Научная статья на тему 'Актуальные аспекты становления готовности бакалавров к формированию основ экологической безопасности'

Актуальные аспекты становления готовности бакалавров к формированию основ экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ECOLOGICAL SAFETY / CONSTRUCTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Павловна

На сегодня актуальны в системе непрерывного экологического образования проблемы воспитания у подрастающего поколения основ экологической безопасности и экологически безопасной жизнедеятельности. Обучающихся необходимо заинтересовать подготовкой к формированию основ экологической безопасности, научить подавать учебный материал доступно и понятно, решать профессиональные задачи разного уровня, ориентироваться в изменяющихся образовательных условиях, проявлять способности к самостоятельной конструктивной деятельности (разрабатывать занятия с применением разных подходов и средств обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF BACHELORS IN THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL SAFETY

At present, relevant system of continuous environmental education problems of education in the younger generation the basics of ecological safety and environmental safety. The students interested in preparing for the formation of the foundations of ecological safety, teach apply course material accessible and understandable to solve professional problems of different levels, navigate the changing educational environment, the ability to exercise self-constructive activity (to develop lessons using different approaches and teaching aids).

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты становления готовности бакалавров к формированию основ экологической безопасности»

Рисунок 3 - «Водная» зона

«Водная» зона представлена небольшим водоемом (прудом) и водными растениями. «Водная» зона включает две станции: «Извилистая», «Прудовик» (рисунок 3).

На станции «Извилистая» можно провести эколо-го-биологическую игру «Путаница». Объекты станции: пруд, цветы.

«Спортивная» зона представлена футбольным полем и баскетбольной площадкой для укрепления физического здоровья детей и физического развития.

Зона включает станции «Минифутбол» для организации игровой, спортивно-оздоровительной деятельности, проведения спортивных, познавательных игр, минисоревнований; станцию «Меткий стрелок» для организации спортивных игр (рисунок 4).

Рисунок 4 - «Спортивная» зона

«Дорожно-разметочная» зона предназначена для изучения дорожных знаков и разметки в целях формирования безопасного поведения детей на дорогах.

Станция «Первая помощь» направлена на ознакомление с правилами экологической безопасности и правилами оказания первой помощи (рисунок 5).

Станция «Дорожная Азбука» предполагает отработку практических умений поведения на дорогах.

Разработанная нами маршрутная карта экологической тропы детского реабилитационного центра с использованием элементов ландшафтного дизайна позволит решить одну из основных задач образовательной системы - формирования экологической культуры детей, так как позволит сформировать умения оценивать состояние природных систем, биоценозов, прогнозировать развитие различных экологических ситуаций.

Рисунок 5 - «Разметочная» зона

Список литературы

1 Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1989. 324 с.

2 Немова Л. Стилистика сада. М, 2007. 160 с.

3 Павленко Л. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. Ростов н/Д, 2005. 192 с.

4 Суетина М. Ю., Тукаева И. А. Современный дизайн вашего участка. М., 2009. 256 с.

УДК 371.134

Е.П. Богданова

Курганский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. На сегодня актуальны в системе непрерывного экологического образования проблемы воспитания у подрастающего поколения основ экологической безопасности и экологически безопасной жизнедеятельности. Обучающихся необходимо заинтересовать подготовкой к формированию основ экологической безопасности, научить подавать учебный материал доступно и понятно, решать профессиональные задачи разного уровня, ориентироваться в изменяющихся образовательных условиях, проявлять способности к самостоятельной конструктивной деятельности (разрабатывать занятия с применением разных подходов и средств обучения).

Ключевые слова: экологическая безопасность, конструктивное обучение.

E.P. Bogdanovа Kurgan State University

ACTUAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF BACHELORS IN THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL SAFETY

Annotation. At present, relevant system of continuous environmental education problems of education in the

younger generation the basics of ecological safety and environmental safety. The students interested in preparing for the formation of the foundations of ecological safety, teach apply course material accessible and understandable to solve professional problems of different levels, navigate the changing educational environment, the ability to exercise self-constructive activity (to develop lessons using different approaches and teaching aids).

Keywords: ecological safety, constructive learning.

Под экологической безопасностью следует понимать состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [2]. Проблема обеспечения экологической безопасности личности и общества сегодня актуальна как никогда. Один из путей решения данной проблемы лежит в плоскости образования и просвещения населения.

