Научная статья на тему 'Технология формирования компетенции педагога профессионального образования'

Технология формирования компетенции педагога профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завзанова Заира Умаровна

Статья освещает программу преподавания дисциплины «Практикум по профессии», предусматривающую изучение информационных технологий бухгалтерского учета, в частности программы «1С: Бухгалтерия 8», которая широко применяется на предприятиях Российской Федерации. На этом этапе студенты учатся заполнять справочники, вводить начальные остатки по счетам, обрабатывать первичные документы, проверять правильность отражения оформленной хозяйственной операции в бухгалтерском учете с использованием отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завзанова Заира Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TO FORM THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with a «Workshop on profession» discipline program using the information technology in accounting, in particular the «1C: Accounting 8» program widely applied at the enterprises of Russian Federation. At this stage students learn to fill in the directories, to input the initial balances, to process source documents, to verify the correctness of decorated business transactions reflection in the accounting records using reports.

Текст научной работы на тему «Технология формирования компетенции педагога профессионального образования»

УДК 378

ЗУ Завзанова ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья освещает программу преподавания дисциплины «Практикум по профессии», предусматривающую изучение информационных технологий бухгалтерского учета, в частности программы «1С: Бухгалтерия 8», которая широко применяется на предприятиях Российской Федерации. На этом этапе студенты учатся заполнять справочники, вводить начальные остатки по счетам, обрабатывать первичные документы, проверять правильность отражения оформленной хозяйственной операции в бухгалтерском учете с использованием отчетов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, практикум по профессии, рабочая программа, компетенции, практические работы.

Zrnra Zavzanova TECHNOLOGY TO FORM THE COMPETENCE

OF THE TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION

Annotation. The article deals with a «Workshop on profession» discipline program using the information technology in accounting, in particular the «1С: Accounting 8» program widely applied at the enterprises of Russian Federation. At this stage students learn to fill in the directories, to input the initial balances, to process source documents, to verify the correctness of decorated business transactions reflection in the accounting records using reports. Keywords: professional training, professional workshop, working program, competence, practical work.

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления показывает, что содержание изучаемых дисциплин не обеспечивает целостность образовательного процесса. Большинство дисциплин преподается узкопредметно, без взаимодействия с профилирующими дисциплинами. Это обстоятельство необходимо учесть при проектировании содержательной части общегуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин во взаимосвязи с отраслевыми (специальными) дисциплинами в аспекте направленности на формирование отраслевых компетенций педагога профессионального обучения в области экономики и управления [1; 4]. Комплекс дисциплин учебного процесса, определяющий отраслевую подготовку специальности 051000.10 «Профессиональное образование (экономика и управление)» в соответствии с их содержанием структурирован следующим образом: общегуманитарные, естественнонаучные дисциплины, психолого-педагогические дисциплины, отраслевые дисциплины. Дисциплины каждой группы формируют профессиональные компетенции, овладение которыми в совокупности должно обеспечивать подготовку специалиста.

Немаловажную роль в позитивном развитии образования играют условия обучения. Поскольку большинство современных выпускников школ уже в большей или меньшей степени владеют использованием персональных компьютеров, то перед преподавателями университета встают следующие задачи: углубление знаний студентов в области использования компьютерных технологий и обучение работе с прикладными программами бухгалтерского направления. В процессе обучения на кафедре экономики и дизайна Дагестанского государственного педагогического университета студенты должны изучать дисциплину, связанную с автоматизацией учета - это «Практикум по профессии». Подходя к изучению этой дисциплины, студенты уже освоили ручной способ ведения бухгалтерского учета, что позволит облегчить и повысить качество изучения ведения учета в автоматизированных системах.

В рамках дисциплины «Практикум по профессии» должны рассматриваться не только теоре-

© Завзанова З.У., 2014

тические аспекты использования информационных технологий в бухгалтерском учете, а так же изучаться программа «1С: Бухгалтерия 8». Выбор данного программного продукта не случаен. Это связано, прежде всего, с тем, что он используется многими организациями в Российской Федерации, кроме того, позволяет освоить общие понятия и принципы работы с бухгалтерской программой. Именно на этом этапе студенты учатся настраивать параметры учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета; вести учет безналичных расчетов и наличных денежных средств; работать с подотчетными лицами и формировать кассовую книгу; формировать книгу покупок и книгу продаж, журнал учета счетов-фактур; вести кадровый учет, рассчитывать и выплачивать заработную плату; закрывать счета бухгалтерского и налогового учета по завершении отчетного периода; формировать баланс предприятия по завершении отчетного периода [3]. Каждый студент на протяжении изучения дисциплины работает за определенным компьютером с индивидуальной базой данных. Это дает возможность преподавателю контролировать выполнение заданий, а студенту ощутить всю ответственность за выполняемую работу.

