Научная статья на тему 'Технология формирования компетенций "4к" при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта'

Технология формирования компетенций "4к" при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / TRAINING OF SPECIALISTS / EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишенко Ирина Владимировна, Крякина Елена Валерьевна, Разова Елена Владимировна, Шустова Елена Викторовна

Обобщены теоретические исследования, позволяющие сформировать представление о ключевых качествах и навыках, которыми обладает современный специалист в области физической культуры и спорта. Предложены технологии формирования компетенций «4К» при их подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулишенко Ирина Владимировна, Крякина Елена Валерьевна, Разова Елена Владимировна, Шустова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMA TION OF COMPETENCES IN TRAINING "4К" OF SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Theoretical studies are summarized, which allow to form an idea of the key qualities and skills that a modern specialist in the field of physical education and sports possesses and the technologies for the formation of “4K” competencies in their preparation are proposed.

Текст научной работы на тему «Технология формирования компетенций "4к" при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта»

УДК 796.011 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10709

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ «4К» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина, Е.В. Разова, Е.В. Шустова

Обобщены теоретические исследования, позволяющие сформировать представление о ключевых качествах и навыках, которыми обладает современный специалист в области физической культуры и спорта. Предложены технологии формирования компетенций «4К» при их подготовке.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, подготовка специалистов, учебный процесс, технология, компетенции.

В 50-х годах прошлого века специалисты в области развития персонала и корпоративного управления предприняли попытку описания и измерения ключевых компетенций, то есть того набора качеств и навыков специалиста, который позволит определить его успешность в той или иной деятельности [3, 4, 9, 10].

Давосские компетенции, или компетенции-2020, провозгласили десять самых востребованных качеств и навыков, которые стоит развивать специалисту в 2020 году. К ним относятся [2, 5, 6]:

1. Умение решать сложные (комплексные) задачи - наиболее востребованная компетенция.

2. Критическое мышление - является одной из ключевых компетенций на ближайшую перспективу.

3. Креативность - способность специалиста найти нестандартный подход.

4. Управление людьми - умение, присущее высококвалифицированным кадрам.

5. Коллаборация - одна из ведущих компетенций, представляющая собой процесс совместной деятельности людей или организаций, направленный на обмен знаниями, обучение и достижение в области физической культуры и спорта.

6. Эмоциональный интеллект - развитие эмпатии в коллективе. Четкое понимание эмоций человека дает возможность правильного взаимодействия с ним.

7. Суждение и скорость принятия решений. Известно, что в принятии решения задействовано три аспекта: интуиция, суждение, рациональность. В физическом воспитании и спорте эти аспекты проявляются наиболее ярко в игровой и соревновательной деятельности. Часто от скорости принятия решения зависит достижение наивысшего результата.

8. Клиентоориентированность - как компетенция специалиста в области физической культуры и спорта проявляется в индивидуальном подходе к каждому занимающемуся, владение технологиями обучения и планирования педагогического процесса.

9. Умение вести переговоры - содержание компетенции выражается в способности выдвигать и осуждать предложения, уметь приходить к консенсусу.

10. Когнитивная гибкость - владение данной компетенцией позволяет развивать способность специалиста переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько вещей сразу. Результат владения данной компетенцией позволяет специалисту в области физической культуры и спорта осуществлять процесс программирования и планирования всей физкультурно-спортивной деятельности и способствует показанию высокого спортивного результата.

Известен ряд исследований [1, 8], которые показали, что наиболее востребованными в профессиональном сообществе являются такие компетенции, как креативность, критическое мышление, коммуникация и коллаборация (кооперирование и сотрудничество) (рис. 1).

Рис. 1. Компетенции XXI века при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта

Процессы реформирования высшего образования, в том числе физ -культурного, очерчивают новый круг современного выпускника высшей школы, имеющего в своем арсенале сформированные компетенции XXI века. Эти компетенции дают возможность реализовать себя в современном мире, свободно ориентироваться в потоке информации, сознательно ставить перед собой разнообразные жизненные цели, проектировать пути их достижения.

