Научная статья на тему 'Педагогическая модель профессиональной квалификации работников сферы физической культуры'

Педагогическая модель профессиональной квалификации работников сферы физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / АНТРОПОСИНЕРГИЗМ / СИСТЕМНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков С.Г., Сериков Г.Н.

В статье на основе системно-синергентического подхода раскрыта специфика профессиональных функций работников физкультурно-спортивных организаций. Дефиницировано понятие профессиональной квалификации специалистов сферы физической культуры. Обосновано вычленение в качестве основных элементов модели профессиональной квалификации работников сферы физической культуры их компетентности, процессуальной состоятельности, профессиональной нравственности и инициативности. Установлены взаимосвязи и иерархия между соответствующими компонентами модели, раскрыт онтогенетический аспект развития профессиональной квалификации работников физкультурно-спортивной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков С.Г., Сериков Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель профессиональной квалификации работников сферы физической культуры»

УДК 796.07: 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Сериков С. Г. - доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» Сериков Г. Н. - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Челябинск

PEDAGOGICAL MODEL OF EMPLOYEES' PROFESSIONAL

QUALIFICATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

Serikov S.G. - doctor of pedagogics, professor, pro-rector of academic work in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Education "Ural State University of Physical Culture " Chelyabinsk

Serikov G. N. - doctor of pedagogics, professor of the Federal State Budgetary Educational Institution of High Vocational Education "South-Ural State University" Chelyabinsk

e-mail: serikov06@mail. ru

Ключевые слова: организация сферы физической культуры, антропосинергизм, системность, профессиональные функции специалиста.

Аннотация. Основной целью в деятельности организации сферы физической культуры является содействие населению в осуществлении определенных видов двигательной активности или в удовлетворении иных потребностей, связанных с физкультурой, туризмом, спортом. Достижение этой цели в процессе функционирования физкультурно-спортивной организации предопределяется деятельностью и взаимодействием ее специалистов.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, моделирование профессиональной квалификации.

Материал. На основе системно-синергетического подхода раскрыта специфика профессиональных функций работников физкультурно-спортивных организаций. Дефиницировано понятие профессиональной квалификации специалистов сферы физической культуры. Обосновано вычленение в качестве основных элементов модели профессиональной квалификации работников сферы физической культуры их компетентности, процессуальной состоятельности, профессиональной нравственности и инициативности. Установлены взаимосвязи и иерархия между соответствующими

компонентами модели, раскрыт онтогенетический аспект развития профессиональной квалификации работников физкультурно-спортивной организации.

Результат. Охарактеризованная модель профессиональной квалификации специалистов сферы физической культуры является свидетельством того, что качество предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг находится в прямой зависимости от персонала: от профессиональной квалификации каждого сотрудника, характера взаимоотношений между ними, от сплоченности коллектива как предпосылке становления группового антропосинергизма, обусловливающего интегративные качества профессиональной квалификации персонала организации сферы физической культуры в целом.

Заключение. Профессиональная квалификация специалиста сферы физической культуры функционально призвана обеспечивать изнутри качество результатов исполнения специалистом возложенных на него компетенций [4]. Профессиональная квалификация является следствием личного антропосинергизма, в результате которого интегрируются ее элементы, ради того чтобы исполнять свои компетенции в организации сферы физической культуры. Находясь в зависимости от резервов внутренних потенциалов человека, профессиональная квалификация специалиста пребывает в непрерывном диалектическом движении. Она может стабилизироваться около некоего положения равновесия. Но она может подвергнуться и определенным генетическим изменениям. При этом разграничение состояний профессиональной квалификации специалистов по уровням осуществляется в соответствии с нормативами, установленными на правовой основе.

Keywords: physical culture sphere organization, anthroposynergism, system, specialist's professional functions.

Annotation. The main aim of the organizations in the sphere of physical culture is population assistance in fulfillment of definite kinds of motion activity or in other needs satisfaction, connected with physical culture, tourism, sport. The achievement of this aim in the process ofphysical - sports organization functioning is predetermined by its specialists' activity and interaction.

Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing, professional qualification modeling.

Research materials. On the basis of the system - synergic approach the specificity of physical culture and sport organizations employees' professional functions is disclosed. The definition of professional qualification of the employees in the sphere of physical culture is given. The grounds for taking competency, processual ability, professional morality and initiative as the main elements of the professional qualification model of the employees in the sphere of physical culture are presented. The interrelations and hierarchy between the components of the model are shown in the article. The ontogenetic aspect of the professional qualification of physical culture and sport organization's employees is also viewed in the article.

Results. The characterized model of the specialists' in the sphere of physical culture professional qualification testifies to the fact that the quality of the offered to the population physical - sports services is in direct relation to: qualification of each employee, character of interaction between the employees, collective unity as the background of the group anthroposynergism formation, which determines the integrative qualities of the staff in the organization in the sphere of physical culture.

Conclusion. Professional qualification of the specialist in the sphere of physical culture functionally is directed at quality of competence provision from within [4]. Professional qualification is a result of a personal anthroposynergism which helps to integrate its elements in order to fulfill competences in the organization of the sphere of physical culture. Depending on the reserves of the inner potential of a person, professional qualification of the specialist is in a

constant dialectic activity. It can stabilize in the position of a balance or it can undergo some genetic changes. The differentiation of the states of the specialists' professional qualification according to the levels is carried out in compliance with the standards set on the legal framework.

Основной целью в деятельности организации сферы физической культуры является содействие населению в осуществлении определенных видов двигательной активности или в удовлетворении иных потребностей, связанных с физкультурой, туризмом, спортом. Достижения этой цели в процессе функционирование физкультурно-спортивной организации предопределяется деятельностью и взаимодействием ее специалистов. Характеризуя соответствующие взаимодействия, следует остановиться на так называемых общих признаках персонала. К ним, в частности, относятся признаки системности [5]. Речь идет о составе персонала, о взаимосвязях между сотрудниками, характеризующих групповой антропосинергизм, об общей системной функции, а также о тенденциях развития персонала. Имея это в виду, охарактеризуем общие признаки персонала организации сферы физической культуры.

Составность персонала организации определяется теми функциями, на исполнение которых она претендует. Опираясь на такие функции и на заявленные объемы предоставления населению физкультурно-спортивных услуг, составляется штатное расписаниесоответствующей организации, в котором регламентируется состав сотрудников любой организации сферы физической культуры. Учитывая, что социальная функция, на осуществление которой претендует та или иная физкультурно-спортивная организация, тесно связана с удовлетворением социально обобщенных потребностей определенной категории населения, целесообразно говорить о компетенциях сотрудников, определяемых особенностями обслуживаемой категории населения.

При этом надо иметь в виду, что социальная функция положенная в основу функционирования любой организации сферы физической культуры, не сводится к «суммарному набору» элементарных функций составляющих компетенции каждого отдельного сотрудника. Ее осуществление предполагает интеграцию элементарных функций таким образом, чтобы соответствующая целостность совпадала с социальной функцией, возложенной на организацию. Это достигается путем установления иерархической соподчиненности сотрудников физкультурно-спортивной организации. Иерархию во взаимодействии сотрудников соответствующей организации можно признать в качестве определенной предпосылки становления группового антропосинергизма персонала, поскольку при этом проявляются те аспекты группового антропосинергизма, которые соотносятся с совместным исполнением сотрудниками некоторой части общих компетенций [3].

Устанавливающиеся взаимосвязи между сотрудниками при исполнении ими общих компетенций, укрепляясь, способствуют развитию сотрудничества. Кроме того, не следует игнорировать и роль самоорганизации персонала, которая происходит и в процессе исполнения компетенций каждым сотрудником, и в совместном исполнении общих компетенций, и в профессиональном общении. Другими словами, самоорганизация персонала объективно предопределена и является закономерным проявлением функционирования организации. Однако качественные характеристики самоорганизации различаются в зависимости от организации исполнения сотрудниками своих компетенций. Речь здесь идет о ведущей направленности группового антропосинергизма персонала, которая во многом зависит от того, происходит ли интеграция общих компетенций сотрудников. Если развитие группового антропосинергизма персонала будет сопровождаться интеграцией общих компетенций сотрудников организации, то это приведет к становлению обобщенной функции персонала. В иных случаях велика опасность разрозненности компетенций сотрудников организации.