Нами разработана в рамках этой учебной дисциплины рабочая программа для студентов второго курса факультета экономики и дизайна [2]. Целью дисциплины «Практикум по профессии» является формирование у студентов практических навыков отражения хозяйственных операций в первичных документах, учетных регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- нормативные и законодательные акты, регулирующие организацию и методологию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий;

- систему учетных регистров и документов бухгалтерского учета;

- правила заполнения учетных регистров и первичной документации;

- порядок и последовательность перенесения данных бухгалтерского учета из одного регистра в другие документы бухгалтерского учета;

уметь:

оперировать учетными данными, анализировать их;

- отслеживать движение учетных данных от первичных документов до форм отчетности;

- отражать в бухгалтерском учете операции финансово-хозяйственной деятельности предприятия по журнально-ордерной системе учета;

- обобщать и анализировать затраты и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- составлять бухгалтерские записи (проводки);

- заполнять регистры бухгалтерского учета, используя и составлять журнал хозяйственных операций на персональных ЭВМ;

- заполнять формы годовой бухгалтерской отчетности;

- заполнять первичные документы, ведомости журналы ордера, главную книгу и баланс;

- делать расчеты и оформлять бухгалтерские справки;

владеть:

- навыками работы с методической литературой, инструктивными материалами, нормативными документами, учетными регистрами и составления отчетности;

способами и навыками применения программных продуктов в области бухгалтерского учета и анализа.

Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование».

Для усвоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплины «Бухгалтерский учет». Дисциплина включена в федеральный компонент блока специальных дисциплин. Программа курса содержит принципы ведения бухгалтерского учета и отражения в системе счетов бухгалтерского учета учетных данных, методы формирования различных показателей на счетах бухгалтерского учета и отчетных форм. В методике преподавания дисциплины предусмотрены практические занятия, основанные на ранее пройденных лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Теория бухгалтерского учета», «Производственное обучение». Особенностью изучаемой дисциплины является то, что в бухгалтерском учете постоянно происходят изменения, что влечет необходимость корректировки учетных данных по ходу решения лабораторных занятий и готовности студентов к обновлению и усовершенствованию полученных ранее знаний, умений и практических навыков.

Процесс изучения дисциплины «Практикум по профессии» направлен на формирование следующих компетенций.

А. Общекультурные компетенции (ОК):

способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

- способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);

- способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23); готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27).

Б. Профессиональные компетенции:

способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффек-

тивной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

(специалистов) (ПК-12);

способен прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности

(ПК-15);

- готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19); готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);

способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

- способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32); готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов

и безопасности (ПК-33);

- готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

- готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

- готов к производительному труду (ПК-36).

В. Специальные компетенции (СК):

- обладает базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности (СК-1);

- владеет знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике (СК-2);

- способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций

(СК-3);

владеет навыками обработки первичных бухгалтерских документов, методами организации и ведения бухгалтерского учета (СК-7);

- знает основные положения бюджетного законодательства, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и отчетности (СК-8);

знает современные способы ведения документооборота предприятия, в том числе основные программы и средства электронного документооборота (СК-13).

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Практикум по профессии» будут служить основой для изучения дисциплин «Бухгалтерский учет в торговле», «Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса», «Аудит», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Банковское дело» и др. В данную программу вошли девять практических работ, которые позволят создать почти полную картину деятельности организации по основным участкам учета: ввод сведений об организации и заполнение справочников; ввод начальных остатков; учет товаров; учет материалов, готовой продукции; учет основных средств; учет кассовых и банковских операций; учет кадров и заработной и платы; учет расчетов с подотчетными лицами; отчеты, регламентные операции.

Библиографический список

1. Алешина С.А. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования» / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013.

2. Завзанова З.У. Учебная программа «Производственное обучение» / З.У. Завзанова. - Махачкала: ДГПУ ИЛИ, 2012.

3. Кацуба О.Б. 1С: Бухгалтерия 8.0: практический самоучитель / О.Б. Кацуба, Е.А. Фадеева. - М.: Альфа-Пресс, 2007. — 240 с.

4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учеб.-методич. пособ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.