Научная статья на тему 'Формирование профессионально-адаптационной мобильности у студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций'

Формирование профессионально-адаптационной мобильности у студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL ADAPTATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL-ADAPTIVE MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Наталия Анатольевна

Рассмотрены вопросы о важности процесса формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций, о значимости определённых подходов к выявлению сущности формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов, о её структуре и уровнях сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professionally-Adaptive Students Mobi-lity Based on Key and Professional Competencies in Tourism Higher Schools

The importance of the process of formationof professional adaptation of student mobility in tourist high schools on key and professional competencies, the relevance of certain approaches to the identification of the essence of professionally-adaptive student mobility in tourist universities, its structure and level of development are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-адаптационной мобильности у студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Н.А. Анисимова ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

го ш о

I

<

< i

Рассмотрены вопросы о важности процесса формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов на основе ключевых и профессиональных компетенций, о значимости определённых подходов к выявлению сущности формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристских вузов, о её структуре и уровнях сформированности.

Ключевые слова: профессионально-адаптационная мобильность, социальная адаптация, профессиональные компетенции, компетентность, компетентностный подход.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, и в частности, в области туризма, создали принципиально новую ситуацию в системе высшего профессионального туристского образования. Подготовка менеджеров, способных качественно осуществлять профессиональную деятельность в туристской отрасли является одной из важнейших задач вуза.

В настоящее время всё большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится развитие креативности, умение работать в коллективе, профессиональных компетенций, способности к самообучению и самореализации, т. е. сформированности профессионально-адаптивной мобильности студентов. Оценка эффективности профессиональной подготовки происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его обучаемости, степенью реализации творческого потенциала. Таким образом, перед современным туристским вузом стоит

важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у них профессионально-адаптационной мобильности. В социально-психологическом аспекте формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности важную роль играют требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей. Учет этих требований в профессиональной подготовке специалистов туристского вуза является актуальной проблемой обучения [6].

Становится важным определение оптимального соотношения между теоретической подготовкой выпускников и их узкой профессиональной специализацией. Опыт показывает, что студенты туристских вузов хорошо подготовлены теоретически, и с большой заинтересованностью включаются в практический процесс, применяя полученные знания, когда предоставляется возможность выхода на практику в туристские организации [5].

В настоящее время философы, социологи, педагоги, психологи ведут активные исследования социальной адаптации и мобильности молодежи. Особенно пристальное внимание уделяется профессиональной адаптации в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко и др., достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы: изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе, и в сфере туризма (Г.М. Андреева,

A.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.Л. Загвязинский, Э.Ф. Зеер,

B.Т. Лисовский, А.В. Петровский,

C.Л. Рубинштейн и др.); в настоящее время учеными исследуется сущность социально-адаптационного процесса, обосновывается статус категории «социальная адаптация», изучаются её механизмы (В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, В.Л. Загвязинский, Г.В. Залевский, Н.С. Морова, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов и др.). Работы, связанные с теорией и практикой профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, их профессиональным становлением (В.И. Жолдак, И.В. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальнов и др.) являются основой для изучения формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза [4].

Анализ теоретических исследований и реальной практики по проблеме формирования профессионально-адаптационной мобильности, учет квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателей и особенности влияния развивающейся образовательной среды туристского вуза на процесс формирования профессионально-адаптационной мобильности показывает, что данная проблема существует, и задача сложившейся системы профессионального образования - обеспечивать непрерывность, поэтапность, преемственность, адаптивность и мобильность профессиональной подготовки, нацеливать на перспективу, нести в

себе элементы опережающего обучения в содержании подготовки специалистов для сферы туризма [1].

В условиях динамично развивающегося образовательного пространства подготовка будущего специалиста в туристском вузе должна осуществляться на основе социального заказа общества, в тесной взаимосвязи с достижениями науки и практики, с учетом интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности людей. Современный человек должен иметь представление о законах существования и развития реального мира как социально-природной целостности, о характере основных связей и отношений между её элементами. Традиционно целями высшего профессионального образования являлась совокупность знаний, учений, навыков, личностных характеристик, которыми должен владеть выпускник. Такой подход в настоящее время оказался недостаточным. Обществу, производству, в том числе, и работодателю туристской индустрии необходимы выпускники, готовые своевременно решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы практически, умеющие быстро и гибко ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, т. е. обладающие высоким уровнем сфор-мированности профессионально-адаптационной мобильности [2].