Так или иначе, но постепенно зреет та социальная функция физкультурно-спортивной организации, которая реально осуществляется ее персоналом. В зависимости от того, как она соотносится с заявленной социальной функцией, насколько она соответствует удовлетворению потребностей обслуживаемого контингента населения, можно судить о качестве функционирования организации сферы физической культуры. Развивающаяся обобщенная функция персонала может служить ориентиром в оценке перспектив организации в удовлетворении социально значимых потребностей населения в двигательной активности и в эмоциональных сопереживаниях в связи с нею. Заметим, что становление группового антропосинергизма, созревание обобщенной функции, которую способен осуществлять персонал физкультурно-спортивной организации, являются проявлениями генезиса профессиональной деятельности персонала. При этом в процессе функционирования организации сферы физической культуры происходит генезис различных качеств персонала в целом, а также каждого сотрудника в отдельности.

В онтогенетическом аспекте речь идет и об индивидуальном развитии каких-то качеств каждого сотрудника, и об изменениях качеств группового антропосинергизма. Системная характеристика свойств персонала свидетельствует о существовании объективных предпосылок в развитии его качеств. В то же время имеют место различные потенциальные варианты развития качеств персонала, реализация каждого из которых зависит от самих сотрудников, от их субъективного влияния друг на друга. Каждый вариант развития качеств персонала обусловливает свойства его обобщенной функции в сфере физической культуры. Следовательно, функциональные возможности персонала физкультурно-спортивной организации предопределяются как объективными, так и субъективными предпосылками.

В плане уточнения системной характеристики персонала организации сферы физической культуры обратимся к специфическим внутренним свойствам человека, обусловливающим его способности исполнять возлагаемые на него компетенции. Исполнение любых компетенций оказывается возможным, если человек обладает определенными свойствами, которые в своем развитии становятся качествами, достаточными для исполнения соответствующих компетенций [1]. Целостное внутреннее свойство специалиста, выражающееся в его способностях содействовать удовлетворению потребностей населения в целом или какой-то определенной категории в двигательной активности, а также в эмоциональном сопереживании от ее осуществления, назовем его квалификацией как специалиста физкультурно-спортивного профиля. Если данный специалист является сотрудником организации сферы физической культуры, и исполнение компетенций базируется на его квалификации, то тем самым проявляется его профессиональная квалификация.

Известно, что право исполнения определенных компетенций в сфере физической культуры получают выпускники образовательных учреждений физкультурно-спортивного профиля. Однако опыта исполнения конкретных компетенций в сфере физической культуры и спорта у выпускников, как правило, явно недостаточно. Поэтому имеет смысл различать квалификацию специалиста и профессиональную квалификацию сотрудника физкультурно-спортивной организации.

В качестве основания анализа профессиональной квалификации сотрудников организаций сферы физической культуры логично выбрать профессиональную деятельность каждого из них. Профессиональная деятельность специалиста состоит в исполнении компетенций. Исполняя их, сотрудник взаимодействует с партнерами. Следовательно, профессиональная деятельность специалиста предполагает способность к профессиональному общению с партнерами, к установлению с ними корректных взаимоотношений. Исполнение компетенций предполагает не только осуществление «наработанных схем действий», но и проявления способности выхода на новации.

Профессиональная деятельность специалиста характеризуется определенным качеством исполнения компетенций [6].

Эти и иные особенности профессиональной деятельности правомерно положить в основу разработки модели профессиональной квалификации сотрудников организации сферы физической культуры. Отвлекаясь от содержания исполняемых сотрудниками организации компетенций, вычленим состав элементов, которые можно обнаружить в профессиональной квалификации специалистов, а затем структурируем его, ориентируясь на качество исполнения специалистом своих компетенций.

