Научная статья на тему 'Турпакет в карьеру: диверсификация профессиональных компетенций'

Турпакет в карьеру: диверсификация профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ТУРПАКЕТ / КАРЬЕРА В ТУРИЗМЕ / VOCATIONAL COMPETENCIES / DIVERSIFICATION / TOUR PACKAGE / CAREER IN TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т.Н.

Рассматривается диверсификация профессиональных компетенций, формируемых у студентов в процессе обучения в туристском вузе. Подобно турпакету в путешествии, приводится аналогия с «пакетом компетенций» в карьере. Даны практические советы по разработке системы оценки качества профессионального туристского образовани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A tour package to career: diversification of vocational competencies

The author considers diversification of vocational competencies of students formed in the process of tourism university training. Like a tour package in a journey there is an analogy with «a career package of competencies». Practical advice is given to the development of tourism education quality evaluation system

Текст научной работы на тему «Турпакет в карьеру: диверсификация профессиональных компетенций»

6. Пронина Е. Новый мейнстрим. Интервью с Владимиром Мау // Журнал «Стратегия». 12.2015-01.2016. № 3 (21).

7. Рассохина Т.В. Реализация инвестиционных проектов туристско-рекреационных кластеров // Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период: монография. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. 206 с.

8. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Анализ эффективности реализации системы управления устойчивым развитием туризма в Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства // Вестник РМАТ. 2015. № 2. С. 62-68.

9. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Проблемы оценки системы развития туризма в турист-

ской дестинации // Вестник университета ГУУ. 2013. № 1. С. 48-53.

10. Социально-экономические факторы устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации в условиях экономических санкций / В.Г. Гуляев, А.С. Соколов, Т.В. Рассохина и др. // В мире научных открытий. 2015. № 10. С. 221-230.

11. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -путь к оздоровлению российской нации // Вопросы национальных и федеративных отношений 2013. № 3 (22). С. 138-146.

12. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 3-11.

13. URL: http://www.russiatourism.ru

УДК 371.13

Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА

ТУРПАКЕТ В КАРЬЕРУ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рассматривается диверсификация профессиональных компетенций, формируемых у студентов в процессе обучения в туристском вузе. Подобно турпакету в путешествии, приводится аналогия с «пакетом компетенций» в карьере. Даны практические советы по разработке системы оценки качества профессионального туристского образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, диверсификация, турпакет, карьера в туризме.

The author considers diversification of vocational competencies of students formed in the process of tourism university training. Like a tour package in ajourney there is an analogy -with «a career package of competencies». Practical advice is given to the development of tourism education quality evaluation system.

Key -words: -vocational competencies, diversification, tour package, career in tourism.

Массовый туризм в мире более столетия вырабатывал надежную систему предоставления профессиональных услуг путешественнику в форме турпакета. При этом турпакет предпо-

© Ефремцева Т.Н., 2016

лагает набор обязательных ингредиентов, без которых он не может существовать, и так называемых дополнительных услуг по желанию клиентов.

Chris Cooper считает обязательными пять компонентов турпакета: «транспортировка/перевозка туриста, разме-

щение, общественное питание, услуга трансфера и страховка» [3]. Среди дополнительных услуг клиент может заказать экскурсии, посещение театра (например, Ла Скала в Милане) или известных туристских объектов (например, тематического парка Диснейленд в Париже); возможно участие туриста в карнавале в Венеции или параде цветов в Амстердаме и т.д.

Приобретая турпакет, турист получает гарантию того, что его путешествие организовано профессионально, качественно и предполагает получение максимального удовлетворения и положительных эмоций. Качественный турпакет предоставляет клиенту цепочка профессионалов: туроператор -турагент - поставщики услуг и другие заинтересованные лица в зависимости от содержимого турпакета.

Опыт работы в туристском вузе и глубокое «погружение» в процесс проектирования профессиональной подготовки будущего специалиста турин-дустрии позволяют обнажить некоторые проблемы в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников и искать пути их рационального решения.

Совершенно очевидно, что образование сегодня отстает от стремительных социально-экономических изменений, в современной жизни все меньше места остается для исполнителей, и все большее значение приобретают инициатива, смекалка, способность самостоятельно выделять проблемы и находить способы их преодоления. Эти качества должны быть выработаны в процессе обучения школьников и студентов [2]. В мире ускоряющейся глобализации - всеобъемлющей интеграции экономики, информации, средств связи и транспорта - по мере преодоления

языковых барьеров образование перестает быть национальным.

По оценкам ученых, основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. Поэтому северные страны Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея пришли к выводу о том, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. То есть учить компетентности.

