Научная статья на тему 'Технология формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку'

Технология формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ЦЕЛОСТНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО / PERSONAL QUALITY / МОДИФИЦИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / MODIFI ED PROJECT TECHNOLOGY / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Н. К.

В статье рассматривается проблема становления академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Академическая мобильность студентов понимается как качество личности, представленное интегративным комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Автором описаны компоненты исследуемого качества и разработана система оценки уровней их становления в процессе обучения иностранному языку. Представлена разработанная автором модифицированная технология проектного обучения, реализация которой содействует становлению заданного качества в процессе обучения иностранному языку в вузе. Выводы, сделанные автором относительно эффективности разработанной технологии, подтверждены исследовательскими результатами опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article is concerned with the problem of academic mobility development in university students in the process of foreign language acquisition. Academic mobility is understood as a personal quality represented by a set of interrelated components. A system instrumental in the assessment of the evolution and advancement of all integral components making up academic mobility is presented. The modifi ed project technology aimed at development and enhancement of every component of the targeted quality and academic mobility as a whole is elaborated and introduced. Effectiveness of the modifi ed project technology employment in the process of foreign language teaching directed at the targeted quality evolvement is substantiated by the experimental results of the study.

Текст научной работы на тему «Технология формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку»

УДК 372.881.1 Н.К. ДМИТРИЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей, Институт иностранных языков, Петрозаводский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 372.881.1 N.K. DMITRIEVA

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department of foreign languages of technical and natural specialties, Institute of Foreign Languages, Petrozavodsk

State University E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

TECHNOLOGY OF STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS

OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

В статье рассматривается проблема становления академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Академическая мобильность студентов понимается как качество личности, представленное интегративным комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Автором описаны компоненты исследуемого качества и разработана система оценки уровней их становления в процессе обучения иностранному языку. Представлена разработанная автором модифицированная технология проектного обучения, реализация которой содействует становлению заданного качества в процессе обучения иностранному языку в вузе. Выводы, сделанные автором относительно эффективности разработанной технологии, подтверждены исследовательскими результатами опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: академическая мобильность, целостное личностное качество, модифицированная технология проектного обучения, обучение иностранному языку.

The article is concerned with the problem of academic mobility development in university students in the process of foreign language acquisition. Academic mobility is understood as a personal quality represented by a set of interrelated components. A system instrumental in the assessment of the evolution and advancement of all integral components making up academic mobility is presented. The modified project technology aimed at development and enhancement of every component of the targeted quality and academic mobility as a whole is elaborated and introduced. Effectiveness of the modified project technology employment in the process of foreign language teaching directed at the targeted quality evolvement is substantiated by the experimental results of the study.

Keywords: academic mobility, personal quality, modified project technology, foreign language teaching.

Процесс интеграции российской системы высшего профессионального образования в единое европейское академическое и исследовательское пространство выявил острую потребность в обновлении как образовательных целей, так и содержания образования, технологий и методов обучения студентов вузов.

Постиндустриальное общество XXI в. нуждается в инициативных, конкурентоспособных, творчески мыслящих специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками, умеющих оперативно принимать самостоятельные и ответственные решения, гибко реагировать на многообразие изменений в академическом и профессиональном пространстве, адаптироваться к динамичным условиям жизни, преобразовывать окружающую среду и изменяться в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

Способность адаптироваться и готовность к постоянным изменениям, обусловленные качественным приращением личностных новообразований, развиваются в процессе активной, целенаправленной образовательной деятельности и содействуют становлению интегратив-

ных личностных качеств. Одним из таких качеств, востребованным современным обществом и студентами вузов, является академическая мобильность, актуальность становления которой обусловлена внедрением международного измерения в результаты образовательной деятельности высших учебных заведений и потребностью самой развивающейся личности.

