АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147 ББК 74.480.26
Н.А. Анисимова ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
го ш о
I
<
< i
Рассмотрены вопросы о важности процесса формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций, о значимости определённых подходов к выявлению сущности формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов, о её структуре и уровнях сформированности.
Ключевые слова: профессионально-адаптационная мобильность, социальная адаптация, профессиональные компетенции, компетентность, компетентностный подход.
Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, и в частности, в области туризма, создали принципиально новую ситуацию в системе высшего профессионального туристского образования. Подготовка менеджеров, способных качественно осуществлять профессиональную деятельность в туристской отрасли является одной из важнейших задач вуза.
В настоящее время всё большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится развитие креативности, умение работать в коллективе, профессиональных компетенций, способности к самообучению и самореализации, т. е. сформированности профессионально-адаптивной мобильности студентов. Оценка эффективности профессиональной подготовки происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его обучаемости, степенью реализации творческого потенциала. Таким образом, перед современным туристским вузом стоит
важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у них профессионально-адаптационной мобильности. В социально-психологическом аспекте формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности важную роль играют требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей. Учет этих требований в профессиональной подготовке специалистов туристского вуза является актуальной проблемой обучения [6].
Становится важным определение оптимального соотношения между теоретической подготовкой выпускников и их узкой профессиональной специализацией. Опыт показывает, что студенты туристских вузов хорошо подготовлены теоретически, и с большой заинтересованностью включаются в практический процесс, применяя полученные знания, когда предоставляется возможность выхода на практику в туристские организации [5].
В настоящее время философы, социологи, педагоги, психологи ведут активные исследования социальной адаптации и мобильности молодежи. Особенно пристальное внимание уделяется профессиональной адаптации в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко и др., достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы: изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе, и в сфере туризма (Г.М. Андреева,
A.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.Л. Загвязинский, Э.Ф. Зеер,
B.Т. Лисовский, А.В. Петровский,
C.Л. Рубинштейн и др.); в настоящее время учеными исследуется сущность социально-адаптационного процесса, обосновывается статус категории «социальная адаптация», изучаются её механизмы (В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, В.Л. Загвязинский, Г.В. Залевский, Н.С. Морова, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов и др.). Работы, связанные с теорией и практикой профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, их профессиональным становлением (В.И. Жолдак, И.В. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальнов и др.) являются основой для изучения формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза [4].
Анализ теоретических исследований и реальной практики по проблеме формирования профессионально-адаптационной мобильности, учет квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателей и особенности влияния развивающейся образовательной среды туристского вуза на процесс формирования профессионально-адаптационной мобильности показывает, что данная проблема существует, и задача сложившейся системы профессионального образования - обеспечивать непрерывность, поэтапность, преемственность, адаптивность и мобильность профессиональной подготовки, нацеливать на перспективу, нести в
себе элементы опережающего обучения в содержании подготовки специалистов для сферы туризма [1].
В условиях динамично развивающегося образовательного пространства подготовка будущего специалиста в туристском вузе должна осуществляться на основе социального заказа общества, в тесной взаимосвязи с достижениями науки и практики, с учетом интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности людей. Современный человек должен иметь представление о законах существования и развития реального мира как социально-природной целостности, о характере основных связей и отношений между её элементами. Традиционно целями высшего профессионального образования являлась совокупность знаний, учений, навыков, личностных характеристик, которыми должен владеть выпускник. Такой подход в настоящее время оказался недостаточным. Обществу, производству, в том числе, и работодателю туристской индустрии необходимы выпускники, готовые своевременно решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы практически, умеющие быстро и гибко ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, т. е. обладающие высоким уровнем сфор-мированности профессионально-адаптационной мобильности [2].
В настоящее время интенсивно осуществляются исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. Процесс профессионально-адаптационной мобильности личности начинается еще в школе при выборе профиля обу-
ф ш
0
1
о
0 го
1
со о
о н
о
со о
ф
н о
о
0
1 _0
с; ^
ю о
I
о
Го 5
го £
X _0 I _0
го
I
о ^
о
о ф
-& о
I
го ш о
X _0
со ф
чения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем - довузовской, вузовской и послевузовской адаптации [4].
