4. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы.- М.: Теория и практика физической культуры, 2003.-383с.
5. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика на приборе "Активациометр".- Казань, 2007.- 212с.
6. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000.-120с.
Н.П. Несговорова
Курганский государственный университет
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Нами разработан технологический комплекс организации процесса формирования эколого-профессиональной готовности педагога-эколога, включающий следующие компоненты.
Целевой компонент процесса подготовки педагогов к осуществлению экологического образования детей, формирование их профессионально- личностной готовности, имеет в качестве генеральной цели- идеала становление педагога -профессионала, мастера, педагога- эколога высшего уровня с развитой экологической культурой. Локальные цели и конкретные задачи определены и заложены в этапы реализации системы подготовки педагогов-экологов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель, и конкретные задачи - развитие личности педагогов на основе их стремления к самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию.
Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов, работающих со слушателями, и слушателей, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого не может быть достигнут результат. Этот компонент еще называют организационным или организационно- управленческим.
Результативный компонент отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Ключевые слова: переподготовка педагогов, экологических образование
Акмеология (от греч. Акте- "пик, вершина, высшая тупень чего-либо, цветущая сила") - новая область научного познания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Данное понятие было введено в научную терминологию Н.А. Рыбниковым в 1928 году как обозначение науки о развитии зрелых людей. Предметом акмеологии являются творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Основной задачей акмеологии является овладение субъектом деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и в области избранной профессии или профессий.
Самой высокой вершиной развития зрелых людей является профессионализм. Под профессионализмом понимают, прежде всего, стабильность высоких результатов деятельности, профессионализм не допускает большого разброса показателей. Далее надежность. Работать профессионально - значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Сейчас мы говорим - это значит быть компетентным.
Творчество - естественный компонент профессионализма, также как вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Если "саморазвитие - путь достижения профессионализма", то для педагога - специалиста в области экологического образования необходимо развивать в первую очередь такие качества, как умение предвидеть, умение принимать решения, моделировать, проектировать процесс, оценивать, контролировать, проводить коррекцию. Саморазвитие, самообразование, самосовершенствование и самоконтроль - основные факторы достижения вершин. Для них необходимы побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения или потребности достижения.
Критерии компетентности. В 60-80-е годы для образования была характерна формула: знать все о многом и немного - обо всем. Новая формула, порожденная в 90-е годы, провозглашает "знание о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Сущностный подход предполагает синтез естественных , гуманитарных и технических наук. Основная цель педагога в области экологического образования - способствовать становлению экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - это синергетическое образование, включающее комплекс естественнонаучных знаний и общественно обусловленных установок, норм, правил, умений и навыков поведения и деятельности. Профессиональная переподготовка педагога, формирование его готовности к осуществлению экологического образования должна включать личностный рост, становление более высокого уровня экологической культуры педагога как человека нового времени с другими ценностями и потребностями, но живущего в настоящем, противоречивом мире. Формируемые ценности должны перейти в ранг убеждений, норм и правил поведения "золотой этики" педагога-эколога. В этом спектре очень важны любовь к природе, осознание экологической ситуации, социальных последствий отношения человека к природе, ответственность за воспитание человека, способного сохранить благоприятные условия существования для нынешнего и грядущего поколения.
Следующий компонент готовности - операционный, представляет собой систему педагогических, психологических, методических, специально-предметных знаний и умений. В традиционных профессиограммах учителя к этому аспекту относят гностические, организаторские, коммуникативные, дидактические и др. умения.
Таким образом, подготовка педагогов к осуществлению экологического образования подразумевает личностный подход, фундаментальность образования (компетентность), творческое начало, профессионализм, синергетику (синтез двух культур - естественной и гуманитарной), использование новейших образовательных технологий. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который корреллирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражает меру его овладения данной деятельностью.
В процессе формирования экологически осмысленно самоорганизующегося субъекта (педагога) приходится выделять звено его рефлексивной саморегуляции и направлять на него профессиональные усилия. При этом обнаруживается зависимость интеллектуальных и ценностных критериев личности не столько от уровня экологической, или профессиональной, компетентности, сколько от интегрального миропонимания, целостного отношения к ситуации. Следовательно, в педагогических технологиях необходимо иметь блок педагогического регулирования и коррекции самоопределения на базе эко-
логических ценностей. В процессе данной деятельности происходит становление экологического сознания и самосознания, воли, образа жизни, мировоззрения. Следовательно, одним из компонентов технологического комплекса экологического образования становится иг-ромоделирование, коллективное взаимодействие, становление личности, имеющей определенный уровень экологической культуры.
Нами разработан технологический комплекс организации процесса формирования эколого-профессио-нальной готовности педагога-эколога, включающий следующие компоненты.
