ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. Семыкин, А.И. Стифеев, О.В. Соболева, П.В. Лебедчук
Аннотация. В статье рассматривается актуальность, содержание и перспективы деятельности по формированию основ экологической культуры на разных уровнях образования. Представлен региональный опыт решения проблем экологического воспитания молодежи.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, система непрерывного образования.
Вопросы культуры относятся к числу наиболее фундаментальных в истории человечества. Отдельное место в судьбе современной цивилизации занимает экологическая культура, под которой следует понимать широкий комплекс постоянно обновляемых теоретических и практических знаний с их непременным преломлением в устойчивые нравственные ценности и соответствующие нормы общественного, коллективного и индивидуального поведения.
Проблема формирования экологической культуры берет свое начало с середины XIX века, когда по мере завершения промышленного переворота в развитых капиталистических странах было отмечено нарастание противоречия между обществом и природой. Основу становления экологической культуры составлял и составляет знание-вый потенциал естественных наук, обобщения и выводы которых должны, но, к сожалению, не всегда в полной мере не учитываются при разработке стратегии социально-экономического развития России и мирового сообщества.
Естественнонаучная фиксация неблагоприятных изменений природной среды, проявления разрушительных для природы процессов ранее имела не столь широкое распространение. В настоящее время все очевиднее отмечается нарастание общих кризисных тенденций, представляющих угрозу человечеству - условиям его труда, быта, отдыха, а, в конечном счете, здоровью и самой жизни (Чернобыльская авария, Красноярская ГЭС, Фукусима и т.д.).
В последние годы научные данные [2] обращают внимание ученых и мировой общественности на опасное истощение ресурсов почвенного, растительного и животного мира. В связи с этим экологические проблемы охватывают не только отрасли общественного производства (кроме лесного, промыслового, сельского хозяйства - отрасли переработки соответствующей продукции), но и функционирование механизмов саморегуляции биосферы в целом.
Можно создать самые современные механизмы и оборудование, внедрить безотходные и замкнутые производства, но все механизмы и приборы обслуживают люди. От того, как они будут обучены и воспитаны, какой экологической культурой будут обладать, зависит работа оборудования и, в конечном итоге, состояние окружающей среды и здоровье населения.
Потому вопросы экологического образования, формирования экологической культуры, воспитания ответственного отношения к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей является неотъемлемым элементом экологической политики государства.
От уровня экологической культуры во всех звеньях общественного производства во многом зависит современная экологическая безопасность страны. Особую важность в последние десятилетия приобретает экологическая культура, связанная с охраной природного генофонда,
эталонных и уникальных природных комплексов для поддержания экологического баланса в качестве условий нормальной жизнедеятельности единой системы «общество-природа».
Вопросы экологического образования и культуры в современной России отчетливо обозначились в конце ХХ века. В 70-е годы важнейшим направлением в решении глобальных проблем было признано воспитание и образование. Необходимость развития экологического образования в России была обусловлена социально-экономическим кризисом 1990-х годов. В обществе распространилась «экофобия, безразличие к проблемам окружающей среды, неуважительное и пренебрежительное отношение к биоэкологической тематике, варварское и потребительское отношение к природе, криминальные методы природопользования» [8, с. 250].
В последние 20 лет отмечается возрастающая роль экологической гласности в сочетании с последовательным восхождением от элементарной грамотности к высокой культуре общественного, коллективного, индивидуального осознания, нравственной ответственности за состояние окружающей природной среды [3].
В понятие «экологическая культура» сегодня вкладывается «такой способ жизнедеятельности, при котором личность на основе своих духовных ценностей и этических принципов реализует экологически безопасные способы реализации своих жизненных потребностей» [7, с.236]. Критериями сформированное™ экологической культуры можно считать готовность использовать в повседневной жизни экологически безопасные технологии, сознательно соблюдать соответствующие экологические ограничения, стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности.
Важная роль в формировании экологической культуры отводится непрерывному экологическому образованию, начиная с дошкольного возраста. Соответствующие подходы отражены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые в настоящее время охватывают все уровни образования от дошкольного до высшего. Перед школой поставлена задача непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся, формирования мотивов и ценностей в сфере отношений к природе [9].
Так, во ФГОС дошкольного образования ставится задача вовлечения всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий, направленных на получение знаний о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, действиях по ее охране и защите.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (ФГОС начального общего образования) направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия [9]. С целью реализации программы в школах создаются общественные советы, включающие представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов, специалистов по охране окружающей среды.
В начальной школе ставится задача сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Для ее решения используются такие виды деятельности, как учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.
Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы предусматривает формирование экологической культуры посредством участия школьников в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения. Ее реализация направлена на формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, готовности активно им противостоять; формирование готовности к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Результатом должна стать сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно -оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности) [9].
