ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
А. О. Багатеева, Н. Ш. Валеева, Г. Н. Ахметзянова К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БАКАЛАВРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, технический вуз, модель.
В статье изложены основные предпосылки формирования иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) бакалавров в техническом вузе, проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию ИКК бакалавров в техническом вузе, представлена структурно-содержательная характеристика ИКК, дано описание модели формирования ИКК.
Keywords: foreign language communicative competence, technical college, model.
The prerequisites of the formation of foreign language communicative competency (FLCC) for bachelors of technical college are considered, the analysis offoreign and domestic approaches of the formation of bachelors' FLCC is given. The substantial characteristic of bachelors' FLCC in the technical college is given, the structural components of the FLCC is defined. The model offormation of bachelors' FLCC is studied.
Современный этап развития российского общества характеризуется постоянными изменениями в социально-экономической и политической жизни. Расширение международных связей, деловые переговоры с иностранными коллегами, работа с документацией на иностранном языке (ИЯ) обусловливают необходимость использования возможностей ИЯ
в профессиональной подготовке бакалавров в технических вузах.
В контексте современных тенденций развития системы профессионального образования языковая подготовка бакалавров в техническом вузе должна обеспечивать гуманитаризацию высшего технического образования. Важнейшим условием эффективного использования ИЯ при этом является мотивационная готовность студентов
к восприятию гуманитарного содержания учебных материалов на ИЯ, направленная на формирование гуманитарной культуры. Развитие высокого уровня гуманитарной культуры обеспечит специалисту профессионально необходимые умения проводить переговоры, мотивировать и воодушевлять людей, урегулировать конфликты, поддерживать постоянный творческий рост, генерировать новые профессиональные идеи, пользоваться
социокультурными ценностями и технологиями.
Таким образом, гуманитаризация
технического образования посредством ИЯ - это планомерный педагогический процесс,
ориентированный на расширение и углубление гуманитарных знаний обучающегося
и осуществление его гуманистического воспитания.
Общепризнанным можно считать значимость обучения ИЯ не только в формировании собственно речевых компетенций, но в воздействии на саму личность обучающегося, в результате которого она становится саморазвивающейся, обретает опыт осмысленного и рефлексируемого поведения,
способность к творческой познавательной деятельности.
На настоящий момент существует большое количество методических направлений
и технологий обучения ИЯ в техническом вузе. Однако обучение ИЯ с учетом профессиональной направленности студентов, а соответственно и уровень иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) до сих пор остаются неудовлетворительными. Об этом свидетельствует острый дефицит специалистов, владеющих определенным набором иноязычных знаний, необходимых для профессионального общения.
ИКК исследовалась на примере различных групп специалистов - будущих инженеров (И.И. Галимзянова, O.A. Минеева, М.В. Ткаченко, Е.Н. Григорьева, Н.В. Патяева), медиков (Г.С. Архипова), экологов (Э.В. Бибикова, А.В. Малаева, C.B. Дикарева), юристов
(Ж.В. Глотова), экономистов (Н.П. Бельтюкова, Г.К. Пендюхова, И.С. Волегжанина, C.B. Кузнецова, Г.А. Петрова), менеджеров (М.В. Долгих), технических специалистов (С. А. Чичиланова, К.В. адеева, И.О. Нещадим), с позиций кредитно-модульной технологии (A.C. Андриенко) и др.
В теории и практике обучения ИЯ в технических вузах проблема иноязычного обучения с учетом особенностей профессионального общения специалистов технических специальностей является весьма актуальной. На сегодняшний день накоплен определенный опыт подготовки бакалавров технических специальностей в аспекте формирования ИКК. В процессе обучения ИЯ бакалавры приобретают опыт ведения деловых переговоров в своей профессиональной области, что способствует развитию у бакалавров способности к интеллектуальной и творческой деятельности, к восприятию и переработке новой информации, влияет на развитие личностных и профессионально
значимых качеств будущих специалистов, позволяющих ему самореализоваться в сфере будущей профессиональной деятельности, то есть является средством формирования ИКК.
Процесс формирования ИКК будет целостным и эффективным, если в качестве теоретических основ формирования данного феномена принять методологические подходы, дидактические принципы и педагогические закономерности процесса обучения.
В качестве основных подходов к процессу формирования ИКК целесообразно выделить:
- личностно-деятельностный подход, направленный на достижение главного результата профессионального образования - готовности выпускника к социальной и профессиональной деятельности, сформированной в процессе профессионального образования, построенного на центрированности личности обучающегося и его целенаправленной, мотивированной деятельности.
- проблемно-проектный подход к формированию ИКК бакалавров в техническом вузе, обеспечивающий многомерный синтез когнитивного, практического и личностного опыта;
- системный подход, в контексте которого выявляются составляющие ИКК, обеспечивается понимание ее многоуровневости, определяется взаимосвязь, взаимообусловленность выделенных составляющих компетенций и возможность их объединения в единый динамично развивающийся процесс формирования ИКК как части профессиональной компетентности бакалавров в техническом вузе;
- коммуникативно-компетентностный подход, позволяющий определить структуру ИКК бакалавров в техническом вузе, состоящую из следующих компетенций: лингвистической (языковой), речевой, социокультурной, стратегической (компенсаторной), учебно-познавательной и лингвопрофессиональной.
- культурологический подход, обеспечивающий построение процесса формирования ИКК бакалавров в техническом вузе как диалога культур, где студент раскрывается как субъект межъязыковой, межкультурной и межличностной коммуникации.