Формирование этих компетенций является важной составляющей современного специалиста в области физической культуры и спорта, способного к определению актуальности вопроса, значимости того или иного фактора физического воспитания для укрепления здоровья человека, его физической работоспособности в общественно -полезной деятельности, воспитании личностных качеств человека, а также формулированию собственных идей, анализу и оценке существующих.

Для развития этих компетенций при подготовке физкультурных кадров необходимо выстроить учебный процесс таким образом, чтобы со -держание любой дисциплины учебного плана давало возможность студентам самостоятельно приобретать знания, работать в команде, управлять своей траекторией обучения. Кроме того, студенты должны приобрести навыки выстраивания такого процесса обучения.

Цель исследования - рассмотреть и обосновать технологию формирования компетенций «4К» при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

Обсуждение технологии формирования компетенций «4К». В деятельности специалиста по физической культуре и спорту креативность является важной составляющей, определяющей формирование личности обучающегося. Для владения этой компетенцией у студента должны быть сформированы:

- компетентность, которая рассматривается как совокупность общих, специальных, методических знаний;

- умение творчески мыслить;

- мотивация, при которой заинтересованность позволяет находить неординарные решения поставленной задачи, что обеспечивает активное участие обучающихся в процессе физического воспитания и спортивной подготовке.

В педагогике мышление понимают как оценочное, рефлексивное мышление, развивающееся путем интеграции новой информации и жизненного опыта.

Ряд авторов характеризует критическое мышление как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологиче-ского подхода с тем, чтобы применять полученные результаты к стандартным и нестандартным проблемам.

В критическом мышлении выделяют: способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуманные решения.

Критическое мышление определяется следующими характеристи -ками: самостоятельное мышление, обобщенное мышление, проблемное и оценочное мышление, аргументированное мышление, социальное мышление.

Критическое мышление в физическом воспитании и спорте опреде -ляется следующими качествами: самостоятельностью, глубиной, широтой, гибкостью, критичностью, быстротой.

Самостоятельность мышления представляет собой способность будущего специалиста в области физической культуры и спорта увидеть новую проблему, поставить задачи и самостоятельно их решить.

Также будущие учителя физической культуры и тренеры по видам спорта должны обладать навыком понимания физкультурно-спортивных ситуаций и предвидеть их развитие.

Формирование широты мышления у студентов подразумевает развитие способности контролировать большое количество межпредметных связей и их использование при решении поставленных задач.

Развитие у студентов гибкости мышления представляет собой развитие умения изменять намеченный план действий в соответствии с изменяющимися условиями для решения поставленных задач.

Выработка навыка «критичность мышления» в физической культуре и спорте характеризуется как способность правильного оценивания условий и деятельности, нахождение нового, наиболее отвечающего условиям физкультурно-спортивной деятельности.

Быстрота мышления определяется скоростью принятия обоснован -ного решение и его реализации за минимальное время, что особенно характерно для процесса игрового и соревновательного соперничества.

При подготовке физкультурных кадров важным элементом обучения является развитие компетенции, которая выражается в приобретении студентами навыков использования педагогической технологии развития критического мышления.

В данной технологии выделяют: стадию вызова, стадию осмысле -ния и рефлексию.

Стадия вызова - характерна для начала урока физической культуры. На ней по отдельным, представленным учителем фрагментам учащимся предлагается определить тему урока, значимость разминки, выполнить общеразвивающие упражнения.

Стадия осмысления - обучающихся знакомят с новой информацией. При изучении техники выполнения двигательного действия, обучающимся предлагаются различные варианты для ее усвоения: описание, схемы, видеофрагменты, выполнение двигательного действия. При этом исполь-

зуют различные методы обучения. Обязательным условием является определение дальнейшей работы над изучаемым двигательным действием. Для оценивания результатов обучения необходимо провести соревнование по изучаемому двигательному действию на результат. Выполнение этого алгоритма действий позволяет выработать у обучающихся навык критического мышления и способность применения полученных знаний на практике.

