Научная статья на тему 'Технология формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования в процессе переподготовки'

Технология формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования в процессе переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна

Рассматривается зависимость экологического образования от различных факторов, основными из которых являются готовность педагогов к осуществлению соответствующих функций, уровень их экологической культуры, профессиональной готовности, умения выбрать эффективные модели, технологии экологического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of forming of teachers' readiness to ecological education in retraining process

The article considers ecological education dependence on different factors, the main of which are teacher's readiness to perform his specified functions, standard of their ecological culture, professional preparedness, ability to choose effective models, techniques of ecological education

Текст научной работы на тему «Технология формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования в процессе переподготовки»

УДК 504 (7)

Несговорова Наталья Павловна

Nesgovorova Natalya Pavlovna

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

METHODS OF FORMING OF TEACHERS' READINESS TO ECOLOGICAL EDUCATION IN RETRAINING PROCESS

Рассматривается зависимость экологического образования от различных факторов, основными из которых являются готовность педагогов к осуществлению соответствующих функций, уровень их экологической культуры, профессиональной готовности, умения выбрать эффективные модели, технологии экологического образования

The article considers ecological education dependence on different factors, the main of which are teacher's readiness to perform his specified functions, standard of their ecological culture, professional preparedness, ability to choose effective models, techniques of ecological education

Ключевые слова: экологическое образование, экологи- Key words: ecological education, ecological culture

ческая культура

Основная задача педагога в области экологического образования - способствовать становлению экологической культуры подрастающего поколения. Реализация поставленных задач сопряжена с рядом труд -ностей как объективного, так и субъективного характера.

В процессе проведенного исследования нами разработана структурная модель готовности педагога к осуществлению экологического образования, основными компонентами которой являются экологическая культура личности педагога как члена социума и его профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь.

В модели личностно-професссиональ-ной готовности в качестве узловых компонен-

тов нами рассматриваются ценностные ориентации педагога, направленность его сознания, уровень профессионализма. Готовность педагога к экологическому образованию - это комплекс качеств, характеризующих зрелую, полноценно развитую личность, которая отличается интегрированной цельной нравственнопсихической организацией.

Операционный компонент готовности представляет собой систему педагогических, психологических, методических, специальнопредметных знаний и умений. В традиционных профессиограммах учителя к ним относят гностические, организаторские, коммуникативные, дидактические и другие умения. В то же время, у педагога-специалиста в области экологического образования необходимо развивать та-

кие качества, как умение предвидеть, принимать решения, моделировать, проектировать процесс, оценивать, контролировать, проводить коррекцию, умения, свойственные креативной личности педагога-новатора.

Формирован ие л ич ностно-профессио-

нальной готовности педагога осуществляется коэволюционно, через поле самоактуализации, самосовершенствование [2]. Однако до перехода личности на уровень самосовершенствования педагог проходит длительный путь профессионального образования и становления личности. Педагог должен постоянно повышать свой уровень и получать дополнительное образование в рамках системы дополнительного образования, в частности, по программе «Экологическое образование» в процессе переподготовки.

Разработанная нами программа профессиональной переподготовки призвана не только обеспечить педагогов знаниями по дополнительной образовательной программе, но и создать условия для личностного развития обучаемых, становления их экологической культуры.

Нами разработан технологический комплекс организации процесса формирования личностно-профессиональной готовности педагога, включающий следующие компоненты:

- целевой компонент процесса подготовки педагогов к осуществлению экологического образования детей, формирования их профессионально-личностной готовности, который в качестве генеральной цели-идеала имеет становление педагога-профессионала, мастера, педагога- эколога с развитой экологической культурой. Локальные цели и конкретные задачи определены и заложены в этапы реализации системы подготовки педаго-гов-экологов;

- содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель и конкретные задачи - развитие личности педагогов на основе их стремления к самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию;

- деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов, работающих со слушателями, и слушателей, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого не может быть достигнут результат. Этот компонент иначе называют организационным, или организационно-управленческим;

- результативный компонент отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Подготовка педагогов к осуществлению экологического образования подразумевает личностный подход, фундаментальность образования (компетентность), творческое начало, профессионализм, синергетику (синтез двух культур - естественной и гуманитарной), использование новейших образовательных технологий. В основе организации процесса формирования эколого-профессиональной готовности педагогов положены принципы личност-но ориентированного деятельностного подхода, разработанного в трудах психологов, на основе теорий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др. Личностно ориентированное содержание предложенного технологического комплекса основано на модели готовности педагогов к эколого-профессиональной деятельности, требующей проявления личностных функций обучаемых. Опираясь на теоретические разработки педагогов и психологов, в том числе А.В. Зеленцовой [1], мы предполагаем, что личностный опыт человека может быть актуализирован и развит в ходе реальных либо смоделированных отношений, затрагивающих его личностные ценности. Поэтому мы включаем педагогов в личностно-развивающие образовательные ситуации. В их структуре выделяем следующие компоненты:

а) экологическая проблема, с которой может столкнуться либо сталкивается личность;

б) педагог-носитель информации, включаемой в содержание, имеющий личностный опыт экологической деятельности;

в) обучаемый, имеющий потребность в

личностном саморазвитии и дефицит личностного опыта в этом виде деятельности;

г) личностно значимая деятельность, в которой востребованы личностные функции обучаемого;

д) процессуальные компоненты ситуации, задания с личностным контекстом, игровая имитация деятельности по личностной самореализации, система диалогов с коллегами, носителями личностного опыта.

Личностный подход в подготовке педагогов к экологическому образованию детей осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) построения моделей эколого-педагогических ситуаций в контексте современного состояния окружающей среды и развития общества;

2) диалогичности образовательного процесса;

3) применения методов обучения, способствующих творческому самопроявлению обучаемых;

4) учете специфики экологического образования, его культурно-нравственной составляющей.

Важнейшими предпосылками экологопрофессионального развития педагогов выступают направленность личности, выражающаяся в направленности потребностей, мотивации, эколого-профессиональных установках и ценностных ориентациях. Сформированная устойчивая установка на эколого-профессио-нальную деятельность, развитие уровня компетентности в процессе образования и последующего саморазвития и самообразования, ориентация на культурно- гуманистические ценности обусловливают во многом прогрессивное развитие личности педагога и успешность его профессиональной деятельности.

Процесс прогрессивного эколого-профес-сионального развития педагога может быть активизирован при условии создания образовательных ситуаций исполнения роли педаго-га-эколога по- новому, с помощью использования подходов личностно-ориентирован-ного

образования, технологического комплекса

профессиональной переподготовки, усиления мотивации самосовершенствования, саморазвития личности педагогов, находящихся в рефлексивной позиции, через развитие экологической культуры, овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения. В процессе формирования экологически осмысленно самоорганизующегося субъекта (педагога) приходится выделять звено его рефлексивной саморегуляции и направлять на него профессиональные усилия. При этом обнаруживается зависимость интеллектуальных и ценностных критериев личности не столько от уровня экологической или профессиональной компетентности, сколько от интегрального миропонимания, целостного отношения к ситуации, поэтому в педагогических технологиях, используемых в подготовке педагогов, нам необходимо было разработать блок педагогического регулирования и коррекции самоопределения на базе экологических ценностей. В процессе данной деятельности происходит становление экологического сознания и самосознания, воли, образа жизни, мировоззрения.

Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сфор-мированности профессионально значимых качеств, который корреллирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражает меру его овладения данной деятельностью [2]. Переводу педагогов-экологов в систему самообразования предшествует достаточно длительный по времени и объемный по содержанию процесс формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования детей с целью осознанного достижения определенного уровня квалификации, профессиональной компетентности. Для этого устанавливается исходный уровень сформированности профессиональной готовности на основе разработанных критериев; определяются общая цель и конкретные задачи профессионального роста. Кроме того, разрабатываются содержание образования для

перехода на более высокий уровень профессионализма; обобщенные планы образования педагогов в различных областях профессиональной деятельности; организационные формы осуществления образования педагогов; измерители оценки и самооценки педагогов.

Формирование готовности педагогов к выполнению профессиональных функций на высоком уровне осуществляется через деятельность, в процессе активной образовательной и самообразовательной деятельности. Цель нашей программы - научить педагогов развить у них умения экологически сообразной деятельности как членов общества, сформировать профессионально-методические, технологические умения реализации экологического образования детей.

Программа переподготовки педагогов разработана на базе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 013100 - Экология, утвержденного приказом Минобразования России от 10 марта 2000 г., номер гос. регистрации 99 ЕН/СП. Программа «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» предназначена для слушателей, желающих получить знания в области экологического образования и повысить свою квалификацию. Основная цель программы - сформировать у слушателей комплекс знаний и практические умения и навыки по дисциплинам основ гуманитарной культуры, специально предметному циклу, ведению экологического мониторинга, осуществлению экологического образования в образовательных учреждениях различного типа. Программа реализуется в очно-заочной форме в течение 1,5 лет. За этот период проводится шесть 3...4-недельных сессий, экологический практикум, стажировка в образовательных уч -реждениях области и других регионах.

Программа носит адаптивный характер и составлена по блочно-модульному принципу. Отдельные блоки программы используются в системе повышения квалификации учителей экологии. Учебно-тематический план предусматривает изучение основных аспектов и со-

ответствует требованиям государственного стандарта к уровню знаний специалиста в области экологического образования (педагога-эколога). На блок психолого-педагогических дисциплин отведено 10 % аудиторных занятий, его задачей является знакомство с психологопедагогическими основами экологического образования. Необходимость изучения основ информатики вызвана потребностью повышения уровня информационной грамотности, использования компьютерной техники при обучении экологии. Теоретический курс предметной области «Экология» включает следующие модули: «Классическая экология» («Общая экология», «Глобальная экология», «Геоэкология»); «Экология человека» (включает «Социальную экологию»); «Прикладная и региональная экология», «Основы природопользования». Кроме того, педагоги проходят обучение по теории и методике экологического образования, по методике преподавания экологии. Углублению теоретического материала и освоению методик экологической диагностики и мониторинга служит экологический практикум, который проводится в течение двух недель в летнее время в пределах курортных зон Курганской области. В процессе практикума педагоги изучают окружающий мир: флору и фауну места практикума, приобретают сведения об эколого-географическом состоянии санитарной зоны. Обучение осуществляется в активном режиме, используется диалоговая форма, коллективная творческая деятельность, деловые игры, методика критического мышления. В целом программа предоставляет выпускникам возможность заниматься экологическим образованием в различных образовательных учреждениях на должности учителя экологии, педа-гога-эколога.

Принимая во внимание проводимые ранее исследования об этапах готовности к профессиональной деятельности, опираясь на методологические идеи генезиса целостных систем (В.Г. Афанасьев, В.С. Ильин, Конар-жевский, Сериков, Г.П. Щедровицкий) [4] и на собственный опыт подготовки педагогов к

осуществлению экологического образования, мы выделили следующие поствузовские этапы развития готовности педагогов-экологов:

1. Этап развития отдельных компонентов готовности с некоторым опережением развития экологической культуры педагога, а также личностного компонента профессиональной готовности (1.2 сессии). Работа в этот период посвящена в первую очередь расширению, углублению научных знаний в гуманитарной и специально-предметной области, способствующих развитию мышления и становления экологического мировоззрения. Организация практической экологической деятельности способствует не только развитию умений и навыков экодеятельности, а также является основой для становления мотивационно-ценностной сферы поведения и деятельности в окружающей социально-природной среде, являющейся источником научного познания, эстетического наслаждения, условием, содействующим физическому развитию человека и укреплению его здоровья и работоспособности, средой и источником существования.

