Научная статья на тему '«Основы бухгалтерского учета» в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства'

«Основы бухгалтерского учета» в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURIAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY / ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ACCOUNTING BASICS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ENTREPRENEURIAL CULTURE / TYPES OF TEACHERS' M OF EXERCISES / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / SPREADSHEETS MICROSOFT EXCEL. ACTIVITIES / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MS EXCEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусин К.Ф.

Статья посвящена вопросам преподавания основ бухгалтерского учета в педагогическом вузе. Автор рассматривает об-разовательные задачи, решаемые с помощью курса «Основы бухгалтерского учета» при подготовке учителей технологии и предпринимательства. Описана система упражнений по бухгалтерскому учету, разработанная и опробованная на факуль-тете технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. Исходя из целей и опыта преподавания бухгалтерского учета, автором выявлены ключевые моменты в организации данного учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ACCOUNTING BASICS» IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP

This article is devoted to the teaching of accounting basics in the pedagogical institution. The author examines educational goals which can be achieved due to the «Accounting Basics» course for future teachers of technology. This article describes the system of ex-ercises on accounting, developed and tested at the Faculty of Technology and Entrepreneurship of Moscow State Pedagogical Universi-ty. Based on the goals and the experience of teaching accounting, the author identifies key elements of this course organization.

Текст научной работы на тему ««Основы бухгалтерского учета» в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства»

ёмко и наглядно описываются определённые объекты: натюрморт, интерьер, пейзаж, портрет, фигура, сюжетная композиция. Выполняя рисунки по литературному описанию, студенты учатся связывать понятие (слово) и образ, удерживать волевыми усилиями зрительный образ в сознании и воплощать его при помощи изобразительно-выразительных средств.

Последние исследования показывают, что компенсировать потерю часов, отводимых на учебный рисунок, поможет чётко спланированное и интенсифицированное аудиторное и самостоятельное обучение. Известные художники-педагоги (А.Е. Терентьев, В.Е. Нестеренко, В.К. Лебёдко) с этой целью предлагают следующую методику проведения занятий. Первые 15-20 минут необходимо уделять коротким рисункам с натуры, по впечатлению дня или по литературному описанию. При выполнении длительных заданий по рисованию с натуры целесообразно переключать внимание учащихся с натуры на рисование по памяти и по представлению. Это даёт возможность лучше понять изображаемый объект и проверить глубину и полноту знания о нём. Большое значение следует уделять составлению перечня самостоятельных заданий,

выполняемых вне учебной программы.

В заключение следует отметить, что при большом количестве аудиторного времени, отводимом на рисование с натуры, необходимо постоянно уделять внимание самостоятельным заданиям, выполнение которых способствует эффективному закреплению пройденного материала и быстрому совершенствованию технических навыков рисунка. Поэтому в программу домашних заданий должны входить упражнения на развитие образной памяти, представления и воображения. Это возможно лишь при грамотном сочетании разных видов рисования в системе подготовки художника-педагога.

Литература

1. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1953.

2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Уч. пос. для ХГФ. -М.: Просвещение, 1987.

3. Игнатьев Е.И. Вопросы исследования процесса рисования по представлению / Психология рисунка и живописи. -М., 1954.

УДК 372.8

ББК 74.263р + 74.58

«ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К.Ф. Гусин, аспирант факультета технологии и предпринимательства МПГУ, (499) 246-91-66

Статья посвящена вопросам преподавания основ бухгалтерского учета в педагогическом вузе. Автор рассматривает образовательные задачи, решаемые с помощью курса «Основы бухгалтерского учета» при подготовке учителей технологии и предпринимательства. Описана система упражнений по бухгалтерскому учету, разработанная и опробованная на факультете технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. Исходя из целей и опыта преподавания бухгалтерского учета, автором выявлены ключевые моменты в организации данного учебного курса.

Ключевые слова: предпринимательская подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства, основы бухгалтерского учета, предпринимательская культура, виды деятельности учителя, система упражнений, электронные таблицы MS Excel.

