11. Lukina A.K. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie vvedeniya profil'nogo obucheniya vregione: monografiya. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2007.
12. Dzhons D. Metody proektirovaniya. Moskva: Mir, 1986.
13. Zagvyazinskij V.I. Modelirovanie v strukture social'no-pedagogicheskogo proektirovaniya. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Modelirovanie social'no-pedagogicheskih sistem» 16-17 sentyabrya, Perm': Perm. gos. ped. un-t. 2004: 6 - 12.
14. Fahrutdinova R.A., Fahrutdinov R.R. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie formirovaniya lichnosti. Izvestiya KGASU, 2012; № 2 (20): 311 - 315.
Статья поступила в редакцию 14.03.19
УДК 373
Shklyar N.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
Uchuskina N.A., teacher, speech pathologist, postgraduate, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROSODIC ASPECTS OF SPEECH IN HEARING-IMPAIRED JUNIOR SCHOOLCHILDREN.
The article highlights the need to study, formation and development of prosodic side of speech in deaf children of primary school age. In our opinion, the formation and development of oral speech of children with hearing impairment is one of the most important problems in surdopedagogics, as it is considered in the aspect of communicative adaptation, socialization and integration of this group of children in the modern world. It contributes to the removal of various barriers to the full entry of students with disabilities into real life, as well as reveals their own individual psychological essence, increases flexibility and efficiency in various activities, develops skills of constructive interaction with others, contributes to the formation of awareness and regulation of their life positions, forms and develops readiness for self-knowledge, self-change, self-development and self-actualization. Subject of research: technology of formation and development of prosodic side of speech of younger students with hearing impairment. Experimental base of research: Regional state budgetary educational institution implementing the adapted basic General education programs "Boarding School No. 1" (Khabarovsk). The study involved 10 primary school students aged 7-8 years and teachers working with them. Our study presents the technology for the formation and development of prosodic side of speech in primary school children with hearing impairment in special (correctional) classes on musical stimulation.
Key words: prosodic speech, technology, formation, development, younger students, hearing impairment, special (correctional) classes, musical stimulation.
Н.В. Шкляр, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
Т.В. Пескова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
Н.А. Учускина, учитель-дефектолог, магистрант, ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У НЕСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема инклюзивного образования неслышащих младших школьников в настоящее время является актуальной. Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.
В данной статье освещены вопросы о необходимости изучения, формирования и развития просодической стороны речи у неслышащих детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, именно формирование и развитие устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее значимых проблем в сурдопедагогике, поскольку речь рассматривается в аспекте коммуникативной адаптации, социализации и интеграции данной группы детей в современном мире. Она способствует снятию различного рода барьеров, препятствующих полноценному вхождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь, а также раскрывает у них собственную индивидуальную психологическую сущность, повышает гибкость и эффективность в различных видах деятельности, развивает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, способствует формированию осознания и регуляции своих жизненных позиций, формирует и развивает готовность к самопознанию, самоизменению, саморазвитию и самоактуализации.
Предмет исследования: технология формирования и развития просодической стороны речи младших школьников с нарушениями слуха.
Экспериментальная база исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» (г. Хабаровск). В исследовании приняли участие 10 обучающихся младших классов в возрасте 7-8 лет и педагоги, работающие с ними.
В нашем исследовании представлена технология по формированию и развитию просодической стороны речи у младших школьников с нарушениями слуха на специальных (коррекционных) занятиях по музыкальной стимуляции.
Ключевые слова: просодическая речь, технология, формирование, развитие, младшие школьники, нарушение слуха, специальные (коррекци-онные) занятия, музыкальная стимуляция.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования глухих детей (ФГОС НОО) главной задачей коррекционно-развивающей работы с неслышащими детьми является формирование у них высоты, силы и тембра голоса, а также выработка естественной речи с ярко выраженной ритмико-интонационной стороной, что является существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания их речи [1].
Важным направлением в организации работы по формированию и развитию устной речи младших школьников с нарушениями слуха является просодическая организация речевого потока. Термин «просодия» обозначает дополнительные особенности речи, независимые от основной артикуляции звука.
Просодическая сторона речи будет успешно формироваться и развиваться у данной категории обучающихся в естественных условиях на специальных (коррекционных) занятиях по музыкальной стимуляции речи, которые являются обязательной частью внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области, поддерживающей процесс освоения содержания Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих детей (АООП НОО) [1].
Методологические аспекты исследуемой проблемы представлены в работах М.А. Александровской, Н.И. Беловой, РМ. Боскис, К.А. Волковой, И.М. Дуд-ковой, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымской, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Н.Д. Шматко и др. По мнению специалистов, с поступлением неслышащего ребёнка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на формирование и развитие его речи. Такой возраст специалисты считают наиболее благоприятным и рассматривают как сензитивный период для формирования и развития просодической стороны речи [2; 3; 4; 5].