В настоящее время интенсивно осуществляются исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. Процесс профессионально-адаптационной мобильности личности начинается еще в школе при выборе профиля обу-

ф ш

0

1

о

0 го

1

со о

о н

о

со о

ф

н о

о

0

1 _0

с; ^

ю о

I

о

Го 5

го £

X _0 I _0

го

I

о ^

о

о ф

-& о

I

го ш о

X _0

со ф

чения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем - довузовской, вузовской и послевузовской адаптации [4].

В связи с этим в традициях отечественного высшего профессионального образования сложились определенные подходы к выявлению сущности формирования профессиональных компетенций студентов. Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов, т. е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования [2].

На основе ключевых понятий «компетенция», «компетентность» и «ком-петентностный подход» (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.) определяется значимость и сущность процесса формирования у студентов профессионально-адаптационной мобильности [2].

Профессионально-адаптационная мобильность студентов, основанная на совокупности ключевых и профессиональных компетенций, проявляется в виде специальных установок на себя, означающих включение индивида в профессиональное самопознание и самореализацию [1].

Под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью - выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем S образовании предполагает особую ор-§ ганизацию образовательного процесса

| вуза. При этом усиливается его проблем-

<

^ но-исследовательская, практико-ориен-

i тированная направленность, все виды

студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей [1].

Если квалификационный подход направлен на формирование у студентов вуза системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных условиях, то реализация ком-петентностного подхода способствует формированию готовности к более эффективному решению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, что говорит о развитости у них профессионально-адаптационной мобильности. Квалификация дополняется ценностно-смысловыми, нравственно-волевыми, деятельностными характеристиками студента и преобразуется в компетентность - универсальные знания и опыт, позволяющие реализовывать широкий круг профессиональных задач [1].

Под профессионально-адаптационной мобильностью личности предполагается комплекс сформированных ключевых и профессиональных компетенций, позволяющих ей эффективно и в короткие сроки осуществлять решение профессиональных задач на основе мотивации, способности к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию [4].

Профессиональная деятельность, а именно её особенности, определяют спектр профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть студентам туристского вуза. В квалификационной характеристике учитываются многие аспекты: круг задач, который должен решать выпускник туристского вуза, требования к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной профессиональной деятельности в сфере туризма и совокупность личностных качеств, обеспечивающих успех в профессиональной среде [2].

Для более полного усвоения сущности профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза

рассмотрим вопрос о её структуре и уровнях сформированности. Теоретический анализ позволяет выделить следующие компоненты в структуре формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза [3]:

• квалификационный - наличие общих и специальных знаний, необходимый уровень практических умений, сформированность других ключевых и профессиональных компетенций (согласно требованиям ФГОС ВПО и требованиям работодателя);

• мотивационно-личностный - положительная мотивация к обучению и будущей профессиональной деятельности; осознанное принятие ценностей профессиональной деятельности; высокий уровень гражданского сознания и социальной зрелости;

• креативный - наличие самооценки в процессе профессиональной подготовки и её творческой составляющей, стремление к самообучению, саморазвитию и самореализации; умение действовать в нестандартных ситуациях. Таким образом, под профессионально-адаптационной мобильностью студентов туристского вуза мы понимаем интегративное, социально-обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность [6].

Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза является многокомпетентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет ин-тегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления

успешной профессиональной деятельности специалиста сферы туризма.