Прежде всего, в составе профессиональной квалификации специалиста следует вычленить компетентность. Ясно, что исполнение компетенций осуществляется сотрудниками на основе их знаний. При этом имеются в виду не только научные знания о различных аспектах пользования двигательной активностью, о роли чувств и эмоций в жизни и жизнедеятельности людей, о других особенностях физкультурно-спортивной деятельности, но и об особенностях тех условий, в которых происходит исполнение компетенций. Такого рода знания невозможно усваивать впрок, ибо они достаточно быстро устаревают. Их приходится добывать в процессе исполнения компетенций. Отсюда следует, что профессиональная компетентность специалиста в отрыве от исполнения компетенций не может существовать в принципе.

Надо иметь в виду, что профессиональная квалификация специалиста в сфере физической культуры характеризуется качеством исполнения компетенций в процессе профессиональной деятельности. В связи с этим имеет смысл вычленить процессуальную состоятельность как элемент состава профессиональной квалификации работника. При этом под процессуальной состоятельностью следует понимать интегративную способность специалиста устойчиво обеспечивать исполнение компетенций социально востребованными результатами. Другими словами, проявление сотрудником процессуальной состоятельности обычно влечет за собой социально востребованные результаты функционирования физкультурно-спортивной организации.

Заметим, что процессуальная состоятельность специалиста не сводится к профессиональной компетентности. Она является специфическим компонентом модели профессиональной квалификации специалиста. Можно совершенно определенно заявить о том, что процессуальная состоятельность специалиста развивается в практике исполнения им компетенций. При этом она может расти, расширяться по объему исполняемых обязанностей, фундаментализироваться по аспектам исполнения компетенций.

Учитывая социальную направленность исполняемых сотрудниками компетенций в сфере физической культуры, в их профессиональной квалификации следует вычленить те свойства, которыми характеризуется социальная направленность их профессиональной деятельности. С одной стороны, речь идет о предоставлении населению физкультурно-спортивных услуг в целях его оздоровления [7]. С другой стороны, следует иметь в виду соблюдение правовых и моральных норм, как во взаимодействии, так и во взаимоотношениях с партнерами и с обслуживаемым населением. С третьей стороны, не следует забывать и об имидже организации. Следовательно, в профессиональной квалификации сотрудника значима нравственность.

Вообще говоря, нравственность является одной из социальных характеристик человека. Однако в профессиональной квалификации нравственность проявляется специфично. Поэтому, характеризуя модель профессиональной квалификации специалистов в сфере физической культуры, следует вычленить профессиональную нравственность сотрудников физкультурно-спортивных организаций. Она, во-первых, является аспектом нравственности, относится только к проявлениям специалистов в сфере физической культуры. Во-вторых, профессиональная нравственность, проявляясь в процессе исполнения специалистом компетенций, развивается на основе

соответствующих проявлений. Другими словами, о профессиональной нравственности вне исполнения компетенций вести речь бессмысленно.

В процессе исполнения компетенций сотруднику сферы физической культуры приходится искать такие способы, которые обеспечивали бы успех и ему лично, и соответствующей организации, и обслуживаемому контингенту населения. Для этого приходится проявлять инициативу, предприимчивость, пользоваться собственной креативностью. Другими словами, в процессе исполнения компетенций значимой является инициативность специалиста. Ее также целесообразно вычленить в качестве элемента модели профессиональной квалификации. Действительно, на основе инициативности специалист осуществляет поиск перспективных вариантов осуществления своих компетенций. Это способствует, с одной стороны, рационализации его труда, с другой, -инициативность может служить залогом совершенствования предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Наконец, с третьей стороны, инициативность побуждает человека к совершенствованию собственной профессиональной квалификации [2].