Целью старшей школы является формирование выпускника, который осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; имеет экологическое мышление, понимает влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; имеет опыт эколого-направленной деятельности. Для старшеклассников рекомендован интегрированный курс «Экология», предполагающий формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы).
Таким образом, общеобразовательные учреждения становятся центральным звеном, где формируются основы мировоззрения личности, базового отношения человека к окружающему миру.
В то же время формирование экологической культуры необходимо практически на любом направлении подготовки специалистов для народного хозяйства России. В этой связи необходимы принципиальные подходы к подготовке специалистов, юридически и морально ответственных за экологическую культуру общественного производства, его конкретных отраслей и отдельных предприятий, учреждений, организаций. Экологическое образование сегодня является частью высшего профессионального образования, а его содержание связано с выявлением и обсуждением острых экологических проблем с целью их дальнейшего решения.
Формирование и развитие экологической культуры у студентов вузов должно сопутствовать всему процессу обучения, так как узкому специалисту в большей степени подвластна разработка новых технологичных приёмов уменьшения нагрузки на окружающую среду,
нежели специалисту по защите окружающей среды, не владеющему данными знаниями. Экологическое образование в высшей школе позволяет оценить все риски и негативное воздействие выбранной профессии на окружающую среду, повышает образовательный уровень студента, прививает этические представления о взаимодействии с окружающей средой.
Специалист народного хозяйства должен быть одновременно ответственным за повышения экологической культуры населения, его конкретных социально-демографических групп с учетом особенностей при-родно-хозяйственных условий в различных регионах страны [4].
Необходимо отметить, что экологическая культура, экологические знания должны стать квалификационным требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и приводит к воздействию на состояние окружающей природной среды [5].
В Курской области в организациях высшего образования сложилась определенная система работы по формированию экологической культуры будущих специалистов. Созданы центры, исследовательские лаборатории, научные кружки экологической направленности, проводятся конференции, круглые столы, олимпиады и конкурсы. Наряду с учебно- и научно -исследовательской работой студенты курских вузов включены в социально значимую, проектную деятельность по сохранению природных богатств, биоресурсного потенциала региона. В экологическом воспитании молодежи широко используются возможности социально партнерства с Курским областным краеведческим музеем, Центрально-Черноземным биосферным заповедником имени профессора В.В. Алехина, ОБУ «Экологический центр», предприятиями и организациями г. Курска и Курской области, общеобразовательными школами и профессиональными образовательными организациями.
В 1991 году был издан приказ Министерства образования по созданию кафедр экологии, охраны природы во всех высших учебных заведениях.
В Курской сельскохозяйственной академии уже в 1990 году была создана первая кафедра экологии и охраны природы. В штате кафедры работали 4 доктора и 5 кандидатов наук. На начальном этапе формирования экологических культуры возникало много трудностей - отсутствие разработанных методик, учебников, практикумов и т.д.
За прошедшие годы коллективом кафедры экологии и охраны природы подготовлены учебные пособия «Экология Центрального Черноземья», экологический Словарь-справочник, издана книга «Законы экологии», разработаны учебные программы обучения для всех специальностей (агрономы, зооинженеры, ветеринарные врачи, экономисты, финансисты, инженеры). Выпускники кафедры по направлению «Экология и природопользование» работают в департаментах экологической безопасности области, города, районов, в отделах экологии промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам гласности экологического состояния природных ресурсов Центрального Черноземья, Курской области. С этой целью специалисты кафедры готовят материалы к ежегодному изданию департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области «Доклада о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области».
Профессорско-преподавательский коллектив кафедры активное участие принимает в развитии непре-
рывного экологического образования, используя всероссийский опыт [1]. Постоянно функционирует студенческий экологический отряд «Эко-сити», который проводит занятия в детских садах, школах, профессиональных образовательных организациях. Ежегодно проводится олимпиада школьников Курской области по экологии.
Конкурс «За страницами школьного учебника» стимулирует школьников и студентов сельскохозяйственной академии заниматься прикладными экологическими вопросами. Для этого на кафедре создан банк экологических игр, которые пользуются большим спросом.
Формирование экологической культуры современной молодежи требует подготовленности педагогических кадров, руководителей образовательных организаций. Сложившаяся в нашей стране система подготовки и повышения квалификации работников народного образования призвана готовить педагогов к практическому осуществлению государственной политики по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Решение задач формирования экологической культуры тогда будет действенным, когда учитель овладеет психолого-педагогическими знаниями и методическими умениями работы с разными категориями учащихся в различных условиях деятельности - на уроках в школе, пришкольном участке, в молодежном лагере, во внешкольных учреждениях, при организации конференций, дискуссий, семинаров, ролевых игр, общественно полезного труда.
