Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка)'

Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / СТУДЕНТЫ-ЛОГИСТЫ / LOGISTICS STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / КРИТЕРИИ И УРОВНИ / CRITERIA AND EVELS / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ / SOCIAL PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стычкова Вероника Игоревна, Кукуев Федор Юрьевич

Рассматривается педагогическая технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка. Освещаются данные диагностики социально-психологической адаптации студентов отделения транспортной логистики Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, уровня владения иностранным языком для профессионального общения, а также профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальности «Транспортная логистика». Анализируются критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стычкова Вероника Игоревна, Кукуев Федор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка)»

УДК 81.243

В.И. Стычкова, Ф.Ю. Кукуев,

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)

Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка)

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева

Современный уровень развития общества, процессы модернизации в производственной, образовательной и других сферах ставят перед высшей школой задачи подготовки образованного и квалифицированного профессионала, социально и профессионально мобильного. Профессиональная мобильность особенно важна для специалистов в сфере транспортной логистики, поскольку данная отрасль предполагает быструю ориентацию в смежных

областях деятельности, а также готовность к постоянному профессиональному росту и самообразованию в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Таким образом, только профессионально мобильный логист является специалистом, конкурентоспособным на рынке труда.

Нами было установлено, что профессиональная мобильность студентов-логистов - это интегра-тивное качество личности, объе-

диняющее в себе: готовность мобилизовать свой внутренний потенциал в ситуациях, связанных с профессиональной мобильностью; способность к быстрой социализации и адаптации в профессиональном логистическом сообществе; умение организовать товаропотоки, разработать и реализовать планы уменьшения затрат на транспортные и складские издержки; а также умение общаться на бытовые и профессиональные темы на иностранном

© Стычкова В.И., Кукуев Ф.Ю., 2014

ВЕРОНИКА ИГОРЕВНА СТЫЧКОВА

старший преподаватель кафедры иностранных языков Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания иностранных языков, профессиональная мобильность. Автор около 30 публикаций

языке, готовность применять лексические и грамматические единицы языка для оптимизации цепи поставок при иноязычном общении.

Исходя из сказанного, в профессиональной мобильности студентов-логистов можно выделить четыре компонента: личностный, социальный, профессиональный и языковой (рис. 1) [3].

Высшие учебные заведения обладают большими возможностями для становления профессиональной мобильности студентов-логистов, среди которых можно назвать лекции и семинарские занятия, внеучебную деятельность, производственные практики и зарубежные стажировки, беседы с преподавателями, научно-практические конференции и выставки. Однако, нам представляется, что наибольшим потенциалом в

___. ФЕДОР

^ЯНЬ ЮРЬЕВИЧ ^^_Ж КУКУ ЕВ

Щ " * г

Я студент 3-го курса фа-Vj^hI культета конструкции летательных аппаратов Самарского госу-| дарственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). Сфера научных интересов: статистические методы в педагогических исследованиях, робототехника, ракетостроение. Автор 2 публикаций

формировании профессиональной мобильности студентов-логистов обладает дисциплина «Иностранный язык». Иностранный язык имеет в своем распоряжении набор методов, форм и средств обучения, которые позволяют ин-тегрированно формировать четыре компонента профессиональной мобильности в сжатые сроки, а именно в течение четырех семестров.

В ходе эксперимента нами была разработана технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка.

Вслед за Г.К. Селевко мы рассматриваем технологию как синоним педагогической системы [2]; следовательно, данная технология, как любая педагогическая система (С.Я. Батышев,

В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина), представляет собой единство факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека. Анализ структуры различных педагогических моделей обучения показывает, что ее неотъемлемыми составляющими являются блоки цели и задач, содержания и результата (схема).

Установлено, что в ходе профессиональной подготовки основной задачей является подготовка студентов-логистов к быстрому реагированию на постоянно меняющиеся условия профессиональной деятельности, для чего необходимо формирование у них профессионально значимого качества - профессиональной мобильности. Следовательно, целью разработанной технологии является формирование профессиональной мобильности студентов-логистов, а задачами - развитие показателей ее компонентов.