Современное состояние проблемы формирования и развития устной речи в онтогенезе (Т.И. Зиновьева, Б.С. Найденов, Е.И. Радина, В.И. Рождественская, ГП. Фирсов и др.), показало, что для детей младшего школьного возраста характерны следующие несовершенства ритмико-интонационной стороны речи: «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз; нарушение плавности и выразительности речи; монотонность речи; нарушение тембраль-ной и динамической окраски голоса; ошибки в расстановке словесного и логического ударения; нарушение интонационного оформления предложения; неумение пользоваться невербальными средствами коммуникации (мимика, жесты, поза).
Одним из важных специальных предметов в системе образова-тельно-коррекционной работы с глухими обучающимися, направленной на их всестороннее развитие, а также наиболее полноценную адаптацию и интеграцию в обществе являются занятия по музыкальной стимуляции [5].
Содержание обучения на занятиях по музыкальной стимуляции направлено на формирование естественной речи с выраженной ритмико-интонационной стороной, развитие слухового восприятия и коррекцию произносительных навыков.
Анализ теоретических источников по данной проблеме определили предмет и выборку экспериментального исследования.
Предмет исследования: технология формирования и развития просодической стороны речи младших школьников с нарушениями слуха на специальных (коррекционных) занятиях по музыкальной стимуляции.
Экспериментальная база исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» (г Хабаровск). В исследовании приняли участие 10 обучающихся младших классов в возрасте 7 - 8 лет и 10 педагогов, работающих с ними.
Целью эксперимента явилось определение возможных направлений кор-рекционной работы по формированию и развитию просодической стороны речи обучающихся КГБОУ «Школа-интернат № 1».
Технология формирования и развития просодической стороны речи у неслышащих младших школьников:
-техника стимулирования темно-ритмической организации речи; -техника развития голосовых модуляций.
д.
ПРИНЦИПЫ:
г\
Единство диагностики и коррекции
Коррекционная направленность
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития
Систематичность и последовательность
Сознательность и активность
Вариативность
ПОДХОДЫ:
Системно-деятельностный
Лнчкостно-ориентированный
Индивидуальио-диффереи цирован ны й
О
О
о
о
£
I этап - Диагностический
- разработка комплекса диагностических заданий для изучения
высоты, силы и тембра голоса, чувства ритма, плавности голосоведения, слитности и интонационной выразительности речи, физиологического и фонационного дыхания
- выявление уровня сформированное™ и особенностей развития
просодических компонентов речи.
JJ
II этап - Подготовительный
подготовка к проведению коррекционно-развивающей работы:
- разработка программы по предмету «Музыкальная стимуляция»;
- разработка календарно-тематического планирования по предмету
«Музыкальная стимуляция»: ■ разработка индивидуальных карт развития просодической стороны речи; - подбор специальных заданий и упражнений; - подготовка конспектов коррекционно-развиваюших занятий по музыкальной стимуляции.
III этан - Основной
- проведение консультативно-разъяснительной работы с педагогами, работающими с данной категорией младших школьников; - проведение коррекционно-развивающей работы с неслышащими младшими школьниками на занятиях по музыкальной стимуляции с использованием разноуровневых по степени сложности
заданий и упражнений & &
Простые j ) ^ | Усложнённые
JH
] Г}
Сложные
д.
IV этап - Итоговый
- проведение контрольного среза по исследованию динамики развития просодических компонентов речи, коммуникативной деятельности и потребности в речевом общении; - оценка эффективности проведения коррекционно-развивающей работы;
■ разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по формированию и развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха.
Рис. 1. Технологияработы поформированиюиразвитиюпросодической стороныречи у неслышащих детей младшего школьного возраста
Нами была разработана технология формирования и развития просодической стороны речи у неслышащих младших школьников.
Под «технологией» мы понимаем совокупность способов формирования просодической стороны речи и последовательность их применения у неслышащих детей младшего школьного возраста в естественных условиях в процессе специальных (коррекционных) занятий по музыкальной стимуляции.
Коррекционную работу по формированию и развитию просодических компонентов речи можно условно разделить на два направления: темпо-ритмиче-ская организация речи и работа над выразительностью голоса (высота, сила и тембр голоса, интонационная выразительность, слитность речи, плавность голосоведения) [6].
Работа по коррекции и развитию устной речи, в частности её просодической стороны с неслышащими обучающимися проводилась на фронтальных занятиях по музыкальной стимуляции (1 час в неделю), продолжительностью 40 минут и индивидуально во внеурочное время, продолжительность занятия 30 минут.
Организация коррекционной работы строилась с учётом следующих принципов: единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности, учёта выявленных возрастных и индивидуальных особенностей развития, систематичности и последовательности, сознательности и активности, вариативности предъявляемых заданий.
На первом, диагностическом этапе эксперимента, нами был подобран комплекс специальных диагностических заданий «Выразительная речь», и проведено изучение просодических компонентов речи младших школьников с нарушениями слуха.
Второй этап включал планирование коррекционно-развивающей работы, определение цели, основных задач, методов и приёмов; разработку рабочей программы по предмету «Музыкальная стимуляция», индивидуальных карт
Библиографический список
развития коммуникативных способностей обучающихся с нарушениями слуха с промежуточным и итоговым отслеживанием динамики в течение года, паспортов психолого-педагогического сопровождения, конспектов занятий; календарно-те-матическое планирование содержания занятий по музыкальной стимуляции и внеурочной деятельности по предмету.
