Научная статья на тему 'Технология формирования ключевых компетенций студентов ссуз экономической специальности на занятиях иностранного языка'

Технология формирования ключевых компетенций студентов ссуз экономической специальности на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Э. В.

The task of the present article is to reveal the author's technology of key competences forming of college students on the lessons of foreign language. It displays the methods of practical using the key competences, presented by G.I. Ibragimov, in studying of foreign languages of college students on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of key competence forming of college students of economy department on the lessons of foreign language

The task of the present article is to reveal the author's technology of key competences forming of college students on the lessons of foreign language. It displays the methods of practical using the key competences, presented by G.I. Ibragimov, in studying of foreign languages of college students on

Текст научной работы на тему «Технология формирования ключевых компетенций студентов ссуз экономической специальности на занятиях иностранного языка»

ход к обучению студентов-журналистов позволяет рассмотреть данный процесс как систему целевого формирования условий реализации творческих качеств студента -журналиста, определяющих уровни профессионального мастерства как инварианты культуры их творческой деятельности.

Литература:

1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуман.изд.центр «Владос», 2002. - 320 с.

2. Системный подход к процессу формиро-

вания творчески активной личности учителя. - М.: б/и, 1988. - 46 с.

3. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. - М. изд-во МГУ, 1999. - 176 с.

4. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. - 2003. -№3. - C. 23-32.

5. Меренков A.B. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001. - 274 с.

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Наука, 1994. - 254 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Э.В.Максимова, соискатель ИПППО РАО

В связи с переориентацией современного профессионального образования с традиционного подхода к обучению на компетеностный возникает потребность формирования ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков (ИЯ) в ссузе. Как известно, в обучении ИЯ ставятся как образовательные, так воспитывающие и развивающие задачи. Реализация этих задач повышает эффективность обучения ИЯ, поскольку дает обучаемым возможность приобрести не только соответствующую иноязычную подготовку, но и развить способности к познавательной деятельности и вооружить их умениями и навыками, необходимыми для самообразования и дальнейшего совершенствования знаний как в области

иностранного языка, так и в области профилирующих дисциплин.

Г.И.Ибрагимовым выделены ключевые компетенции при подготовке специалистов среднего звена, которые наиболее полно отвечают требованиям, представленным в ГОС СПО. К ним относятся: 1) готовность проявлять ответственность за выполняемую работу; 2) способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; 3) устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремление к творческой самореализации; 4) способность к системному мышлению; 5) способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; 6) готовность к постоян-

ному профессиональному росту, приобретению новых знаний; 7) готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству в коллективе [1, с.15]. Мы предлагаем методику использования представленных ключевых компетенций в процессе изучения ИЯ.

Учитывая основные требования к уровню овладения ИЯ, согласно примерной программе по дисциплине «Иностранный язык» [2], нами были выделены социально-коммуникативные и профессионально-коммуникативные умения. Кроме перечисленных умений, специалист со знанием ИЯ должен овладеть видами иноязычной профессиональной деятельности по основной специальности. Так, будущие специалисты экономической сферы в условиях все-расширяющегося международного сотрудничества во всех сферах деятельности, формирования информационного общества должны овладеть такими видами профессиональной деятельности с использованием ИЯ, как информационно-аналитическая работа и профессиональная деятельность в ходе личного контакта с носителями языка.

Так как структура ключевых компетенций интегративна, то в состав ключевых компетенций в обучении ИЯ, помимо социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений, входят такие компоненты, как ценностно-смысловые представления, мотивация, опыт эффективного применения имеющихся знаний, способы решения проблемно-познавательных задач, эмоционально-волевая саморегуляция и т.д. Это означает, что формирование ключевых компетенций в обучении ИЯ - процесс развития всех сторон личности. Таким образом, компонентный состав ключевых компетенций в

обучении ИЯ будет следующим:

- способность к системному мышлению (умение использовать ИЯ в других областях знаний; умение систематизировать и обобщать полученные знания на ИЯ);

- способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности (умение самостоятельно работать с информацией; умение понимать замысел текста; умение пользоваться словарями, справочной литературой; умение отделять главную информацию от второстепенной; умение писать аннотацию; умение писать различные виды планов; умение самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации);

- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу (умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами ИЯ, определять соответствующий конечный продукт; умение реализовывать поставленные цели в иноязычной деятельности; умение представить конечный результат иноязычной деятельности в полном объеме);

- способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности (умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях; умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат; умение находить и принимать эффективные решения; умение планировать речевое поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы);

- готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами (умение грамотно ставить и задавать вопросы; способность координировать свои действия с другими участниками