Рефлексия - это заключительная часть урока (занятия). Как правило, здесь учащиеся выражают свое мнение о проведенном уроке, оценивают свое состояние, им предлагается оценить себя, получают домашнее задание.

Коммуникация (основы теории коммуникации) - эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому [7].

Под коллаборацией, или сотрудничеством, понимают процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

Коммуникация и коллаборация в области физической культуры и спорта имеет ряд отличительных особенностей и может рассматриваться в двух аспектах:

1) наличие отношений при непосредственном взаимодействии (см.

рис. 1);

2) взаимное влияние на партнеров опосредованного (системой знаков).

Владение этой компетенцией позволяет участникам образовательного процесса в области физической культуры и спорта не только обменяться информацией, но и добиться ее понимания. Общение между этими участниками является неотъемлемой частью физкультурно-спортивной деятельности, влияет на ее ход и результативность.

Рис. 2. Коммуникации субъектов процесса физического воспитания и спорта

Сформированность компетенции коммуникации можно определить по следующим показателям:

- готовность к коммуникации, то есть готовность к общению;

- адаптация к цели и контексту коммуникации и партнеру, то есть умение выбрать способы и методы общения в зависимости от ситуации;

- убеждающая коммуникация, то есть использование выбранных способов, средств и методов общения для достижения поставленной цели.

Готовность к коллаборации в физическом воспитании и проявляется в эффективном взаимодействии субъектов деятельности и их работе в команде, направленной на достижение результата (овладение двигательным действием, достижение спортивного результата и др.).

Владение специалистом в области физической культуры и спорта этой компетенцией обусловлено рядом факторов:

- понятие и принятие общих целей достижения результата;

- взаимодействие в команде;

- выполнение установок и обязательств;

- инициативное и самостоятельное выполнение установок для достижения поставленных целей и задач, психологическая поддержка членов команды.

Овладение студентами физкультурных вузов и факультетов данной технологией позволит им внедрять в практику новые формы организации учебной деятельности.

Учебные занятия с применением этой технологии должны содержать следующие характеристики:

- учебная задача имеет не одно решение;

- решение задачи нестандартным способом;

- задание выполняется группой обучающихся;

- использование источников открытой информации для решения поставленной задачи;

- интеграция знаний из смежных учебных предметов;

- использование информационно-коммуникационных технологий как на учебных занятиях в образовательной организации, так и при выполнении домашних заданий.

Заключение. Данная технология формирования «4К» компетенций основывается на разработке заданий, основанных не на конкретных знаниях обучающихся, что позволяет определить критичное отношение обучающегося к поступающей информации, а не степень усвоения им учебного материала. Применение заданий такого типа позволяет повысить потенциал обучающегося, интегрировать полученные знания, развивать самостоятельность.

Список литературы

1. Авдеенко Н.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.

2. Антипов А.В., Кулишенко И.В., Губа В.П. Мотивация студентов факультета физической культуры в процессе занятий спортивными играми // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 68.

3. Антипов А.В., Кулишенко И.В., Губа В.П. Научно-исследовательская практика - метод активизации познавательной активности магистрантов // Теория и практика физической культуры. 2018. №_2. С. 38.

4. Гавра Д. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

5. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре: учебник. М.: Издат. центр «Академия», 2013. 256 с.

6. Катровский А.П., Губа В.П. Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве // Мир психологии. 2016. №_1(85). С. 220-229.

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт. -сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.

8. Михайлова Т.В., Губа В.П. Приоритеты современных технологий образования в сфере физической культуры и спорта // Спортивно-педагогическое образование. 2019. №_2. С. 5-8.

9. Полушкин Д.П. EduScrum как средство формирования 4К компетенций обучающихся // Синергия Наук. 2018. № 30. С. 1899-1904.

10. Самооценка физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля / Т.В. Михайлова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 58-65.