Основной этап технологии направлен на формирование и развитие просодической стороны речи у неслышащих детей младшего школьного возраста. Данный этап включает проведение коррекционно-развивающей работы на индивидуальных и фронтальных занятиях по музыкальной стимуляции речи с использованием комплекса специальных разноуровневых заданий и упражнений: по развитию физиологического и фонационного дыхания и длительного целенаправленного выдоха; динамического и тембрового диапазона голоса; артикуля-тивной моторики; навыка передачи словесного и логического ударения; чувства ритма, в том числе его тактильного восприятия; плавности голосоведения, слитности и интонационной выразительности речи (декламация песен); темпо-ритми-ческой организации речи, мелодраматизация сказок.
Оценка эффективности организации коррекционно-развивающей работы осуществлялась на итоговом этапе, где было проведено наблюдение за речевой деятельностью обучающихся на открытых уроках, бинарных занятиях, внеклассных мероприятиях по демонстрации адаптированных мелодраматизированных сказок, общешкольных мероприятиях, а также при проведении контрольного среза, целью которого было выявление эффективности проведения коррекционной работы.
Таким образом, разработанная и апробированная нами технология работы по формированию и развитию просодической стороны речи у неслышащих детей младшего школьного возраста позволила повысить эффективность мероприятий, направленных на совершенствование просодической стороны устной речи детей с нарушениями слуха, что подчёркивает высокую практическую значимость проведённого нами исследования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Available at: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01№P3C-OB3-24-12-2014
2. Рау Ф.Ф., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Леонгард Э.И., Слезина Н.Ф. Методика обучения глухих устной речи: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов. Под редакцией профессора Ф.Ф. Рау. Москва: Просвещение, 1976.
3. Боскис РМ. Глухие и слабослышащие дети (золотые страницы сурдопедагогики). Москва: Советский спорт, 2004.
4. Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Rodionova G.S., Koryakina N.V., Borisova E.A., Dunaeva E.S. Support of disabled childrens psychological and pedagogical development. Biology and Medicine. 2015; Т. 7; № 4.
5. Тимохин В.П. Сурдопедагогика. Москва: Просвещение, 1985.
6. Учускина Н.А. Технологии коррекционной работы по развитию устной речи у неслышащих детей. Постулат. 2016; 12.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya Available at: http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/FG0S-0VZ-24-12-2014
2. Rau F.F., Bel'tyukov V.I., Volkova K.A., Leongard 'E.I., Slezina N.F. Metodika obucheniya gluhih ustnojrechi: uchebnoe posobie dlya studentov defektologicheskih fakul'tetov ped. institutov. Pod redakciej professora F.F. Rau. Moskva: Prosveschenie, 1976.
3. Boskis R.M. Gluhie i slaboslyshaschie deti (zolotye stranicy surdopedagogiki). Moskva: Sovetskij sport, 2004.
4. Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Rodionova G.S., Koryakina N.V., Borisova E.A., Dunaeva E.S. Support of disabled childrens psychological and pedagogical development. Biology and Medicine. 2015; T. 7; № 4.
5. Timohin V.P. Surdopedagogika. Moskva: Prosveschenie, 1985.
6. Uchuskina N.A. Tehnologii korrekcionnoj raboty po razvitiyu ustnoj rechi u neslyshaschih detej. Postulat. 2016; 12.
Статья поступила в редакцию 06.02.19
УДК 378
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University
of Justice of Ministry of Justice of RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
OVERCOMING THE MORAL CRISIS THROUGH SPIRITUAL AND CULTURAL EDUCATION OF YOUNG GENERATION. A problem of spiritual and moral education of the younger generation is very relevant in modern Russian society. In modern conditions, the search for the formation of a moral world is exclusively intensified. This problem in the conditions of the twenty-first century is explained by the fact that the Russian state faces an important task, the maintenance of moral principles, the solution of moral problems, as well as the way out of the spiritual crisis of society. A person, who does not have a cultural, moral basis, cannot solve innovative problems, showing an active civic position. Moral changes that our society has met as a result of political changes have a negative impact primarily on children, adolescents and young people. The younger generation does not have a formed culture and therefore, like a sponge, absorbs not only the positive, but also the negative aspects of today's life. The reason for this lies in the changing values - of society. Educational institutions today are one of the main centers where questions of moral development and upbringing of children, assistance to the process of moral education out of school and in the family, and looking for ways to preserve it, still persist and regularly arise. That is why any teacher faces a number of problems relating to the process of education. The relevance of this important issue is determined by the fact that one of the main tasks of education at the present time is mastering public morality, patriotic education, and spiritual values - accumulated by humanity among children. The authors use such methods as analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; sociological methods: survey, questioning; pedagogical experiment; mathematical data processing. The authors substantiate the need and identify ways of integrated use of folk traditions in the educational process and out-of-school work of the school, as well as in the joint work of the school, family and the public.
Key words: morality, spiritual and moral education, folk traditions, moral qualities, cultural values, patriotism, patriotic education, pedagogical experiment.