По мнению исследователей, изучающих эту проблему, ключевые и профессиональные компетенции выпускников туристского вуза соответствуют компонентам их готовности и заключаются в следующем [6]:

1) мотивационно-личностный компонент:

• устойчивая мотивация к обучению и профессиональной деятельности -профессиональное мировоззрение, обладает высокой цельностью; наличие желания совершенствования в туристской профессиональной подготовке и профессиональной деятельности; инициативность; желание профессионального роста по будущей туристской специальности;

• общая профессиональная культура -высокая общая подготовка: организационный опыт, навыки личного и публичного общения с клиентами туристских фирм, владение иностранным языком основной клиентуры, корпоративная культура, культура межличностного общения, умение работать в команде, способность системно мыслить; знание и понимание других культур; знание и соблюдение норм поведения, обычаев, традиций страны и региона пребывания: знание понятийно-категориального аппарата туризма, классификация туристских услуг и турпродуктов, современного положения туристского рынка, динамики и перспектив его развития;

• информационная компетенция - умение пользоваться офисной оргтехникой (способность самостоятельно работать на компьютере - уверенный пользователь); сбор, первичная обработка и анализ справочных материалов по туризму; определение достоверности информации и доведение её до клиента; умелое использование туристских публикаций и рекламных материалов (периодические издания по туризму, туристские каталоги, на-

ф ш

0

1

о

0 го

1

со о

о н

о

со о

ф 5

н о

о

0

1 _0

с; ^

ю о

I

о

:х ^

Го 5

го £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X .0 I .0

го

I

о ^

о

о ф

-& о

I

го ш о

X .0

ш

ф

го со о

I

<

< I

учные публикации по туризму и т. п.), овладение технологией бронирования туристских услуг, туров, авиабилетов, гостиничных номеров с использованием факсовой связи и компьютерной технологии; знание современных туристских формальностей;

• гражданственность - знание прав и обязанностей граждан в России и иностранных государствах, знание законов и других нормативно-правовых и законодательных актов в области туризма; реализация договорных отношений с различными предприятиями туристской индустрии и туристом; целостное самосознание личности, устойчивое позитивное отношение к своим социальным обязанностям; понимание необходимости здорового образа жизни (знание региональных традиций);

2) квалификационный компонент:

• знания - знания, полученные в результате освоения основных образовательных программ при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и специальных дисциплин: основные характеристики туристских центров; географию основных видов рекреационных ресурсов; особенности развития материальной базы туризма в различных регионах России; характеристики рекреационных зон и районов России; особенности деятельности туристской фирмы на рынке; особенности планирования туристского продукта с учетом маркетингового исследования рынка; основные вопросы ценообразования в туризме; особенности создания туристского агентства и планирования бизнеса; технологическую, производственную и структурную схему туристского агентства; особенности менеджмента в туристской фирме; виды и формы документов, обязательных для работы туристской фирмы;

• практические умения - готовность и способность применять знания

на практике (превращение знаний в умения): оформление туристского пакета; умение ориентироваться в особенностях организации туристской деятельности в различных регионах страны в зависимости от вида туризма и рекреационных ресурсов данной территории, осуществлять проектную деятельность по созданию туристского продукта, ориентированного на конкретного потребителя; выявлять и оценивать рекреационные ресурсы территории с целью их использования в рекреационной деятельности; проводить технологическую проработку и владеть основными методическими приемами ведения экскурсии, маршрута, тура; уметь разрабатывать и оформлять необходимую туристскую документацию; комплектовать пакет документов, необходимый для работы туроператора; разрабатывать и оформлять необходимую туристскую документацию;

интеграция знаний - умение интегрировать внутрипредметные и межпредметные знания в области туризма; структурирование знаний в сфере туризма, пополнение, актуализация знаний об особенностях туристской деятельности и тенденциях развития туристской индустрии; видение взаимосвязи целостной системы знаний в данной области, их взаимосвязь и синтез; обновление знаний в сфере туризма; осознанное понимание будущим специалистом явлений и процессов в области туристского бизнеса, формированию его интегрального мышления;

готовность к их проявлению - умение и желание постоянно учиться (обучаемость); приобретение исследовательских навыков в области туризма; способность гибкого применения знаний и умений в профессиональной сфере; способность применять имеющиеся знания и умения при решении новых профессиональных задач (про-

блем); способность к переносу знаний и умений по ассоциации;

3) креативный компонент:

• творческая направленность - творческий уровень реализации усвоенных знаний и приобретенных профессиональных туристских умений; совершенная профессиональная туристская подготовка; умение проектировать и самостоятельно решать проблемные профессиональные задачи (нестандартные профессиональные ситуации); самостоятельно выполнять различные виды практических заданий, включающие в себя элементы рационализации во всех сферах туристской деятельности; умение адаптироваться в профессиональной туристской среде; готовность к организационно-управленческой работе с малыми и средними коллективами туристских фирм; владение методами поиска нового;

• инициатива - способность порождать новые идеи в формировании современного туристского предприятия; способность брать на себя ответственность; готовность и способность к лидерству; решительность; осознание возможностей и овладение ими; исполнение большего, чем требует работа, обстановка, ситуация (создание «задела» на будущее); тактическая и стратегическая ориентация на будущее развитие туристской организации;

• самообучение, самооценка, самореализация - способность к самообучению; адекватное определение уровней собственного развития (уровня сформированности готовности себя как специалиста в сфере туризма); устойчивое стремление к творческой самореализации;

• умение действовать в нестандартных ситуациях - умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного рынка туристских услуг, адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах, способность к

нестандартным решениям; предвидение проблемы, неочевидной для остальных.

Исходя из приведенного, отметим, что перед современным туристским вузом стоит важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформировать у них профессионально-адаптационную мобильность. В социально-психологическом аспекте формирования профессионально-адаптационной мобильности важную роль играют требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей. Учет этих требований в профессиональной подготовке студентов туристского вуза является актуальной проблемой обучения.

Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза заключается в развитии у них социально обусловленных профессионально-личностных образований, отражающих квалификационный достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную деятельность [1]. Библиографический список:

1. Баранова В.В., Щербакова В.А. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования: монография. - Тула: Изд-во «Папирус», 2008. - 184 с.

2. Иванова Е.Е. Теоретические основы развития профессионального туристского образования: учебно-методическое пособие. - Тула, 2007. - 136 с.

3. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: учебник. - М.: Советский спорт, 2000. - 360 с.

4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев,

ф ш

0

1

о

0 го

1

со о

о н

о

со о

ф 5

н о

о

0

1 _0

с; ^

ю о

I

о

:х ^

Го 5

го £

X _0 I _0

го

I

о ^

о

о ф

-& о

I

го ш о

X .0

ш

ф

А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Слас-тенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

5. Требования работодателей к системе профессионального образования / под ред. Т.Л. Клячко, Г. А. Красновой. - М.: МАКС Премм, 2006. - 126 с.

6. Харитонова Ж.Б. Формирование готовности выпускников туристских вузов к профессиональной деятельности // Вестник Моск. Ун-та МВД. 2008. № 10.

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Т.И. Жаркова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассмотрены проблемы региона в обучении иностранному языку студентов экономических вузов, способствующих развитию их коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: регион, региональная культура, принципы обучения иностранным языкам, диалог культур.

го со

о ^

ГО

£

Обращение к региональному компоненту в образовании как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции - в частности. Использование материалов ре-гионоведения при обучении иностранному языку продиктовано жизненной необходимостью. Понимание иной культуры возможно только на основе компетентных знаний своей. Отсутствие таковых ведет к недопониманию и непониманию вообще в процессе межкультурной коммуникации. Кроме этого нужно помнить, что знание региона и его проблем позволит обучаемым подготовиться к практической профессиональной деятельности именно в своем регионе.

По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центр проблематики XXI в., как для всего международного сообщества в полном объеме, так и для образовательных систем, будет состоять в преодолении противоречий, одним из которых является противоречие между общим и частным: постепенное превращение челове-

ка в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ; происходит прогрессивная глобализация культуры, которой присущи и перспективы, и опасности; одна из опасностей -потеря уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу и реализовать свой потенциал в богатстве своих традиций и своей собственной культуры [14, с. 8].

Региональность отражает одну из особенностей современного Российского общества - разнообразие в социально-экономическом развитии некоторых регионов, различие в их природных, культурных, национальных и исторических особенностях [5, с. 156]. В связи с все большей открытостью Челябинской области необходима презентация региональной культуры для развития международных контактов на взаимовыгодных условиях. Мы, как и ТУ Тучкова и М.А. Федотова, считаем, что именно презентация региональной культуры на иностранных языках на международном уровне является в настоящее время наи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.