В современный период в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением, нужными для этого индивидуальными качествами, установками сознания, определенным мировоззрением, т. е. имеющих современную экологическую культуру. Поэтому в образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает в качестве приоритетного направления средней и высшей школы и системы профессионального образования [1].

Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания, а также формирование и развитие критического мышления. При этом целостность экологического образования должна быть осознана во всех параметрах процесса обучения -субъекте познания, учебном материале, формах и методах подачи знаний и организации образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением. Прикладной характер предусматривает непрерывность экологического образования с дошкольного возраста до преклонных лет, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование разнообразных форм обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых, способствующих формированию основ экологической грамотности и основ экологической безопасности [1]. На этапе дошкольного образования необходимо развивать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, формировать начальные знания по экологической безопасности через игровую деятельность. В начальной и основной общеобразовательной школе необходимо формировать основы экологической безопасности и экологически безопасной жизнедеятельности у обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Согласно новому стандарту начального общего образования необходимо разрабатывать образовательные программы, которые будут способствовать формированию и развитию здорового и безопасного образа жизни, а также усвоению основных базовых знаний, умений и навыков. Ученик должен обладать рядом качеств, таких как любовь к Родине, родной природе, ответственность, должен быть воспитанным, культурным по отношению к себе и к окружающим.

Под основами экологической безопасности следует понимать усвоенные способы, формы взаимосвязи

между людьми и окружающей природой, направленные на устранение и минимизацию экологических рисков и характеризующие качественное состояние общества совокупностью материальных и духовных ценностей, норм, правил поведения, традиций, обычаев, соблюдение которых защищает и общество, и природу в настоящем и будущем времени. Проведенные нами исследования показали низкий уровень знаний школьников по экологической безопасности. Обучающиеся первых классов не знают, как правильно и безопасно вести себя в окружающей социоприродной среде. В связи с этим возникает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области экологического образования для формирования основ экологической безопасности у школьников.

Будущий специалист должен быть готов к профессиональной деятельности, способен применить свои знания, умения и навыки в решении профессиональных задач. Ему необходимо уметь организовать учебно-воспитательный процесс, найти подход к каждому ученику, оценить свою деятельность и деятельность учеников. Для эффективной подготовки специалистов необходимо четко формулировать цели и задачи системы непрерывного экологического образования в современном мире, развивать их стремление и интерес к профессиональной деятельности.

Подготовку специалистов следует осуществлять в рамках разработанной методической системы, основной целью которой является подготовка к реализации экологического образования в современных социальных условиях, технология которой построена с опорой на новые принципы и подходы. Исследования, проведенные Н.П. Шаталовой, показывают, что лучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения (традиционного, развивающего, модульного) - при их конструировании. Принцип конструктивности сближает между собой процесс обучения с процессами самопознания, функционального исследования, конструктивного творческого мышления [6]. Конструктивное обучение, выступая обобщающей основой всех видов обучения, может способствовать реализации генеральной цели - непрерывному формированию конструктивной личности. Для этого необходима реализация следующих задач:

• формировать у обучающихся базовую систему знаний, умений и навыков;

• достигнуть достаточного уровня саморазвития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию, самовыражению;

• формировать особый стиль умственной конструктивной деятельности, исследовательскую активность.

Главным и характерным признаком конструктивного обучения является организация системы конструктивной учебной деятельности, направленной на развитие конструктивного мышления и конструктивных учебных навыков [6].

Необходимо разработать методику занятий, способствующих формированию основных профессиональных компетенций, нацеленных на активизацию самостоятельной познавательной и проектно-исследо-вательской деятельности. Необходимо разрабатывать новые технологии на основе конструктивного обучения. Конструктивное обучение, по мнению Н.П. Шаталовой, представляет собой интегрированную модель системы «школа - вуз», она рассматривает вуз и школу в качестве двух равноправных партнеров.

Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в вузе через реализацию конструк-

тивного подхода к обучению позволяет формировать и развивать навыки конструктивной самостоятельной деятельности, решать задачи научного плана. Занятия по конструированию позволяют формировать конструктивные, тьютерские умения и навыки, положительные качества личности, привить интерес к преподавательской деятельности.

Реализация методической системы профессиональной подготовки студентов должна быть нацелена не только на формирование основные профессиональных компетенций, но и на развитие интереса к формированию у школьников основ экологической безопасности.

