образовательного поля, прогнозирование результатов, выявление возможных проблем и рисков, разработка программ и содержания интегральной учебной деятельности, выявление результатов процесса посредством мониторинга, опроса, индивидуальной и групповой рефлексии в конечном итоге и формируют активную позицию как студентов, так и преподавателей.
* * *
1. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика”/ под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 2007.
2. Павлюченко Е.И. Эффективное управление образовательным процессом в вузе:
теория, методология и практика [Электронный ресурс] // Dibase.ru (Библиотека авторефератов и тем диссертаций): [сайт].
URL:http://dibase.ra/artide/10082009_pavluchenkoei/2 (Дата обращения: 12.10.2012)
3. Шестеркина Л.П. Теоретические и практические аспекты управления журналистским образованием на современном этапе [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ. Новый номер // Академия медиаиндустрии: [сайт]. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2374 (Дата обращения: 12.10.2012)