Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
ART 184026 УДК 336.64
Крайнова Ольга Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования и финансов ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]
Ширяева Ирина Сергеевна,
студентка ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]
Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России
Аннотация. Статья посвящена фандрайзингу как одному из наиболее перспективных методов финансового менеджмента в условиях современной России, направленному на развитие третьего сектора. Рассматривается различие фанд-райзинга от других схожих инструментов финансового менеджмента. Выделены главные трудности на пути развития фандрайзинга в России, и сформулированы основные тенденции его развития.
Ключевые слова: фандрайзинг, некоммерческие организации, благотворительные организации, краудфандинг, финансовый инструмент. Раздел: (04) экономика.
В XXI веке все большее внимание уделяется благотворительности: помощи больным детям, спасению бездомных животных, решению экологических проблем и другим. Благотворительные организации в рамках Российского законодательства представляют собой некоммерческие организации (далее - НКО) с особой спецификой деятельности и, соответственно, определенными особенностями управления финансами. Управление финансами некоммерческой организации - необходимое умение современного менеджера для верного распределения доходов и расходов, то есть для продолжительной и эффективной деятельности НКО. Некоммерческая основа благотворительных организаций определяет один из главных инструментов финансового менеджмента - фандрайзинг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками», и, в частности, благотворительная организация в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» рассматривается как «неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации <...> целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц» [1, 2]. Особенностью деятельности НКО является ориентация на реализацию потребностей общества. Таким образом, благотворительные организации в правовых рамках Российской Федерации не имеют цели извлечения прибыли и осуществляют свою деятельность в интересах общества в целом.
Нельзя отрицать, что определенная часть деятельности НКО представлена сугубо волонтерской помощью, однако большая часть работы НКО основана на привлечении финансов, а значит, требует высокой ответственности финансовых менеджеров перед обществом и качественно более профессиональной работы фандрайзеров.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
Финансовый менеджмент в благотворительных организациях представляет собой целенаправленное и необходимое планирование, управление и контроль всех денежных потоков, которые охватывают управленческие решения в области финансирования и инвестирования. Инструмент финансового менеджмента фандрайзинг зарекомендовал себя как высокоэффективный метод в странах Западной Европы и США и является наиболее перспективным направлением в финансовом менеджменте для российских благотворительных компаний.
Фандрайзинг, от англ. fundraising (fund raising, FR в США), - привлечение и аккумулирование средств из разных источников для реализации различных социально значимых проектов и программ. Фандрайзинг - одна из многочисленных современных финансовых технологий, входящая в комплекс различных финансовых инструментов, использующихся в рыночной экономике [3]. Несомненно, фандрайзинг способствует эффективному функционированию некоммерческих организаций, под которым в первую очередь понимается реализация целей и задач, закрепленных в их уставе. Такая реализация напрямую зависит от системы управления финансами, так как одним из основных ограничений достижения указанных целей является недостаточность (ограниченность) финансовых ресурсов в НКО.
Говоря о том, какие средства аккумулирует НКО, используя фандрайзинг, следует обратить внимание на внешние финансовые источники. В их число попадают государство (целевые субсидии, возмездное оказание услуг в рамках государственного заказа, контракты, гранты), бизнес-структуры (пожертвования, спонсорство, социально ориентированный маркетинг), физические лица (денежные пожертвования, пожертвования в виде имущества, безвозмездное оказание услуг и различных работ), международные фонды (гранты).
Финансовые источники могут быть направлены на два основных вида осуществления фандрайзинга:
1. Проектный фандрайзинг. Главная задача - привлечение долгосрочных средств для реализации в будущем какого-либо проекта. Этот вид фандрайзинга является предпочтительным.
2. Оперативный фандрайзинг. Основной целью данного вида становится привлечение средств на текущие расходы и аккумуляция их в текущем бюджете организации. Не является преимущественным видом фандрайзинга.
Наличие большого числа финансовых средств и методов создает некоторую путаницу как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, фандрайзинг следует отличать от инвестирования. Инвесторы обыкновенно хотят извлечь прибыль из вложения собственных средств в какой-либо проект и инвестируют в первую очередь для создания основных фондов. Сроки реализации инвестиций долговременные. Фандрайзинг связан с привлечением средств в некоммерческие проекты, где извлекается не прибыль в денежном эквиваленте, а выгоды социально-экономического, коммуникативного плана; денежные средства, полученные от фандрайзинга, расходуются на заработанную плату участников проекта, аренду помещений, транспортные расходы и другие.
Фандрайзинг не является механизмом для привлечения спонсоров, хотя спонсорство - важная составляющая финансовых поступлений в НКО. Спонсорство (от латинского «ручаюсь, гарантирую») - это деятельность юридических лиц, основанная на соглашении между сторонами - организаторами социального проекта и коммерческой компанией. Спонсорская поддержка обязательно подразумевает встречную услугу от НКО, что позволяет выделить следующие направления фандрайзинга.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
1. Фандрайзинг в науке. Фандрайзинг открывает возможность для вхождения фирмы в среду новых технологий, разработку перспективных теорий. У фирмы увеличиваются шансы быть конкурентоспособной в условиях постоянного научно-технического прогресса, а у спонсора появляется шанс позиционировать себя как увлеченного современными научными вопросами человека.
2. Фандрайзинг в образовании. Для спонсоров данное направление особо привлекательно, так как создается имидж заботы о подрастающем поколении.
3. Фандрайзинг в культуре обещает спонсорам максимальный выход на общественность, что особо важно для международных компаний-спонсоров.
4. Фандрайзинг в здравоохранении и медицине привлекает спонсоров как благородным имиджем, так и перспективными формами сотрудничества. Последнее связано с тем, что данные сферы переживают в настоящее время экономический и социальный бум, причем с государственной поддержкой.
5. Фандрайзинг в спорте. Это направление очень популярно у спонсоров в связи с огромной зрительской аудиторией, а также из-за системы финансирования, которая объединяет вместе с государственными источниками множество других.
6. Фандрайзинг и сфера социальной поддержки - одно из наиболее традиционных направлений спонсорской поддержки. Помощь смертельно больным, инвалидам, малоимущим, бездомным поддерживает имидж мецената, хотя в действительности это является спонсорством. Обычно спонсорами в данной сфере становятся организации, имеющие правовые, экономические и финансовые льготы.
Спонсорство на долговременной основе называется патронажем.
Благотворительность как возможность привлечения средств, в отличие от спонсорства, - безвозмездная поддержка.
Фандрайзинг ведет к возникновению качественно разнообразных и эффективных форм сотрудничества. Это совместная работа с государственными организациями, деятельность которых направлена на социальную сферу; с бизнес-структурами; с частными лицами; c другими некоммерческими организациями.
По выражению М. Ф. Сендлера, «фандрайзинг - это "кровеносная система" (lifeblood) третьего сектора», то есть фандрайзинг жизненно необходим для существования некоммерческих организаций [4]. Так, в США, где некоммерческий сектор занимает значимое место в жизни социума, фандрайзинг развивается уже более полувека и является основным инструментом финансового менеджмента в НКО. Основной толчок к развитию фандрайзинга в США получил в 1980-х годах, когда в результате финансового кризиса значительно сократилось финансирование социально-культурных проектов, что привело к освоению фандрайзингом различных сфер деятельности. В России фандрайзинг начал развиваться только в середине 90-х годов, и на данном этапе является набирающим обороты финансовым инструментом. В отличие от США, в России еще низок процент участия граждан и государства в привлечении средств.
В современном российском обществе вопросу профессионализации фанд-райзинга уделяется мало внимания. Результатом этого является неоднозначное восприятие финансового метода со стороны граждан и усложнение развития механизмов благотворительности и филантропии.
С одной стороны, можно выделить такие основные трудности на пути становление фандрайзинга в РФ:
- недоверие людей к третьему сектору из-за непонимания механизмов его работы;
- заниженная мотивация доноров делать пожертвования;
- недостаток денежных средств в руках отдельного человека, не позволяющий заниматься благотворительностью;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
- недостаточность воспитания в обществе культуры участия в благотворительной деятельности;
- слабая заинтересованность государства в становлении грамотного привлечения ресурсов в НКО и соответствующая реакция населения.
С другой стороны, важно отметить и недостатки в деятельности самих фандрай-зеров, а именно:
- недостаток компетенции и профессионализма во взаимодействии с донорами;
- слабая финансовая грамотность;
- нехватка переговорных навыков;
- пренебрежительное отношение к анализу потребностей и мониторингу результатов финансирования;
- несоблюдение правил конкурсных процедур и проектной работы;
- относительное неприятие обществом деятельности фандрайзеров.
Потребность в фандрайзинге у НКО велика. Вообще, необходимость для общества
НКО и грамотного финансового регулирования в них обусловлена особым функционированием рыночной экономики. Наличие НКО с их особыми, новейшими методами финансового менеджмента несет на себе компенсаторную функцию в социальном государстве, которая возникает тогда, когда государству не хватает ресурсов или политической воли гарантировать права разным категориям нуждающихся в помощи граждан.
В 2012-2016 годах был отмечен качественный скачок в фандрайзинговых организациях. Постепенно, без резких скачков, увеличилось количество некоммерческих организаций (+30%), а также финансовые вложения в них (+24% с учетом инфляции). По данным Фонда общественного мнения, в 2012 году 51% россиян совершал благотворительные пожертвования, преимущественно в виде милостыни (38%). Крупные организации (доход более 50 миллионов) осуществляют свою деятельность на частные пожертвования, гранты и поступления от бизнеса; мелкие (менее трех миллионов) - преимущественно на взносы учредителей и членов организации или выручку от реализации товаров и услуг. Организации среднего размера (3-50 миллионов) комбинируют частные пожертвования с другими источниками. В 2016 году самыми распространенными источниками финансирования для фандрайзинговых организаций стали пожертвования частных лиц и российских коммерческих компаний.
Кроме того, в России в 2013 году создана Ассоциация фандрайзеров (далее -АФ), которая в качестве членов регистрирует специалистов в области привлечения средств на благотворительные/ социальные программы/ проекты в России.
Так, на период 2015-2017 годов миссия данной АФ была сформулирована в содействии развитию благотворительности посредством формирования и дальнейшего продвижения эффективной деятельности по фандрайзингу с соблюдением при этом доверия и ответственности в качестве основных принципов.
Соответственно, целью стало уже развитие фандрайзинга не просто как явления, а как социального института.
Безусловно, это не могло не сказаться на эволюции самого фандрайзинга и появлении краудфандинга (от англ. o^owd funding, o^owd - «толпа», funding - «финансирование») - метода привлечения, основанного на специальных платформах в Интернете (Planeta.ru, Добро Mail.ru, Blago.ru, «Такие дела» и др.). Кроме того, крайдфан-динг был признан вторым по эффективности фандрайзинговым методом после получения грантов и субсидий и единственным методом, который признали эффективным организации любой величины [5].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
В российском фандрайзинге на современном этапе развития можно выделить следующие основные тенденции: увеличение привлечения средств через Интернет, продвижение проектов через социальные сети; мобильные технологии, СМС, использование мобильных устройств; появление многочисленных благотворительных мероприятий: базары-ярмарки, благотворительные аукционы и ярмарки, креативные благотворительные акции; развитие корпоративного волонтерства; телевизионная благотворительность; активное использование кобрендинга (благотворительные отчисления от продажи коммерческих товаров, социально ориентированный маркетинг); увеличение популярности рекуррентных платежей и регулярных пожертвований; ориентирование на нравственные и общесемейные ценности; заинтересованность молодежи в социальном предпринимательстве. Такие позитивные тенденции могут свидетельствовать о повышении престижа фандрайзинга в РФ.
В 2016 году крупные благотворительные фонды стали чаще говорить в СМИ о системных социальных проблемах. Сюжетами наиболее резонансных материалов СМИ стали работа с чиновниками разных уровней, проблемы российской системы здравоохранения, несовершенство законодательства, регулирующего работу НКО. Главными героями большинства фандрайзинговых материалов благотворительных фондов по-прежнему остаются больные дети [6].
В благотворительных организациях наиболее часто осуществляется независимая друг от друга работа фандрайзеров, которая часто сопряжена с необходимостью выполнять другие задачи. При такой модели финансового менеджмента существует возможность появления многочисленных проблем в коммуникации и взаимодействии внутри некоммерческой организации, но этого не происходит, так как компетенция принятия решений находится в руках того же человека, который координирует направление.
Основными тенденциями фандрайзинга в российских благотворительных организациях являются [7]:
1. Преобладание внешних источников. В первую очередь это связано со статусом организаций и с позицией их руководства. Со стороны государства можно выделить софинансирование и получение грантов на проектную деятельность.
2. Спонсорство и пожертвования со стороны бизнес-структур. Спонсорство также является одним из основных источников дохода.
3. Денежные пожертвования частных лиц, пожертвования в виде имущества, а также безвозмездное оказание услуг или осуществление работ (волонтерство).
4. Вторичными и незначительными являются источники внутреннего финансирования, такие как взносы членов организации и доходы от продажи какой-либо продукции, чаще всего сувенирной.
Планирование финансов в некоммерческих организациях осуществляется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, что позволяет максимально точно распределить финансовые ресурсы организации. Зачастую осуществляется и ежедневное планирование ликвидности, которое основывается на противопоставлении поступлений и выплат [8].
Отметим факторы, влияющие на развитие фандрайзинга:
1) маркетинговые и PR-активности в продвижении и популяризации различных видов благотворительности;
2) разнообразие способов осуществления перевода средств в качестве пожертвований в различные НКО;
3) рост доли частных пожертвований, а с точки зрения формирования финансовых ресурсов НКО - рост числа частных источников пожертвований;
4) тенденция роста корпоративных фондов;
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
5) социальная ответственность бизнеса, другими словами, ориентация коммерческих предприятий на поддержание социальных проектов и позиционирование компаний в качестве социально активных;
6) государственно-частное партнерство в привлечении средств НКО;
7) повышение гражданской ответственности населения, в т. ч. экономически активного. Таким образом, фандрайзинг как особый инструмент финансового менеджмента
в некоммерческих организациях имеет большое значение для финансовой устойчивости и успешной деятельности благотворительных организаций. В Российской Федерации развитие некоммерческого сектора напрямую связано с развитием фанд-райзинга. За последние пять лет благодаря заметному увеличению некоммерческих организаций произошло закономерное расширение фандрайзинговых методов и их популяризация среди населения. Однако существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию данного финансового инструмента на территории России. Эти проблемы в основном связаны с незаинтересованностью государства в развитии некоммерческих организаций, недостаточным благосостоянием населения, недоверием к третьему сектору и в общем со слабым развитием гражданского общества в РФ.
Ссылки на источники
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 2. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201305&fld=134.
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ, ст. 6. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
3. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрайзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. - СПб. Изд-во «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.
4. Мерсиянова И. В. Влияние финансирования российских НКО на оценку их работы и экономического положения // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 25-31.
5. Там же.
6. Кутьева Д. А., Макарова В. А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. - СПб.: Изд-во Политехн. ун- та, 2014. - C. 57.
7. Губерман Р. Г. Специфика управления денежными средствами и потоками в системе финансового менеджмента некоммерческих организаций // Экономика и социум. - 2017. - № 3(34).
8. Кутьева Д. А., Макарова В. А. Указ. соч.
Olga Kraynova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Insurance and Finance Chair, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin, Nizhny Novgorod [email protected] Irina Shiryaeva,
Student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin, Nizhny Novgorod [email protected]
Fundraising as a tool for financial management in modern Russia
Abstract: The article describe fundraising as one of the most promising method of financial management in
present-day Russia, aimed at the development of nonprofit organizations. The difference of fundraising from
other similar financial management tools is considered. The main difficulties in the development of fundraising
in Russia are highlighted and the main tendencies of its development are noted.
Key words: fundraising, nonprofit organizations, charitable organizations, crowdfunding, financial tool.
References
1. Federal'nyj zakon "O nekommercheskih organizaciyah" ot 12.01.1996 № 7-FZ, st. 2. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201305&fld=134 (in Russian).
2. Federal'nyj zakon "O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah" ot 11.08.1995 № 135-FZ, st. 6. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (in Russian).
3. Artem'eva, T. V. & Tul'chinskij, G. L. (2010). Fandrajzing: privlechenie sredstv na proekty i programmy v sfere kul'tury i obrazovaniya, lzd-vo "Lan"'; "Izdatel'stvo PLANETA MUZYKI", St. Petersburg (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184026.htm.
4.
5.
6.
7.
8.
Mersiyanova, I. V. (2013). "Vliyanie finansirovaniya rossijskih NKO na ocenku ih raboty i ehkonomicheskogo polozheniya", Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom, № 3, pp. 25-31 (in Russian). Ibid.
Kut'eva, D. A. & Makarova, V. A. (2014). Osobennosti upravleniya finansovymiresursami vnekommerch-eskoj organizacii, Izd-vo Politekhn. un- ta, 2014, p. 57 (in Russian).
Guberman, R. G. (2017). "Specifika upravleniya denezhnymi sredstvami i potokami v sisteme fi-nansovogo menedzhmenta nekommercheskih organizacij", Ehkonomika i socium, № 3(34) (in Russian). Kut'eva, D. A. & Makarova, V. A. (2014). Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 17.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.04.18 Опубликована Published 31.05.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Крайнова О. С., Ширяева И. С., 2018
9772304120180