Ее задачами является:

- сформировать у студентов знания в области экологической безопасности;

- выработать четкие представления об экологических последствиях неграмотного поведения и деятельности человека;

- развить умения и навыки профессиональной экологически безопасной деятельности;

- развить творческий потенциал личности студента;

- сформировать интерес к профессиональной деятельности и экологически безопасной жизнедеятельности;

- вести мониторинг уровня готовности студентов к профессиональной экологически безопасной деятельности.

В ходе педагогического эксперимента нами проводятся следующие занятия на каждом этапе подготовки:

1 Лекции по следующим темам:

- «Экологическая безопасность в области природопользования» - 2 часа;

- «Экологическая безопасность и экологические риски в различных сферах жизнедеятельности личности и общества» - 4 часа;

- «Экологическая безопасность в сфере маркетинга» - 2 часа;

- «Экологически безопасная жизнедеятельность личности» - 2 часа;

- «Система обеспечения экологической безопасности» - 2 часа.

2 «Мозговой штурм» на тему: «Экологическая безопасность и экологически безопасная жизнедеятельность в городской среде» - 4 часа.

3 «Экологические дебаты» на тему: «Экологические проблемы города и здоровье населения» - 4 часа.

4 Семинарское занятие «Круглый стол» - 4 часа.

5 Экологическая тропа «Родной город» - 2 часа.

На основе принципа конструктивного обучения

нами разработаны занятия по конструированию. Цель занятий: формирование и развитие навыков самостоятельной конструктивной деятельности, умения применять навыки в проектно-исследовательской и научной деятельности. Занятия по конструированию ориентированы на практическое применение знаний, умений и навыков в области экологической безопасности, а также профессиональной педагогической деятельности. На занятиях по конструированию будущие педагоги-экологи выполняют задания. Например, разработать урок комбинированного типа с применением проектного метода и технических средств обучения, разработать технологическую карту урока по определенной теме, связанной с экологической безопасностью.

В качестве рефлексии студентам после каждого проведенного занятия было предложено оценить занятие и степень их заинтересованности в изучаемых и предлагаемых темах по 10-балльной шкале:

1-3 - занятие не понравилось и не заинтересовало;

4-7 - занятие понравилось частично, заинтересовали только элементы занятия;

8-10 - занятие понравилось, было интересно, деятельно, познавательно.

Проведенные интерактивные занятия показали высокий уровень заинтересованности в тематике и формах организации занятий.

Результаты рефлексии показали, что почти 90% студентов направления «Экология и природопользование» и «Физика» проявили интерес к занятиям в форме «экологические дебаты» и «экологическая тропа». Более 50% студентов двух направлений подготовки оценили проведенные занятия на 9-10 баллов.

Ими выделены следующие формы занятий: «Экологические дебаты» (87-89% студентов), «Мозговой штурм» (75-78%), «Круглый стол» (80-84%), «Экологическая тропа» (85-90%). «Мозговой штурм», «Экологические дебаты» и «Экологическая тропа» позволяют в форме активного диалога разобрать многие проблемы, выслушать мнения собеседников и найти альтернативные способы решения поставленных задач. Экологическая тропа может быть проведена в форме виртуальной тропы (презентативном виде с помощью технических средств обучения) в учебной аудитории.

Лекционная форма занятий заинтересовала от 60% до 63% студентов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Заинтересованность студентов на занятиях (по результатам рефлексии)

На каждом этапе профессиональной подготовки проводятся рубежные контроли: входной, промежуточный и итоговый. Каждый контрольный рубеж оценен по 10-балльной шкале:

- 0-3 баллов - низкий уровень;

- 4-6 баллов - средний уровень;

- 7-10 баллов - высокий уровень.

В ходе эксперимента нами были разработаны и проведены интерактивные занятия. В основе диагностического аппарата нами разработан вопросник «Экологическая безопасность личности», включающий в себя 35 вопросов.

На этапе начальной подготовки студентов мы выявили низкий уровень компетенции по экологической безопасности и эколого-педагогической деятельности (таблица 1, рисунок 2).

