Научная статья на тему 'Совершенствование содержания профессионального туристского образования на основе международного опыта'

Совершенствование содержания профессионального туристского образования на основе международного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СТАНДАРТЫ / ТУРИСТСКИЙ ВУЗ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE AND STANDARDS / TOURISM UNIVERSITY / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н.

Рассматриваются стратегии совершенствования содержания профессионального ту ристского образования на основе международного опыта и стандартов. Необходи мость использования такого опыта в проектировании профессиональной подготовки в туристских вузах России чрезвычайно важна. Показаны пути совершенствования про фессиональной подготовки конкурентного специалиста туристской отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the professional tourism training content on the basis of international experience

The present article deals with the strategies of improving the content of professional tourism education on the basis of international experience and standards. The necessity of using such experience in designing the professional training in tourism universities of Russia is extremely important. The ways of improving the professional training of competitive specialist for tourism industry are identified

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания профессионального туристского образования на основе международного опыта»

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. Ливер Б. Лу. Обучение всего класса. М.:

Новая школа, 1995.

3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.384 с.

УДК 378.1

Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Рассматриваются стратегии совершенствования содержания профессионального туристского образования на основе международного опыта и стандартов. Необходимость использования такого опыта в проектировании профессиональной подготовки в туристских вузах России чрезвычайно важна. Показаны пути совершенствования профессиональной подготовки конкурентного специалиста туристской отрасли. Ключевые слова: содержание профессионального образования, международный опыт и стандарты, туристский вуз, совершенствование профессиональной подготовки.

The present article deals with the strategies of improving the content of professional tourism education on the basis of international experience and standards. The necessity of using such experience in designing the professional training in tourism universities of Russia is extremely important. The ways of improving the professional training of competitive specialistfor tourism industry are identified.

Key words: content of professional education, international experience and standards, tourism university, improvement of professional training.

Обновление содержания профессионального образования,связанное с переходом высшего образования в России на новые государственные образовательные стандарты, требует от высшей школы разработки и внедрения новых технологий, позволяющих удовлетворить потребности рынка в высококвалифицированных, профессионально мобильных специалистах, спо-

© Ефремцева Т.Н., 2014

собных быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям современного общества. Крайне неравномерное развитие некоторых отраслей промышленности и бизнеса, быстрый рост в области информационно-коммуникационных технологий и глобализация мирового экономического пространства привели к необходимости пересмотра стратегий в профессиональной подготовке студентов, по-

иску новых путей формирования профессиональных компетенций выпускников.

Ставшие реальностью сегодня необходимость интеграции России в международное научное и образовательное пространство и обеспечение студентам права на академическую мобильность невозможны без перестройки содержания профессиональной подготовки в вузе, без учета основных принципов Болонской декларации. Данные принципы предполагают не только переход на многоуровневую систему высшего образования, но и совершенно новую организацию учебного процесса на всех ступенях обучения, организацию системы учета и контроля знаний на основе международных стандартов, обучение преподавателей и студентов методам самоконтроля и самооценки.

Совершенствование содержания профессиональной подготовки в туристском вузе и поиск наиболее эффективных путей адаптации российского профессионального образования к международным стандартам качества обусловлены существующими противоречиями:

• между квалификационными требованиями к специалисту, предъявляемыми на уровне мировых стандартов, и реальной профессиональной подготовкой в вузах России;

• между введением новых стандартов и неразработанной системой оценки профессиональных компетенций студентов;

• между стремлением повысить качество исследовательской работы студентов и отсутствием практических связей с индустрией;

• между высокими требованиями к уровню владения выпускниками ино-

странным языком и уменьшением количества часов на преподавание иностранного языка в учебных планах и

др. [1].

Стратегии совершенствования содержания профессиональной подготовки студентов должны проектироваться не только с учетом внутренних резервов вуза, но и в тесном взаимодействии с предприятиями индустрии, а также на основе международного опыта и стандартов качества данной профессиональной отрасли подготовки.

