Научная статья на тему 'Система фандрайзинга на арене российских НКО'

Система фандрайзинга на арене российских НКО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2607
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фандрайзинг / ресурсная обеспеченность НКО / источник фи- нансирования / доноры / благотворительная деятельность / fundraising / recoursing for non commercial organizations / source of financing / funders / clarity work

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахтина Анна Олеговна

Рассмотрен такой аспект проблемы, затрагивающий весь неком-мерческий сектор России, как финансовая устойчивость через инструментыфандрайзинга. Изучен зарубежный опыт использования фандрайзинга как сис-темы привлечения средств. Выделены факторы, сдерживающие применениефандрайзинговых технологий в практике российских НКО. Выявлены отличияфандрайзинга от краудфандинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вахтина Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundraising system on the arena of russian non-commercial organizations

Consider the aspect of the problem affecting the entire nonprofit sector in Russia, as the financial sustainability through fundraising tools. Studied foreign experience using fundraising as a system of financial borrowing. Some factors were constrain in the area of technology in the fundraising practice of Russian noncommercial organizations. Fundraising revealed differences of crowdfunding.

Текст научной работы на тему «Система фандрайзинга на арене российских НКО»

Региональное развитие • № 6(10) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 6(10), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/08/

URL статьи: https://regrazvitie.ru/sistema-fandraizinga-na-arene-rossiiskih-nko/

УДК 334.724

Система фандрайзинга на арене российских НКО

© 2015 Вахтина Анна Олеговна

магистр

Самарский государственный экономический университет E-mail: vahtina. aniuta@yandex. ru

Ключевые слова: фандрайзинг, ресурсная обеспеченность НКО, источник финансирования, доноры, благотворительная деятельность.

Аннотация. Рассмотрен такой аспект проблемы, затрагивающий весь некоммерческий сектор России, как финансовая устойчивость через инструменты фандрайзинга. Изучен зарубежный опыт использования фандрайзинга как системы привлечения средств. Выделены факторы, сдерживающие применение фандрайзинговых технологий в практике российских НКО. Выявлены отличия фандрайзинга от краудфандинга.

Fundraising system on the arena of russian non-commercial organizations

© 2015 Vakhtina Anna Olegovna

Master

Samara State University of Economics E-mail: vahtina.aniuta@yandex.ru

Keywords: fundraising, recoursing for non commercial organizations, source of financing, funders, clarity work.

Abstract. Consider the aspect of the problem affecting the entire nonprofit sector in Russia, as the financial sustainability through fundraising tools. Studied foreign experience using fundraising as a system of financial borrowing. Some factors were constrain in the area of technology in the fundraising practice of Russian noncommercial organizations. Fundraising revealed differences of crowdfunding.

Выходные сведения статьи:

Вахтина А.О. Система фандрайзинга на арене российских НКО // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 6(10). URL: https://regrazvitie.ru/sistema-fandraizinga-na-arene-rossiiskih-nko/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

regrazvitie@yandex.ru I Региональная экономика и управление

Важнейшей проблемой, характерной для многих некоммерческих организаций (далее - НКО) является дефицит ресурсного обеспечения. Задач и идей у НКО много, а ресурсы для успешной реализации намеченных ориентиров - ограничены, поэтому современные НКО вынуждены заниматься поиском и привлечением дополнительных источников финансирования. Для эффективного осуществления своей деятельности, которая в свою очередь направлена на решение социально значимых проблем, НКО все чаще стали использовать технологию фандрайзинга.

Данная технология зародилась в США, в 1980-е годы, в пору, когда финансовый кризис охватил весь некоммерческий сектор экономики. Что же касается отечественной практики, то импульс к развитию фандрайзинг получил в 1990-е годы, в связи с зарождением в нашей стране благотворительной деятельности.

Финансовый кризис в экономике США положительно отразился на становлении системы фандрайзинга: существенное снижение государственного финансирования социально-культурных проектов, заставило НКО рассчитывать только на свои собственные силы. В США к благотворительности относятся чрезвычайно серьезно, она неотъемлемая часть их жизни. Благотворительная деятельность в США это способ решения большинства социальных вопросов, т.к. государственное финансирование НКО в данной стране чрезвычайно ограничено.

Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, зарубежные благотворительные организации уже начинают собирать на него деньги. В России совершенно иная ситуация, мы привыкли получать средства (в том числе финансовые) от государства. В отличие от США - у нас достаточно низкий процент участия общественных (в нашем случае и государственных) институтов в формировании бюджета НКО. Именно поэтому становится актуальным становление фандрайзинга как системы привлечения средств в деятельность НКО.

Обратимся к определению термина «фандрайзинг». В переводе с английского («fund» и «raise») фандрайзинг - означает - «увеличивать ресурсы, собирать денежные средства».

Исследование многообразия определений данного понятия дает возможность раскрыть его содержательную сторону, поэтому рассмотрим несколько широко применяемых из них.

Фандрайзинг - деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ресурсов, необходимых для реализации программ и достижения стоящих перед организацией целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом [5].

Фандрайзинг - это способ экономического выживания некоммерческих организаций. Некоммерческие организации для эффективного функционирования должны привлекать дополнительные ресурсы из благотворительных фондов и организаций. Фандрайзинг - это специально организованный процесс

Региональное развитие • № 6(10) • 2015

http://regrazvitie.ru

сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых программ [4].

Если проанализировать данные определения, то все они сводятся к одному: фандрайзинг - это система целенаправленного привлечения и формирования ресурсов (финансовых, материальных, человеческих и информационных) некоммерческой организацией для конкретных нужд благотворительных проектов.

Возможные источники поступления средств в бюджет НКО (список потенциальных спонсоров): органы государственной власти и местного самоуправления; фонды (российские и иностранные); коммерческие компании (российские и иностранные); частные лица; членские взносы (только для членских организаций); другие некоммерческие организации; доходы от реализации то-варов/услуг.

По данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России» [1] бюджет НКО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы - 18%; индивидуальные пожертвования - 12%, спонсорские взносы - 12,6%; средства российских фондов - 2,8%; средства иностранных фондов - 22,7%; государственные источники - 8,9%; средства политических организаций - 5,1%; собственные доходы от услуг - 0,6%; прочие источники - 9,3%.

На практике некоммерческие организации в своей деятельности используют сразу несколько источников финансирования.

Процесс фандрайзинга содержит в себе ряд основных взаимосвязанных этапов, тем самым образуя цикл (рис. 1 ). Вначале определяются приоритетные потребности организации, формулируется предложение о необходимости ресурсов, т.е. определяется ценность проекта с точки зрения потенциальных ин-весторов/доноров. Затем проводят анализ потенциальных источников фандрайзинга (частные лица, фонды, государственные органы и т.д.). Следующий этап -выбор необходимой методологии, т.е. способов привлечения средств (это могут быть членские взносы, заявка на гранты и т.д.). Затем следует назначение ответственных лиц за проведение, определение количества средств на проведение кампании. Немаловажным этапом является осуществление контроля за ходом реализации фандрайзинга. И завершается все анализом полученных результатов.

Фандрайзинг сопровождается не только поиском потенциальных источников финансирования, но также тесным взаимодействием с финансовыми доно-рами/спонсорами (формирование, поддержание и развитие данных связей), необходимостью обеспечить взаимосвязь двух составляющих: потребность НКО в средствах и интересы финансовых доноров. Ведь финансовая устойчивость и перспективное развитие, являются неотъемлемыми элементами эффективной деятельности любой некоммерческой организации.

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика и управление

Под результатом фандрайзинга подразумеваются не только денежные средства, но это могут быть и материальные ресурсы, товары/услуги, новые партнеры и единомышленники, и т.д., однако в данной статье более исследуется финансовая составляющая.

Теперь перейдем к рассмотрению такого аспекта, как финансирование некоммерческого сектора из-за рубежа. А именно, для многих российских НКО характерно получение значительной финансовой поддержки от зарубежных доноров (фонды, корпорации, частные лица, выделяющие гранты и т.д.). К наиболее известным зарубежным организациям можно отнести Фонд Сороса, Фонд Мотта, Фонд Форда, британский фонд CAF.

Преимущества зарубежного финансирования состоят в том, что зарубежные грантовые программы рассчитаны на несколько лет, включают в себя наряду с расходами на выплату зарплат, налогов, аренды помещения и т. д. и средства на развитие материально-технической базы организации и повышение квалификации ее сотрудников, т.е. являются вкладом в общую устойчивость НКО. Российские же гранты чаще всего краткосрочные, они выдаются под текущие задачи [2].

По данным Министерства Юстиции, в 2014 году финансирование из-за рубежа получили 4108 российских НКО на сумму более 70 млрд. рублей [6].

В 2013 году поддержка из-за рубежа была оказана 2705 некоммерческим организациям на сумму 37 млрд. рублей, а в 2012 году ее получили 458 организаций на сумму более 4 млрд. рублей.

В последнее время наглядно прослеживается тенденция увеличения зарубежного финансирования для российских НКО. Подобные денежные вливания иностранными донорами полезны, в случае если они направлены на решение социальных проблем.

Региональное развитие • № 6(10) • 2015

http://regrazvitie.ru

Огромную роль в деятельности зарубежных НКО играет такой источник финансирования как частные пожертвования. Именно он составляет основную долю (около 80 %) финансовых средств, например, в работе наших американских коллег. Однако в нашей стране частные пожертвования не пользуются особой популярностью. Возможно, на это есть свои причины, связанные в большинстве с характерными особенностями нашей страны:

1) Российские благотворители, в большинстве случаев, отдают предпочтения разовым, а не продолжительным программам: помощь детским домам, пожертвования религиозным организациям, и т.д.

2) Недоверие к благотворительным организациям. Помощь благотворительной организации не воспринимается как прямая, адресная помощь. Представители населения полагают, что выделенные благотворительной организации средства не пойдут непосредственно на решение социально важных задач.

Безусловно, это не полный перечень особенностей, отличающий российскую благотворительность от западной, но, на наш взгляд, именно эти две особенности сдерживают развитие российской благотворительности.

Большинство иностранных НКО широко используют различные способы привлечения финансовых средств: конкурсы, лотереи, аукционы, театральные вечера, концерты, продажа произведений искусства и т.д. Указанные способы, как правило, базируются на использовании различных социокультурных технологий и культурных ресурсов, имеющих территориальное измерение [3].

Однако прежде чем переносить опыт работы зарубежных НКО, в области фандрайзинга, на российскую практику, необходимо учесть ряд условий, в которых развивались и функционируют НКО. Рассмотрим общие черты и различия характерные для американских и российских НКО (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительные характеристики условий функционирования _____________некоммерческого сектора в России и США__________

Характерные особенности НКО России НКО США

Устойчивость сектора (степень развития) Несмотря на положительные тенденции в развитии сектора, многие эксперты сходятся во мнении о том, что он находится в стадии развития, не устойчив Некоммерческий сектор в США достаточно устойчив, существует давно

Процесс регистрации НКО Длительный процесс, на его проведение отводится примерно от 1,5 до 2 месяцев. Это связано с тем, что рассмотрение заявления о регистрации осуществляется Управление Министерства Юстиции, где каждый пакет документов тщательно прорабатывается и малейшая ошибка может привести к отказу регистрации НКО Требования к регистрации, а также формы организации, как правило, очень просты, так что каждый (не обязательно быть гражданином США) может зарегистрировать НКО в течение нескольких дней на государственном уровне

regrazvitie@yandex.ru I Региональная экономика и управление

Окончание таблицы 1

Роль государства в развитие «третьего сектора» В последнее время наблюдается заинтересованность государства в развитии НКО, посредством увеличения объема выделяемых грантов, предоставление налоговых льгот (касающиеся социально ориентированных НКО) Законодательно закрепленная система государственной поддержки НКО, налоговые льготы

Контакт с бизнес -структурами Взаимодействие между бизнесом и НКО чаще происходит «на личной основе». Исход взаимодействия все чаще определяется тем, насколько известна та или иная некоммерческая организация на местном уровне Сильно развита поддержка НКО со стороны малого и среднего бизнеса

Отношение к НКО со стороны представителей общественности В большинстве случае представители НКО не видят в населении значительный ресурс для своего развития. А со стороны населения, тем самым, формируется недоверие к НКО. Пожертвования не являются привычным явлением Сильно развита благотворительность. Общество осознает помощь НКО как необходимость

Уровень прозрачности, открытости НКО более закрыты. Бизнес и население слабо информированы о результатах деятельности НКО. Многие НКО не готовы, вести прозрачный учет расходов по проекту, показатели оценки эффективности той или иной программы, дабы заинтересовать доноров. НКО очень прозрачны, и многие из них размещают свои годовые отчеты о работе и налоговые декларации в Интернете для просмотра потенциальными спонсорами. Распространена практика отчетности перед донорами и населением.

Источник финансирования Государственные гранты являются основным источником финансирования. Взносы и членства носят символический характер НКО финансируются из пожертвований от частных лиц (американских и иностранных), коммерческих компаний частного сектора и благотворительных фондов, членских взносов или грантов от федеральных, государственных или местных органов власти

Иностранное финансирование Закон «об иностранных агентах», приравнявший большую часть негосударственных НКО к иностранным агентам, сузил круг зарубежных доноров Законодательство США не ограничивает получение НКО, иностранного финансирования (если конечно оно не происходит из запрещенных источников, таких как, террористические группы)

Некоммерческий сектор этих двух стран, каждый из них, имеет свою историю развития, он формировался под «пластом национальных особенностей» той или иной страны, поэтому становится невозможным полностью заимствовать инструменты и технологии западного фандрайзинга.

Региональное развитие • № 6(10) • 2015

http://regrazvitie.ru

Несмотря на ряд различий между третьим сектором США и России, все же можно найти одно очень важное сходство, а именно тот связующий элемент, который объединяет эти две «системы». Этим элементом является общая идея, цель: решение социально значимых проблем.

Также необходимо акцентировать вопрос о том, насколько зарубежный фандрайзинг приемлем для российской практики. Становление фандрайзинга как системы привлечения средств в Европе и США осуществлялось отдельно от государства. Независимые от государства НКО, своими собственными силами решали значительную часть проблем, в области привлечения денежных средств и иных ресурсов. Однако необходимо заметить, что на сегодняшний день государство не остается в стороне и разными способами создает благоприятный климат для развития фандрайзинговых технологий в «третьем секторе»: активно стимулирует доноров налоговыми льготами и т.д.

Если говорить о российских НКО, то можно диагностировать такие зачатки развития фандрайзинга: нарабатываются успешные практики организаций, использующие в своей работе инструменты фандрайзинга, открываются школы по фандрайзингу, ежегодно проводится международная практическая конференция под названием «Белые ночи фандрайзинга». В России также создана и благополучно действует Ассоциация фандрайзеров, где активно принимают участие руководители и сотрудники российских НКО. Несмотря на это, технологии привлечения средств, на реализацию некоммерческих проектов, развиты достаточно слабо. Многие НКО, во взаимодействии с донорами, в большинстве случаев, сталкиваются с такой проблемой как грамотное построение процесса привлечения ресурсов. В связи со слабой финансовой грамотностью большинство социальных проектов обречены на провал.

В последние время стремительно набирает обороты использование такой практики как «краундфандинг». Если фандрайзинг - это поиск и привлечение денежных средств и иных ресурсов с целью реализации социальных и коммерческих проектов, то краудфандинг (англ. ^w^nding - народное финансирование) — это коллективный сбор средств через Интернет на благотворительные цели и коммерческие проекты (табл. 2).

Таблица 2 - Особенности фандрайзинга и краудфандинга

Фандрайзинг Краудфандинг

1.Область применения сбор средств какой-нибудь организацией или компанией на реализацию своего проекта используется по отношению к частным лицам или творческим коллективам

2. Уровень капитальных вложений высоки (от 300 тыс. руб.) низкий (от 50 тыс. руб.)

3. Скорость создания механизма сбора низкая (4-8 месяцев) высокая (2-4 месяца)

4. Скорость сбора средств во время проведения кампании высокая относительно средняя

regrazvitie@yandex.ru I Региональная экономика и управление

Окончание таблицы 2

5. Возможные риски высокий риск снижения маржинальности бизнеса, снижения торгового оборота низкий риск падения реальных доходов населения и высокая инфляция

6. Благоприятная макроэкономическая ситуация позволяет собрать больше средств приносит дополнительный доход и выполняет функцию резервного механизма

7. Неблагоприятная макроэкономическая ситуация объем вложений от организаций значительно сокращается частные лица продолжают вкладывать свои средства в то, что считают наиболее приоритетным

Краудфандинг можно определить как коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют в основном через интернет деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать усилия других людей или организаций в каком-либо деле или начинании.

Несмотря на то, что краудфандинг пользуется популярностью в различных стартапах, НКО в своей деятельности все чаще использует систему фандрайзинга, собственно чему и была посвящена данная статья. В заключении хотелось бы отметить, что дальнейшее развитие такого феномена как фандрайзинг, на сцене российских НКО, зависит от того по какому пути будет развиваться некоммерческий сектор в нашей стране. Безусловно, уровень развития социальной сферы невозможен без государственного руководства и контроля.

На наш взгляд, для того, чтобы разрабатывать новые технологии фандрайзинга (посредством заимствования и совершенствования зарубежного опыта, т.к. они являются «первопроходцами» в данной области) российским НКО необходимо научиться правильно, выстраивать долгосрочные отношения с государством, бизнес - структурами и представителями населения в процессе межсекторного партнерства. Таким образом, эффективное решение социальных проблем возможно лишь тогда, когда в нее вовлечены все структуры, каждая из которых внесет свою долю помощи в ресурсное обеспечение НКО.

Литература:

1. Абросимова Е.А., Шереги Ф.Э. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. Книжный дом "Университет" Москва, 2002. 124 с.

2. Елкина М. Более 4 тыс. российских НКО финансируются из-за рубежа. // Газета «Известия». 2015. № 4 http://izvestia.ru/news/585291 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Королева Е.Н., Шептухина Л.И., Шептухин А.Н. Современные стратегии развития городов. СПб.: Инфо-да, 2007. С.133-137.

4. Лозовану В., Маноле О. Фандрайзинг: Руководство для неправительственных организаций. Изд. при фин. Поддержке Посольства Королевства Нидерландов, 2011. 55 с.

Региональное развитие • № 6(10) • 2015

http://regrazvitie.ru

5. Официальный портал НКО - Финансирование - Фандрайзинг http://www.portal-nko.ru/finance/fran (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Официальный сайт Управление Министерства Юстиции РФ по Сам. обл. http://to63.miniust.ru (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

References:

1. Abrosimova Е.А., SheregyF.A.The legal initiative of non-profit organizations in Russia. Publishing house "University" Moscow, 2002. 124 с.

2. ElkinaМ. More than 4 thousands of Russian non-commercial organizations has a source of financing from abroad. //«Izvestiya» newspaper. 2015. № 4 http://izvestia.ru/news/585291 (free access). Header screen. Russian language.

3. KorolevaE.N., SheptuhinaL.I., SheptuhinaА.N. Modern city development strategies. St-Petersburg.: Info-da, 2007. pages133-137.

4. LozovanuV., Manole O. Fundraising: Guide for non-government organizations. The Netherlands embassy publishing, 2011. 55 pages.

5. The official portalof non-commercial organizations - Financing - Fundraising http://www.portal-nko.ru/finance/fran(free access). Header screen. Russian language.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Management of the Ministry of Justice of the Russian Federation for himself region official site. http://to63.miniust.ru(free access). Header screen. Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.