Содержательный элемент технологии формирования профессиональной мобильности студентов-логистов является базовым. Он включает в себя совокупность лингвистических знаний и опыта речевой деятельности.

Отбор содержания обучения иностранному языку, направленного на формирование профессиональной мобильности студентов-логистов, проводился в соответствии с принципами ин-тегративного подхода, что позволило вызывать интерес обучаемых к профессиональной деятельности за счет создания ее целостного образа, обеспечивающего стимулирование познавательных и эмоциональных потребностей, профессиональных мотивов и интересов. Таким образом, использование принципов инте-гративного подхода на занятиях по иностранному языку является значимым условием формирования профессиональной мобильности студентов-логистов.

Рассматривается педагогическая технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка. Освещаются данные диагностики социально-психологической адаптации студентов отделения транспортной логистики Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, уровня владения иностранным языком для профессионального общения, а также профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальности «Транспортная логистика». Анализируются критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, студенты-логисты, педагогическая технология, критерии и уровни, иностранный язык, профессиональная идентичность, социально-психологическая адаптивность.

The article deals with the pedagogical technology of Logistics students' professional mobility forming by means of a foreign language. The empirical basis of the article is formed by the findings of the survey conducted among students of the Department of Transport Logistics at Samara State Aerospace University to diagnose their social psychological adaptability, level of knowledge of a foreign language for professional communication, status of professional identity. Criteria, indices and levels of the formed professional mobility of Logistics students have been defined.

Key words: professional mobility, logistics students, pedagogical technology, criteria and levels, foreign language, professional identity, social psychological adaptability.

Цель - формирование профессиональной мобильности студентов-логистов

Задачи - развитие показателей компонентов профессиональной мобильности студентов-логистов

В соответствии с рабочей программой по английскому языку для студентов 1-х и 2-х курсов факультета инженеров воздушного транспорта нашего университета (кафедра «Организация и управление перевозками на транспорте»), мы разделили содержательный элемент педагогической технологии формирования профессиональной мобильности студентов-логистов на два этапа, два учебных модуля: учебный модуль 1 - общий язык (General English), обеспечивающий преемственность школьного и вузовского обучения иностранному языку, и учебный модуль 2 - профессионально ориентированный язык (Vocationally oriented Language Learning), создающий условия погружения студентов-логистов в профессиональный контекст.

Целью вводно-коррективного учебного модуля является коррекция разноуровневого владения студентами иностранным языком. Более того, на данном этапе произошло включение студентов-логистов в учебное сообщество. Беседы с преподавателями позволили им понять, правильный ли профессиональный выбор был сделан, то есть был определен статус профессиональной идентичности. Студенты на данном этапе активно вовлечены в учебно-профессиональную деятельность для наиболее полного формирования представления о будущей профессии. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста любого субъекта деятельности, является базисом для формирования профессиональной мобильности студентов-логистов.

Второй учебный модуль характеризуется профессионализацией обучения, когда создаются условия, близкие к профессиональной деятельности логистов. В основном профессионализация касается лексического напол-

нения терминами специального характера по общетехнической и научно-популярной тематике, однако важно также обучение профессионально значимым видам деятельности, то есть при определении целей обучения приоритет отдается приобретению определенных языковых и речевых знаний и практических умений для использования их в профессиональном и повседневном общении. На данном этапе интенсивно формируются личностный, социальный, профессиональный и языковой компоненты профессиональной мобильности студентов-логистов за счет реализации ин-тегративного подхода.

Очевидно, что эффективность любого процесса, в том числе и в педагогическом исследовании, оценивается с помощью критериев и показателей. К примеру, С.А. Маврик предлага-

ет свою трактовку понятия «критерий», которое характеризуется как признак, по которому классифицируются и оцениваются факты педагогической реальности [1]. Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых осуществляется диагностирование уровня соответствия конкретному критерию. Оценка деятельности и знаний обучающихся осуществляется с учетом таких показателей, как глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей данного знания с другими с ним соотносящимися; действенность знаний, предусматривающая готовность и умение студентов применять их в сходных и вариативных ситуациях; системность, определяемая как совокупность знаний в сознании будущих специалистов; осознанность знаний, выражающаяся в понимании

