Научная статья на тему 'Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля'

Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / МЕТОДИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BACHELOR / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SPORTS / TECHNIQUE / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишенко И.В., Антипов А.В., Родин А.В.

В статье рассматриваются актуальные направления современной системы преподавания дисциплины «Спортивные игры» в высших учебных заведениях Российской Федерации. Дается обоснование основных направлений по совершенствованию образовательного процесса, а также раскрываются особенности и перспективные взгляды дальнейшей оптимизации процесса подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулишенко И.В., Антипов А.В., Родин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of program and standard ensuring discipline «Sports» in higher education institutions of various profile

In article the actual directions of modern system of teaching discipline “Sports” in higher educational institutions of the Russian Federation are considered. Justification of the main directions on improvement of educational process is given, and features and perspective views of further optimization of process of training of bachelors in the field of physical culture and sport reveal.

Текст научной работы на тему «Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля»

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

И.В. КУЛИШЕНКО, А.В. АНТИПОВ, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»,

г. Москва; А.В. РОДИН,

ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,

г. Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные направления современной системы преподавания дисциплины «Спортивные игры» в высших учебных заведениях Российской Федерации. Дается обоснование основных направлений по совершенствованию образовательного процесса, а также раскрываются особенности и перспективные взгляды дальнейшей оптимизации процесса подготовки специалистов в области физической

культуры и спорта.

Ключевые слова: бакалавр, физическая культура и спорт, спортивные игры, методика, образовательный процесс, профессиональные компетенции.

Abstract

In article the actual directions of modern system of teaching discipline "Sports" in higher educational institutions of the Russian Federation are considered. Justification of the main directions on improvement of educational process is given, and features and perspective views of further optimization of process of training of bachelors in the field of physical culture and sport reveal.

Key words: bachelor, physical culture and sport, sports, technique, educational process, professional competences.

Актуальность исследования

Обобщая материалы научно-методических исследований, необходимо отметить, что в настоящее время существует большое количество методических недоработок в преподавании одной из базовых дисциплин «Спортивные игры» в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузах различного профиля [2, 4, 6, 10, 11].

В частности, до сих пор остается большое количество противоречий в выборе базовых видов спорта и объеме отводимого времени на изучаемые дисциплины, а также формировании профессиональных компетенций, необходимых выпускникам вузов различного профиля в процессе профессиональной деятельности [1, 3, 5, 7, 8, 9, 12].

В связи с этим в настоящее время требуются анализ и разработка нового подхода для дальнейшего совершенствования учебно-методических комплексов на основе привлечения современных интерактивных и педагогических технологий в процессе преподавания базовых дисциплин. В вузах различного профиля одной из базовых дисциплин в системе физического воспитания по сей день остаются «Спортивные игры».

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение и последующий сравнительный анализ особенностей преподавания дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля.

Основными методами исследования явились изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных, которые раскрывают вопросы организации образовательного процесса

по дисциплине «Спортивные игры» в вузах различного профиля.

Базовой основой для решения цели исследования явились вузы физкультурного профиля (п=10), а также факультеты физической культуры и спорта (п=16) Государственных вузов Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ программно-нормативных документов ведения образовательного процесса в вузах Российской Федерации показал, что в настоящий момент подготовка бакалавров в области физической культуры и спорта осуществляется по направлению «Физическая культура» в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом III поколения [13].

В результате анализа основных образовательных программ подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта установлено, что в вузах физической культуры в 70,0% случаев существует самостоятельная дисциплина «Спортивные игры». Весьма характерно, что на факультетах физической культуры только в 25,5% «Спортивные игры» выступают как самостоятельная дисциплина (рис. 1).

Следует обратить внимание на то, что на факультетах физической культуры государственных вузов в большинстве случаев (62,5%) спортивные игры представлены отдельно взятыми видами спорта и лишь в 30,0% случаев это отмечается в вузах физической культуры.

Представленный материал позволяет констатировать, что в вузах физической культуры игровые виды спорта,

Кол-во / %

10 (62,5%)-

Дисциплина «Спортивные игры»

Виды спорта

] Вузы физической культуры Ц Факультеты физической культуры

Рис. 1. Соотношение игровых спортивных дисциплин в вузах различного профиля

являющиеся одними из основополагающих в подготовке квалифицированного специалиста, представлены единой дисциплиной «Спортивные игры», а на факультетах физической культуры государственных вузов это, как правило, набор наиболее популярных спортивных игр. Данное обстоятельство позволяет предположить, что ввиду отсутствия обобщенной структуры в программно-нормативной документации, обеспечивающей образовательный процесс на факультетах физической культуры государственных вузов, значительно снижается эффективность подготовки специалистов, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций.

