УДК 378:070
Т. Н. Владимирова
кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный гуманитарный университет
им. М. А. Шолохова А. В. Фефелкина
Московский государственный гуманитарный университет
им. М. А. Шолохова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ
Статья посвящена вопросам функционирования системы журналистского образования, трансформацию которой обусловили вызовы современного мира. Рассматриваются следующие системные компоненты журналистского образования: цели и задачи, объекты и субъекты деятельности, а также функции, структура, организация и соответствующее системное качество. Представлена главная цель журналистского образования с учетом социальных, экономических и культурных функций — подготовка профессионально-творческой личности, способной к эффективной деятельности, так как система журналистского образования должна соответствовать принятым квалификационно-образовательным уровням (высшее профессиональное образование, а также послевузовское). Основными объектами системы журналистского образования являются объекты и виды профессиональной журналистской деятельности, а также общекультурные и профессиональные компетенции будущих журналистов в соответствии с направлениями их подготовки и требованиями образовательных и профессиональных стандартов. Субъектами системы журналистского образования выступают преподаватели, обучающиеся и средства образовательного процесса.
Ключевые слова: система журналистского образования; системные функции; организация системы журналистского образования; профессиональные компетенции.
T. N. Vladimirova
PhD in Philology, Associate Professor, Sholokhov Moscow State University for the Humanities
A. V. Fefelkina
Sholokhov Moscow State University for the Humanities
JOURNALISM EDUCATION: SYSTEMATIC ANALYSIS OF ITS DEVELOPMENT
The article deals with questions of functioning of journalism education system, its transformation, resulting from challenges of the modern world. It considers the following system components of journalism education: objectives and tasks, objects, and actors, as well as functions, structure, organization, and relevant system quality. It presents the main goal of journalism education in view of social, economic and cultural functions — training a professional and creative personality able to act effectively, as the system of journalism education must correspond to adopted qualification and education levels (higher vocational education, as well as postgraduate study). The main objects of the journalism education system are the objects and types of professional journalistic activities, as well as common cultural competences of would-be journalists according to the directions of their training and requirements of educational and professional standards. The subjects of the journalism education system are lecturers, trainees and means of the educational process.
Keywords: system of journalism education; system functions; organization of journalism education system; professional competences.
© Т. Н. Владимирова, А. В. Фефелкина, 2014
В основе прогноза развития современного общества находится 5 основных характеристик профессионального образования XXI в.:
- гуманистичность (лат. humanus — человечность), главной ценностью которой является человек и его потребности;
- технологичность, характеризующаяся переходом от создания техники к созданию технологий;
- инновационность (лат. novatio — обновление, изменение) — создание знаний, которые позволяют конструировать новые материальные продукты;
- креативность (лат. сгвайо — сотворение, создание) — формирование профессиональных, творческих компетенций специалиста для карьеры, а также самообучение и самовоспитание;
- непрерывность, которая предполагает, что специалист должен учиться постоянно и непрерывно (всю профессиональную жизнь). Причем это касается всех сфер профессиональной деятельности человека и, соответственно, всех уровней и форм профессиональной подготовки (в нашем случае, журналистов).
Вызовы современной эпохи привели к трансформации журналистского образования, которое столкнулось с этим «раньше, чем другие институты гражданского общества в силу своей природы» [8, с. 8]. Концепция журналистского образования в России основана на сущности и значении данной общественно значимой профессии, связанной с высоким уровнем социальной ответственности. Важнейшим принципом современного университетского журналистского образования является системность. Декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета Л. П. Шестеркина, анализируя вопросы управления вузовским журналистским образованием, замечает, что «в рамках системы профессионального образования правомерно отметить существование системы журналистского образования. Она разворачивается и в организационном измерении, и в структурно-содержательном, и в научно-концептуальном» [11, с. 29].
Предлагаем рассмотреть журналистское образование как систему, а в результате данного анализа ответить на следующие вопросы: Что такое система журналистского образования? Из каких основных элементов она состоит? Как она функционирует? Как возникают и действуют связи между ее элементами? Каковы причины и последствия от действия на систему внешних и внутренних факторов?
Система — это совокупность организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемых функций. При этом главными признаками системы являются:
- функциональность, так как система создается для определенных целей и задач, а также выполнения определенных действий, т. е. полезных функций;
- структура — совокупность взаимосвязанных элементов;
- организация — где системные элементы взаимовлияющие, особенно организованные во времени и пространстве, соединенные друг с другом определенным образом;
- системное качество, сводящееся к тому, что каждая система в целом обладает особым качеством, которое не равно сумме свойств элементов ее составляющих.
Что такое журналистское образование?