Вычлененные элементы модели профессиональной квалификации сотрудников организаций сферы физической культуры с разных сторон характеризуют личные качества специалиста, значимые непосредственно в профессиональной деятельности. Просматривается достаточность этих элементов для характеристики профессиональной квалификации специалистов. Действительно, компетентность является предпосылкой исполнения специалистом компетенций с опорой на свои знания. Процессуальная состоятельность, базируясь на других элементах состава, предопределяет качество результатов исполнения компетенций, возложенных на специалистов. Нравственность предполагает правовую и моральную направленности специалиста в процессе профессиональной деятельности. Инициативность служит залогом проявлений творчества в профессиональной деятельности.

В соответствии с изложенным становится ясной иерархическая соподчиненность вычлененных элементов модели профессиональной квалификации специалиста. Компетентность и нравственность, безусловно, лежат в основе профессиональной квалификации специалиста. Именно на этих элементах базируются оставшиеся два. Инициативность без компетентности не может быть продуктивной, а без нравственности не является социально ориентированной. Процессуальная состоятельность предполагает опору не только на компетентность и нравственность. Она базируется и на раскрепощенной инициативности специалиста.

Одновременно следует заметить, что профессиональная квалификация специалиста проявляется при исполнении компетенций степенью его процессуальной состоятельности. Речь идет о том, что результаты исполнения специалистом своих компетенций напрямую зависят от того, насколько качественно он трудится, какое мастерство проявляет. Поэтому, относясь к процессуальной состоятельности диалектично, определим ее как иерархически главный элемент профессиональной квалификации специалиста.

Учитывая сказанное, элементы состава профессиональной квалификации можно распределить следующим образом. Определив процессуальную состоятельность в качестве главного элемента профессиональной квалификации, непосредственно соподчиним ей компетентность. Инициативность и нравственность обеспечивают содержательность и качество процессуальной состоятельности. Инициативность и нравственность взаимосвязаны зависимостями нравственности от компетентности и содержанием инициативности в зависимости от нравственности и от компетентности.

В целом компетентность и нравственность специалиста предопределяют направленность и силу внутренней активности специалиста на исполнение своих компетенций в сфере физической культуры. От интеграции компетентности с нравственностью зависит, прежде всего, мера социальной ориентации специалистов в процессе профессиональной деятельности. Эта же общность предопределяет и проявления

инициативности специалиста в профессиональной деятельности. Образовавшийся треугольник компетентности, нравственности и инициативности обусловливает в целостности свойства процессуальной состоятельности специалиста. Охарактеризованная структура профессиональной квалификации специалиста, будучи сориентированной на приоритет процессуальной состоятельности, представляет собой специфичную целостность. Ее особенность в том, чтобы выразить функциональную направленность профессиональной квалификации на проявления процессуальной состоятельности в процессе профессиональной деятельности.

Дело в том, что ни высокая компетентность, ни социально ориентированная нравственность, ни систематическая инициативность сами по себе не приведут к появлению функционально востребованных результатов исполнения специалистами компетенций в сфере физической культуры. Оказавшись направленными на обеспечение процессуальной состоятельности, они определяют способность специалиста исполнять вверенные ему компетенции на определенном уровне качества. Соответствующий уровень качества исполнения специалистом своих компетенций как раз и характеризуют его профессиональную квалификацию в практико-ориентированном плане.

Таким образом, профессиональная квалификация функционально призвана обеспечивать изнутри качество результатов исполнения специалистом возложенных на него компетенций [4]. Речь идет о том, что профессиональная квалификация является следствием личного антропосинергизма, в результате которого интегрируются ее элементы, ради того чтобы исполнять свои компетенции в организации сферы физической культуры. Находясь в зависимости от резервов внутренних потенциалов человека, профессиональная квалификация специалиста пребывает в непрерывном диалектическом движении. Она может стабилизироваться около некоего положения равновесия. Но она может подвергнуться и определенным генетическим изменениям. При этом разграничение состояний профессиональной квалификации специалистов по уровням осуществляется в соответствии с нормативами, установленными на правовой основе.