Целевой компонент процесса подготовки педагогов к осуществлению экологического образования детей, формирования их профессионально-личностной готовности, имеет в качестве генеральной цели-идеала становление педагога-профессионала, мастера, педагога-эколога высшего уровня с развитой экологической культурой. Локальные цели и конкретные задачи определены и заложены в этапы реализации системы подготовки педагогов-экологов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель и конкретные задачи, - развитие личности педагогов на основе их стремления к самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию.
Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и слушателей, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого не может быть достигнут результат. Этот компонент еще называют организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
В педагогическом процессе подвергаются анализу в процессе педагогического взаимодействия информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные связи; связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции); причинно-следственные связи; генетические связи (исторические тенденции, традиции, обеспечивающие преемственность при проектировании и осуществлении новых педагогических процессов); функциональные связи между объектами педагогических систем. С целью научно обоснованно формировать готовность педагога к осуществлению экологического образования детей необходимо было провести теоретический анализ структуры готовности, выявить уровни развития готовности, критерии их диагностики.
В модели эколого-профессиональной готовности нами рассматриваются в качестве узловых компонентов ценностные ориентации и достоинства педагога, направленность его сознания и характер поведения, а также направленность и уровень профессионализма. Следовательно, готовность педагога к экологическому образованию - это комплекс качеств, характеризующих зрелую, полноценно развитую личность педагога-эколога. Полноценно развитая, зрелая личность отличается интегрированной цельной нравственно-психической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся значительных ориентиров, жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им как личностно, объективно значимые, общественно важные. Результаты нашего исследования дают основание выделить четыре уровня профессиональной деятельности и, соответственно, профессионального развития педагога: низкий, средний, высокий, оптимальный. Определение этих уровней позволяет де-
лать более обоснованные выводы о степени соответствия конкретного педагога занимаемой должности, повысить объективность решений при его аттестации, наметить конкретную программу самосовершенствования. Важнейшими предпосылками эколого-профессионального развития педагогов выступают направленность личности, выражающаяся в направленности потребностей, мотивации, эколого-профессиональных установках и ценностных ориентациях. Сформированная устойчивая установка на эколого-профессиональную деятельность, развитие уровня компетентности в процессе образования и последующего саморазвития и самообразования, ориентация на культурно-гуманистические ценности обусловливают во многом прогрессивное развитие личности педагога и успешность его профессиональной деятельности. Процесс прогрессивного эколого-профессионально-го развития педагога может быть активизирован при условии создания образовательных ситуаций исполнения роли педагога-эколога по-новому, с помощью использования подходов личностно-ориентированного образования, технологического комплекса профессиональной переподготовки, усиления мотивации самосовершенствования, саморазвития личности педагогов, находящихся в рефлексивной позиции, через развитие экологической культуры, овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения. На стадиях формирования профессиональных намерений и профессиональной подготовки главная роль принадлежит психодинамическим свойствам личности, таким как экстра- интроверсия, эмоциональная устойчивость (стабильность), пластичность. Если на ранних стадиях профессионального развития решающее значение принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, то в дальнейшем - самой личности, ее творческой активности. На стадиях профессиональной подготовки, профессиональной адаптации и профессионализации формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач, затем осуществляется освоение нормативной деятельности, совершенствование профессиональных знаний и умений, обобщенных способов выполнения деятельности. Стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений и навыков, личностных качеств, выработка оптимального стиля деятельности на творческом уровне - все это является показателями перехода к стадии мастерства. В становлении интегральных профессионально значимых характеристик личности решающее значение принадлежит активности самой личности, направленной на поиск оптимальных и творческих способов осуществления эколо-го-педагогической деятельности. Проявляя повышенную активность, личность преодолевает сложившиеся способы выполнения деятельности, преобразует, совершенствует ее, то есть переходит к более высокому уровню овладения ею - творческому, который ведет к более высокому уровню самоактуализации. Смысл педагогической деятельности - в единении культуры и личности. Педагог может состояться как личность, как профессионал только в диалоге и на границе с другими сферами культуры. Педагог-эколог наряду с профессиональной культурой должен владеть высоким уровнем экологической культуры, следовать устойчивым традициям и иметь индивидуальные убеждения.