Под академической мобильностью понимается целостное качество личности, формируемое в образовательном пространстве и представляющее динамичное состояние составляющих его компонентов, характеризующих ее способность и готовность адаптироваться, изменяться и преобразовывать себя и окружающую среду. Целостность академической мобильности как личностного качества выпускника вуза обеспечивается комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: ценностный, когнитивный, де-ятельностный, рефлексивно-оценочный. Становление и развитие указанного комплекса компонентов оценивается в соответствии со следующими критериями 1) мотивационно-ценностный критерий, показателем

© Н.К. Дмитриева © N.K. Dmitrieva

которого является готовность к общению (мотивация аффилиации) и готовность к достижению цели (мотивация успеха); 2) когнитивно-коммуникативный критерий - готовность к взаимодействию на иностранном языке (ИЯ) в ситуациях социокультурного и профессионального контекстов; 3) операционно-деятельностный критерий - готовность к самостоятельной работе с иноязычной литературой и готовность к сотрудничеству на основе толерантности; 4) рефлексивный критерий - способность к критической оценке результатов собственной деятельности и к критической оценке иноязычной информации. Уровни сформированности отдельных компонентов академической мобильности оцениваются как высокий, средний и низкий. [2]

Становление академической мобильности рассматривается как целенаправленный, систематический и управляемый процесс поэтапного и комплексного развития компонентов академической мобильности. Ее формирование находится: а) на начальном уровне, если уровень одного их ее компонентов находится на низком уровне; в) на промежуточном уровне - если уровень всех компонентов определяется как средний, либо одних из ее компонентов определяется как средний, а других - как высокий; с) на продвинутом уровне - если уровень большинства компонентов определяется как высокий. [2]

Функциональное значение мобильности личности состоит в том, что она является составляющей мобильности системы образования, мобильности общества и, соответственно, различных видов мобильности отдельной личности. На основании этого можно утверждать, что развитие общества и самой личности, внедрение и использование новых информационных технологий, движение вперед и профессиональный рост специалистов невозможны без мобильной деятельности самой личности.

Одним их обязательных требований, предъявляемых будущему выпускнику и конкурентоспособному специалисту, является владение иностранным языком на уровне, позволяющем вступать в эффективное взаимодействие в условиях социокультурного и профессионального контекстов. Овладение иностранным языком осуществляется в процессе обучения иностранному языку, направленному как на становление иноязычной коммуникативной компетенции, так и на целенаправленное развитие личностных качеств обучающихся, необходимых им для успешной адаптации к динамичному разнообразию условий современного мира.

Одним из таких качеств, на формирование которого нацелено обучение ИЯ, является академическая мобильность студентов. Необходимо отметить, что одного владения иностранным языком на C уровне (уровень «свободного владения» - согласно общеевропейской системе уровней владения иностранным языком -Common European Frame of Reference) недостаточно для продуктивного взаимодействия. Результативность иноязычного сотрудничества основана на целом комплексе личностных качеств. Академическая мобильность как

интеграгивное личностное качество, одним из компонентов которого является способность к иноязычному взаимодействию, является необходимой предпосылкой как для продуктивного иноязычного взаимодействия, так и для адаптации к новым условиям.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что становление академической мобильности как личностного качества необходимо рассматривать как одну из целей иноязычного образования в частности и высшего профессионального образования в целом.

Для успешного решения задачи становления академической мобильности как личностного качества в процессе обучения иностранному языку в вузе необходимо реализовать такие способы обучения, которые наиболее эффективно содействуют формированию как отдельных компонентов академической мобильности, так и всего качества в целом.

Исходя из понимания академической мобильности как интегративного качества личности, одной из возможностей решения данной проблемы является внедрение технологий интерактивного обучения, под которыми понимается совокупность способов целенаправленного межсубъектного взаимодействия преподавателя и студентов, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для дальнейшего развития личности.

Согласно определению доктора педагогических наук Бабаковой Т.А. «Педагогическая (образовательная технология) - обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью действий, специфическими средствами, контролируемостью результатов, воспроизводимостью в сходных условиях». [1. с.9 ]

Ключевым понятием интерактивных технологий и методов обучения является «взаимодействие», которое рассматривается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять то, как его воспринимает партнер по общению, и соответственно интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия. [4] Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются диалог, мыследеятельность, смыслот-ворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистич-ность оценивания, рефлексия.