Содержательный элемент - иностранный язык (интегративный подход)

Учебный модуль 1 - общий язык (интегрируемые компоненты) Учебный модуль 2 - профессионально ориентированный язык (интегрируемые компоненты)

Личностный Социальный компонент компонент Профессиональный Языковой компонент компонент

Процессуальный элемент (интегративный подход)

Активные методы: ролевая игра, деловая игра, мозговой штурм, метод анализа и разрешения проблемных ситуаций

Результат: высокий уровень сформированности компонентов профессиональной мобильности

Личностный компонент: принятие себя, эмоциональный комфорт, психологическая адаптивность Социальный компонент: принятие других, стремление к доминированию, социальная адаптивность Профессиональный компонент: знание специфики будущей профессиональной деятельности Языковой компонент: владение иностранным языком для профессионального общения

Рис. 1. Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка

связей между ними, путей получения знаний, умения их доказывать. Уровни и показатели сфор-мированности исследуемого качества тесно взаимосвязаны с его компонентами.

Для определения уровня сфор-мированности профессиональной мобильности студентов-логистов мы выделили два равнозначных критерия сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов, а именно: личностно-социальный и профессионально-языковой. Эти критерии тесно связаны с компонентами профессиональной мобильности. Нам представляется целесообразным соединить личностный и социальный компоненты, поскольку для определения уровня сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов необходимо проанализировать то, как студенты-логисты проявляют свои личностные качества в профессиональном сообществе. Кроме того, для диагностики этих компонентов используются сходные методики. Профессиональный и языковой компоненты также объединены в один критерий, поскольку формирование профессиональных знаний осуществляется на английском языке, соответственно, и диагностировать уровень владения ими следует одновременно с уровнем владения иностранным языком.

Для определения уровня сфор-мированности профессиональной мобильности по личностно-соци-альному критерию мы выбрали методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Этот выбор был сделан нами не случайно, так как социально-психологическая адаптация предполагает оценку уровня таких интегральных показателей, как принятие себя, принятие других, внутренний контроль (интернальность), эмоциональный комфорт, стремление к доминированию и адаптивность

в целом, что наилучшим образом соответствует качествам, характерным для личностного и социального компонентов профессиональной мобильности студентов-логистов.

Уровень владения иностранным языком для профессионального общения диагностируется с помощью теста, который включает в себя аутентичный текст на профессиональную тему для прочтения с упражнениями на проверку понимания прочитанного, задание на проверку письменной деятельности, говорение. Аудирование, таким образом, проверяется во время диалога с экзаменуемым, поскольку отдельно оценивается его реакция на сказанное. Такая методика диагностики уровня владением иностранным языком для профессионального общения является эффективной, так как позволяет интегрированно протестировать все виды речевой деятельности. В соответствии с общеевропейской системой оценки языковой компетенции CEFR (Common European Framework of Reference) мы обозначали уровень владения иностранным языком как A, B и C, где А - категория уровня элементарного владения иностранным языком, В - категория уровня достаточного владения иностранным языком, С - категория уровня свободного владения иностранным языком. Далее эти три категории подразделяются на 6 показателей: А1, А2, В1, В2, С1 и С2, где А1 - это уровень выживания, а С2 - это уровень владения языком в совершенстве.

Говоря о сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов, мы выделяем пять уровней:

- очень высокий: характеризуется высокой степенью социально-психологической адаптации (более 446 по сумме интегральных показателей социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда) и уровнем

владения иностранным языком для профессионального общения С1/С2;

- высокий: высокая степень социально-психологической адаптации при уровне владения иностранным языком для профессионального общения В1/В2; либо показатель владения иностранным языком может быть С1 /С2, но сумма интегральных показателей социально-психологической адаптации остается в пределах от 184 до 446;

- средний: сумма интегральных показателей социально-психологической адаптации от 184 до 446 при уровне владения иностранным языком для профессионального общения В1/В2; либо показатель владения иностранным языком может быть С1 /С2, но сумма интегральных показателей социально-психологической адаптации менее 184; также возможен третий вариант, когда уровень владения иностранным языком является базовым (А1/А2), но сумма интегральных показателей социально-психологической адаптации более 446;

- низкий: элементарный уровень владения иностранным языком (А1/А2) при средних значениях социально-психологической адаптации (184-446), либо пороговый уровень владения иностранным языком (В1/В2) при низких значениях социально-психологической адаптации (менее 184);

- очень низкий: сумма интегральных показателей социально-психологической адаптации менее 184 при уровне владения иностранным языком для профессионального общения А1/А2.