Если обратиться к персоналу организации сферы физической культуры, то можно констатировать, что каждый сотрудник характеризуется как-то своей профессиональной квалификацией. Безусловно, она неким образом соотносится с исполняемыми им компетенциями. В то же время имеет смысл определиться с профессиональной квалификацией персонала физкультурно-спортивной организации в целом. Для этого необходимо опираться на групповой антропосинергизм сотрудников конкретной организации, а профессиональную квалификацию персонала в целом рассматривать как аспект группового антропосинергизма. В зависимости от его характеристики находится и профессиональная квалификация персонала физкультурно-спортивной организации. Тогда имеют место предпосылки реализации обобщенной функции персонала на потенциально возможном уровне. Обострение же противоречий между представителями персонала снижает потенциал ее профессиональной квалификации в целом. Отсюда появляется угроза снижения ресурсов реализуемой персоналом обобщенной функции.

Понятно, что в процессе функционирования организации сферы физической культуры профессиональная квалификация персонала в целом меняется. Характер ее изменений предопределяется свойствами онтогенеза группового антропосинергизма. В то же время профессиональная квалификация персонала в целом подчиняется общесистемным закономерностям в своем развитии (она зарождается, зреет, созревает, проявляет тенденции к качественным изменениям). В зависимости от конкретных параметров онтогенеза профессиональной квалификации персонала физкультурно-спортивной организации в целом находятся свойства обобщенной функции, на реализацию которой вправе надеяться соответствующий персонал.

Охарактеризованная модель профессиональной квалификации специалистов сферы физической культуры является еще одним свидетельством того, что качество предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг находится в прямой зависимости от персонала. С одной стороны, речь идет о профессиональной квалификации каждого сотрудника. С другой - о характере взаимоотношений между ними, о сплоченности друг с другом как о предпосылке становления группового антропосинергизма, обусловливающего интегративные качества профессиональной квалификации персонала организации сферы физической культуры в целом.

Литература

1. Зимняя ,И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании./И. А. Зимняя. - М., 2004. - 40 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения./Е. А.Климов. - М., 2004. - 304 с.

3. Котлярова, И.О., Сериков, С.Г. Системно-синергетическая концепция гуманно ориентированного дополнительного образования / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки./Е.А. Климов. - 2010. - № 23 (199). - С. 9-13.

4. Котлярова, И.О. Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция /И.ОКотлярова// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 1 (134). - С. 53-65.

5. Куликов, Л.М., Сериков С.Г. Системный подход к проектированию стратегии развития вуза физической культуры/ Л.М. Куликов, С.Г. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т.5. № 1. - С. 27-33.

6. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов/Г.Н. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 31 (164). - С. 10-16.

7. Сериков, С.Г. Отражение роли здоровья в подготовке специалистов по физической культуре / С.Г. Сериков// Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 4. - С.14.

Bibliography

1. Zimnyaya, I.A. Key competencies as the effective basis of competency based approach in education./I.A. Zimnyaya. - Moscow, 2004. - 40 p.

2. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination./E.F.Klimov. - Moscow, 2004. - 304 p.

3. Kotlyarova, I.O., Serikov S.G. System - synergetic conception of humanely oriented additional education // South-Ural State University bulletin. Series: Education. Pedagogical sciences./ I.O. Kotlyarova, S.G. Serikov -2010. - № 23 (199). - P. 9-13.

4. Kotlyarova, I.O. Creation of the conditions for professional pedagogical qualification development as a managerial competency/I.O. Kotlyarova // South-Ural State University bulletin. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2009. - № 1 (134). - P. 53-65.

5. Kulikov, L.M., Serikov S.G. System approach to design of physical culture higher education establishment development strategy / L.M. Kulikov, S.G. Serikov // South-Ural State University bulletin. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2013. - Volume 5. № 1(134). - P. 27-33.

6. Serikov, G.N. Humanely oriented interpretation of teachers' professional competencies/ G.N. Serikov // South-Ural State University bulletin. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2009. - № 31(164). - P. 10-16.

7. Serikov, S.G. Health role reflection in training physical culture specialists/ S.G. Serikov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2000. - № 4 - P. 14.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.