Таким образом, образование педагогов - непрерывный процесс, в котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, одной из важнейших целей
которого должно быть формирование установки на самообразование, умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов являются, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой -наличие "социальной ситуации развития". Самообразование педагога наиболее эффективно в том случае, если оно исходит из идеи всестороннего развития педагога как личности. Чем активнее педагог использует педагогические средства для развития собственной личности, тем больше его "педагогический выход". Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности, для обеспечения высокого качества образования детей. Педагог, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает наиболее эффективное влияние на формирование у школьников потребности в самообразовании, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Профессиональное самообразование можно определить как опосредованное практикой творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. Самообразование всегда выступает средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Переводу педагогов-экологов в систему самообразования предшествует достаточно длительный по времени и объемный по содержанию процесс формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования детей с целью осознанного достижения определенного уровня квалификации, профессиональной компетентности. Для этого:
- устанавливается исходный уровень сформирован-ности профессиональной готовности на основе разработанных критериев;
- определяются общая цель и конкретные задачи профессионального роста;
- разрабатывается содержание образования для перехода на более высокий уровень профессионализма;
- разрабатываются обобщенные планы образования педагогов в различных областях профессиональной деятельности;
- разрабатываются организационные формы осуществления образования педагогов;
- разрабатываются измерители оценки и самооценки результатов образования педагогов.
В основу организации процесса формирования эко-лого-профессиональной готовности педагогов положены принципы личностно ориентированного деятельностного подхода, разработанного в трудах психологов, на основе теорий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др. Н.А. Алексеев трактует "личностно-ориентированное обучение" как "такой тип обучения, в котором организация взаимосодействия (П.К.Анохин) в максимальной степени ориентирована на личностные особенности и специфику личностно-предмет-ного моделирования мира". Личностно ориентированное содержание нашего технологического комплекса основано на модели готовности педагогов к эколого-профессио-нальной деятельности, требующей проявления личностных функций обучаемых. Опираясь на теоретические разработки педагогов и психологов, в том числе А.В.Зеленцовой, мы предполагаем, что личностный опыт человека может быть актуализирован и развит в ходе реальных либо смоделированных отношений, затрагивающих его личностные ценности. Поэтому мы включаем педагогов в личностно-развиваю-щие образовательные ситуации. В ее структуре выделяем следующие компоненты: а)экологическая проблема, с ко-
торой может столкнуться, либо сталкивается личность в жизни; б) педагог-носитель информации, включаемой в содержание, имеющий личностный опыт экологической деятельности; в) обучаемый, имеющий потребность в личностном саморазвитии и дефицит личностного опыта в этом виде деятельности; г) личностно значимая деятельность, в которой востребованы личностные функции обучаемого; д) процессуальные компоненты ситуации - задания с личностным контекстом, игровая имитация деятельности по личностной самореализации, система диалогов с коллегами, носителями личностного опыта.
Реализация личностного подхода к профессиональной подготовке педагогов-экологов к целостному процессу экологического образования детей возможна при соблюдении следующих условий:
- построение моделей эколого-педагогических ситуаций в контексте современного состояния окружающей среды и развития общества;
- диалогичность образовательного процесса;
- применение методов обучения, способствующих творческому самопроявлению обучаемых;
- учет специфики экологического образования, его культурно-нравственной составляющей.
Формирование готовности педагогов к выполнению профессиональных функций на высоком уровне осуществляется через деятельность, в процессе активной образовательной и самообразовательной деятельности. Подготовка педагога к деятельности - это обучение, как действовать в той или иной педагогической ситуации, как ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои действия и действия обучаемых. Целью нашей программы является научить педагогов, развить у них умения экологически сообразной деятельности как членов общества, сформировать профессионально-методические, технологические умения реализации экологического образования детей.
При разработке технологии мы опирались на следующие принципы: а)личностно-ориентированные принципы:
- создание благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития;
- осознание и принятие всеми субъектами научно-педагогического процесса иерархизированной системы ценностей в развитии специалиста, акцентирование внимания на развитие профессионально важных качеств личности педагога-эколога;
- обеспечение полноты и непрерывности в развитии личности;
- акцент на саморазвитие личности педагогов, развитие самостоятельности в эколого-профессиональной деятельности, включая целеполагание и планирование;
- регулярная оперативная диагностика и самодиагностика, выполняющая роль обратной связи в развитии личности;
б)культурно-ориентированные принципы:
- принцип единой картины мира (экологического мировоззрения);
- принцип смыслового отношения к миру (экологического сознания);
- принцип опоры на культуру как основу экологически сообразного поведения и коэволюционного (устойчивого) развития природы и общества;
в) деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения в деятельности;
- принцип перехода от деятельности в учебной ситуации к профессиональной деятельности;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности педагога;
- креативный принцип, принцип формирования потребности в творчестве.
Актуализация требований к эколого-профессиональ-ной готовности педагогов-экологов предполагает включение их в качестве ориентиров образовательной подготовки в учебный процесс. Следовательно, (ориентационная технологическая) цель выступает в качестве ориентаци-онной цели всего процесса профессионально-педагогической подготовки, поскольку эти требования соответствуют квалификационным требованиям подготовки педагогов-экологов. Проблема разработки требований к эколо-го-профессиональной готовности педагогов-экологов, адекватных современному социально-экономическому состоянию и состоянию образовательной системы России, является актуальной для педагогической науки.