Для наглядности можно воспользоваться табл. 1.

Целью опытно-экспериментальной работы была экспериментальная проверка педагогической технологии формирования профессиональной мобильности студентов-логистов. На занятиях по иностранному языку были созданы оптимальные условия для реа-

Таблица 1

Уровни сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов

Показатели социально-психологической адаптации (по сумме интегральных показателей) Менее 184 184 - 446 Более 446

Показатели уровня владения иностранным языком для профессионального общения A1/A2 B1/ B2 C1/ C2 A1/A2 B1/ B2 C1/ C2 A1/A2 B1/ B2 C1/ C2

Уровень сформированности профессиональной мобильности Очень низкий Низкий Средний Низкий Средний Высокий Средний Высокий Очень высокий

Таблица 2

Сформированность личностно-социального компонента профессиональной мобильности студентов-логистов (по результатам констатирующего этапа эксперимента)

Интегральный Среднее значение Дисперсия Критерий

показатель СПА Экспер. Контр. Экспер. Контр. Крамера - Уэлча

Адаптивность (А) 69 67 270 265 0,773389191

Самовосприятие 81 79 254 277 0,77629668

Принятие других 71 67 280 267 1,529717805

Интернальность (I) 70 72 200 223 0,869770764

Эмоциональный 69 68 254 234 0,404888165

комфорт (Е)

Доминирование ф) 57 58 250 256 0,397621386

лизации интегративного подхода без нарушения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Выборку для исследования составляли 160 студентов первого курса факультета инженеров воздушного транспорта университета, из них 80 студентов составляли контрольную группу и 80 - экспериментальную. Эксперимент проводился в несколько этапов.

Констатирующий этап эксперимента предусматривал два подхода. Первый подход включал выяснение статусов профессиональной идентичности с использованием авторской методики А.А. Азбель. На основании ответов испытуемого можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности: неопределенная (четкие представления о карьере отсутствуют), навязанная (представления о профессиональном будущем навязаны извне), мораторий (наиболее подходящий вариант еще не определен), сформированная (профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения).

Если рассматривать показатели каждого конкретного студента с целью выделения одного ведущего типа профессиональной идентичности, то можно констатировать, что 3% студентов имеют несфор-мированную профессиональную идентичность, 1% обладают навязанной профидентичностью, 16% первокурсников имеют статус профидентичности «мораторий», у 69% студентов выявлена сформированная профессиональная идентичность, у 11% испытуемых нельзя определить ведущий тип профессиональной идентичности, так как они имеют одинаковые уровни выраженности двух или трех статусов профидентичности. На данном этапе мы не делили студентов на контрольную и экспериментальную группы, поскольку показатели профессиональной идентичности должны быть равными для обеих групп, так как критерий «профессиональная идентичность» не рассматривается нами при определении уровня сформированности профессиональной мобильности, а является лишь условием для начала ее формирования.

Второй подход включал изучение сформированности лич-

ностного, социального, профессионального и языкового компонентов в структуре профессиональной мобильности студентов-логистов.

Первоначальное тестирование по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показало, что среднее значение ее интегральных показателей находится в зоне неопределенности, то есть они не могут быть интерпретированы как низкие или высокие. Более того, анализ эмпирических данных при помощи критерия Крамера - Уэлча подтвердил, что статистически значимых (более 1.96) различий между средними баллами в контрольной и экспериментальной группах выявлено не было (табл. 2).