Интенсификация внутренних резервов вуза должна подразумевать наличие полной картины профессиональных компетенций специалиста (модель, например, менеджера или маркетолога) и только затем необходимо приступать к разработке системы формирования этих компетенций через различные дисциплины и практики. На деле же происходит следующее: кафедры действуют разрозненно, выбирая компетенции, «подходящие» под их дисциплины, и совершенно не владеют механизмами взаимодействия. Отсюда и перекос в излишней теоретической направленности знаний, повторов в дисциплинах и преподавании в отрыве от профессиональных требований индустрии.

Должна быть создана система сотрудничества с предприятиями турин-дустрии с полной заинтересованностью последних в качестве подготовки будущих кадров. К сожалению, на практике такого интереса у работодателей нет, и все связи сводятся к организации бессистемных практик и стажировок студентов без дальнейшего участия в их карьере. Партнерские отношения между вузом и руководителями больших туристских компаний

и предприятий гостеприимства можно было бы организовать так, чтобы получить социальный заказ на подготовку будущих специалистов для бизнеса с определенным набором профессиональных компетенций, в том числе и языковых.

Входя в международное образовательное пространство, туристским вузам очень важно соответствовать международным стандартам сферы подготовки, а также использовать положительный международный опыт вузов, ведущих образование в сфере туризма и гостеприимства.

Интересны результаты исследований, проведенные одним из американских университетов среди работодателей разных стран мира по вопросу о приоритетах в умениях и навыках их служащих. Большинство респондентов (68%) на первое место поставили «способность владеть сложной информацией», 62% оценили «коммуникабельность и умение работать в команде», 42% выделили «способность оценить альтернативные точки зрения», и только 27% работодателей отмечают «соответствующие академические квалификации» [3].

Уместно было бы добавить приведенные выше компетенции к тем, что записаны в государственных образовательных стандартах. В результате могут сложиться «career skills», так называемые «компетенции для карьеры», т.е. набор знаний, умений и навыков, необходимых для профессионалов в определенной отрасли, например в области туризма.

Сотрудничество с профильными вузами зарубежных стран на уровне проведения совместных научных исследований студентов и преподавателей или обмена образовательными программа-

ми может иметь положительные результаты.

В рамках данной статьи приведем несколько примеров зарубежных университетов, осуществляющих подготовку по направлениям «Менеджмент туризма» и «Туризм».

CHUK Business School (Chinese University of Hong Kong) ставит приоритетным формирование семи основных компетенций, необходимых для современного руководителя отрасли: «профессиональные знания, академические навыки, отношение к работе, международные навыки, коммуникативные навыки, отношение к жизни, творческое мышление и навыки решения проблем» [6].

Ведущий британский университет туристского профиля University of Surrey (Великобритания) высоко ценит опыт практиков индустрии. Так, на главной странице сайта приводится отзыв одного из выпускников: «Специалисты из индустрии, уважаемые руководители, директора и менеджеры присоединились к Школе гостеприимства и менеджмента туризма для того, чтобы поделиться своим уникальным опытом и знаниями наряду с лучшими учеными» [7].

Программы профессиональной подготовки University of Guelph (Канада) построены так, что студенты имеют возможность в течение одного семестра изучать курсы гостеприимства в Гонконге, Англии, Финляндии, Австрии, Мексике или Австралии [5].

Примечательно, что все эти университеты имеют Международный сертификат качества туристского образования UNWTO TedQual Certification. По данным Всемирной туристской организации, профессиональную сертификацию UNWTO TedQual на сегод-

няшний день имеют 10 университетов в Китае, 7 в Великобритании, 6 в Испании, 5 в Италии, 4 в США, 2 в Швейцарии и по одному в Германии, Франции и России. Российская международная академия туризма является единственным российским туристским вузом, имеющим международный сертификат качества туристского образования UNWTO TedQual [8].