В связи с этим в традициях отечественного высшего профессионального образования сложились определенные подходы к выявлению сущности формирования профессиональных компетенций студентов. Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов, т. е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования [2].
На основе ключевых понятий «компетенция», «компетентность» и «ком-петентностный подход» (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.) определяется значимость и сущность процесса формирования у студентов профессионально-адаптационной мобильности [2].
Профессионально-адаптационная мобильность студентов, основанная на совокупности ключевых и профессиональных компетенций, проявляется в виде специальных установок на себя, означающих включение индивида в профессиональное самопознание и самореализацию [1].
Под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью - выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем S образовании предполагает особую ор-§ ганизацию образовательного процесса
| вуза. При этом усиливается его проблем-
<
^ но-исследовательская, практико-ориен-
i тированная направленность, все виды
студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей [1].
Если квалификационный подход направлен на формирование у студентов вуза системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных условиях, то реализация ком-петентностного подхода способствует формированию готовности к более эффективному решению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, что говорит о развитости у них профессионально-адаптационной мобильности. Квалификация дополняется ценностно-смысловыми, нравственно-волевыми, деятельностными характеристиками студента и преобразуется в компетентность - универсальные знания и опыт, позволяющие реализовывать широкий круг профессиональных задач [1].
Под профессионально-адаптационной мобильностью личности предполагается комплекс сформированных ключевых и профессиональных компетенций, позволяющих ей эффективно и в короткие сроки осуществлять решение профессиональных задач на основе мотивации, способности к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию [4].
Профессиональная деятельность, а именно её особенности, определяют спектр профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть студентам туристского вуза. В квалификационной характеристике учитываются многие аспекты: круг задач, который должен решать выпускник туристского вуза, требования к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной профессиональной деятельности в сфере туризма и совокупность личностных качеств, обеспечивающих успех в профессиональной среде [2].
Для более полного усвоения сущности профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза
рассмотрим вопрос о её структуре и уровнях сформированности. Теоретический анализ позволяет выделить следующие компоненты в структуре формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза [3]:
• квалификационный - наличие общих и специальных знаний, необходимый уровень практических умений, сформированность других ключевых и профессиональных компетенций (согласно требованиям ФГОС ВПО и требованиям работодателя);
• мотивационно-личностный - положительная мотивация к обучению и будущей профессиональной деятельности; осознанное принятие ценностей профессиональной деятельности; высокий уровень гражданского сознания и социальной зрелости;
• креативный - наличие самооценки в процессе профессиональной подготовки и её творческой составляющей, стремление к самообучению, саморазвитию и самореализации; умение действовать в нестандартных ситуациях. Таким образом, под профессионально-адаптационной мобильностью студентов туристского вуза мы понимаем интегративное, социально-обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность [6].
Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза является многокомпетентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет ин-тегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления
успешной профессиональной деятельности специалиста сферы туризма.
