О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 796.075
Поступила в редакцию 16.01.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Сериков1 Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков1
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
REASONS TO INCLUDE MANAGERIAL COMPETENCES IN PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE EDUCATION
Dr.Hab., Professor S.G. Serikov1 Dr.Hab., Professor G.N. Serikov1
1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Информация для связи с автором: serikov06@mail.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с га
О (U ■С
Н
Аннотация
В данной статье раскрывается актуальность включения в содержание образования магистров в сфере физической культуры управленческих компетенций для эффективного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности. Это связано с необходимостью освоения ими полномочий, относящихся к самостоятельной разработке комбинированных программ с элементами физкультурного образования. Проводится анализ данных компетенций. В частности, выпускник магистратуры по направлению «Физическая культура» должен знать теоретические основы управления физкультурным образованием, уметь обеспечивать разработку образовательных программ приобщения населения к физкультурно-спортивной деятельности, владеть методами организации пользователей в реализации выбранной ими образовательной программы, побуждения их к освоению содержания программы, контроля его результатов. Охарактеризованы полномочия магистров в рамках реализации соответствующих компетенций в будущей профессиональной деятельности. Они предполагают организацию взаимодействия с партнерами, побуждение их к сотрудничеству, контроль подопечных и самоконтроль исполнения своих полномочий. Обосновывается целесообразность изучения магистрантами предметной области управления физкультурным образованием. В ее содержание необходимо включать аспекты, связанные как с достижением подопечными успехов в проявлении двигательной активности, так и с предотвращением негативных тенденций в изменениях их физического и психического здоровья. Важно также отразить социальный опыт о психологии взаимоотношений людей, причастных к физкультурно-спортивной деятельности, об управлении соответствующими социальными явлениями. Кроме того, следует уделить серьезное внимание изучению возможностей совмещения организации двигательной активности подопечных с обучением отдельным элементам и их комбинациям. Для этого в содержание образовательной программы магистратуры необходимо включать процессуально-действенные аспекты, нацеленные на подготовку студентов к проектированию интегрированных образовательных программ.
Ключевые слова: управленческие компетенции, физкультурно-спортивная деятельность, профессиональное физкультурное образование, интегрированные образовательные программы.
Annotation
The relevance of including managerial competences in the training programme for masters in physical education for effective support of sports activity is proved in the present paper. This is due to the need to develop their abilities relating to the self-development of complex programs with elements of education in the field of physical culture.
These competences are analyzed. In particular, a graduate of the Master's course in "Physical Education" should know the theoretical basics of management of physical culture education, be able to provide the development of educational programs involving people in physical culture sports activities, know how to organize users (clients) to implement the educational program they have chosen, motivating them to master the program and control their performance. Masters' duties in the framework of the implementation of respective competences in the future work, involving organization of the interaction with partners, encouraging them to cooperate, control and self-control of performance of their duties, are characterized.
The importance for Master's students to study management of physical culture education is justified. It should include in its content aspects related to both achievement of success in performed motor activity and prevention of negative trends in the changes in physical and mental health of their students. It is also important to show the social experience on psychology of relationships of people involved in physical culture and sports activity and on management of relevant social phenomena. Furthermore, much attention should be paid to studying of the ways to combine the organization of motor activity of students with teaching specific elements and their combinations. To do this, the content of the master's educational program must include procedural activity aspects aimed at training of students to plan integrated education programs.
Keywords: managerial competences, physical culture and sports activities, professional education in physical culture, integrated education programs.
Введение. Профессиональное физкультурное образование должно быть направлено на проектирование и реализацию образовательных программ (ОП), способствующих воспроизводству кадров для сферы ФКиС, умеющих успешно исполнять профессиональные компетенции, соответствующие
современному уровню требований в сопровождении ФСД населения [2]. Важным элементом ОП профессионального физкультурного образования должны стать предметные области, относящиеся к управлению физкультурным образованием [4]. Их содержание призвано способствовать усвоению зна-
ний об управлении физкультурным образованием, освоению умений организовывать проектирование комбинированных ОП разного назначения, овладению методами их внедрения в практику сопровождения ФСД различных групп населения.
Цель исследования - обосновать необходимость включения управленческих компетенций в содержание профессионального физкультурного образования.
Результаты исследования и их обсуждение. Методологическим ориентиром систематизации содержания образования в аспекте управления физкультурным образованием населения выбрана следующая модель. Под управлением понимается бинарное отношение «субъект-интерактивный объект» [3].
В процессе соответствующих отношений магистр призван выполнять определенные полномочия по организации взаимодействия с партнерами. Как субъект отношений с партнерами, он наделяется полномочиями побуждать каждого из них к активному сотрудничеству с собой. Кроме того, он наделяется определенными полномочиями контроля подопечных и самоконтроля исполнения своих полномочий. Будущий магистр направления «Физическая культура» должен овладеть соответствующими функциями управления в приобщении социальной группы к ФСД посредством организации физкультурного образования, проектирования и реализации ОП, побуждения партнеров к сотрудничеству и контроля результатов, а также исследовательской деятельности.