На начальном этапе профессиональной подготовки (1 курс обучения) уровень готовности студентов к профессиональной экологически безопасной деятельности низкий (по уровню профессиональных знаний по экологии и ее методике, конструктивным умениям, тьютерским умениям и навыкам и по уровню самостоятельной конструктивной деятельности). Средний уровень по семи показателям (критериям), на высоком уровне один показатель - умение рефлексивно оценить деятельность. В основном готовность студентов к про-

фессиональной педагогической деятельности по формированию основ экологической безопасности у школьников низкая, так как они не знают основы методики преподавания экологии, а также не обладают навыками профессиональной преподавательской деятельности, предъявляемыми к учителю на современном этапе обучения экологии в школе (рисунок 2).

Таблица 1 - Компоненты культуры экологической безопасности

Компоненты культуры экологической безопасности Критерии

1 Компетентностный (когнитивный) познавательные мотивы

объем общекультурных знаний

объем специальных знаний по экологической безопасности

2 Деятельностный уровень сформированности специальных умений по экологической безопасности

применение специальных умений на занятиях

умение риск-мышления

уровень сформированности специальных навыков

мотивация экологически безопасной деятельности

уровень активной познавательной деятельности

мотивация осознанности деятельности

3 Аксиологический ценности сохранения здоровья

ценности сохранения природы

4 Результативно-рефлексивный интерес к экологически безопасной деятельности

На среднем этапе подготовки студентов (2 курс обучения) к профессиональной деятельности по результатам рубежного контроля показатели возросли. Низкий уровень наблюдается по навыку самостоятельной конструктивной деятельности, средний и высокий уровни по шести показателям. На среднем уровне следующие показатели: 1, 2, 5, 6, 7, 8, на высоком уровне (6,5-7 баллов): 3, 4, 10, 11, 12, 13. Уровень готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности на данном этапе - средний.

На этапе предвыпускной подготовки студентов (3 курс обучения) по результатам итогового контроля уровень профессиональной готовности студентов к формированию основ экологической безопасности у школьников близок к высокому. Знания студентов более высокие, хотя показатель по некоторым критериям средний. Отмечается рост уровня профессиональных умений и навыков в области экологической безопасности и экологически безопасной жизнедеятельности. Студенты с успехом выполняют научно-исследовательские п роекты в области экол огическо й безо пасн ости, 52

грамотно оценивают свою деятельность. Интерес студентов к профессиональной и экологически безопасной жизнедеятельности высокий. Это говорит о том, что студентам действительно интересно обучаться на специальности «Экология и природопользование», в получаемой профессии студенты видят перспективы и необходимость внедрения экологического знания во все сферы жизнедеятельности общества (рисунок 3). Выпускной этап подготовки показал высокий уровень готовности студентов к профессиональной экологически безопасной деятельности. Результаты итогового контроля позволяют судить об уровне готовности к профессиональной и экологически безопасной жизнедеятельности.

1 - специальные знания по ЭБ и ЭБЖ; 2 - профессиональные знания по экологии и ее методике; 3 - ценности сохранения жизни и здоровья; 4 - ценности сохранения всего живого; 5 - конструктивные умения и навыки; 6 - тьютерские умения и навыки; 7 - умение применять специальные знания по ЭБ и ЭБЖ; 8 - умение риск-мышления; 9 - навык самостоятельной конструктивной деятельности; 10 - интерес к профессиональной деятельности; 11 - интерес к ЭБЖ; 12 - познавательный интерес; 13 - умение рефлексивно оценить деятельность Рисунок 2 - Динамика индивидуального развития студента на протяжении всех этапов профессиональной подготовки (в баллах)

Студенты-бакалавры освоили умения и навыки преподавательской деятельности, умеют самостоятельно решать поставленные перед ними задачи и находить новые пути решения экологических проблем. Заинтересованы в экологической безопасности всех структур государства и в экологически безопасной жизнедеятельности общества.

Рисунок 3 - Динамика формирования компонентов готовности студентов к профессиональной экологически безопасной деятельности (в баллах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный эксперимент позволил сделать след у ю щие в ы в о_д ы:

1 Организация образовательной деятельности студентов на основе конструктивного подхода способствует повышению уровня их готовности к профессиональной экологически безопасной деятельности и снижению количества студентов с низким и среднем уровнем готовности.

2 Выявлено повышение уровня интереса к экологически безопасной деятельности как в профессиональном, так и личностно-социальном планах;

3 Разработанная методическая система подготовки стимулирует самостоятельную деятельность студентов; формирует умения проектно-исследовательской деятельности на занятиях экскурсионного, практико-ориентированного плана.