По мнению исследователей, изучающих эту проблему, ключевые и профессиональные компетенции выпускников туристского вуза соответствуют компонентам их готовности и заключаются в следующем [6]:
1) мотивационно-личностный компонент:
• устойчивая мотивация к обучению и профессиональной деятельности -профессиональное мировоззрение, обладает высокой цельностью; наличие желания совершенствования в туристской профессиональной подготовке и профессиональной деятельности; инициативность; желание профессионального роста по будущей туристской специальности;
• общая профессиональная культура -высокая общая подготовка: организационный опыт, навыки личного и публичного общения с клиентами туристских фирм, владение иностранным языком основной клиентуры, корпоративная культура, культура межличностного общения, умение работать в команде, способность системно мыслить; знание и понимание других культур; знание и соблюдение норм поведения, обычаев, традиций страны и региона пребывания: знание понятийно-категориального аппарата туризма, классификация туристских услуг и турпродуктов, современного положения туристского рынка, динамики и перспектив его развития;
• информационная компетенция - умение пользоваться офисной оргтехникой (способность самостоятельно работать на компьютере - уверенный пользователь); сбор, первичная обработка и анализ справочных материалов по туризму; определение достоверности информации и доведение её до клиента; умелое использование туристских публикаций и рекламных материалов (периодические издания по туризму, туристские каталоги, на-
ф ш
0
1
о
0 го
1
со о
о н
о
со о
ф 5
н о
о
0
1 _0
с; ^
ю о
I
о
:х ^
Го 5
го £
X .0 I .0
го
I
о ^
о
о ф
-& о
I
го ш о
X .0
ш
ф
го со о
I
<
< I
учные публикации по туризму и т. п.), овладение технологией бронирования туристских услуг, туров, авиабилетов, гостиничных номеров с использованием факсовой связи и компьютерной технологии; знание современных туристских формальностей;
• гражданственность - знание прав и обязанностей граждан в России и иностранных государствах, знание законов и других нормативно-правовых и законодательных актов в области туризма; реализация договорных отношений с различными предприятиями туристской индустрии и туристом; целостное самосознание личности, устойчивое позитивное отношение к своим социальным обязанностям; понимание необходимости здорового образа жизни (знание региональных традиций);
2) квалификационный компонент:
• знания - знания, полученные в результате освоения основных образовательных программ при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и специальных дисциплин: основные характеристики туристских центров; географию основных видов рекреационных ресурсов; особенности развития материальной базы туризма в различных регионах России; характеристики рекреационных зон и районов России; особенности деятельности туристской фирмы на рынке; особенности планирования туристского продукта с учетом маркетингового исследования рынка; основные вопросы ценообразования в туризме; особенности создания туристского агентства и планирования бизнеса; технологическую, производственную и структурную схему туристского агентства; особенности менеджмента в туристской фирме; виды и формы документов, обязательных для работы туристской фирмы;
• практические умения - готовность и способность применять знания
на практике (превращение знаний в умения): оформление туристского пакета; умение ориентироваться в особенностях организации туристской деятельности в различных регионах страны в зависимости от вида туризма и рекреационных ресурсов данной территории, осуществлять проектную деятельность по созданию туристского продукта, ориентированного на конкретного потребителя; выявлять и оценивать рекреационные ресурсы территории с целью их использования в рекреационной деятельности; проводить технологическую проработку и владеть основными методическими приемами ведения экскурсии, маршрута, тура; уметь разрабатывать и оформлять необходимую туристскую документацию; комплектовать пакет документов, необходимый для работы туроператора; разрабатывать и оформлять необходимую туристскую документацию;
интеграция знаний - умение интегрировать внутрипредметные и межпредметные знания в области туризма; структурирование знаний в сфере туризма, пополнение, актуализация знаний об особенностях туристской деятельности и тенденциях развития туристской индустрии; видение взаимосвязи целостной системы знаний в данной области, их взаимосвязь и синтез; обновление знаний в сфере туризма; осознанное понимание будущим специалистом явлений и процессов в области туристского бизнеса, формированию его интегрального мышления;
готовность к их проявлению - умение и желание постоянно учиться (обучаемость); приобретение исследовательских навыков в области туризма; способность гибкого применения знаний и умений в профессиональной сфере; способность применять имеющиеся знания и умения при решении новых профессиональных задач (про-
блем); способность к переносу знаний и умений по ассоциации;
3) креативный компонент:
• творческая направленность - творческий уровень реализации усвоенных знаний и приобретенных профессиональных туристских умений; совершенная профессиональная туристская подготовка; умение проектировать и самостоятельно решать проблемные профессиональные задачи (нестандартные профессиональные ситуации); самостоятельно выполнять различные виды практических заданий, включающие в себя элементы рационализации во всех сферах туристской деятельности; умение адаптироваться в профессиональной туристской среде; готовность к организационно-управленческой работе с малыми и средними коллективами туристских фирм; владение методами поиска нового;
• инициатива - способность порождать новые идеи в формировании современного туристского предприятия; способность брать на себя ответственность; готовность и способность к лидерству; решительность; осознание возможностей и овладение ими; исполнение большего, чем требует работа, обстановка, ситуация (создание «задела» на будущее); тактическая и стратегическая ориентация на будущее развитие туристской организации;
• самообучение, самооценка, самореализация - способность к самообучению; адекватное определение уровней собственного развития (уровня сформированности готовности себя как специалиста в сфере туризма); устойчивое стремление к творческой самореализации;
• умение действовать в нестандартных ситуациях - умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного рынка туристских услуг, адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах, способность к
нестандартным решениям; предвидение проблемы, неочевидной для остальных.
