3. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 1999.
4. Glen Doman Garmonichnoe razvitie rebenka. - M., 1996.
5. Therba, L.V. Prepodavanie inostrannihkh yazihkov v shkole. - M., 1947.
Статья поступила в редакцию 10.09.13
УДК 378.14
Sadykova E.F., Niyazova A.A. COMPETENCE ORIENTED DESIGN - EDUCATIONAL MODULES IN AREAS OF TRAINING, «022000.62 - ECOLOGY AND NATURAL RESOURCES». Abstract: The specificity of professional bachelors in «022000.62 - Ecology and Nature», shows the trajectory of the formation of specialized modules, as well as their composition and results of development.
Key words: ecology and wildlife management, professional activities, educational modules, designing.
Э.Ф. Садыкова, канд. пед. наук, зав. каф. биологии, экологии и МПЕ Тобольской гос. социальнопедагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected]; А.А. Ниязова, канд. пед. наук, декан социально-психологического факультета Тобольской
гос. социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected].
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «022000.62 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
В статье представлена специфика профессиональной деятельности бакалавров по направлению «022000.62
- Экология и природопользование», показана траектория формирования профильных модулей, а также их состав и результаты освоения.
Ключевые слова: экология и природопользование, профессиональная деятельность, образовательные модули, проектирование.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) качество образовательных услуг определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции. Анализ характеристики профессиональной деятельности бакалавров экологии и природопользования позволяет констатировать, что система подготовки должна быть выстроена на основе экологического подхода во взаимоотношениях человека, природы и общества, что составляет основу современного мировоззрения, этики поведения и нового образа жизни человека, которое обеспечит безопасное развитие не только государства, общества, но и отдельного человека. Использование этого подхода в решении экологических проблем способствует осознанию человеком происходящих событий в природной и социальной среде [1, с. 340].
ФГОС ВПО по направлению «Экология и природопользование» описывает область профессиональной деятельности и регламентирует их виды. Обширная область профессиональной деятельности, требует качественно новых подходов реализации Федерального государственного образовательного стандарта, в XXI веке таким подходом стал компетентностный. В настоящее время данный подход стал объектом методологических, теоретических и дидактических исследований отечественных педагогов, осмысляются его сущностные характеристики и возможности применения на уровне профессионального образования.
Широко применяемый в ФГОС ВПО принцип вариативности, нашел свое отражение и в возможности студентов выбрать образовательный профиль: экология, природопользование, геоэкология. Различия между данными профилями существенны, однако базовая часть основной образовательной программы состоит из модулей, которые включают в себя дисциплины, обязательные для всех вузов и необходимые для усвоения будущим экологом фундаментальных экологических знаний. Следует отметить, что система модулей позволяет оценить не набор зачастую разрозненных знаний, умений и навыков, отдельно взятых дисциплин, а компетенций, которые интегрируют сам итог образовательного процесса ряда дисциплин. Однако нельзя развивать общие и профессиональные компетенции в отрыве друг от друга, поэтому идет комплексное формирование, которое представляет длительный процесс и проходит в рамках нескольких учебных дисциплин [2, с. 397]. В связи с этим объединение дисциплин в крупные блоки - модули, является наиболее эффективным. Каждый модуль имеет определенную логичес-
кую завершенность по отношению к заданным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 экология и природопользование результатам образования и предназначен для освоения профессиональных компетенций в рамках основного вида профессиональной деятельности.
Особое значение в подготовке бакалавров приобретают модули «Основы природопользования» и «Прикладная экология», позволяющие формировать компетенции в области проектно-производственной деятельности. Данный вид деятельности более всего востребован на рынке труда. Для эффективного освоения проектно-производственной деятельности, бакалавр должен:
• знать: принципы составления научно-технических отчетов, пояснительных записок, обзоров и заключений; нормативно правовую документацию в области охраны окружающей среды;
• уметь: осуществлять сбор и обработку первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду; проектировать типовые мероприятия по охране окружающей среды на конкретной территории; осуществлять контрольно-ревизионную деятельность, экологический аудит; проводить экспертизу социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разрабатывать проекты практических рекомендаций по сохранению природной среды.
В процессе успешного изучения данных модулей студенты будут обладать компетенциями ПК-6, ПК-7, ПК-10; ПК-11 которые регламентируют ФГОС ВПО по направлению подготовки «022000.62 - Экология и природопользование» [2, с. 5].