Поэтому в содержании образования будущих магистров направления «Физическая культура» целесообразно сделать акцент на управленческих полномочиях в приобщении населения к ФСД во всем ее многообразии. Каждый магистр должен усвоить, что ФСД представляет собой специфический вид отношений человека (социальной группы, общества в целом), предметом которых является двигательная активность людей, сопровождаемая большими психическими и физическими нагрузками. Это, естественно, подразумевает ответственность не только самого человека (спортсмена) за сохранение своего здоровья. Магистр физической культуры призван всемерно способствовать не только достижению подопечными успехов в проявлении двигательной активности, а также предотвращать негативные тенденции в их физическом и (или) психическом здоровье.
Особое внимание следует обратить на такую категорию участников ФСД, как болельщики. В отдельных видах спорта - это довольно внушительная масса людей, сопровождающая выступления спортсменов. Культура их поведения в порыве глубоких эмоциональных переживаний вызывает обеспокоенность. Магистр, сопровождающий спортивные состязания, должен уметь предотвращать эксцессы со стороны болельщиков. Вообще говоря, систематическая работа с ними была бы скорее полезной. Поэтому управление поведением болельщиков следовало бы признать социально значимым полномочием магистров сферы ФКиС.
Если так, то в содержание образования будущих магистров важно включать и социальный опыт о психологии взаимоотношений людей, так или иначе причастных к ФСД, об управлении соответствующими социальными явлениями. Осведомление будущих магистров относительно этих аспектов социальных отношений могло бы лечь в основу освоения каждым из них умений исполнять полномочия магистра. Освоению соответствующих умений могут способствовать ситуативные задачи, решение которых направлено на поиск вариантов гипотетического управления ФСД в соответствующих ситуациях. Такого рода находки могут оказаться полезными в овладении навыком управления ФСД.
Выполнение магистром компетенции в управлении ФСД подопечных неразрывно связано с педагогическими полномочиями. Речь идет о том, что магистр направления «Физи-
ческая культура» призван обучать и воспитывать подопечных, так сказать, в действии. Другими словами, управление ФСД предполагает совмещение организации двигательной активности подопечных с обучением отдельным элементам и (или) комбинациям таковых с обучением приемам и методам их выполнения. Попутно внимание должно обращаться на эстетику и этику поведения подопечных в отношениях с собой и с партнерами. Как субъект управления ФСД, магистр призван побуждать подопечных к соблюдению общепринятых норм и правил отношений с собой и с партнерами.
Отсюда следует целесообразность включения в содержание образования будущих магистров направления «Физическая культура» предметной области управления физкультурным образованием как аспекта управления ФСД населения. Особенность этого аспекта управления ФСД состоит, в частности, в том, чтобы не только способствовать овладению будущими магистрами элементами теории и методами приобщения подопечных к ФСД. Важно ознакомить их с правовыми основаниями, которые должны лежать в основе проектирования интегрированных ОП совмещения ФСД с сопутствующими элементами физкультурного образования, способствовать освоению умений разрабатывать их и овладению соответствующим навыком.
Как субъекты управления ФСД подопечных будущие магистры по направлению «Физическая культура» должны осваивать методы организации процесса проектирования интегрированных ОП во взаимодействии с партнерами. Для этого в содержание ОП магистратуры необходимо включать процессуально-действенные аспекты, освоение которых должно бы способствовать становлению умений студентов организовывать сотрудничество с партнерами при имитации проектирования интегрированных ОП [1]. Важной предпосылкой проектирования интегрированных ОП является информация о подопечных, опираясь на которую можно было бы обоснованно устанавливать основные параметры содержания проекта образовательно-тренировочного процесса.
Извлечение такой информации возможно вследствие проведения исследования в состоянии, образно выражаясь, управляемого объекта. Поэтому организация проектирования интегрированных ОП должна сопровождаться исследованием состояния значимых параметров управляемого объекта и условий ее реализации в образовательно-тренировочном процессе. Такого рода исследования должны проводиться на общепризнанной научной основе. Поэтому правомерно требовать, чтобы научно-исследовательская деятельность была неотъемлемым элементом содержания образования в магистратуре.
Выводы. Безусловно, освоение будущими магистрами умений организовывать проектирование и последующую реализацию интегрированных ОП ФСД следовало бы совмещать с систематическими исследованиями изменений в управляемом объекте. На стадии проектирования интегрированных ОП - это выполнение требований и установок в разрабатываемом проекте. На стадии реализации интегрированной ОП - это изменения в состояниях подопечных вследствие овладения ими содержанием интегрированной ОП. Студенты должны не только уметь получать соответствующие сведения, но и анализировать их, извлекать информацию об изменениях в состоянии управляемого объекта. Кроме того, они должны научиться пользоваться ею в продолжение управления ФСД.