Исходя из приведенного, отметим, что перед современным туристским вузом стоит важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформировать у них профессионально-адаптационную мобильность. В социально-психологическом аспекте формирования профессионально-адаптационной мобильности важную роль играют требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей. Учет этих требований в профессиональной подготовке студентов туристского вуза является актуальной проблемой обучения.
Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза заключается в развитии у них социально обусловленных профессионально-личностных образований, отражающих квалификационный достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную деятельность [1]. Библиографический список:
1. Баранова В.В., Щербакова В.А. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования: монография. - Тула: Изд-во «Папирус», 2008. - 184 с.
2. Иванова Е.Е. Теоретические основы развития профессионального туристского образования: учебно-методическое пособие. - Тула, 2007. - 136 с.
3. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: учебник. - М.: Советский спорт, 2000. - 360 с.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев,
ф ш
0
1
о
0 го
1
со о
о н
о
со о
ф 5
н о
о
0
1 _0
с; ^
ю о
I
о
:х ^
Го 5
го £
X _0 I _0
го
I
о ^
о
о ф
-& о
I
го ш о
X .0
ш
ф
А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Слас-тенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
5. Требования работодателей к системе профессионального образования / под ред. Т.Л. Клячко, Г. А. Красновой. - М.: МАКС Премм, 2006. - 126 с.
6. Харитонова Ж.Б. Формирование готовности выпускников туристских вузов к профессиональной деятельности // Вестник Моск. Ун-та МВД. 2008. № 10.
УДК 378.147 ББК 74.480.26
Т.И. Жаркова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рассмотрены проблемы региона в обучении иностранному языку студентов экономических вузов, способствующих развитию их коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: регион, региональная культура, принципы обучения иностранным языкам, диалог культур.
го со
о ^
ГО
£
Обращение к региональному компоненту в образовании как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции - в частности. Использование материалов ре-гионоведения при обучении иностранному языку продиктовано жизненной необходимостью. Понимание иной культуры возможно только на основе компетентных знаний своей. Отсутствие таковых ведет к недопониманию и непониманию вообще в процессе межкультурной коммуникации. Кроме этого нужно помнить, что знание региона и его проблем позволит обучаемым подготовиться к практической профессиональной деятельности именно в своем регионе.
По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центр проблематики XXI в., как для всего международного сообщества в полном объеме, так и для образовательных систем, будет состоять в преодолении противоречий, одним из которых является противоречие между общим и частным: постепенное превращение челове-
ка в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ; происходит прогрессивная глобализация культуры, которой присущи и перспективы, и опасности; одна из опасностей -потеря уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу и реализовать свой потенциал в богатстве своих традиций и своей собственной культуры [14, с. 8].
Региональность отражает одну из особенностей современного Российского общества - разнообразие в социально-экономическом развитии некоторых регионов, различие в их природных, культурных, национальных и исторических особенностях [5, с. 156]. В связи с все большей открытостью Челябинской области необходима презентация региональной культуры для развития международных контактов на взаимовыгодных условиях. Мы, как и ТУ Тучкова и М.А. Федотова, считаем, что именно презентация региональной культуры на иностранных языках на международном уровне является в настоящее время наи-