Необходим междисциплинарный подход к экологическому образованию будущих учителей, который предполагает включение экологических знаний в программы различных учебных дисциплин обществоведческого, психолого-педагогического циклов и специальные дисциплины в зависимости от профессии. Для успешного формирования экологической культуры необходима экологическая направленность учебных программ всех видов практик, создания перечня современных средств обучения по экологической тематике. Успех решения задачи формирования экологической культуры во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса в русле практического отношения к окружающей природно-социальной среде [4].
Формирование экологической культуры вбирает в себя гармонию природных, социальных и духовных сущностных начал человека, поэтому данный принцип является стратегическим направлением в педагогике, позволяющим не отчуждать духовные ценности.
Перспективы в решении проблемы формирования экологической культуры связывают с развитием «деятельного экологического образования», которое представляет собой комплексный целенаправленный процесс гармоничного развития личности на основе компонентов экологического воспитания, естественнонаучной подготовки, образования для устойчивого развития и оздоровления, с применением методов практико-ориентированного обучения, расширения жизненного опыта [8]. Этот подход актуален в связи с тем, что современная экологическая ситуация требует экологич-ности поведения человека не только в абстрактных ситуациях обсуждения глобальных проблем, но и в конкретных жизненных ситуациях.
В последнее время намечается также усиление психологических аспектов формирования экологической культуры. Вопросы формирования сознания человека и использования его возможностей к саморазвитию личности во взаимодействии с окружающей природой - это уже сфера психологических исследований. Поэтому встает проблема изучения экологического сознания как психологического явления, а также разработки методов
психологической диагностики и формирования экологического сознания у специалистов и у населения в целом.
Это предполагает дальнейшую экологизацию содержания учебных программ разного уровня и психологизацию преподавания эколого-ориентированных учебных программ. Экологические знания, умения и навыки должны выступать не в качестве объекта усвоения, а в качестве психолого-педагогического средства развития личностных ценностей и способностей к равноправному взаимодействию с другими людьми, другими представителями биосферы, природой в целом.
Суммируя вышеизложенное, уместно обратиться к мнению президента ВАСХНИЛ академика А.А. Нико-нова «... Когда мы так активно внедряемся в природу, нужна особая осмотрительность, забота, большое внимание, нужно очень любовно относиться к земле, природе, всему живому. А это в свою очередь требует большой общей культуры, в том числе и экологической» [6].
Сегодня становиться все более очевидным, что необходимо делать новые шаги на пути повышения качества экологической культуры граждан России как одного из условий экологической безопасности страны.
Список использованных источников
1 Захлебный А.М. Проблема подготовки учителя к экологическому образованию учащихся / Вызов времени, проблема экологии и образования // Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1990. - С. 67-73.
2 Почвы в биосфере и жизни человека: монография. -М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. - 512 с.
3 Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. - М.: «Высшая школа», 1989. - 103 с.
4 Всероссийская конференция по экологическому образованию. - 21-23 октября 2009 г. - М., 2010. - 112 с.
5 О неотложных мерах экологического оздоровления страны. Постановление верховного совета СССР / Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989. - № 25. - 487 с.
6 Александр Никонов - президент ВАСХНИЛ // Неделя. - 1987. - № 26.
7 Ясвин В.А. Экопсихологическое содержание учебного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» и психолого-педагогическая подготовка учителей к преподаванию его в старшей школе // Экопсихологические исследования^ / Под ред. В.И. Панова. - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 232245.
8 Камнев А.Н., Камнев О.А., Панов В.И. Экологические и психолого-педагогические предпосылки деятельного экологического образования // Экопсихологические исследо-вания-3 / Под ред. В.И. Панова. - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 245275.
9 Федеральные государственные стандарты общего образования // минобрнауки.рф/документы/543.
Информация об авторах
Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712) 53-13-30.
Стифеев Анатолий Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии, садоводства и защиты растений ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Соболева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования», тел. (4712) 51-20-55.
Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических сионального обучения ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712) наук, профессор кафедры педагогики и психологии профес- 53-12-88, е-mail: lebedchuk@mail.ru
PROBLEMS AND PROSPECTS FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN CONTINUING EDUCATION V.A. Semykin, A.I Stifeev, O.V. Sobo^, P.V. Lebedchuk
Abstract. The article discusses the relevance of the content and perspectives of the formation of the foundations of ecological culture at all levels of education. Submitted to the regional experience of the problems of ecological education of youth.
Key words: ecological culture, environmental education, environmental awareness, the system of continuous education.