Список литературы

1 Возжеников А. В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М. : РАГС, 1998. С. 14.

2 Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / предисл. В. Д. Федорова. Кишинев : Гл. ред. Молд. сов. эн-цикл, 1990. 406 с.

3 Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева И. И. и др. Экология И безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / под ред. Л. А. Муравья М., 2000.

4 Несговорова Н. П., Савельев В. Г., Иванцова Г. В. и др. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://www. science-education. ru/115-11995.

5 Несговорова Н. П., Завьялова О. Г., Науменко Н. И. Азбука экологии : учебное пособие. Курган : Изд-во Екатеринбург, 2014. 148 с.

4 Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М. : Академия, 2002.

5 Шанц Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 383-386.

6 Шаталова Н. П. Азбука конструктивного обучения

: монография. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011. 204 с.

УДК 502.5

Дымшакова А.В., Левашова А.А. Курганский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ БИОИНДИКАЦИИ В ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ПОЧВЫ И АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Аннотация. В данной работе рассматриваются возможности использования методов биоиндикации при оценке состояния окружающей среды, на примере почвы и атмосферного воздуха. В качестве биоиндикаторов почвы выбраны высшие растения: подорожник средний, одуванчик лекарственный, горец птичий. В качестве биоиндикаторов атмосферного воздуха выбраны лишайники. Проанализированы полученные данные, сделан вывод о преимуществах использования методов биоиндикации в оценке состояния окружающей среды.

Ключевые слова: биоиндикация, горец птичий, лишайники, подорожник средний, одуванчик лекарственный.

Dymshakova A.V., Levashovа A.A. Kurgan State University

USING METHODS BIOINDICATION IN ENVIRONMENTAL ASSESSMENT, FOR EXAMPLE SOIL AND AIR

Annotation. this article assesses the state of the environment, for example soil and atmospheric air using the methods of bioindication. As bioindicators of soil medium is selected plantain, dandelion, knotweed (5 copies). As bioindicators of atmospheric air selected lichens. Analyzed the data obtained, the conclusion is made about the advantages of using methods of bioindication in the assessment of the environment.

Keywords: bioindication, polygonum aviculare, lichens, plantago media, taraxacum officinale.

Животные и растительные организмы как элементы экосистем содержат информацию о состоянии окружающей среды, в которой они живут. Многие организмы более чувствительны к воздействию нарушенной среды, нежели человек, и наблюдения за ними более эффективны и экономичны, при этом зачастую являются более точными [3].

В данной работе в качестве биоиндикаторов для оценки состояния почвы выбраны растения, для атмосферного воздуха - лишайники.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в Курганской области существует проблема загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота, сажей, формальдегидом и бенз(а) пиреном [1]. Эти вещества, находящиеся в атмосферном воздухе, оседают на почву и загрязняют её.

Для оценки состояния почвы были выбраны 8 точек:

1) СЗ часть поселка Заозерный (1-й микрорайон). На границе жилой застройки и автомобильной дороги;

2) пос.Заозерный 2-й микрорайон (между жилыми домами);

3) пос.Заозерный 4-й микрорайон (между жилым комплексом и гипермаркетом);

4) пос. Заозерный 7-й микрорайон (между жилой застройкой и нетронутым полем) - контрольная точка;

5) СЗ часть пос. Северный (рядом с отстойниками предприятия КМЗ);

6) парк отдыха пос. Заозерный (северный берег р.Черная);

7) северный берег р. Черная (в 450 метрах от жилой застройки 5-го микрорайона);

8) северный берег р. Черная (в 450 метрах от жилой застройки 3-го микрорайона).

Преобладающие ветры: северо-западный летом и юго-западный зимой.

На каждой точке отобрали растения трех видов: Plantago média, Taraxacum officinale, Polygonum aviculare.

Исследование проводилось на наличие повреждений листовых пластин (некрозов, жёлтых и бурых пятен, дыр).

По полученным данным можно сделать вывод о том, что во всех точках на всех растениях количество повреждённых листьев подорожника превышает количество целых (рисунок 1).

По полученным данным можно сделать вывод о том, что на растениях точек 1, 2, 3, 7, 8 количество повреждённых листьев одуванчика превышает количество целых (рисунок 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.