Сегодняшние студенты ожидают от учебы в вузе своеобразный пропуск к другим видам успеха: к хорошей работе, карьере, долгосрочному финансовому успеху, более интересной работе, новым управленческим возможностям, особым умениям и знаниям, необходимым для определенных профессий, и к другому уровню жизни [1].

Успех специалистов в XXI в., по мнению работодателей, будет зависеть от следующих компетенций:

• способности понять сложную информацию (68%);

• коммуникативных навыков и умения работать в команде (62%);

• способности ценить альтернативную точку зрения (42%);

• владения нужной академической квалификацией (27%) [6].

В высшей школе сегодня необходим межпредметный взгляд, фокусирующийся на развитии навыков критического мышления и межкультурного общения. Важными являются также навыки информационной грамотности, лидерства, языковые, решения проблемных ситуаций, исследовательские, общения, презентационные и умение работать в команде, навыки предпринимательства [5].

В качестве примера рассмотрим список компетенций, формируемых у студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий». Федеральные государственные стандарты высшего образования требуют от вуза формирования 22 общекультурных компетенций (ОК) и 50 профессиональных компетенций (ПК). Они начинаются с ОК-1 «Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на

Далее проследим формирование всего лишь одной ОК-1 через матрицу этапов формирования компетенции для учебной дисциплины «Зарубежное страноведение» (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что четыре дисциплины (история, философия, культурология, культура речи и ораторское искусство) формировали эту компетенцию два семестра до изучения дисциплины «Зарубежное страноведение», три дисциплины делают это одновременно с ней, а две другие дисциплины еще год формируют эту компетенцию. А теперь зададимся вопросами. Есть ли связь между этими девя-

них в своем личностном и общекультурном развитии» и заканчиваются ПК-50 «Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности». При этом около 70 дисциплин учебного плана формируют эти компетенции у студентов.

Содержание компетенции «раскладывается» на знания, умения и навыки и выглядит примерно так для учебной дисциплины «Зарубежное страноведение» (табл. 1).

тью дисциплинами? Кто проверяет «на выходе» степень сформированности компетенции? Кто решает, что именно эти дисциплины формируют данную компетенцию?

Ответы на эти вопросы неоднозначны, как и непонятно, как проверить, сформированы ли все 72 (!) компетенции у каждого выпускника.

Здесь уместно вернуться к основному продукту туриндустрии - турпа-кету - и постараться провести аналогию с ним в образовательном процессе. Понятно, что данная «масса» компетенций должна быть структурирована, систематизирована и подчинена

Таблица 1

Содержание компетенции для учебной дисциплины «Зарубежное страноведение»

Компетенции Содержание компетенции (в результате изучения дисциплины студент должен)

Индекс Название знать уметь владеть

ОК-1 Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии Историю, культуру и религию страны изучаемого иностранного языка, а также стран-партнеров по бизнесу; основы бизнес-этикета; основы межкультурной коммуникации Определять тип деловой культуры своего собеседника и выстраивать коммуникацию в соответствии с нормами бизнес-этикета Практикой межкультурного общения

квалификационной модели специали- и стандартов оценки качества сформи-ста данной индустрии. На практике в рованности компетенций пока не раз-России, к сожалению, таких моделей работано.

Таблица 2

Матрица этапов формирования компетенции

Код дисциплин Наименование учебных дисциплин ООП Этапы формирования компетенций учебной дисциплины

1 сем 2 сем 3 сем 4 сем 5 сем 6 сем 7 сем 8 сем

Предшествующие

Б1.Б.1 История ОК-1

Б1.Б.2 Философия ОК-1

Б1.В.ДВ.2.2 Культурология ОК-1

Б3.В.ОД.2 Культура речи и ораторское искусство ОК-1

Сопутствующие

Б2.В.ОД.2 География туристских дестинаций стран мира ОК-1

Б3.В.ОД.4 Основы экскурсионной деятельности ОК-1

Б1.В.ОД.3 Мировая экономика ОК-1

Последующие

Б3.В.ДВ.8.1 Кухни народов мира ОК-1

Б3.В.ДВ.5.1 Анимационный сервис в гостиничных и ресторанных предприятиях ОК-1

Аналогия турпакета «подсказывает» пути решения проблемы. Необходимо формировать своеобразный «пакет компетенций», или турпакет для пути в карьеру и профессию. Он может выглядеть следующим образом:

• путь в карьеру/профессию (транспортировка);

• положение/должность в карьере (размещение);

• профессиональные знания, умения и навыки (все, что «питает» выпускника);

• научное и профессиональное сопровождение (трансфер);

• гарантии качества (страховка).