Тестирование на уровень владения иностранным языком для профессионального общения позволило констатировать, что 59% студентов в экспериментальной группе и 56% студентов в контрольной группе показали результат А1; А2 - уровень владения иностранным языком для профессионального общения для 37 и 41% студентов соответственно. Лишь 3 студента (4%) из экспериментальной группы и 2 студента (2,5%) из контрольной группы написали тест на результат В1, что было самым высоким уровнем владения иностранным языком для профессионального общения на начальном этапе. Напомним, что тест был наполнен лексическими единицами, характерными для профессиональной деятельности логистов, поэтому столь высокий результат можно объяснить кон-

60 40 20

0

Г

Экспериментальная группа Контрольная группа

А1 А2 В1 В2 С1

Рис. 2. Уровень владения иностранным языком для профессионального общения (по результатам констатирующего этапа эксперимента)

С2

Таблица 3

Сформированность личностно-социального компонента профессиональной мобильности студентов-логистов (по результатам третьего этапа эксперимента)

Интегральный Среднее значение Дисперсия Критерий

показатель СПА Экспер. Контр. Экспер. Контр. Крамера - Уэлча

Адаптивность(А) 80 69 242 246 4,453769816

Самовосприятие 86 80 230 253 2,441870783

Принятие других 76 70 265 252 2,360211773

Интернальность (I) 78 72 194 209 2,673275516

Эмоциональный 75 69 234 215 2,532637735

комфорт (Е)

Доминирование ф) 76 65 243 231 4,519064165

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текстуальной догадкой, нежели реальными знаниями терминологии в области логистики(рис. 2).

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития показателей компонентов профессиональной мобильности студентов-логистов, что подтвердило необходимость разработки и апробации педагогической технологии ее формирования средствами иностранного языка.

После первого учебного модуля мы провели промежуточную диагностику, которая показала, что 92% студентов первого курса факультета инженеров воздушного транспорта имеют сформированную профессиональную идентичность (по сравнению с 69% по результатам констатирующего этапа эксперимента), что является достаточным показателем для начала формирования профессиональной мобильности.

Более того, по результатам промежуточной диагностики нами было выявлено, что значения дисперсии по интегральным показателям социально-психологической адаптации стали меньше. А это свидетельствует о том, что и в экспериментальной и в контрольной группах значения интегральных показателей стали более однородными.

Формирующий этап эксперимента был направлен на проверку эффективности педагогической технологии формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами ино-

странного языка. Гипотетическая позиция формирующего этапа эксперимента основывалась на предположении, что применение данной технологии влияет на формирование у студентов-логистов профессиональной мобильности, автономности, что выражается позитивными изменениями в личностном, социальном, профессиональном и языковом компонентах.

Исследовательская работа третьего этапа эксперимента была направлена на отслеживание динамики оценок по показателям компонентов профессиональной мобильности студентов-логистов.

Сравнительный анализ результатов диагностики на первом и третьем этапах эксперимента показал статистически значимую положительную динамику показателей личностно-социального критерия сформированности профессиональной мобильности студентов-логистов. Эта динамика наблюдается в контрольной и экспериментальной группах, однако значения критерия Крамера - Уэл-ча свидетельствуют о статистической значимости (при значении более 1.96) различий средних значений показателей между группами (табл. 3), а также в экспериментальной группе на первом и третьем этапах эксперимента. В то же время различия в контрольной группе на первом и третьем этапах эксперимента не являются статистически значимыми.

Положительная динамика для профессионально-языкового критерия также очевидна по резуль-

70 60 50 40 30 20 10 0

■ Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

1

А1 А2 В1 В2 С1

С2

Рис. 3. Уровень владения иностранным языком для профессионального общения (по результатам констатирующего эксперимента)

татам третьего этапа эксперимента (рис. 3).

Таким образом, можно утверждать, что в результате применения педагогической технологии формирования профессиональной мобильности студентов-логистов средствами иностранного языка подтвердилась гипотетическая позиция, предполагающая рост сформированности показателей компонентов профессиональной мобильности студентов-логистов.

Литература

1. Маврик С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студентов педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998.

2. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с.

3. Стычкова В.И. Компоненты профессиональной мобильности студентов специальности «Транспортная логистика» // Известия Балтийской государственной академии. Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. № 1. С. 188-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.