Так как магистр направления «Физическая культура», скорее всего, должен специализироваться в каком-либо виде ФСД, в содержании его образования в магистратуре следует опираться на интерпретацию его управленческих полномочий в соответствующих видах ФСД. Другими словами, важно, чтобы студентам создавались педагогические условия усво-
№ 5 • 2015 Май | Мау
http://www.teoriya.ru
ения знаний об управлении ФСД, опирающемся на знания о физкультурном образовании, об исследовании состояния управляемого объекта в интерпретациях конкретного вида ФСД. Это в полной мере относится и к освоению умений организовывать проектирование и исполнение интегрированных ОП в соответствующих видах ФСД, а также к владению навыком управления этим видом ФСД.
Выделение в ОП магистратуры специального блока с примерным названием «Управление ФСД в избранном виде ФКиС» может способствовать упорядочению профессионального физкультурного образования, внося в него определенность относительно сектора использования будущими магистрами компетенций в сфере ФКиС. На этой основе можно рассчитывать на фундаментальное образование в аспирантуре преподавателей и исследователей проблем, обостряющихся в сфере ФКиС.
Литература
1. Котлярова И.О. Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция / И.О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2009. - № 1 (134). - С. 53-65.
2. Сериков Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов / Г.Н. Сериков // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 31 (164). - С. 10-16.
3. Сериков Г.Н. Управление достижением качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. - 265 с.
4. Сериков Г.Н. Управление физкультурно-спортивной деятельностью: теоретический аспект / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 338 с.
References
1. Kotlyarova, I.O. Sozdanie usloviy razvitiya professional'noy pedagogicheskoy kvalifikatsii kak upravlencheskaya kompetentsiya (Creating conditions for the development of professional teaching qualifications as managerial competence/ I.O. Kotlyarova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. -2009. - № 1 (134). - P. 53-65.
2. Serikov, G.N. Gumanno orientirovannaya interpretatsiya professional'nykh kompetentsiy pedagogov (Humanely oriented interpretation of professional competences of teachers) / G.N. Serikov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. -2009. - № 31 (164). - P. 10-16.
3. Serikov, G.N. Upravlenie dostizheniem kachestva obrazovaniya (Control of quality of education) / G.N. Serikov, S.G. Serikov. -Chelyabinsk: Ural'skaya akademiya, 2009. - 265 P.
4. Serikov, G.N. Upravlenie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nost'yu: teoreticheskiy aspekt (Management of sports activity: theoretical aspect) / G.N. Serikov, S.G. Serikov. - Chelyabinsk: UralGUFK, 2011. - 338 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U ■С
I—
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 16.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
1 Московский государственный областной университет, Москва
Ключевые слова: бакалавр, физическая культура и спорт, спортивные игры, методика, образовательный процесс, профессиональные компетенции.
Цель исследования - изучить содержание дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля.
Методика и организация исследования. Основные методы исследования - изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных, методы математической статистики. Базовой основой для решения цели исследования явились вузы физкультурного профиля (п=10), а также факультеты физической культуры и спорта (п=16) государственных вузов Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа и обобщения учебных планов было установлено, что в 100 % случаев в вузах физической культуры баскетбол, волейбол и футбол являются базовыми видами и в процессе изучения им отводится наибольшее внимание при подготовке бакалавра в соответствии с ФГОС ВПО 3+. На факультетах физической культуры представленные виды спортивных игр - одни из ведущих: 79,7; 75,6 и 55,2 % положительных ответов соответственно. Представленные виды спорта необходимо изучать как базовые, потому что в системе физического воспитания (общеобразовательные школы, ссузы и вузы) они имеют приоритетное значение в формировании профессиональных компетенций.
В вузах физической культуры на изучение основ волейбола отводится две единицы (72 ч), а на факультетах физической культуры такое же время - на изучение основ футбола.
Максимальное время (108 ч), предусмотренное ФГОС ВПО 3+ по направлению подготовки «Физическая культура», в вузах физической культуры отводится на изучение основ волейбола и футбола, на факультетах физической культуры -64 и 72 ч соответственно.
Вывод. Сложившаяся ситуация позволяет отметить, что существующий на факультетах физической культуры государственных вузов подход не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта, так как будущие специалисты не обеспечиваются получением базовых знаний по видам спортивных игр, которые наиболее широко представлены в программе физического воспитания общеобразовательных школ ссузов и вузов. В связи с этим в настоящее время у выпускников вузов Российской Федерации отмечается низкое качество базовых знаний и необходимых умений.
Использованная литература
1. Губа В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 4. - С. 16-19.
2. Кулишенко И.В. Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля / И.В. Кулишенко, А.В. Антипов, А.В. Родин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. - С. 56-60.
3. Родин А.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009. - 168 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 034300 - «Физическая культура» (Квалификация: бакалавр) // Режим доступа: http://window.edu.ru/.
Информация для связи с автором: irina-kulishenko@mail.ru