В контексте изучения вопроса о соответствии качества российского туристского образования международным стандартам необходимо привести ведущие международные экзамены в области туризма, менеджмента туризма и гостеприимства. Это экзамены: LCCI (London Chamber of Commerce and Industry) по туризму Лондонской торгово-промышленной палаты; экзамены Edexcel BTEC, самой большой в Великобритании компании по аккредитации национальных и международных академических и професси-

ональных квалификаций, в том числе по туризму; и, наконец, экзамены City & Guilds - ведущего и старейшего синдиката по международной аккредитации профессиональных квалификаций в Великобритании, они имеют три уровня (от сертификата до диплома) по международному туризму [2, 4].

Для успешной работы по совершенствованию содержания профессиональной туристского образования необходимы методические объединения и профессиональные ассоциации преподавателей, готовящих специалистов по разным направлениям подготовки и работающие в разных учебных заведениях. Они должны консолидировать свои усилия совместно с представителями туриндустрии с тем, чтобы выработать национальные стандарты профессиональных компетенций работников данной отрасли, которые бы согласовывались с международными профессиональными стандартами.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Ефремцева Т.Н. Моделирование коммуникативных компетенций будущего специалиста туристской индустрии // Вестник РМАТ. 2011. № 1.

2. Certificate or Diploma in International Tourism. City & Guilds Programmes. Pitman Qualifications. London, 2009.

3. Mickey Rogers. Developing Life skills. Partnership for 21 Century Skills. GRADdirect, 2008.

4. Professional Skills in City & Guilds. Электронный ресурс. URL: http://www.cityandgu-

ilds.com

5. URL: http://whichuniversitybest.blogspot. ru/2010/02/top-hospitality-tourism-schools. html (дата обращения: 17.01.2013).

6. URL: http://www.baf.cuhk.edu.hk/program/ hotel-tourism..shtml (дата обращения: 08.02.2013).

7. URL: http://www.surrey.ac.uk/undergra-duate/tourism-management (дата обращения: 10.02.2013).

8. URL: http://themis.unwto.org/en/content/ institutions-unwtotedqual-certified-programmes (дата обращения: 15.02.2013).

УДК 371.14

М.Э. ВАЙНЕР

МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен современный взгляд на систему дополнительного образования в контексте профессионального развития педагога. Рассмотрены модели непрерывного образования педагогов: адаптационная модель и модель развития. По результатам проведенного исследования охарактеризована мотивация профессионального развития педагогов. Проанализированы макросоциальные, микросоциальные и субъективные факторы, детерминирующие мотивацию профессионального развития современного педагога. Обозначена целесообразность психологического сопровождения и обеспечения психолого-педагогических условий, повышающих эффективность процесса профессионального развития современного педагога.

Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональное развитие, модели непрерывного образования, мотивы и факторы профессионального развития педагогов.

The article presents a modern view of the system of additional education in the context of professional development of teachers. The models of continuing education of teachers: adaptation model and model development. According to the results of the study described the motivation for professional development of teachers. Analyzed macrosocial, microsocial and subjective factors that determine the motivation of professional development of the modern teacher. Denotes the appropriateness of psychological support and provide psychological and pedagogical conditions that increase the efficiency of the process of professional development of the modern teacher.

Keywords: additional education, professional development, lifelong learning of teachers, motives and factors of professional development.

В ситуации значимых трансформаций во всех сферах общественной жизни России в XXI в. особую актуальность приобретает уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивированность на профессиональный рост и непрерывное профессиональное развитие. Профессиональный рост педагога, его стремление к самореализации, самосовершенствованию, освоению инновационных технологий и конструктивных стилей профессиональной деятельности сегодня поддерживается государственными програм-

© Вайнер М.Э., 2014

мами, грантами, профессиональными конкурсами, различными формами дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

Современный взгляд на профессионализм педагога обусловлен новыми целевыми установками образования и новой социокультурной ситуацией в информационном обществе. Это закономерно и неизбежно влечет за собой существенную трансформацию роли педагога. Например, если среди задач, стоящих перед школой, все большее значение придается развитию ключевых ком-петентностей учащихся (включая ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.