иноязычного общения; способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение; умение воздействовать на партнера общения; умение использовать речевой этикет, мимику, жесты; умение выслушать мнение других; умение устанавливать контакт с другими участниками; умение организовать работу в команде и распределить роли);

- способность самостоятельно решать проблемы в области профессиональной деятельности (умение самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для выполнения профессиональных задач; способность оценивать необходимость той или иной информации для собственного профессионального роста; умение использовать приобретенные иноязычные навыки в практической деятельности; умение самостоятельно расширять практику профессионального общения);

- устойчивое стремление к самосовершенствованию; стремление к творческой самореализации (умение определять свои потребности в изучении ИЯ и выбирать соответствующие способы изучения ИЯ; владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием речевых умений; умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной речью на родном языке и ИЯ; умение творчески использовать иноязычные средства в процессе изучения ИЯ).

Представленные умения в составе ключевых компетенций находятся в отношениях корреляции, поскольку одни и те же умения могут коррелировать с другими видами компетенций, и отличаются от традиционных умений по ИЯ своей практической направленностью.

Редуцирование ключевых компетен-

ций до совокупности социально - коммуникативных и профессионально -коммуникативных умений позволяет разбить процесс формирования ключевых компетенций в обучении ИЯ на отдельные последовательные шаги или этапы, а также представить процедуру оценки уровня их сформированности, поскольку именно умения поддаются измерению и оцениванию.

Ключевые компетенции в иноязычной подготовке определяются на основе комплексной качественной оценки коммуникативного поведения студентов на основе наблюдения в период обучения ИЯ. Из-за трудности оценивания профессионально - коммуникативных умений (так как они могут проявиться лишь в профессиональной деятельности) на занятиях по ИЯ создаются профессионально ориентированные задания или ситуации.

Важным источником качественного анализа деятельности студентов в овладении ИЯ является их «языковой портфель» и выполнение студентами различных языковых проектов.

На занятиях по ИЯ в ссузе формирование ключевых компетенций осуществляется через содержание и используемые в обучении приемы и средства ИЯ. К ним можно отнести сферы общения, темы, соответствующие сферам деятельности, ситуации профессионального общения, речевой материал, тексты и дискурсы различных жанров и типов, проблемные задания, совокупность знаний по истории, культуре разных стран, знание общественных правил и норм взаимодействия между индивидами и социальными институтами и т.д. Данные компоненты содержания обучения ИЯ влияют на ценностные ориентации, способствуют развитию чувств, эмоций,

памяти, мышления, мировоззрения студентов, развитию потребности в дальнейшем самообразовании и самовоспитании. Выполнение приведенных компонентов иноязычной подготовки требует от студентов определенных социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений. Реализация же этих умений в речевой деятельности будет проявлением ключевых компетенций. Отсюда следует, что ключевые компетенции в обучении ИЯ выступают как результат овладения студентами соответствующих социально -коммуникативных и профессионально -коммуникативных умений в различных видах речевой деятельности.

Формирование ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения ИЯ возможно в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Применительно к личностно ориентированному подходу, содержание обучения строится на основе дифференцированного и индивидуального подходов к обучению ИЯ. При отборе содержания учитываются интересы студентов и волнующие их проблемы. Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения и предъявления коммуникативных ситуаций. Материал, аппелирующий к личному опыту студентов, побуждает их к выражению собственного мнения, оценки, стимулирует к формированию ценностных ориентаций.

Деятельностная сущность в процессе формирования ключевых компетенций в иноязычной подготовке осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. В процессе общения, взаимодействия

студентов создается коммуникативное содержание, способствующее формированию речемыслительной деятельности. Коммуникативный характер содержания обучения ИЯ создается в результате выполнения студентами следующих видов заданий: переговоры/ заключение соглашения (negotiation); игровые технологии: деловая игра, коммуникативные игры (communication games), ролевые игры (role play activities); работа с текстом; свободное общение (socialisation); свободная / самостоятельная практика (free practice); самостоятельная работа (self study activities); проблемные задачи (problem solving); творческие задания (creative tasks); дискуссия (discussion). В ходе выполнения данных заданий студенты овладевают способами решения проблемно - ситуативных и профессионально - ориентированных задач.

Деятельностный компонент формирования ключевых компетенций также реализуется в условиях самостоятельной постановки цели и планирования стратегических шагов преодоления препятствий и достижения поставленной цели через взаимодействие партнеров. В учебных условиях более всего соответствует решению данной задачи задания проектного характера. Проектные задания содержат все компоненты продуктивной деятельности, включая исходную проблему, постановку цели, планирование достижения результата, реализацию плана, получение конечного продукта и оценку достигнутого. Проектные задания легли в основу разработанной нами технологии формирования ключевых компетенций студентов ссуз средствами ИЯ, что является необходимым педагогическим условием. Проектная работа, в соответствии с данной

программой, предусмотрена после изучения темы или цикла тем.

