ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ения знаний об управлении ФСД, опирающемся на знания о физкультурном образовании, об исследовании состояния управляемого объекта в интерпретациях конкретного вида ФСД. Это в полной мере относится и к освоению умений организовывать проектирование и исполнение интегрированных ОП в соответствующих видах ФСД, а также к владению навыком управления этим видом ФСД.
Выделение в ОП магистратуры специального блока с примерным названием «Управление ФСД в избранном виде ФКиС» может способствовать упорядочению профессионального физкультурного образования, внося в него определенность относительно сектора использования будущими магистрами компетенций в сфере ФКиС. На этой основе можно рассчитывать на фундаментальное образование в аспирантуре преподавателей и исследователей проблем, обостряющихся в сфере ФКиС.
Литература
1. Котлярова И.О. Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция / И.О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2009. - № 1 (134). - С. 53-65.
2. Сериков Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов / Г.Н. Сериков // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 31 (164). - С. 10-16.
3. Сериков Г.Н. Управление достижением качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. - 265 с.
4. Сериков Г.Н. Управление физкультурно-спортивной деятельностью: теоретический аспект / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 338 с.
References
1. Kotlyarova, I.O. Sozdanie usloviy razvitiya professional'noy pedagogicheskoy kvalifikatsii kak upravlencheskaya kompetentsiya (Creating conditions for the development of professional teaching qualifications as managerial competence/ I.O. Kotlyarova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. -2009. - № 1 (134). - P. 53-65.
2. Serikov, G.N. Gumanno orientirovannaya interpretatsiya professional'nykh kompetentsiy pedagogov (Humanely oriented interpretation of professional competences of teachers) / G.N. Serikov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. -2009. - № 31 (164). - P. 10-16.
3. Serikov, G.N. Upravlenie dostizheniem kachestva obrazovaniya (Control of quality of education) / G.N. Serikov, S.G. Serikov. -Chelyabinsk: Ural'skaya akademiya, 2009. - 265 P.
4. Serikov, G.N. Upravlenie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nost'yu: teoreticheskiy aspekt (Management of sports activity: theoretical aspect) / G.N. Serikov, S.G. Serikov. - Chelyabinsk: UralGUFK, 2011. - 338 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
I—
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 16.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
1 Московский государственный областной университет, Москва
Ключевые слова: бакалавр, физическая культура и спорт, спортивные игры, методика, образовательный процесс, профессиональные компетенции.
Цель исследования - изучить содержание дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля.
Методика и организация исследования. Основные методы исследования - изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных, методы математической статистики. Базовой основой для решения цели исследования явились вузы физкультурного профиля (п=10), а также факультеты физической культуры и спорта (п=16) государственных вузов Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа и обобщения учебных планов было установлено, что в 100 % случаев в вузах физической культуры баскетбол, волейбол и футбол являются базовыми видами и в процессе изучения им отводится наибольшее внимание при подготовке бакалавра в соответствии с ФГОС ВПО 3+. На факультетах физической культуры представленные виды спортивных игр - одни из ведущих: 79,7; 75,6 и 55,2 % положительных ответов соответственно. Представленные виды спорта необходимо изучать как базовые, потому что в системе физического воспитания (общеобразовательные школы, ссузы и вузы) они имеют приоритетное значение в формировании профессиональных компетенций.
В вузах физической культуры на изучение основ волейбола отводится две единицы (72 ч), а на факультетах физической культуры такое же время - на изучение основ футбола.
Максимальное время (108 ч), предусмотренное ФГОС ВПО 3+ по направлению подготовки «Физическая культура», в вузах физической культуры отводится на изучение основ волейбола и футбола, на факультетах физической культуры -64 и 72 ч соответственно.
Вывод. Сложившаяся ситуация позволяет отметить, что существующий на факультетах физической культуры государственных вузов подход не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта, так как будущие специалисты не обеспечиваются получением базовых знаний по видам спортивных игр, которые наиболее широко представлены в программе физического воспитания общеобразовательных школ ссузов и вузов. В связи с этим в настоящее время у выпускников вузов Российской Федерации отмечается низкое качество базовых знаний и необходимых умений.
Использованная литература
1. Губа В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 4. - С. 16-19.
2. Кулишенко И.В. Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля / И.В. Кулишенко, А.В. Антипов, А.В. Родин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. - С. 56-60.
3. Родин А.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009. - 168 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 034300 - «Физическая культура» (Квалификация: бакалавр) // Режим доступа: http://window.edu.ru/.
Информация для связи с автором: [email protected]
34
http://www.teoriya.ru
№ 5 • 2015 Май | May