Научная статья на тему 'Компетентность студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах'

Компетентность студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамеджанова Ситорабегим Джамолитдиновна, Ходжаева Зарина Шавкатовна

Статья посвящена развитию и формированию профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранных языков, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамеджанова Ситорабегим Джамолитдиновна, Ходжаева Зарина Шавкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах»

коммуникативных игр, имитаций и свободного общения, наполненных профессиональной, страноведческой и культурной информацией, студенты формируют навыки устной и письменной речи, аудирования и чтения в атмосфере естественного учебного общения. Благодаря подобным заданиям и подходу формируются и личностные качества студента. Этот подход к обучению также порождает энтузиазм как у студентов, так и у преподавателей. У студентов остаются приятные воспоминания об этом виде деятельности на занятиях иностранного языка. Для преподавателей это возможность «выйти» за пределы учебной аудитории, вовлечь учащихся в процесс активного овладения иностранного языка.

Список литературы

1. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Лингвистика, 1999. № 8. С. 9-15.

2. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучению языка / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе, 2003. № 3. С. 12-19.

3. Искрин С.А. Ситуации общения в процессе обучения иностранному языку / С.А. Искрин // Иностранные языки в школе, 2004. № 9. С. 40-44.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ Мухамеджанова С.Д.1, Ходжаева З.Ш.2

1Мухамеджанова Ситорабегим Джамолитдиновна — преподаватель, кафедра английского языка;

2Ходжаева Зарина Шавкатовна — студент, факультет технологии и оборудования машиностроения, Бухарский инженерно технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена развитию и формированию профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранных языков, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Ключевые слова: профессионально-ориентированный подход, профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетенция, мотивационная готовность студентов, ценностно-ориентированное мировосприятие.

Одна из насущных потребностей XXI века - потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля со знанием иностранного языка, готовностью осуществлять профессиональное межкультурное общение. Современный специалист должен уметь не только общаться с зарубежными партнерами, но и использовать в работе международный профессиональный и культурный опыт. Владение иностранными языками необходимо сегодня каждому человеку для эффективного решения коммуникативных задач и в ситуациях личного общения, и в ситуациях общения в образовательной среде. Иностранный язык становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни, резко возросли и требования к уровню языковой компетентности будущего специалиста, поэтому при обучении иностранному языку в техническом вузе все более актуальной становится проблема развития и формирования профессиональной компетентности у студентов [1, с. 3-15]. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста достигается наличием у него профессиональных умений, приобретенных за время обучения в вузе.

Иностранный язык способствует развитию коммуникативной, социокультурной, информационной и других компетентностей как ни одна другая учебная дисциплина. Тем не менее, противоречие между стремительно возрастающими требованиями к подготовке современных компетентных специалистов и сложившимися в силу объективных причин условиями обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Как показывает практика

преподавания иностранного языка в техническом вузе, уровень владения устным иноязычным профессиональным общением будущими специалистами в области профессиональной коммуникации оказывается несоответствующим, он не обеспечивает готовности студентов к активному взаимодействию с профессиональной иноязычной средой. Выпускники могут читать литературу по специальности, воспроизвести заученные темы, но затрудняются свободно излагать свои мысли на иностранном языке, участвовать в иноязычной профессиональной коммуникации [2, с. 252-256]. Результаты наблюдений, собеседований, анкетирования свидетельствуют о том, что основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются: неумение всегда адекватно реализовать коммуникативно функциональный вокабуляр, выбрать соответствующий коммуникативной задаче тип общения и в соответствии с этим оформить свое высказывание.

Для успешного осуществления англоязычного общения в технической сфере специалистам необходимо усовершенствовать свои навыки и умения прежде всего в понимании речи на слух, говорении и письме. Целесообразной и методически оправданной является, таким образом, профессионально-коммуникативная направленная подготовка по иностранному языку, предполагающая обучение студентов профессионально-ориентированному иноязычному общению. В связи с этим в условиях глобализации особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в техническом вузе, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления [3, с.385-388]. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования. Именно с позиции профессионально-ориентированного подхода к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза можно утверждать, что главная функция изучения языка в вузе - приобретение студентами профессиональной компетенции, составным элементом которой является иноязычная коммуникативная компетенция. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе включает такие компоненты, как изучение иностранного языка как средства овладения специальностью и как средства профессионального общения.

Большое значение для профессионального совершенствования будущих и действующих специалистов является умение читать и переводить техническую литературу других стран. Это доступно, если имеется определенный уровень знаний иностранного языка и умение переводить специальную техническую литературу. Таким образом возможности специалиста не ограничиваются рамками своей страны. Способность получать новейшую информацию в своей области из возможно большого количества источников информации - это путь к успеху!

Таким образом, профессионально ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе требует нового подхода к отбору содержания. Содержание обучения иностранному языку в техническом вузе будет правомерно рассматривать как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Изв. РАН. Сер. литературы и языка, 1994. Т. 53. № 2. С. 3-15.

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 252-256.

3. Багатеева А.О., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Теоретическое обоснование формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в техническом вузе/ А.О. Багатеева, Г.Н. Ахметзянова, Н.Ш. Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та, 2012. № 10. С. 385-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.