Исследователь И. А. Фатеева дает такое определение: «Журналистское образование — это профессиональное специальное медиаобразование активного типа, предназначенное для подготовки журналистов и существующее на этапе после школьной подготовки» [9, с. 80]. Л. П. Шестеркина отмечает, что
«современное журналистское образование, являясь сущностной подсистемой журналистики, представляет собой систему организаций и учреждений, которая обеспечивает воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала журналистики как в рамках практики прессы, так и в рамках теоретико-исследовательской деятельности, тем самым способствуя развитию теории и практики журналистики, а также личностному становлению специалиста СМИ» [4, с. 5]. Л. Г. Свитич, анализируя основные этапы журналистского образования, делает вывод, что это «широкое фундаментальное образование, сочетающееся с основательной и современной практической подготовкой» [7, с. 128].
Известно, что журналистское образование относится к сложным образовательным системам, поэтому рассматривать его нужно по всем системным компонентам: цели и задачи, объекты и субъекты деятельности, а также функции, структура, организация и соответствующее системное качество.
Цель журналистского образования — обеспечение эффективного воспроизводства и адекватной подготовки к работе журналистских кадров.
Главной задачей журналистского образования является обеспечение подготовки журналиста к работе как акту опосредованного общения с аудиторией. С этим связана задача формирования общественно значимой профессионально-творческой личности, способной к эффективной журналистской деятельности.
В системе журналистского образования можно выделить два типа отношений:
1. Субъект-объектные, когда образовательная деятельность осуществляется в отношении некого объекта — это позволяет определить предмет, цели, формы, методы и средства образовательного воздействия.
2. Субъект-субъектные, когда возникает взаимоотношения между структурными элементами системы, которые согласованны во времени и пространстве для достижения цели образования.
Структура и организация журналистского образования определена совокупностью двух типов отношений — субъект-объектными и субъект-субъектными. Центром этой структуры, куда включены идеи, принципы, условия функционирования и развития журналистского образования, являются организационно-педагогические основы.
Основными объектами системы журналистского образования являются объекты и виды профессиональной журналистского деятельности, а также общекультурные и профессиональные компетенции подготавливаемых журналистов в соответствии с направлениями их подготовки и требованиями образовательных и профессиональных стандартов. Субъектами системы журналистского образования являются преподаватели, обучающиеся и средства образовательного процесса.
Анализ журналистского образования в быстро меняющихся социальных условиях предполагает дифференцированное рассмотрение и уточнение его функциональных особенностей по отношению к человеку, обществу и государству, поэтому функции системы журналистского образования необходимо классифицировать по следующим уровням:
- надсистемном (по отношению к человеку, обществу и государству);
- системном (по отношению к системам профессионального и научно-профессионального образования);
- подсистемном (по отношению к самой себе и составляющим ее структурным элементам).
При этом главными функциями журналистского образования, определяющими ее основное содержание, являются надсистемные функции. Рассмотрим их подробнее.
В педагогической науке к изучению надсистемных функций образования обращались Е. П. Белозерцев [2], Н. Н. Александров [1] , В. А. Копылов [6] и др. Ученые отмечали, что в основе методологии данного аспекта образования лежит положение об обусловленности содержания функций поставленной целью. Следовательно, функции журналистского образования отражают целеполагающую часть его деятельности, предопределенную социальными, экономическими и культурными потребностями общества.Такие функции рассматриваются нами в качестве основных направлений деятельности образовательной системы и для достижения существенных общественных целей. Журналистское образование может выполнять социальную и экономическую функции. Первая из них направлена на формирование всесторонне развитой личности, а вторая — на подготовку кадрового потенциала в области журналистики и масс-медиа.
В. А. Копылов предлагает дифференцировать надсистемные функции на основные и вспомогательные, определяя в качестве приоритетных функции обучения и воспитания, относя к сопутствующим народнохозяйственную, политическую, духовную и социальную функции [6, с. 8]. Интересен также методологический подход Л. Н. Когана, который предлагает рассматривать надсистемные функции, как трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению; обеспечение адаптации человека в той или иной социальной системе; человекотворчество, воспитание, гуманизм, социализация и развитие личности; ценностную ориентацию личности в разноплановой культуре [5, с. 12]. Как утверждает Ф. Р. Филиппов, развить представления о сущности надсистемных функций образования возможно через приобщение молодого поколения к труду, тесное взаимодействие системы высшего образования с социально-экономической структурой общества, демократические принципы общества, духовные устои жизнью страны, всестороннее развитие личности [10, с. 44-82]. Данный подход существенно расширяет функциональное поле взаимодействия системы журналистского образования.
Между тем система журналистского образования не может не выполнять в обществе социальные, экономические и культурные функции.