Необходимо отметить, что внедрение интерактивных технологий обучения позволяет не только целенаправленно формировать заданные качества, но и оценивать уровень их становления,

Одним из способов эффективного выстраивания взаимодействия преподавателя и студентов, направленного на достижение запланированной цели через детальную разработку проблемы, является метод проектов. К основным идеям, лежащим в основе проектного обучения, отечественный исследователь И.А. Колесникова

относит следующие: идея опережения перспективы; идея разности потенциалов между актуальным состоянием и желаемым; идея совместности, объединения ресурсов; идея пошаговости, постепенного приближения «потребного будущего»; идея разветвляющейся активности. [5] Процесс использования метода проектов (как интерактивного метода) в процессе обучения иностранному языку позволяет создать технологию проектного обучения, нацеленную как на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, так и личностного качества академической мобильности, когнитивным компонентом которого выступает иноязычная коммуникативная компетенция.

Исходя из понимания академической мобильности как целостного личностного качества, представленного комплексом взаимосвязаных компонентов и возможностей иностранного языка в развитии личностных качеств, необходимо модифицировать технологию проектного обучения таким образом, чтобы каждый ее этап был нацелен на становление как отдельных компонентов академической мобильности, включая когнитивно-коммуникативный, так и всего качества в целом. В основу организации этапов проектной деятельности мы взяли модель, разработанную Л.В. Загрековой и В.В. Никольской, дополнили ее ориентировочным этапом организации деятельности и внесли свои особенности в каждый этап проектной деятельности. [3]

Первый этап (ценностно-мотивационный) призван обеспечить создание позитивной мотивации на предстоящую совместную работу над проектом и сознательное становление академической мобильности как личностного качества.

Второй этап (ориентировочный) обеспечивает обучающихся моделью деятельности по осуществлению проекта; активизирует и закрепляет языковые и речевые навыки и умения через систему лексических, грамматических и коммуникативных упражнений; выявляет пробелы в имеющихся знаниях и демонстрирует способы и источники нахождения необходимой информации; содействует становлению навыков постановки целей и задач, выявления проблемы, планирования, выбора способов деятельности по решению задач, включая оценочную деятельность, основанную на критическом мышлении.

Третий этап (организационный) состоит в организации совместной деятельности, направленности на появление образа будущего результата совместной деятельности. На данном этапе проектанты придерживаются модели совместной деятельности, которая была опробована совместно с преподавателем.

Четвертый этап (презентационный) состоит в представлении проекта, обсуждении рассматриваемой проблемы, дискуссии и беседы с аудиторией, при кото-

рых задействованы новые знания, умения и навыки.

Пятый этап (оценочно-рефлексивный) направлен на стимулирование студентов к рефлексии, становление навыков оценки и анализа собственной деятельности и деятельности копроектантов. Этапы проектной деятельности и виды деятельности, выполняемые субъектами образовательного процесса, отражены в таблице 1.

Опытно-экспериментальная работа с целью апробации эффективности модифицированной проектной технологии, нацеленной на становление академической мобильности, проводилась на строительном факультете Петрозаводского государственного университета в три этапа с 2009 по 2013 гг. На разных этапах (констатирующий, формирующий, контрольный) опытно-экспериментальной работы приняли участие 213 студентов, в том числе на формирующем этапе в состав экспериментальной группы (ЭГ) входило 25 студентов, в состав контрольной группы (КГ) - 26 студентов.

Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительной тенденции в развитии всех структурных компонентов академической мобильности в ЭГ и отдельных структурных компонентов в КГ. В ходе анализа уровней сформированности компонентов академической мобильности было выявлено, что уровень развития когнитивного и оценочно-рефлексивного компонентов, несмотря на положительную динамику в ЭГ и КГ, значительно выше у студентов ЭГ, что характеризует более успешное становление академической мобильности.

Уровень мотивации успеха у части студентов в КГ снизился, в то время как в ЭГ наблюдается только положительная динамика, при этом у подавляющего числа студентов ЭГ уровень мотивации успеха оценивается как высокий.

Динамика уровней самостоятельной деятельности и коммуникативной толерантности имеет положительную тенденцию в обеих группах, однако более высокие показатели демонстрируют студенты ЭГ.

Нами также была выявлена зависимость динамики эволюции академической мобильности от уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. А именно: чем выше уровень владения иностранным языком, тем динамичнее развитие как отдельных компонентов академической мобильности, так и всего качества в целом.

Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективном влиянии модифицированной технологии проектного обучения на формирование академической мобильности, что обусловлено ориентацией всех ее этапов на становление как отдельных компонентов академической мобильности так и всего качества в целом.

Таблица 1.

Содержание деятельности студентов и преподавателя в модифицированной технологии проектного обучения

Преподаватель Студент

1 этап - ценностно-мотивационный

Формирование мотивации становления качества академической мобильности, организация студентов на выявление характеристик академической мобильности, стимулирование осознания значимости академической мобильности для профессионального роста Осознание ценности и содержания академической мобильности, осознание мотива деятельности и значимости предстоящей работы, выделение приоритетных ценностей

Результат - актуализация понятия академической мобильности, возникновение мотивации к становлению и развитию данного качества,

2 этап - ориентировочный

Организация студентов на создание совместного проекта, раскрытие его значимости как с позиций решения проблемы, так и с позиций становления личностных качеств, стимулирование языковых и речевых навыков и умений, стимулирование к поисковой и творческой деятельности, объединение обучающихся в группы для реализации отдельных задач в рамках единого совместного проекта, управление дискуссией и оценочной деятельностью Определение замысла единого совместного проекта, осознание его значимости, как с позиций решения проблемы, так и с позиций становления личностных качеств, актуализация и закрепление языковых и речевых навыков и умений, развитие навыков поисковой деятельности, включение в управляемую проектную деятельность в группах, совместное составление плана работы по решению задач проекта, отбор материала, представление и обсуждение результатов работы групп по решению отдельных задач единого проекта, анализ результатов, единая оценка совместной деятельности внутри групп, всего проекта в целом

Результат - формирование модели совместной проектной деятельности

3 этап - организационный

Объединение студентов в группы, консультации, стимулирование к поисковой деятельности, планирование деятельности по решению задач проекта, обсуждение возможных форм представления результатов Включение в самостоятельную проектную деятельность, составление плана работы, сбор материалов, выбор литературы, распределение обязанностей внутри группы, выбор формы реализации проектной деятельности, проектная деятельность

Результат - появление продукта проектной деятельности

4 этап - презентационный

Подготовка экспертов, содействие в проведении дискуссии и организации самооценки и референтной оценки Осуществление коллективной защиты проекта, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции

Результат - формирование новых предметных знаний, коммуникативных умений и навыков

5 - этап - оценочно-рефлексивный

Стимулирование студентов к рефлексивной оценке результатов собственной деятельности Самооценка собственной деятельности, выявление достижений и недостатков, осознание ошибок и принятие решений содействующих корректировке допущенных недостатков для элиминации их в будущем

Результат - осознание собственного вклада, удач и недостатков, понимание того, что необходимо изменить в будущем, готовность участвовать в совместных языковых проектах, оценка собственного уровня сформированности академической мобильности

Библиографический список

1. Бабакова Т. А., ГорятинаВ. В., КремневаВ. Н. Педагогические технологии в высшей школе: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. 176 с.

2. Дмитриева Н. К. Academic mobility development in the process of professionally oriented foreign language teaching // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: «Общественные и гуманитарные науки». 2012. № 7.(128) Т. 2. С. 46-48.

3. Загрекова Л. В., Никольская В. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Высш. шк. 2004. С. 81-89.

4. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский Верасень, 2005. 176 с.

5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

References

1. Babakova T. A. Pedagogical technologies in higher schools: student-training manual. Petrozavodsk, PetrGU Publ., 2010. 176 p.

2. Dmitrieva N.K. Academic mobility development in the process of professionally oriented foreign language teaching. Scientific notes of Petrozavodsk State University. Series: "Social Sciences and Humanities". 2012. № 7(128). Vol. 2 . Pp.46-48.

3. Zagrekova L. V. Theory and technology of education: study guide for students of pedagogical institutes. Moscow: Higher School Publ., 2004. Pp. 81-89.

4. Kashlev S. S. Technology of interactive teaching. Minsk: BV Publ,.2005. 176 p.

5. Kolesnikova I. A. Instructional design: study guide for higher schools. Moscow:"Academy" Publ., 2005. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.