Технология фандрайзинга в деятельности территориального общественного самоуправления по реализации социально значимых проектов Technology in fundraising activities territorial public self-government on realization of
socially significant projects
Стирманова Ольга Андреевна,
кафедра психологии, социальной работы, направление 39.04.02 социальная работа магистерская программа «Экономика, право и управление в социальной сфере», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА », МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Shirmanova Olga Andreevna,
Federal state budgetary educational institution of higher education «Khakassia STATE UNIVERSITY. N. F. KATANOV», MEDICAL-PSYCHOLOGICAL-SOCIAL INSTITUTE
Аннотация: Рассматриваются условия применения технологии фандрайзинга в деятельности ТОС и приводится обоснование ее необходимости. Определены основные этапы реализации фандрайзинга при разработке социально значимых проектов ТОС.
В статье раскрывается опыт г. Абакане по созданию условий стимулирования активности ТОС по установлению взаимодействия с коммерческими и иными организациями для привлечения дополнительных средств посредством фандрайзинга.
Выявлена зависимость объема дополнительных привлеченных средств бюджета ТОС от практики применения фандрайзинга. Обосновывается необходимость применения технологии фандрайзинга в деятельности ТОС для укрепления его политической и экономической самостоятельности в решении вопросов жизнедеятельности локальных территорий.
Summary: The conditions of application of fundraising technology in the activity of CBT are considered and the substantiation of its necessity is given. The main stages of fundraising in the development of socially significant projects of CBT are defined.
The article describes the experience of Perm to create conditions for stimulating the activity of CBT to establish interaction with commercial and other organizations to attract additional funds through fundraising.
The dependence of the volume of additional attracted funds of the CBT budget on the practice of fundraising is revealed. The necessity of using fundraising technology in the activities of the CBT to strengthen its political and economic independence in addressing the issues of local territories.
Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, фандрайзинг, конкурсы социально-значимых проектов, самоорганизация граждан.
Keywords: local self-government, territorial public self-government, fundraising, competitions of socially significant projects, self-organization of citizens.
Участие граждан в процессах местного самоуправления является обязательным условием для цивилизованного демократического развития любого государства. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет широкий спектр форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (далее - МСУ).
Среди них особое место занимает территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). Согласно закону, ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1, ст. 27].
Самостоятельно организуясь в ТОС и взаимодействуя со структурами и организациями различных форм собственности, население способно позиционировать себя как источник и носитель власти на локальной внутригородской территории.
В настоящее время активизируется политика в отношении некоммерческого сектора, основные направления которой связаны с повышением значимости и роли некоммерческих организаций (далее - НКО) в решении проблем жизнедеятельности местных сообществ.
Так, в послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию указывается на необходимость экономической интеграции некоммерческого сектора: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни... это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса» [2, с. 1].
В 2015 году первый заместитель руководителя Администрации Президента призвал руководителей городов передавать часть функций органов местной власти социально
ориентированным НКО: «Там, где они могут лучше выполнить работу, чем бюджетные учреждения, задействуйте некоммерческие организации» [3].
Помимо этого, в Концепции содействия развитию благотворительности и добровольчества в РФ закреплена необходимость развивать инфраструктуру содействия благотворительной и добровольческой деятельности граждан по месту жительства, в том числе на базе организаций ТОС [4, ст. 4].
Данные направления политики активируют новые возможности для развития ТОС и способствуют формированию новых требований общества к деятельности данного института относительно его роли в повышении качества жизни населения локальных территорий и катализатора общественного участия.
Но для реализации возложенных на них функций органам ТОС необходимо привлекать ресурсы и искать новые направления по взаимовыгодному сотрудничеству с органами власти, населением и коммерческим сектором.
Меняющиеся правовые, социально-экономические условия поставили перед ТОС проблему - не только существовать на средства, выделяемые органами МСУ, но и искать другие, современные способы обеспечения своего функционирования. В таких условиях крайне важным становится привлечение и аккумулирование внешних источников финансирования.
Одной из эффективных технологий привлечения дополнительных источников финансирования и механизмом взаимовыгодного сотрудничества с бизнес-структурами является используемая зарубежными социальными организациями технология фандрайзинга.
Термин «фандрайзинг» появился в начале 90-х годов двадцатого века (в переводе с английского fund - средства, финансирование; raise - нахождение, сбор). Понятие фандрайзинга характеризуется как наука и искусство систематической работы с многообразными источниками финансирования по сбору средств и привлечению ресурсов для обеспечения реализации социально значимых проектов, программ и акций [5, с. 32].
Основная задача ТОС в сфере фандрайзинга - разработка и реализация фандрайзинговых стратегий и программ: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и т.д.
Программа фандрайзинга необходима для привлечения финансовых, информационных, человеческих, материальных и иных ресурсов для реализации деятельности ТОС.
В качестве основных доноров, спонсоров и партнеров для ТОС могут выступать благотворительные фонды, коммерческие структуры локальной территории и крупный социально ответственный бизнес, органы власти, религиозные, научные и другие НКО, а также частные лица.
Ведь помимо проживающего в пределах ТОС населения, существует ряд организаций и структур, которые также заинтересованы в полноценном социально-бытовом функционировании инфраструктуры районов муниципального образования.
Основными субъектами социальной инфраструктуры, призванными обеспечивать полноценную жизнедеятельность населения, являются власть, коммерческие организации и НКО, которые составляют внешнюю среду ТОС.
Органы ТОС, в свою очередь, призваны выступать как в роли самостоятельного субъекта, так и основного посредника и координатора в системе взаимодействий данных субъектов. Представители бизнес-структур могут быть заинтересованы в сотрудничестве с ТОС в силу имеющихся у них нормативно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих капитал.
В силу своей публичности, социальной значимости ТОС обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса коммерческой организации, а также нужного информационного пространства вокруг организации и поиска новых партнеров, налаживания связей и уровней взаимодействия.
Фандрайзинговая стратегия состоит из последовательности основных этапов: разработка бизнес-плана проекта, формирование целевой аудитории для определения потенциальных спонсоров и партнеров, брендинг, определение собственных и спонсорских ресурсов, формирование коммуникационных форм взаимодействия с партнерами и спонсорами, разработка спонсорских предложений, добросовестное выполнение соглашения, правильное закрытие проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Таким образом, для создания фандрайзинговой стратегии органам ТОС необходимо обладать знаниями и навыками в сфере маркетинга, имиджелогии, управления проектами, коммуникационного менеджмента и связей с общественностью. В связи с этим необходимо исследование готовности и практики применения технологий фандрайзинга в деятельности ТОС.
Список использованной литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165978/ (дата обращения: 11.06.2019).
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (дата обращения: 11.06.2019).
3. Вячеслав Володин посоветовал мэрам передавать свои функции НКО [Электронный ресурс] // РБК. - URL: http://top. rbc.ru/politics/30/01/2015/54cbb1399a79470e50820e96#xtor=AL-% 5Binternal_traffic%5D— %5Bm.rbc.ru_tablet%5D-%5Bmain_body %5D-%5Bitem_11 (дата обращения: 25.03.2017).
4. О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 90313/(дата обращения 11.06.2019).
5. Албегова И.Ф. Фандрайзинг для некоммерческих организаций как технология успеха: учеб.-метод. пособие. - Ярославль, 2019. - 106 с.
References
1. About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal law of 06.10.2003 No. 131-FZ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165978/ (date of application: 11.06.2009).
2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 12.12.2013 [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (accessed: 11.06.2019).
3. Vyacheslav Volodin advised the mayors to transfer their functions to NGOs [Electronic resource] // RBC. - URL: http://top. rbc.ru/politics/30/01/2015/54cbb1399a79470e50820e96#xtor=AL-% 5Binternal_traffic%5D— %5Bm.rbc.ru_tablet%5D-%5Bmain_body %5D-%5Bitem_11 (accessed: 25.03.2017).
4. About the Concept of assistance to development of charitable activity and volunteering in the Russian Federation [Electronic resource]: the Order of the Government of the Russian Federation of July 30, 2009 N 1054-p. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90313/ (accessed 11.06.2009).
5. Albegova I. F. Fundraising for non-profit organizations as a technology of success: studies.-method. benefit. - Yaroslavl, 2019. 106 PP.