Так, социальные функции заключаются в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества, а также в содействии сохранения общественной социальной мобильности. При реализации этих функций непосредственно или опосредованно воспроизводятся слои журналистских кадров, через которые непосредственно или опосредованно собирается, обрабатывается, хранится и периодически распространяется актуальная общественно-значимая информация. Журналистское образование охватывает как самих работников системы образования, так и журналистские кадры, подготавливаемые в рамках данной системы, что способствует сохранению в обществе социальной мобильности. Последнее особенно важно при удовлетворении все возрастающей потребности в высококвалифицированных работниках и специалистах данной сферы деятельности, причем потенциала традиционного журналистского образования становится явно недостаточно. Экономические функции заключаются в насыщении профессиональной структуры общества и подготовке журналистских кадров соответствующей квалификации и профессиональной компетентности [3, с. 189]. Культурные функции — в стимулировании процессов создания, потреблении и распространении ценностей культуры и культурно-значимой информации, а также процессов воспроизводства и развития духовной культуры студентов. При этом система журналистского образования должна стремится к созданию необходимых и достаточных условий для формирования и развития творческой личности, профессионально-творческой деятельности, высо-
кого культурного уровня будущих журналистов, воспроизводства и развития материальной и духовной культуры участников процесса обучения.
Однако говорить о журналистском образовании только как о средстве удовлетворения общественных потребностей неправильно. С точки зрения современных представлений о гуманизации журналистского образования данной системе необходимо ориентироваться не только на потребности общества и государства (социальная ориентация образования). Качественная реализация этих потребностей возможна лишь тогда, когда образование журналистов станет средством удовлетворения потребностей своих субъектов (обучающихся и педагогов) в развитии, самореализации и самоактуализации (личностная ориентация образования). В стратегическом направлении основной акцент в журналистском образовании надо сделать на становление личности будущего журналиста, который эффективно осуществляет свои профессиональные компетенции. При этом следует понимать, что качество высшего профессионального обучения определяет качественный уровень функционирования общества и государства.
Структура системы журналистского образования должна соответствовать принятым квалификационно-образовательным уровням и включать: высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура); послевузовское (аспирантура, докторантура). Названные структурные составляющие, по сути дела, представляют собой отдельные сферы журналистской деятельности для определенных категорий журналистских кадров. При этом образование может быть разным по уровням организованности: формальным или университетским; внеформальным (получаемым непосредственно при работе в редакциях или других структурах масс-медиа; неформальным (самообразование) [9, с. 80-81]. Кроме того, журналистское образование, как и любое профессиональное, может быть первичным, когда выбор профессии сделан сразу после школы, и последующим, когда к журналистике обращаются с дипломом о высшем образовании.
Подсистемные функции системы журналистского образования:
1. Кадровое обеспечение самой системы журналистского образования — с этой целью функционируют подразделения, ориентированные на подготовку (профессионально-педагогические колледжи, факультеты, институты и университеты), переподготовку и повышение квалификации (центры и факультеты повышения квалификации) специалистов среднего и высшего журналистского образования, а также научно-педагогическое образование (магистратура, аспирантура и докторантура).
2. Развитие технологий и организационно-управленческих основ профессионального и журналистского образования на основе научных результатов филологических, психолого-педагогических и научно-методологических исследований.
3. Дополнительное журналистское образование для профессионально-педагогических работников, его не имеющих.
4. Привлечение к педагогической деятельности хорошо зарекомендовавших себя практиков в области журналистики.
В основе организации системы журналистского образования развиваются соответствующие организационно-педагогические основы профессионального образования, которые наряду с материально-техническим, социальным и правовым обеспечением определяют потребность в журналистских кадрах и образовательных учреждениях их подготовки, а также направления научной и научно-методической работы, профориентации и приема в учебные заведения, повышения квалификации журналистских работников и др.
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих учебно-методических, педагогических, управленческих и содержательных, технологических идей, принципов и условий, обеспечивающих достижение образовательных целей и реализацию потребностей личности, общества и государства в повышении эффективности и качества журналистского образования — организационно-педагогические основы функционирования системы. Это обеспечивает внутренние и внешние связи журналистского образования с социальным контекстом, помогает создавать условия для реализации и управления подготовкой журналиста, научно обосновывает выбор содержания обучения, соотношения форм и методов, теории и практики. Без этого невозможно говорить об эффективности, закономерности и устойчивости функционирования системы журналистского образования.
Системное качество системы журналистского образования проявляется в том, что одним из важнейших качественных результатов ее функционирования становятся условия, которые позволяют педагогам высшей школы разрабатывать, организовывать и реализовывать эффективную подготовку журналиста. Чаще всего это выражается из следующих качеств обучающихся: общеобразовательные, духовно-нравственные, культурологические, филологические, коммуникативные.