2. На втором этапе (3.4 сессии) осуществляется, в основном, профессиональная подготовка педагогов, освоение педагогической теории, основ психологии, дидактики экологического образования, овладение педагогами научными основами целостного процесса экологического образования, знаниями психологических основ развития личности и ее экологической культуры. На практических занятиях по проектированию и моделированию различных форм образовательного процесса педагоги овладевают соответствующими умениями организовывать различные педагогические ситуации, способствующие формированию экологической культуры детей.

На третьем этапе (5.6 сессии) в период педагогической практики и выполнения дипломного проекта в образовательных учреждениях устанавливаются связи между ком-

понентами готовности на основе использования ранее полученных и углубленных знаний, умений и навыков в процессе организации собственной эколого-педагогической деятельности. Сам процесс этой деятельности и ее результаты будут являться мотивацией к осознанию личной ответственности за ее осуществление. Однако у достаточно большой части педагогов процесс становления эколого-педа-гогической деятельности может осуществляться в замедленном темпе и к концу срока обучения у них не всегда четко обозначаются все компоненты целостной системы готовности к реализации экологического образования. Поэтому для них в первую очередь и для всех остальных существует четвертый этап подготовки - самоподготовки, самосовершенствования. В этот период возможно периодическое участие в творческих группах педагогов, организация самостоятельной научно- исследовательской, инновационной деятельности, прохождение стажировок в учреждениях образования, имеющих определенный опыт экологического образования детей, прохождение краткосрочных тематических курсов при ИПК или ИПК и ПРО.

Основными формами организации процесса, входящими в технологический блок, являются фронтальная (лекция, круглый стол, научно-практическая конференция); групповая (практикум по разработке проектов - «экологопедагогическая лаборатория», педагогические мастерские, сочетающие различные формы); индивидуальная (семинары, тренинги по самосовершенствованию). В организации подготовки педагогов к экологическому образованию они используются как самостоятельные формы, так и в их гармоничном сочетании. Их сочетание способствует созданию атмосферы сотрудничества, взаимопомощи. При этом уникальные способности каждого педагога оцениваются по достоинству и реализуются в ходе выполнения образовательной задачи.

________________________________Литература

1. Зеер Е.Ф. Личностно-ориентированное .- 126 с. профессиональное образование / Е.Ф. Зеер. - 2. Несговорова Н.П. Формирование готов-

Екатеринбург: Урал .гос. проф. - пед. ун-т, 1998 ности педагогов к экологическому образованию.

Вопросы теории и практики / Н.П. Несговорова. -Курган: Курганский гос. ун-т, 2005. - 228 с.

3. Несговорова Н.П. Некоторые подходы к модели профессионально-личностной готовности педагога к осуществлению экологического образования // Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования / Под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского. - М.: Академия наук о Земле, 2002. - С. 64-69.

4. Несговорова Н.П. Становление профессионально важных качеств личности как фактор готовности педагогов к осуществлению эколо-

Коротко об авторе_________________________________

Несговорова Н.П., к. пед. наук, доцент, Курганский государственный университет(кГу)

1\^доуогоуа @уапЬех.ги

Научные интересы: экология, экологическое образование

гического образования // Экопанорама 1-2003: Труды факультета естественных наук КГУ /Науч. ред. О.В. Козлов. - М.: Макс Пресс, 2003. - С. 121-129.

5. Несговорова Н.П. Синергетический подход к определению экологической культуры / Н.П. Несговорова, В.Л. Савиных //Сибирский педагогический журнал.

6. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Факел, 1998. - 664 с.

____________________________________Briefly about author

Nesgovorova N. P., PhD (Pedagogics), Assistant Professor, Kurgan State University (KSU)

Scientific interests: ecology, ecological education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.