Весьма значимым является тот факт, что в вузах физической культуры дисциплина «Спортивные игры» представлена в большинстве случаев (80,0%) в базовой части учебного плана. В свою очередь на факультетах физической культуры всего в 31,3% случаев дисциплина «Спортивные игры» представлена в базовой части учебного плана (рис. 2).

Кол-во / %

Базовые виды

Вариативная часть

Вузы физической культуры Ц Факультеты физической культуры

Рис. 2. Соотношение дисциплины «Спортивные игры» в базовой и вариативных частях подготовки бакалавров по физической культуре и спорту

Следует подчеркнуть, что в вариативной части учебного плана игровые виды спорта в вузах физической культуры представлены в 20,0% случаев, а на факультетах государственных вузов отмечается в 68,7% случаев (рис. 2).

Полученные данные подтверждают тезис о том, что распределение видов спорта в рамках дисциплины «Спортивные игры» не оптимизировано и им отводится не столь весомое значение в процессе подготовки бакалавров по физической культуре и спорту.

В результате анализа и обобщения учебных планов было установлено, что в 100% случаев в вузах физической культуры и спорта такие виды игр, как баскетбол, волейбол и футбол, являются базовыми и в процессе изучения им отводится наибольшее внимание при подготовки бакалавра (рис. 3). %

120

100

80

60

40

20

100 100 100

Р • / * /79,7 \ Л / \ / \

60,5/7 ! 75,6 \ 65,7 1 #___ / \ / \ / \ 60' \

/ / / л \ \ \ \ ^58,6 55'2 ч к 50

40 Ж'' 40 25,5 25,7

Бадмиктон Баскетбол Волейбол Гандбол Настольный Теннис Футбол Хоккей

теннис

- • - Вузы физической культуры —•- Факультеты физической культуры

Рис. 3. Распределение видов спорта в вузах различного профиля

Исследования свидетельствуют, что на факультетах физической культуры представленные виды спортивных игр занимают также одно из ведущих значений - 79,7; 75,6 и 55,2% случаев соответственно, но при этом характерно, что в некоторых вузах эти виды вообще отсутствуют.

Следует обратить внимание на то, что в вузах физической культуры такие виды спортивных игр, как бадминтон и настольный теннис, - 40,0% соответственно; гандбол - 30,0%; хоккей - 50,0% применяются в процессе подготовки бакалавров по физической культуре, однако все они служат лишь для ознакомительной функции с представленным видом. Это подтверждается и тем, что представленные виды спорта необходимо изучать в форме ознакомления, потому что в системе физического воспитания (общеобразовательные школы, ссузы и вузы) они представлены слабо, так как имеют менее оздоровительный и образовательный эффекты.

Весьма характерно, что на факультетах физической культуры государственных вузов в рамках изучения дисциплины «Спортивные игры» в учебных планах большее значение отводится бадминтону - 60,5%, настольному

С*)

теннису - 65,7%, а также теннису - 58,6%. В связи с этим можно предположить, что данная тенденция обусловлена наличием менее оснащенной материально-технической базой, которая не позволяет в равной мере с вузами физической культуры включать в программу подготовки бакалавров такие базовые виды спортивных игр, как баскетбол, волейбол и футбол, являющиеся основными в системе физического воспитания и ключевыми при подготовке высококвалифицированных специалистов.

Проведенные исследования позволили установить, что в вузах физической культуры на изучение основ волейбола отводится две единицы (72 ч), а на факультетах физической культуры такое же время отводится на изучение основ футбола (рис. 4).

Баскетбол Волейбол Футбол

Вузы физической культуры Факультеты физической культуры

Рис. 4. Распределение объема учебной нагрузки на базовые виды спортивных игр в вузах различного профиля

Весьма характерно, что максимальное количество часов (108), предусмотренное Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования III поколения по направлению подготовки «Физическая культура», отводится в вузах физической культуры на изучение основ волейбола и футбола. В свою очередь на факультетах физической культуры государственных вузов на изучение волейбола и футбола отводится 64 и 72 ч соответственно (рис. 4).

Обобщая полученные данные, можно констатировать, что для вузов физической культуры и спорта такие виды спортивных игр, как баскетбол, волейбол и футбол, являются наиболее фундаментальными, а для факультетов физической культуры при подготовке бакалавров

ведущее значение занимают индивидуальные виды спортивных игр (бадминтон, настольный теннис и теннис).

Сложившееся ситуация позволяет заметить, что имеющийся на факультетах физической культуры государственных вузов подход отвечает современным требованиям подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта, так как будущие специалисты не обеспечиваются получением базовых знаний по видам спортивных игр, которые наиболее широко представлены в программе физического воспитания общеобразовательных школ ссузов и вузов. В связи с этим в настоящее время мы наблюдаем низкое качество базовых знаний и необходимых умений выпускников вузов Российской Федерации, которые в свою очередь влияют на продуктивность профессиональной деятельности педагога-тренера.