ВЛИЯНИЕ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
НА УСТОЙЧИВОСТЬ АЛЬГО- И ФИТОЦЕНОЗОВ
Н.И. Чайка
Аннотация. Целью исследования является изучения влияния экологических факторов эдатопа породных отвалов угольных шахт на растительный покров и аль-гогруппы. Установлено видовой состав почвенных водорослей и растительности. Выявлено 10 видов водорослей, которые представляют 8 семейств, 7 порядков, 4 отдела. Определенно среднее проективное покрытие вида и встречаемость вида. Микрогруппы с доминантной ролью Acer platanoides L. занимают 15 % территории, характеризуются ярусностью, сомкнутостью кроны и представлены тремя ценобиотическими типами: виолентами, патиентами, эксплерентами, что составляет относительно устойчивый ценоз. Остальная территория (85 %) представлена микрогруппами пионерной растительности и составляет неустойчивый фитоценоз. Проведена сравнительная оценка экологических факторов экотопа породного отвала с аналогичными факторами окружающей среды. Установлена величина объемного веса породы 0,97-1,02 г/см3, при оптимальной 1,22 г/см3 величине для фоновых почв. Коэффициент структурности для породы 0,9-2,29, для пашни зональных почв 5,4, для залежи 12,6. Максимальная температура воздуха в приповерхностном слое породы в период изучения отмечалась 57-58 °C, по данным метеостанции города Донецка, 38-39 °C. Доступные запасы влаги в породе при таком температурном режиме в горизонте 0-40 см отмечаются как неудовлетворительные или отсутствуют.
Ключевые слова: породный отвал, оценка структуры, растительный покров, альго- фитоценоз.
В экологическом праве недра определяются как неотъемлемая часть окружающей среды, часть земной коры, которая расположена под поверхностью суши и дна водных объектов, достигают глубин доступных для геологического изучения и освоения [12].
В Донбассе разработка полезных ископаемых производится на протяжении 200 лет. При строительных и вскрышных работах перемещаются сотни миллиардов тонн грунта, что влечет за собой глубокие изменения в природных ландшафтах, зачастую в корне меняющие их структуру. До возникновения ряда классов антропогенных ландшафтов (линейно-дорожных, промышленных и др.) среди их компонентов по распространенности и негативному воздействию на окружающую среду особое место занимает так называемые промышленные отвалы, а именно: отвалы вскрышных пород, отходов добычи стройматериалов, отвалы, образованные при добыче угля и других полезных ископаемых. Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия расположены на больших территориях, поэтому нагрузка от
них на окружающую среду пропорциональна их прогрессирующему увеличению. Все это вызывает настоятельную необходимость воспроизводства земельных ресурсов путем рекультивации послепромышленных земель. Сам вопрос актуален и его решения столь разнообразны, как и сами технологии добычи полезных ископаемых. Для выяснения возможности фиторекуль-тивации с 2010 г. нами начаты исследования породных отвалов угольных шахт.
Сборы изучаемого материала проводили путем рекогносцировочных и полустационарных исследований на породном отвале шахтоуправления «Западное» № 5, расположенном в юго-западной части города Донецка. Согласно классификации В.И. Бакланова, объект исследований относится ко второй группе терриконов из отвальных пород шахт неантрацитовых углей и состоит из умеренно метаморфизированного глинистого сланца малой прочности, отличающегося низкой морозостойкостью и сравнительно быстрым выветриванием [8].
При отборе почвенных проб для альгологического исследования использовали общепризнанные методики в альгологии [4, 6]. Для изучения растительного покрова применяли геоботанические методики [9, 14]. На объекте было заложено 33 равномерно расположенных по всей площади квадраты размером 1*1 м. В их границах учитывали видовой состав высших растений, проективное покрытие и встречаемость. При определении некоторых агрофизических свойств породных образцов и сравнительной оценки эдафических условий использовали методы, применяемые в земледелии [1, 11, 13].
Складирование исследуемого породного отвала началось с 1900 г., а закончилось в 1981 г. Период активного горения террикона прошел, но сам процесс продолжается, что проявляется в очагах, лишенных растительности, в преобладающей части верхнего яруса. Основу видового состава растительного покрова составляет Acer platanoides L. и Robinia pseudoacacia L. По среднему показателю проективного покрытия первые два места: клен ясенелистый 30,95 %, робиния ложноакация 21,3 %.
Несколько другое соотношение по показателям встречаемости. Наиболее встречаемыми были клоповник мусорный (48,48 %), который отмечен на 16 «метровках» из 33 обследованных. В меньшем количестве выявлены василек раскидистый (45,45 %), донник белый (42,42 %), горец птичий (36,36 %) и другие.
Растительность верхнего яруса породного отвала в основном сосредоточена вдоль условной границы ярусов. Проективное покрытие очень колеблется по экспозиции. Так, в северо-восточной части склона оно составляет 10-20 %, в северной и северо-западной - 2040 %, в юго-восточной и южной - в пределах 0-5 %, в