Путь в профессию у студента начинается с понимания сферы деятельности и круга обязанностей выбранного направления подготовки. Часто сту-

дент пробует себя в профессии еще во время учебы, пытаясь найти наиболее интересную должность или компанию. Здесь важно уделить внимание компетенциям, связанным с устройством на работу, прохождением по различным ступеням карьерной лестницы.

Должность в карьере подразумевает понимание своих профессиональных обязанностей, их эффективное выполнение, инициативу и творчество. Определившись с положением в профессии, необходимо сконцентрироваться на важных для работы компетенциях.

Профессиональные знания, умения и навыки составляют ядро бесценного багажа, подтверждаемого дипломом и степенью (бакалавра, магистра, ученого-исследователя). Студент никогда не должен быть «сыт» предложенным в вузе меню. Высшее учебное заведение - это как раз то место, где можно получить не только компетенции, определенные учебным планом, но и «заказать» что-то особенное по желанию клиента. Многие компетенции проходят проверку в ходе приобретения студентом первого рабочего опыта в профессии.

Научное и профессиональное сопровождение в карьере/профессии, или наставничество, начинается с научного руководства курсовыми работами, выступлениями на конференциях, затем руководства выпускными квалификационными работами/диссертацией и рекомендациями для поступления в магистратуру и аспирантуру. Грамотное руководство не заканчивается стенами учебного заведения, а может продолжаться годы. Выпускник, имеющий опытного наставника из числа профессорско-преподавательского состава, обращается к нему не только за консультацией, но и советуется с ним

по поводу повышения квалификации или переподготовки кадров спустя годы. Такое сотрудничество полезно и преподавателям-профессионалам, так как компетенции проходят проверку временем, и наступает понимание того, что конкретно нужно специалисту определенной сферы деятельности.

Гарантии качества получаемого профессионального образования дает, конечно, вуз. Выпускник с качественным набором компетенций, получивший престижную работу в профессии, только подтверждает высокую квалификацию вуза. Высшее учебное заведение обязательно должно сверять свою деятельность с международными стандартами качества. Так, сертификат ТЕБЦИЛЬ является международным стандартом качества профессионального туристского образования; и Российская международная академия туризма является единственным обладателем такого сертификата в России.

Вопрос оценки сформированности профессиональных компетенций выпускника вуза остается на сегодняшний день самым острым. Достаточно ли диплома со степенью для работы в туризме? Нужно ли международное подтверждение полученных квалификаций? Готов ли выпускник вуза сразу качественно работать в профессии или нужно дополнительное обучение на местах? «Визовый или безвизовый режим» вхождения в профессию заслуживает отдельного рассмотрения, так как напрямую зависит от того, насколько близко сотрудничает вуз с компаниями из индустрии. Если существуют тесные связи с туристскими компаниями, и студенты проходят еще во время обучения практику и стажировку в профессии, то им не нужна

виза/дополнительное обучение, чтобы эффективно работать.

Считаем, что должны быть разработаны национальные стандарты качества профессионального образования по отраслям, например туризму и гостеприимству.

Получение национального сертификата по направлению подготовки даст выпускникам больше шансов в получении престижной работы. Однако над разработкой таких стандар-

тов и сертификационных требований должны трудиться коллективы из ученых, профессоров профильных вузов, представителей отрасли индустрии, профессионалов-практиков.

Employability & Readiness to Work (возможность трудоустройства и готовность к работе) - так определяют основные цели формирования профессиональных компетенций в высшем образовании ученые корпорации Pearson, и с ними нельзя не согласиться.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Ефремцева Т.Н. Sustainable education: Какие навыки нужны студенту в 21 веке? // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: доклады и материалы III Международной научно-практической конференции, г. Химки, мкр-н Сходня, 25марта 2015 г./под науч. ред. Т.Н. Ефремцевой. М.: Логос, 2015. 208 с.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса: монография. М.: Логос, 2015.272 с.

3. Cooper Ch, Fletcher J., Fyall A. Tourism Principles and Practice. 4th edition, Pearson education Limited. 2010.

4. Pearson Solutions for Higher Education. http://www.pearsoned.com/higher-education/ (дата обращения: 13.11.2015).

5. Rieckmann M. Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? Futures, 2012. 44(2). P. 127-135.

6. Rogers M. Developing Life Skills. Macmillan ELT Webinar, 2012.

ПОДПИСКА

Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы современной государственной политики

в сфере туризма, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования и развития туристики как науки

Рубрики:

• Политология • Экономические науки • Педагогические науки • Туристика

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.