Заключение

В связи со сложившейся ситуацией и выявленными в процессе исследования особенностями преподавания дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля предлагаем внести некоторые коррективы и следующие рекомендации в программно-нормативную документацию и учебно-методические комплексы для эффективной подготовки квалифицированных бакалавров по физической культуре и спорту:

- оптимизировать основную программу подготовку бакалавров на факультетах физической культуры государственных вузов в соответствии с требованиями вузов физической культуры;

- включить такие виды спорта, как баскетбол, волейбол и футбол, в базовую часть подготовки бакалавра по физической культуре, которые обеспечивают овладение всей методикой преподавания спортивных игр, имеющих ведущее значение в системе физического воспитания общеобразовательных школ, ссузов и вузов Российской Федерации;

- привести в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения объем образовательной нагрузки, обеспечивающей эффективное овладение основами спортивных игр;

- освоение спортивных игр необходимо осуществлять прежде всего как средство общего воспитания, метод преподавания, средство многостороннего развития, предмет спортивного совершенствования и предмет обучения, тем самым обеспечивая овладение всем арсеналом знаний, умений и навыков, позволяющих успешно реализовывать выпускникам вузов свои способности в процессе профессиональной деятельности.

Литература

1. Баскетбол: учебник для ИФК / под общ. ред. Ю.М. Портнова. - М.: Астра-семь, 1997. - 479 с.

2. Беляев А.В. Волейбол: учебник для студентов вузов физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М.: Терра-спорт; ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.

3. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 2002. -352 с.

4. Губа В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-метод. обеспечение системы подготовки сту-

дентов в спортивном клубе: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 160 с.

5. Губа В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 4. - С. 16-19.

6. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник для вузов / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - М.: Советский спорт, 2013. - 536 с.

7. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособ. для вузов по специальности 033100 - Физ. культура / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Academia, 2004. -268 с.

8. Лебедь Ф. «Формула игры»: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф. Лебедь. - Волгоград, 2005. - 392 с.

9. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

10. Родин А.В. Баскетбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009. -168 с.

11. Спортивные игры и методика преподавания: учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.

12. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. учрежд. высш. профес. образ. / [Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков]; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 7-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -520 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 034300 -«Физическая культура» (Квалификация: бакалавр) // Режим доступа: http://window.edu.ru/

References

1. Basketball: the textbook for IFC / under a general edition of Yu.M. Portnov. - M.: Aster-seven, 1997. - 479 p.

2. Belyaev A.V. Volleyball: the textbook for students of higher education institutions of physical culture / A.V. Belyaev, M.V. Savin. - M.: Terra-Sport; TVT Division, 2009. - 360 p.

3. Gomelsky A.Ya. The basketball encyclopedia from Gomelsky / A.Ya. Gomelsky. - M.: Grand, 2002. - 352 p.

4. Guba V.P. Volleyball at university: theoretical and educational method. providing system of training of students in sports club: textbook / V.P. Guba, A.V. Rodin. - M.: Soviet sport, 2009. - 160 p.

5. Guba V.P. Modernization of the theory and technique of sports / V.P. Guba, A.V. Rodin // Theory and practice of physical culture. - 2010. - № 4. - P. 16-19.

6. Guba V.P. Theory and technique of soccer: the textbook for higher education institutions / V.P. Guba, A.V. Leksakov. - M.: Soviet sport, 2013. - 536 p.

7. Zheleznyak Yu.D. Theory and technique of training in the subject "Physical culture": texbook for higher education institutions in the specialty 033100 - Physical. culture / Yu.D. Zheleznyak, V.M. Minbulatov. - M.: Academia, 2004. - 268 p.

8. Lebed F. "Game formula": general theory of sports, training and training / F. Lebed. - Volgograd, 2005. - 392 p.

9. Nesterovsky D.I. Basketball. Theory and training technique: manual / D.I. Nesterovsky. - 3rd prod. - M.: Academy, 2007. - 336 p.

10. Rodin A.V. Basketball at university: theoretical, educational and methodical providing system of training of students in sports club: textbook / A.V. Rodin, D.V. Guba. - M.: Soviet sport, 2009. - 168 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sports and teaching technique: the textbook for ped. fac. ins of physical culture. - 2 nd prod., add. - M.: Physical culture and sports, 1986. - 320 p.

12. Sports. Equipment, tactics, training technique: the textbook for the student institution of higher professional education / [Yu.D. Zheleznyak, Yu.M. Portnov, V.P. Savin, A.V. Leksakov]; under the editorship of Yu.D. Zheleznyak, Yu.M. Portnov. - 7th prod. - M.: Publishing center "Aka-demiya", 2012. - 520 p.

13. The Federal state educational standard of higher education (FGOS VPO) in the direction of preparation 034300 - «Physical culture» (Qualification: bachelor) // access Mode: http://window.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.