В качестве общедидактических принципов процесса формирования ИКК используются: гуманизация; научность обучения; систематичность и последовательность; активность и сознательность; сотрудничество; создание языковой и окружающей среды; межкультурное обучение; ориентация на студентов; коммуникативная и профессиональная направленность; проблемно-стимулирующая
организация занятий; социокультурная
направленность.
Несмотря на большое количество публикаций отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам формирования и развития ИКК (М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, Н.И. Гез,
Е.И. Пассов, И. Л. Бим, В.В. Сафонова,
Дж. Савиньон, Г. Пифо, Д. Хаймз, Д. Равен и др.),
существуют разнообразные толкования
компонентного состава исследуемого явления.
В нашем понимании содержательную характеристику ИКК бакалавров в техническом вузе можно рассматривать как совокупность следующих компетенций: лингвистическая (языковая); речевая; социокультурная; компенсаторная; учебно-
познавательная; профессиональная. Данные компоненты наиболее полно отражают содержание ИКК и соответствуют целям обучения ИЯ в техническом вузе.
Лингвистическая компетенция является базой для формирования ИКК бакалавров и включает овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыки оперирования этими средствами
в коммуникативных целях; систематизацию полученных языковых знаний и увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера.
Речевая компетенция включает в себя функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование, чтение, перевод), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать своё речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению.
Значимость социокультурной компетенции заключается в увеличении объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
Владение стратегической компетенцией подразумевает умения будущего бакалавра выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе личностного и профессионального иноязычного общения.
Учебно-познавательная компетенция
включает в себя дальнейшее развитие общих и специальных умений; ознакомление с доступными студентам способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Лингвопрофессиональная компетенция
представляет собой способность использовать базовую терминологию по своему направлению при решении профессиональных задач на ИЯ и предполагает владение иноязычной базовой терминологией по направлению подготовки бакалавров; интеграцию полученных языковых знаний при решении задач профессионального характера на ИЯ; изучение и анализ информации по направлению подготовки (способность и готовность изучать, анализировать научно-техническую информацию).
Перечисленные компоненты ИКК могут быть сформированы только в ходе иноязычной подготовки и только в условиях определенным образом организованного обучения,
представленного моделью формирования ИКК бакалавров в техническом вузе [1,2].
Модель формирования ИКК состоит из взаимосвязанных блоков: теоретико-
методологического, целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного [3]. Эффективность реализации данной модели возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
■ единство личностно-деятельностного, проектного, системного, коммуникативно-компетентностного и культурологического подходов в системе формирования ИКК бакалавров в техническом вузе;
■ поэтапное формирование и развитие ИКК в совокупности составляющих ее компонентов;
■ подбор различных форм, методов и приемов обучения, учитывающих специфику конкретного этапа формирования ИКК;
■ диагностика и мониторинг уровня сформированности компетенций студентов на разных этапах обучения;
■ процесс формирования ИКК реализуется посредством интерактивных образовательных технологий;
■ использование метода проектов во внеаудиторной работе.
Процесс формирования ИКК бакалавров должен учитывать специфику обучения ИЯ в техническом вузе. Значительным потенциалом в развитии ИКК бакалавров в техническом вузе обладает модульное обучение. В свете новых исследований проявляются новые грани и возможности модульной технологии: она применяется в учебных процессах технических вузов, а также выступает элементом комбинированных дидактических систем - блочно-модульной, модульно-рейтинговой, модульно-компетентностной, проблемно-модульной и др.
Модульное обучение удачно сочетает различные подходы к отбору содержания, его
представлению и способам организации учебного процесса. При этом данная дидактическая система является самостоятельной, гибкой и эффективной педагогической технологией обучения.
Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, которая предполагает:
• структурирование содержания обучения и организацию работы обучающихся с логически завершенными учебными единицами - модулями;
• последовательность изучения учебного материала, выбор уровней его усвоения и контроль качества усвоения в соответствии с владением языком;
• определение целей обучения, навыков и умений, которыми студенты должны овладеть, освоив модуль.
Внедрение модульного обучения в учебный процесс технического вуза ориентирует бакалавров на самостоятельную организацию поиска информации и ее усвоения. Обеспечение учебных модулей и модульных программ системой контроля стимулирует систематическую работу
обучающихся, позволяя поддерживать необходимый рабочий ритм в течение семестра и очерчивая круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению.
Практическое овладение обучающимися ИЯ, сформированность всех составляющих ИКК, позволит будущим бакалаврам не только использовать ИЯ как язык международного общения, но и как средство профессионально-личностного развития.
Литература
1. Г.Н. Ахметзянова, Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 1 (3), 49-52 (2010).
2. Г.Н. Ахметзянова, Перспективы науки, 2 (17), 12-15 (2011).
3. А.О. Багатеева, Г.Н. Ахметзянова, Н.Ш. Валеева, Вестник Казанского технологического университета, 13, 280-284 (2013).
4. И.И. Галимзянова, Вестник Казанского технологического университета, 4, 127-132 (2008).
© А. О. Багатеева - асс. каф. иностранных языков Набережночелнинского ин-та К(П)ФУ, [email protected]; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы. педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Г. Н. Ахметзянова - д-р пед. наук, проф. каф. сервиса транспортных систем К(П)ФУ, [email protected].
© A. O. Bagateeva - Teacher of Foreign Languages Department, Naberezhnochelninsky Institute KFU, [email protected]; N. Sh. Valeeva - Doctor of Sciences, Prof. KNRTU, [email protected]; G. N. Ahmetzyanova - Doctor of Sciences, Associate Professor of "Transport Systems Service" Department, Naberezhnochelninsky Institute KFU, [email protected].