Отдельные методологические, психолого-педагогические, частнометодические требования к эколого-педа-гогической готовности сформулированы в исследованиях С.Н.Глазачева, В.В.Серикова, В.А.Игнатовой и др., однако необходима их систематизация и выявление наиболее значимых. Проведенный анализ научных источников, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 013100 "Экология", учебных планов и программ переподготовки специалистов Курганского ИПКиПРО, материалов СМИ, данных экспертной оценки позволил определить и научно обосновать требования к профессиональной готовности педагога-эколога, которые являются правилами, установками, обязательными для выполнения, и одновременно внутренней потребностью личности специалиста.
Поскольку природа эколого-профессиональной готовности педагога-эколога является социальной и профессионально-педагогической одновременно, следовательно, значимыми необходимо считать требования устойчиво развивающегося общества, включающие современную парадигму общечеловеческих ценностей, формируемых и реализуемых в системе образования, и требования, отражающие специфику профессиональной деятельности педагогов-экологов. Принцип активности обучаемого в процессе обучения был и остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью в учебном процессе понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Подготовка педагогов к осуществлению экологического образования осуществляется в рамках следующих подходов:
- сотрудничества,
- гуманизации,
- использования в познавательной деятельности всех каналов поступления информации и реализации модели познавательной деятельности при активном участии обоих полушарий мозга;
- организации подготовки педагогов с использованием различных форм взаимодействия: индивидуальная работа, работа в парах, в малых группах; фронтальная работа;
- практико-деятельностного подхода; развития творческих способностей, становление педагогического мастерства через творческую исследовательскую деятельность, создание ситуации проблемы в образовательном пространстве.
Модель формирования готовности педагогов к экологическому образованию основана на экологическом подходе и акцентирует внимание на процессе, а не только на содержании подготовки. На первое место в этой модели поставлены учет особенностей личности педаго-
га, способность ее самораскрытия, а содержание - основная база, на которой это происходит. Одна из главных задач в процессе формирования готовности - формировать мотивацию участия педагога в осуществлении экологического образования детей, развивать чувственное и рациональное отношение, интерес, желательно до такой степени, чтобы он стал устойчивой потребностью в данной деятельности.
Результаты образовательной деятельности
За период переподготовки педагогов в ИПКиПРО выпущено более 200 человек. Распределение - по районам области, г.Курган, другие регионы страны. Около 200 педагогов работают в школах области и других образовательных учреждениях, занимаются не только преподаванием экологии как предмета, ведут кружки, факультативы, создают исследовательские группы учащихся, по результатам работы которых участвуют в областных и российских конференциях, конкурсах, занимают призовые места. Их выпускники поступают в вузы и связывают свою будущую жизнь с экологией.
В процессе обучения и выполнения дипломных проектов накоплен материал по следующим разделам: оценка эколого-географического, демографического состояния районов области (проведена оценка районов области, городов Кургана, Катайска, Шадринска); эколого-ва-леологическое направление (влияние состояния окружающей среды на здоровье населения); флора и фауна районов области; разработка частных вопросов методики экологического образования, педагогических технологий, экологизации отдельных школьных курсов (истории, русского языка, биологии, географии, химии) и др.
Разработанные методики используются в практике работы школы. Опыт учителей экологии обобщен и опубликован в методических рекомендациях "Сто уроков экологии" (составители Завьялова О.Г., Несговорова Н.П. в 4-х частях: 1 часть - дошкольное экологическое образование.; 2 часть - экологическое образование в начальной школе; 3 часть - экологическое образование в основной общеобразовательной школе; 4 часть - экологическое образование в средней школе. Для проведения полевого практикума и организации исследовательской деятельности учащихся разработаны и изданы программа "Исследователи природы"; полевой экологический практикум в 4-х частях: 1-2 части - методы экологического мониторинга; 3 часть - методика изучения сред жизни; 4 часть - изучение экологических систем.
Л.В. Розова, Н.В. Годовых, З.С. Науменко Федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия"имени академика Г.А. Илизарова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи", г. Курган
ВИДОВОЙ СОСТАВ НЕФЕРМЕНТИРУЮЩИХ БАКТЕРИЙ У БОЛЬНЫХ ОРТОПЕДО-ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация: В период 2001-2006 гг. проанализированы результаты микробиологического исследования раневого отделяемого от 55 больных с острым гнойным процессом (пациенты отделения открытой травмы) и 106 больных с хроническим гнойным процессом (пациенты отделения гнойной ортопедии). Исследования показали, что микробный пейзаж у обсле-