Содержание предлагаемой нами технологии (см. Схему №1) по формированию ключевых компетенций средствами ИЯ строится на основе разработанной нами программы по английскому языку для студентов ссуз экономического профиля. В ней указаны основные цели и задачи формирования ключевых компетенций в течении четырех семестров обучения ИЯ в ссузе. Так, задачей первого курса выступает формирование социально - коммуникативных умений и соответствующих ключевых компетенций в процессе овладения студентами умениями работать с текстами повседневного, бытового характера и алгоритмом самостоятельной работы с профессионально - ориентированными текстами, информацией; умениями вести беседу в условиях повседневного общения и основами профессионального общения. На втором курсе формируются профессионально - коммуникативные умения в составе соответствующих КК за счет овладения студентами видами профессиональной деятельности с использованием ИЯ. Обучающиеся вовлекаются в творческую исследовательскую работу, направленную на повышение профессионального уровня общения, а также формирование умения самостоятельно расширять практику делового общения на ИЯ. Учебная деятельность на каждом курсе предлагаемой технологии строится в виде блоков (модулей), которые организуются по ситуативно-тематическому принципу.

Изучение каждой темы происходит по этапам проектной работы: ознакомительного, подготовительного (или сбор информации), самостоятельной работы над проектом, защита проекта. На каждом этапе решаются свои задачи по формированию ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения ИЯ. Для подготовительного этапа отводится большая часть времени, необходимого для овладения студентами речевыми умениями, лексикой и грамматикой. После каждой темы студенты, разделенные по командам, должны продемонстрировать результат выполненной работы. Для более эффективного формирования ключевых компетенций необходим систематический мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций студентов. Мониторинг проводится после каждого семестра обучения ИЯ в ссуз по индивидуальным диагностическим картам.

Успешность проводимой работы по разработанной нами технологии формирования ключевых компетенций студентов ссуз средствами ИЯ находит свое отражение в теоретических знаниях, усвоенных студентами и практических умениях. Практическая ценность проведенных занятий видится в том, что применение данной технологии расширяет возможности содержания предмета «Иностранный язык» в формировании ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования. Проекты, положенные в основу педагогической технологии формирования ключевых компетенций

Схема №1

Технология формирования ключевых компетенций (КК) студентов ссуз средствами

иностранного языка (ИЯ) Цель: Формирование КК студентов ссуз средствами ИЯ

Содержание процесса формирования КК студентов ссуз средствами ИЯ

Профессиональное образование

могут успешно применяться не только на занятиях по иностранному языку, но и истории, обществознании, экономики и других гуманитарных дисциплин по соответствующим каждой дисциплине темам.

Литература:

1. Ибрагимов, Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / Г. И. Ибра-

гимов // Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования: материалы всероссийской научн. практ. конф. - Казань: КСЮИ, 2003. - с.11-17.

2. Примерная программа по дисциплине иностранный язык (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования) // Вестник. - 1996. - №7-8. - с.3-4.

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА

МИЛИЦИИ

В.С.Романюк, начальник кабинета спецдисциплин кафедры тактико-специальной и огневой подготовки КЮИ МВД РФ, соискатель ИПП ПО РАО

Характерной особенностью профессиональной деятельности сотрудника милиции является широкая коммуникативность, выраженная в способности общения с широкой по своему диапазону средой: с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Понять процесс человеческого общения - это значит понять, как люди относятся друг к другу и как изменяется их деятельность, когда они вступают во взаимодействие.

Как известно содержание общения сводится к рассмотрению того, на что именно в психике другого мы воздействуем: на внимание, на восприятие информации, на формирование умений, на убеждения и др.

При этом огромную роль в коммуникативном процессе играет тот факт, насколь-

ко сотрудник владеет определенными элементами культуры (в данном случае мы говорим о коммуникативной культуре).

Культура определяет стиль мышления и поведения человека, она охватывает все стороны человеческой жизни, любой вид человеческой деятельности.

Важнейшим показателем культуры сотрудника милиции, критерием ее выраженности, выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.

В литературе культуру общения рассматривают по-разному: сводят ее к нормам, правилам поведения, отождествляют с этикетом и его нормами, считают культуру поведения проявлением культуры общения и т.д. Но общение - более глубокий процесс, и в известном смысле начинается тогда, когда общающиеся отказываются от стандартных форм поведения и обращаются друг к другу как к личности, индивидуальности. Общение не поддается нормированию и выступает, во многом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.