Кулишенко Ирина Владимировна, канд. пед. наук, доц., декан факультета, зав. кафедрой, irina-kulishenko@mail.ru, Россия, Московская область, Мытищи, Московский государственный областной университет,

Крякина Елена Валерьевна, канд. пед. наук, проф., ybr1978@yandex.ru, Россия, Московская область, Мытищи, Московский государственный областной университет,

Разова Елена Владимировна, канд. пед. наук, проф., ev.razova@mgou.ru, Россия, Московская область, Мытищи, Московский государственный областной университет,

Шустова Елена Викторовна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, irina-kulishenko@mail.ru, Россия, Московская область, Мытищи, Московский государственный областной университет

TECHNOLOGY OF FORMA TION OF COMPETENCES IN TRAINING "4K" OF SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

I. V. Kulishenko, E. V. Kryakina, E. V. Razova, E. V. Shustova

Theoretical studies are summarized, which allow to form an idea of the key qualities and skills that a modern specialist in the field of physical education and sports possesses and the technologies for the formation of "4K" competencies in their preparation are proposed.

Key words: physical culture and sport, training of specialists, educational process, technology, competencies.

Kulishenko Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty, head of the department, irina-kulishenko@,mail. ru, Russia, Moscow region, Mytischi, Moscow State Regional University,

Kryakina Elena Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, professor, ybr1978@yandex.ru, Russia, Moscow region, Mytishchi, Moscow State Regional University,

Razova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, professor, professor, ev. razova@mgou. ru, Russia, Moscow region, Mytishchi, Moscow State Regional University,

Shustova Elena Victoria, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department, irina-kulishenko@,mail. ru, Russia, Moscow region, Mytishi, Moscow State Regional University

References

1. Avdeenko N.A. Kreativnost' dlya kazhdogo: vnedrenie razvitiya navykov XXI veka v praktiku rossijskih shkol [Creativity for everyone: introducing the development of 21st century skills into the practice of Russian schools] // Voprosy obrazovaniya [Educational Issues]. 2018. No. 4. P. 282-304.

2. Antipov A.V., Kulishenko I.V., Guba V.P. Motivaciya studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury v processe zanyatij sportivnymi igrami [Motivation of students of the Faculty of Physical Education in the process of playing sports games] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 12. P. 68.

3. Antipov A.V., Kulishenko I.V., Guba V.P. Nauchno-issledovatel'skaya praktika -metod aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti magistrantov [Research practice - a method of enhancing the cognitive activity of undergraduates] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No 2. P. 38.

4. Gavra D. Osnovy teorii kommunikacii [Fundamentals of the theory of communication]: textbook. allowance. St. Petersburg: Peter, 2011. 288 p.

5. Zheleznyak Yu.D., Kulishenko I.V., Kryakina E.V. Metodika obucheniya fizicheskoj kul'ture [Methods of teaching physical culture]: a textbook. M.: Publishing. Academy Center, 2013. 256 p.

6. Katrovskij A.P., Guba V.P. Tendencii i osobennosti territorial'nogo razvitiya vysshej shkoly na postsovetskom obrazovatel'nom prostranstve [Trends and features of the territorial development of higher education in the post-Soviet educational space] // Mir psihologii [World of Psychology]. 2016. No. 1(85). P. 220-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kompetencii «4K»: formirovanie i ocenka na uroke: prakticheskie rekomendacii [Competencies "4K": the formation and evaluation of the lesson: practical recommendations] / ed. M.A. Pinskaya, A.M. Mikhailova. M.: Russian Textbook Corporation, 2019. 76 p.

8. Mihajlova T.V., Guba V.P. Prioritety sovremennyh tekhnologij obrazovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Priorities of modern educational technologies in the field of physical education and sports] // Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and teacher education]. 2019. No. 2. P. 5-8.

9. Polushkin D.P. EduScrum kak sredstvo formirovaniya 4K kompetencij obuchayushchihsya [EduScrum as a tool for the formation of 4K competencies of students] // Sinergiya Nauk [Synergy of Sciences]. 2018. No. 30. P. 1899-1904.

10. Samoocenka fizkul'turno-sportivnoj aktivnosti studentov vuzov fizkul'turnogo i nefizkul'turnogo profilya [Self-assessment of physical education and sports activity of university students of physical education and non-physical education] / T.V. Mihajlova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University]. 2017. Issue. 2. P. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.