«ACCOUNTING BASICS» IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP.

Gusin K.F.

This article is devoted to the teaching of accounting basics in the pedagogical institution. The author examines educational goals which can be achieved due to the «Accounting Basics» course for future teachers of technology. This article describes the system of exercises on accounting, developed and tested at the Faculty of Technology and Entrepreneurship of Moscow State Pedagogical University. Based on the goals and the experience of teaching accounting, the author identifies key elements of this course organization.

Keywords: entrepreneurial training of future teachers of technology, accounting basics, entrepreneurial culture, types of teachers' activities, system of exercises, spreadsheets Microsoft Excel.

Необходимость изучения основ бухгалтерского учета будущими учителями технологии и предпринимательства возникла вместе с появлением данной учительской специальности. «Бухгалтерский учет» как элемент подготовки студентов способствует решению ряда образовательных задач, таких как формирование представлений о структуре и функционировании современного предприятия, особенностей профессиональной деятельности бухгалтера, менеджера, предпринимателя. Знания в области бухгалтерского учета являются неотъемлемой частью предпринимательской культуры и важным элементом подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства не только к образовательной и социально-педагогической, но и к организационно-управленческой деятельности, что предусмотрено действующим стандартом профессионального образования.

«Бухгалтерский учет» прочно занял свое место в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства, но вопросы методики преподавания продолжают обсуждаться педагогами, обеспечивающими экономическую и предпринимательскую составляющую профессиональной подготовки студентов, обучающихся по данной специальности.

Преподавание основ бухгалтерского учета (ОБУ) в педа-

гогическом вузе имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке соответствующих методик преподавания. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что профессия учителя не предусматривает реальное ведение бухгалтерского учета на предприятии. В частности, это означает, что от студентов не требуется подробное изучение всей законодательной базы, регулирующей ведение бухгалтерского учета. Следует максимально освободить учебный материал от ссылок на конкретные правовые акты, не требовать запоминать их названия. Принципиальным является понимание студентами законодательного регулирования тех или иных понятий, положений, явлений. Студенты должны уметь выделять такие понятия в числе других, пришедших из экономической науки. В то же время студенты должны быть знакомы со структурой и основными положениями нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ, уметь пользоваться электронными правовыми справочными системами.

Действующий на факультете технологии и предпринимательства МПГУ учебный план предусматривает изучение основ бухгалтерского учета всеми студентами специальности «Технология и предпринимательство», независимо от выбора,

ими дополнительной специализации в рамках курса «Прикладная экономика и бухгалтерский учет» (ПЭиБУ). Рамки, регламентирующие организацию учебного процесса, не позволяют выделить ОБУ в отдельный предмет, однако его удельный вес в составе ПЭиБУ относительно велик - до 100 часов, при общей трудоемкости дисциплины в 140 часов.

Курсу ПЭиБУ предшествует общеобразовательный курс «Основы рыночной экономики». Предварительная общенаучная и, в частности, математическая подготовка студентов ФТиП делает возможным и даже желательным при преподавании основ бухгалтерского учета в пятом семестре выходить за рамки принятой в бухгалтерии терминологии и практики ведения (бухгалтерских) записей и показывать условность отдельных бухгалтерских понятий, например, «кредит», «дебет», «баланс», раскрывать их математическую сущность. Такое методическое решение позволяет установить межпредметные связи с базовыми курсами математики и информатики, способствует формированию целостного мировоззрения у студентов.

Анализ учебной литературы, проведенный в ходе разработки курса ПЭиБУ, выявил широкое использование бухгалтерских понятий при анализе экономики предприятия, вводимых без необходимых предварительных разъяснений. В то же время базовые понятия бухгалтерского учета вводятся строго последовательно и на основе достаточно четких определений, не требующих знаний, выходящих за рамки общеобразовательного курса «Основы рыночной экономики». Опираясь на проведенный анализ, было решено построить курс ПЭиБУ таким образом, чтобы студенты сначала приступали к изучению раздела «Основы бухгалтерского учета», а затем к разделу «Прикладная экономика». Таким образом, бухгалтерский учет становится инструментом, который помогает студентам сформировать представления о процессах, протекающих на предприятии, понять принципы его функционирования.

Практические занятия по ОБУ, дополняющие лекционный курс, построены на основе системы упражнений (работ), разработанной на ФТиП МПГУ. На первых семинарах студенты вместе с преподавателем обсуждают общие вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии; обязательность ведения учета, обязанности бухгалтера и руководителя организации, анализируют закон РФ «О бухгалтерском учете» и ряд других нормативных документов. Для ответа на поставленные вопросы студентам необходимо проанализировать нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. Таким образом, в ходе занятий кроме бухгалтерских знаний и умений студенты приобретают опыт работы с нормативными документами и правовыми электронными базами данных.

Следующие упражнения направлены на выработку у студентов умения выделять в деятельности предприятия отдельные хозяйственные операции. Разбиение хозяйственной деятельности предприятия на отдельные хозяйственные операции является важной составляющей деятельности бухгалтера. Подобные умения не только подготавливают студентов к решению следующих, более сложных заданий, но и позволяют им с новой точки зрения взглянуть на деятельность предприятия, начать осмысление сути профессии бухгалтера.

В ходе выполнения следующей серии заданий студенты должны осуществить регистрацию наиболее часто встречающихся в деятельности малого предприятия хозяйственных операций. Студенты знакомятся с такими общеупотребительными операциями, как формирование вступительного баланса только что созданного юридического лица и принятие к учету уставного капитала, приобретение материалов, получение наличных денег в кассу, приобретение и введение в эксплуатацию объектов основных средств, начисление заработной платы и связанных с ней налогов, списание материалов на производственные цели, амортизация оборудования, реализация готовой продукции, расчет фактической себестоимости отгруженной продукции и, наконец, определение результатов хозяйственной деятельности предприятия. Задания построены на основе учетных регистров, используемых в практике ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, - журнал регистраций хозяйственных операций (журнал-главная), обо-ротно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс - и выполнены в электронных таблицах Microsoft Excel. При этом студенты актуализируют свои знания по использованию электронных таблиц, полученные ими на младших курсах при изучении информационных технологий. Отказ от использования специального бухгалтерского программного обеспечения носит принципиальный характер. Выполнение заданий в электронных таблицах позволяет, с одной стороны, избежать излишнего объема рутинной работы, неизбежного при использовании бумажных регистров, с другой - показать структуру и устройство соответствующих учетных регистров.

Сложность заданий регулируется количеством хозяйственных операций, которые необходимо отразить, количеством учетных регистров и используемых счетов, данными, уже находящимися в учетных регистрах, количеством связей и математических вычислений, которые студент должен самостоятельно выполнить. Еще одним фактором, влияющим на сложность заданий, является изменение правовых условий, в которых действует предприятие. Например, общее количество налогов, используемых в заданиях, сокращено до трех: единый социальный налог, НДС и налог на прибыль. Все налоги вводятся в условия заданий постепенно, и в первых заданиях предприятия совсем освобождены от их уплаты.

В общей сложности студенты выполняют 8 аудиторных и 4 самостоятельных задания, что позволяет сформировать первоначальные навыки ведения бухгалтерского учета на малом предприятии и освоить базовые понятия бухгалтерского учета.

Методикой проведения занятий также предусмотрены две контрольных работы и коллоквиум, необходимый для содействия введению в лексический оборот студентов базовой терминологии предметной области «Бухгалтерский учет» и обсуждению специфики профессиональной деятельности бухгалтера, требований, предъявляемых этой профессией к качествам личности.

Практика преподавания основ бухгалтерского учета на ФТиП МПГУ показала высокую эффективность предложенной методики, практическую ценность разработанных заданий и их достаточность для формирования «бухгалтерского компонента» в рамках предпринимательской подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.