Основным потребителем услуг вуза по подготовке бакалавров экологии и природопользования являются работодатели, которые принимают выпускников и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций. Для удовлетворения требований работодателя к качеству подготовки профессиональных кадров в основной образовательной программе по профилю «Природопользование» в ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева» введены дополнительные общепрофессиональные компетенции: применять современные и экспериментальные, аналитические и математические методы работы для решения профессиональных задач (ПК-15); знать состав первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду и уметь проводить ее анализ и обработку; уметь состав-
лять и анализировать документацию в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (ПК-16).
В свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает тесное взаимодействие вуза и работодателя, которое осуществляется в первую очередь через систему прохождения бакалаврами производственных и учебных практик. Данные виды практик обеспечивают приобретение первого профессионального опыта и выступают в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров» [3, с. 27].
Выше сказанное подчеркивает значимость формирования профессиональных компетенций в условиях учебных и производственных практик. Поэтому одной из ключевых задач в профессиональной подготовке бакалавров является: сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках профессионального обучения и содержания практики; определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемых студентами во время практик; составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики.
Задания на производственную практику составляются с учетом двух аспектов: профиля работы организации, куда направляется студент и обязательного индивидуального задания для каждого студента. Производственно-управленческие организации (отделы по охране окружающей среды на предприятиях; частные фирмы, оказывающие аудиторские экологические ус-
Библиографический список
луги) и система особо охраняемых природных территорий представляют наибольший интерес для прохождения производственной практики бакалаврами направления «Экология и природопользование». Выполнение индивидуального задания на практике предполагает сбор и первичную обработку производственного либо научного материала, который может быть положен в основу курсовых, выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ, являющихся главным инструментом реальной проверки сформированных компетенций студента.
Выполнение исследовательских работ осуществляется по комплексному модулю, что способствует интеграционному взаимодействию как образовательных учебных дисциплин, так и вуза с работодателем, в процессе чего и формируются практи-ко-ориентированные компетенции.
Среди основных направлений совместной деятельности вуза и работодателей можно выделить: практическое обучение студентов на реальных рабочих местах; проведение представителями работодателей - специалистами - практиками - учебных занятий для студентов, мастер-классов, деловых игр, практикумов и т.д.; участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников.
Таким образом, возникает необходимость проектирования компетентностно-ориентированных образовательных модулей, позволяющих на наш взгляд сформировать профессиональные компетенции у бакалавров направления подготовки «022000.62
- Экология и природопользование».
1. Ниязова, А.А. Основные научные подходы, используемые в решении экологических проблем / А.А. Ниязова, Э.Ф. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 1 [Э/р]. Р/д: www.science-education.ru/107-8234
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» (квалификация (степень) “бакалавр”) [Э/р]. - Р/д: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/1874
3. Костыгина, В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик - автореф. дис. канд. пед. наук. - Пенза, 2010.
Bibliography
1. Niyazova, A.A. Osnovnihe nauchnihe podkhodih, ispoljzuemihe v reshenii ehkologicheskikh problem I A.A. Niyazova, Eh.F. Sadihkova II Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. -№ 1 [Eh?r]. RId: www.science-education.ruI107-8234
2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 022000 «Ehkologiya i prirodopoljzovanie» (kvalifikaciya (stepenj) “bakalavr”) [Eh?r]. - R?d: http:IIminobrnauki.rfIdokumentihI1874
3. Kostihgina, V.V. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh inzhenerov-stroiteleyj v processe uchebno-proizvodstvennihkh praktik - avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Penza, 2010.
Статья поступила в редакцию 09.09.13
УДК 373. 291
Skitskaya L.V., Shcherbakov Y.I. TO THE QUESTION THE OPTIMIZATION OF COMMUNICATION DIALOGUE PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL-LEARNING PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article describes the impact of communicative dialogue on the development of the child's personality, disclosed an optimization problem communicative dialogue among preschool children in preschool educational institutions, grounded experience of the introduction of new forms and methods of work in educational and pre-school education process to optimize the communicative interaction of children.
Key words: children of preschool age, communicative dialogue, Upbringing and education process, optimization, preschool educational institution.
Л.В. Скитская, ст. преп. каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского гос. университета г. Тирасполь, аспирант ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]; Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО
Московского гос. гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В статье описано влияние коммуникативного общения на развитее личности ребёнка, раскрыты проблемы оптимизации коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, обоснован опыт внедрения новых форм, методов работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений по оптимизации коммуникативного общения детей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, коммуникативное общение, воспитательно-образовательный процесс, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение.