ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОПЫТ ГОРОДА ПЕРМЬ
Аксютина Ю.В.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия
В статье рассматривается деятельность ТОС как посредника в системе взаимодействий субъектов локальной внутригородской территории при осуществлении совместных инициатив по peuie-нгао вопросов местного значения. Произведен анализ финансово-экономических основ деятельности ТОС. Выявлена необходимость экономической интеграции ТОС для совершенствования функционирования социально-бытовой инфраструктуры локальных районов муниципального образования и укрепления политической и экономической самостоятельности ТОС. В статье рассматривается опыт г. Перми по реализации механизмов экономической интеграции, посредством которых создаются условия для стимулирования активности ТОС по установлению взаимоотношений с коммерческими и иными организациями для привлечения дополнительных средств.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление; экономическая интеграция; конкурсы социально-значимых проектов; социальный потенциал; общественное партнерство; фандрайзинг; корпоративные гранты.
ECONOMIC INTEGRATION OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNANCE: THE EXPERIENCE OF THE CITY OF PERM
Aksiutina U. V
Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia
The article discusses the activities of territorial public self-government as a mediator in the relationship between the subjects of the local
intracity areas in the implementation of joint initiatives to address local issues. The analysis of the financial and economic foundations of territorial public self-government activities. Defined the necessity of economic integration of territorial public self-government to improve the functioning of social infrastructure of local areas of the municipality and the strengthening of political and economic independence of the territorial public self-government. The article deals with the experience of the city of Perm for the implementation of mechanisms for economic integration for territorial public self-government, by which conditions are created to stimulate the activity of territorial public self-government to establish relationships with business and other organizations to raise additional funds.
Keywords: territorial self-government; economic integration; socially significant projects; social potential; public partnership; fund-raising; corporate grants.
Использование возможностей и потенциала местных сообществ в системе управления муниципального образования является перспективным направлением развития гражданского общества и действенного местного самоуправления (далее - МСУ). Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), определяет широкий спектр форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Среди них особое место занимает территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) [1. ст. 27]. Самостоятельно организуясь в ТОС и взаимодействуя со структурами и предприятиями различных форм собственности население способно позиционировать себя как источник и носитель власти на локальной внутригородской территории. ТОС призвано осуществлять различную деятельность в рамках своей территории: контрольную, защитную, правоохранную, информационную, просветительскую, социальную, культурную. При этом ТОС, являясь участником гражданских правоотношений, для решения поставленных задач должно иметь финансово-экономическую ос-
нову (ресурсы). Но нормативно-правовые акты разных уровней власти регламентируют лишь порядок предоставления органам TOC средств из местного бюджета, не регламентируя ни доходы и расходы органов TOC, ни вопросы управления имуществом и собственностью. Тогда как значимость деятельности TOC как формы самоорганизации граждан для участия в процессах МСУ обуславливает необходимость исследования проблем их экономического и финансового обеспечения.
В соответствии с ФЗ № 131 органы МСУ вправе привлекать TOC на договорных условиях к решению вопросов местного значения, выделяя на определенные цели средства из местных бюджетов. В г. Перми активно используется субсидирование деятельности TOC за счет средств бюджета города. В целях активизации процесса привлечения населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, благоустройства территории, развития районов суммы субсидий, выделяемых ТОСам с каждым годом увеличиваются (см. рис. 1).
Рис. 1. Объем субсидий TOC в 2010-2016 гг., руб.
Несмотря на положительную динамику выделяемых средств, органы TOC отмечают их нехватку для эффективной и значимой деятельности. Так в среднем на год TOC выделяется 190 тыс. рублей, в зависимости от численности населения, проживающих в границах TOC, сумма варьируется в пределах 133-200 тыс. ру-
блей, таким образом, в месяц на деятельность TOC выделяется от 11 до 17 тыс. рублей. Средства, предоставляемые TOC в форме субсидии, имеют целевое назначение и могут быть использованы исключительно в целях частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, организацию и проведение мероприятий по работе с населением, а также возмещения части расходов по материально-техническому обеспечению деятельности TOC, содержанию помещения, оплате коммунальных услуг, оплате труда. [3, ст. 2] Согласно опросу руководителей TOC г. Перми, субсидиарных средств едва хватает на оплату труда, коммунальные платежи и содержание помещений, в связи с этим органам TOC необходимо привлекать дополнительные средства на обеспечение своих функций и организацию мероприятий.
Таким образом, органам МСУ необходимо создавать условия для экономической интеграции TOC, т.е. самостоятельному поиску форм взаимовыгодного сотрудничества органов TOC с бизнес структурами, другими НКО и населением. Ведь помимо проживающего в пределах TOC населения, существует ряд организаций и структур, которые также заинтересованы в полноценном социально-бытовом функционировании инфраструктуры локальных районов муниципального образования. Основными субъектами социальной инфраструктуры, призванными обеспечивать полноценную жизнедеятельность населения, являются: власть, коммерческие организации и некоммерческие организации, которые составляют внешнюю среду TOC [7, с. 18]. Органы TOC, в свою очередь, призваны выступать как в роли самостоятельного субъекта, так и основного посредника и координатора в системе взаимодействий данных субъектов.
Укрепить самостоятельность TOC и еще более сблизить их интересы с интересами муниципалитета, бизнеса и населения может лишь экономическая интеграция TOC. ТОСы будут интересны рядовому человеку, если с их помощью он сможет купить натураль-
ные продукты, взять кредит, застраховать имущество, получить скидку в ближайшем магазине и т. д. В свою очередь представители бизнес структур могут быть заинтересованы в сотрудничестве с TOC в силу имеющихся у них нормативно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих капитал. В силу своей публичности, социальной значимости TOC обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса коммерческой организации. Так, экономическая интеграция позволит укрепить политическую и экономическую самостоятельность TOC. Данные меры соответствуют высказыванию Президента В.В. Путина в послании Федеральному Собранию: «мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни...экономическая интеграция - это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и звеньев» [5, с. 1].
Более того, TOC может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Данная формулировка фактически не ограничивает гражданскую правоспособность TOC лишь их участием в решении вопросов местного значения. Положение о TOC в городе Перми устанавливает право TOC осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в эго учредительных документах [2, ст. 12]. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания не-
коммерческих организаций, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
По результатам мониторинга финансово-экономической активности TOC г. Перми возможно выделить основные формы расходов и каналы привлечения дополнительных средств.
Таблица 1.
Финансово-экономический профиль TOC г. Перми
№ Оценочная позиция Среднее значение
1 Общий бюджет TOC, в рублях 314 980
2 Доля средств, потраченных на зарплату, оплату труда привлеченных специалистов от общего бюджета TOC, % 39,07
3 Доля привлеченных муниципальных бюджетных (конкурсных) средств от общего бюджета TOC, % 19,08
4 Доля привлеченных внебюджетных средств от общего бюджета TOC (спонсорская, благотворительная помощь), % 4, 85
5 Доля привлеченных региональных бюджетных (конкурсных) средств от общего бюджета TOC, % 1,87
6 Доля средств, привлеченных в результате предпринимательской деятельности TOC, % 1,36
7 Доля привлеченных корпоративных средств от общего бюджета TOC (корпоративные конкурсы, гранты предприятий), % 0,3
По результатам опроса председателей TOC г. Перми по оценке доли средств, привлеченных в результате предпринимательской деятельности, подавляющее большинство пермских ТОСов — 95,5% оценивают эту долю в своих бюджетах как нулевую. 3% пермских TOC оценивают долю средств, привлеченных в результате предпринимательской деятельности в размере до 30% от общего бюджета TOC, и всего 1,5% TOC - от 31 до 60% от общего бюджета TOC.
Наиболее эффективным и перспективным механизмом экономической интеграции TOC является конкурсная форма. Конкурсы предполагают не только концентрацию сил и самостоятельный по-
иск способов решения задач, но и возможность ставить задачу в соответствии с определенными требованиями [6, с. 23]. Реализация конкурсных механизмов способствует повышению активности жителей города, развитию конкуренции и повышению качества оказываемых услуг, тем самым TOC фактически становится участником рыночного процесса. Благодаря конкурсным механизмам деятельность TOC приобретает проектный характер, становится ориентированной на результат и вознаграждается по итогам успешной реализации проектов.
В целях активизации процесса привлечения населения к самостоятельному решению вопросов местного значения с 2005 года в городе Перми реализуется система конкурсов. TOC получает существенную поддержку в рамках городского конкурса социально значимых проектов «Город - это мы» (порядка 2,3 млн руб.), а также в рамках конкурсов социально значимых проектов, проводимых на уровне районов города (порядка 2,7 млн руб.). Особенностями конкурных механизмов поддержки TOC в г.Перми являются: четкое разграничение конкурсов для TOC и других СО НКО, оценка единичных проектов, а не общая деятельность TOC за определенный период, что повышает объективность оценки проектов и возможность выдвигать более одного проекта по разным номинациям и направлениям. Также выделяемые средства победителям конкурсов устанавливаются соответственно проекту (его финансовому обоснованию), в размере, необходимом для его реализации. Таким образом, повышается мотивация TOC работать на результат и в соответствии с финансовым планированием. Конкурсная система для TOC в г. Перми способствует активизации TOC к экономической интеграции за счет реализации основных требований к конкурсным проектам:
1. общественное партнерство - взаимодействие в процессе реализации проекта с органами государственной власти, органами МСУ, муниципальными учреждениями, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и СМИ в решении актуальных социальных проблем;
2. результативность - направленность проектов на достижение реальных социальных изменений, связанных с улучшением социальной среды, повышением социальной активности личности, уровня ее экономической самодостаточности (ожидаемые результаты должны быть представлены в конкретных измеряемых показателях);
3. самостоятельное привлечение ресурсов - обязательство TOC привлекать для реализации проекта дополнительные ресурсы (имущество, денежные средства, волонтерский труд, выраженный в денежном эквиваленте) в размере не менее 30% от запрашиваемой суммы [4, ст. 12].
В результате реализации данных условий к проектам стимулируется активность деятельности TOC и граждан, устанавливаются взаимоотношения с коммерческими и иными организациями для привлечения дополнительных средств. Кроме того, при участии в данных конкурсах, органы TOC осуществляют деятельность по финансовому планированию, ориентируясь на конкретные результаты, что позволяет оценить эффект от реализации бюджетных средств. Исходя из статистики участия TOC в муниципальных конкурсах проектов, можно говорить о том, что в среднем 60% TOC г. Перми принимают участие в данных конкурсах и более 36% TOC получают гранты на реализацию выдвинутых проектов.
Помимо предпринимательской деятельности и участия в конкурсах органы TOC имеют возможность получения дополнительных средств от участия в корпоративных конкурсах и грантах предприятий, а также привлечение спонсорской и благотворительной помощи. Одной из эффективных технологий привлечения подобных дополнительных источников финансирования и механизмом взаимовыгодного сотрудничества с бизнес структурами является используемые зарубежными социальными организациями технологии фандрайзинга [8, с. 98]. Навыки фандрейзинга необходимы для привлечения финансовых, информационных, человеческих, материальных и иных ресурсов для совершенствования деятельности TOC.
По данным опроса председателей пермских TOC выявлено, что 70,1% из них не имеют и не разрабатывают программ фандрейзин-га. О наличии программы фандрайзинга заявили 29,9% председателей TOC. При анализе бюджетов TOC г. Перми была выявлена зависимость между наличием программы фандрайзинга и финансовыми показателями их деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2.
Наличие у TOC программы и базы фандрайзинга в зависимости от бюджета TOC (% по столбцам)
Наличие программы и базы фандрайзинга Бюджет
до 200 000 руб. 200 001 -400 000 руб. 400 001 -600 000 руб. свыше 1000 000 руб.
TOC имеет программу и базу фандрайзинга 25,0 27,1 50,0 80,0
TOC не имеет программы и базы фандрайзинга 75,0 72,9 50,0 20,0
Таким образом, использование технологий фандрайзинга необходимо для существенного пополнения бюджетов TOC для реализации собственных инициатив и мероприятий по решению вопросов местного значения локальных территорий муниципальных образований. Так, управлением по вопросам общественного самоуправления администрации г. Перми были организованны курсы повышения квалификации для руководителей СО НКО, где за 2015 год тема технологий фандрайзинга была затронута в трех специализированных курсах.
Исходя из исследования, можно выделить основные механизмы экономической интеграции TOC: нормативно закрепленное право предпринимательской деятельности, участие в государственных и муниципальных конкурсах проектов и грантах, участие в корпоративных конкурсах и грантах предприятий, использование технологий фандрайзинга для налаживания взаимовыгодного сотрудничества с бизнес структурами. В г. Перми процесс экономической интеграции посредством данных механизмов имеет свои достоинства и недостатки, но накоплен опыт и создан потенциал в области
его дальнейшего совершенствования. Происходит развитие процесса вовлечения населения и организаций различных форм собственности в совместную деятельность с TOC и органами МСУ. За двадцатипятилетний опыт деятельности TOC в г. Перми меняется их статус, TOC уже давно перестали быть только информационными и досуговыми центрами, они становятся полноправным звеном в системе управления городом.
Список литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. 21.07.2014) // СПС КонсультантПлюс.
2. Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми: Решение Пермской городской Думы № 26 от 29.01.2008 // СПС КонсультантПлюс.
3. Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми на осуществление деят-ти территориального общественного самоуправления г. Перми: Постановление Администрации г. Перми от 07.03.2014 г. № 160 // СПС КонсультантПлюс.
4. Об утверждении положения о конкурсе локальных инициатив социально ориентированных некоммерческих организаций города Перми, положения о конкурсе проектов территориальных общественных самоуправлений города Перми: Постановление администрации города Перми от 16.06.2014 №402 // СПС КонсультантПлюс.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // СПС КонсультантПлюс.
6. Харченко К.В. Территориальное общественное самоуправление: нормативные условия и потенциал развития. // Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2013. С. 22-24.
7. Шарашин В.М. Методическое пособие. Территориальное общественное самоуправление./Шарашин В.М. Тюмень: 2009.
8. Шекова E.JI. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебное пособие. СПб., 2003.