Список использованной литературы
1. Александров Н. Н. Изменение функций образования в современной России / Н. Н. Александров. — URL : http://alexnn.trinitas.pro/files/2012/02/IZMENENIE-FUNKTSIY-OBRAZOVANIYA-V-SOVREMENNOY-ROSSII-1.pdf.
2. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций / Е. П. Белозерцев. — СПб. : Юридический центр «Пресс», 2004. — 704 с.
3. Демина И. Н. Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения / И. Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3 (77). — С. 186-189.
4. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ / Н. К. Поляева, Е. П. Соколова [и др.] ; под ред. Л. П. Шестеркиной. — Челябинск : РЕКПОЛ, 2012. — 115 с.
5. Коган Л. Н. Образование как общественная потребность / Л. Н. Коган // Проблемы социального изучения потребности в образовании : сб. ст. — М. : ИСИ АН СССР, 1981. — С. 10-12.
6. Копылов В. А. Система образования как фактор развития социальной структуры общества в условиях зрелого социализма : автореф. дис. ... канд. филос. наук / В. А. Копылов. — М., 1985. — 23 с.
7. Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия — журналист : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 255 с.
8. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Медиа-Мир, 2008. — 248 с.
9. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации / И. А. Фатеева. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. — 270 с.
10. Филиппов Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. — М. : Наука, 1980. — 456 с.
11. Шестеркина Л. П. Педагогическое управление журналистским образованием в вузе / Л. П. Шестеркина. — Челябинск : РЕКПОЛ, 2012. — 97 с.
References
1. Aleksandrov N. N. Izmenenie funktsii obrazovaniya v sovremennoi Rossii [Change of education functions in modern Russia]. Available at: http://alexnn.trinitas.pro/ files/2012/02/IZMENENIE-FUNKTSIY-OBRAZOVANIYA-V-SOVREMENNOY-ROSSII-1.pdf.
2. Belozertsev E. P. Obrazovanie: istoriko-kulturnyi fenomen [Education: A Historical and Cultural Phenomenon]. St. Petersburg, Yuridicheskii tsentr «Press» Publ., 2004. 704 p.
3. Demina I. N. Economic journalism: problems of scientific provision and staffing. Iz-vestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3 (77), pp. 186-189 (in Russian).
4. Polyaeva N. K., Sokolova E. P., et al. Shesterkina L. P. (ed.) Zhurnalistskoe obrazo-vanie v usloviyakh konvergentsii SMI [Journalism education in terms of mass media convergence]. Chelybinsk, REKPOL Publ., 2012. 115 p.
5. Kogan L. N. Education as a public need. Problemy sotsialnogo izucheniyapotrebno-sti v obrazovanii [Problems of social survey of needs in education]. Moscow, ISI AN SSSR Publ., 1981. Pp. 10-12 (in Russian).
6. Kopylov V. A. Sistema obrazovaniya kak faktor razvitiya sotsialnoi struktury obsh-chestva v usloviyakh zrelogo sotsializma. Avtoref. Kand. Diss. [System of education as a development factor for social structure of the society in terms of the mature socialism. Cand. Diss. Theses]. Moscow, 1985. 23 p.
7. Svitich L. G. Vvedenie v spetsialnost: Professiya — zhurnalist [Specialty Introductory Course: Profession — Journalist]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 255 p.
8. Vartanova E. L. (ed.) Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: tekhnologii i oso-bennostiprepodavaniya [Modern journalism education: technologies and special aspects of teaching]. Moscow, Media-Mir Publ., 2008. 248 p.
9. Fateeva I. A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizatsii [Media education: theoretical fundamentals and implementation practice]. Chelyabinsk. Chelyabinsk State University Publ., 2007. 270 p.
10. Filippov F. R. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 456 p.
11. Shesterkina L. P. Pedagogicheskoe upravlenie zhurnalistskim obrazovaniem v vuze [Pedagogical management of university journalism education]. Chelyabinsk, REKPOL Publ., 2012. 97 p.
Информация об авторе
Владимирова Татьяна Николаевна — кандидат филологических наук, доцент, декан факультета журналистики, Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 109240, г. Москва, Верхняя Радищевская, 16-18, e-mail: [email protected].
Фефелкина Анастасия Викторовна — аспирант, руководитель Центра мультимедийной журналистики, Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 109240, г. Москва, Верхняя Радищевская, 16-18, e-mail: [email protected].
Authors
Tatyana N. Vladimirova — PhD in Philology, Associate Professor, Dean of Journalism Department, Sholokhov Moscow State University, 16-18 Verkhnyaya Radishchevskaya, 109240, Moscow, Russia, e-mail: [email protected].
Anastasiya V. Fefelkina — PhD Student, Head of Multimedia Journalism Center, Sholokhov Moscow State University, 16-18 Verkhnyaya Radishchevskaya, 109240, Moscow, Russia, e-mail: [email protected].