Научная статья на тему 'Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии'

Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE METHOD OF A PEDAGOGICAL EXPERIMENT / THE TECHNOLOGY OF EXPERIMENT / CONCEPTUAL POSITIONS / THE CHARACTERISTIC OF THE TECHNOLOGY OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаринов Анатолий Сергеевич

Представлен анализ соотношения понятий «педагогическая технология» и «технология педагогического эксперимента». Выделены группы технологий, приведено обобщенное понятие педагогической технологии и технологии эксперимента как структуры педагогической технологии. Сформулированы классификационные параметры технологии метода педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of experiment as structural element of pedagogical technology

The article analyses the relationship between the concepts of pedagogical technology and technology of a pedagogical experiment. The groups of technologies are determined, the generalized concept of a pedagogical technology and the technology of an experiment as a structure of a pedagogical technology is given. The classification parameters for the technology of the method of a pedagogical experiment are formulated.

Текст научной работы на тему «Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

71

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 2

УДК 37.013.75

А.С. Казаринов

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Представлен анализ соотношения понятий «педагогическая технология» и «технология педагогического эксперимента». Выделены группы технологий, приведено обобщенное понятие педагогической технологии и технологии эксперимента как структуры педагогической технологии. Сформулированы классификационные параметры технологии метода педагогического эксперимента.

Ключевые слова: педагогическая технология, метод педагогического эксперимента, технология эксперимента, концептуальные положения, характеристики технологии педагогического эксперимента.

Реализуемый в образовании принцип вариативности дает возможность учебным заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любым моделям, с различными вариантами содержания, на основе новых научных идей и технологий. Обзор широкого спектра современных инновационных технологий приведен, например, в работе Г.К. Селевко [1].

Технология определяет совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Однако в понимании термина «педагогическая технология» существуют некоторые разночтения. В частности, в работе Б.Т. Лихачева [2] педагогическая технология определяется как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Эта совокупность составляет организационно-методический инструментарий педагогического процесса. По мнению В.П. Беспалько [3; 4], педагогическая технология представляет собой содержательную технику реализации учебного процесса. Под педагогической технологией понимается последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников [4]. Другими авторами это понятие определяется несколько иначе: описание процесса достижения планируемого результата обучения [5], модель педагогической деятельности [6], процессуальная часть дидактической системы [7], системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [8-10].

Приведенные определения характеризуют данное понятие с различных сторон. Именно поэтому Г.К. Селевко [1] предлагает использовать содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов.

Такое содержательное обобщение позволяет сделать заключение о том, что педагогическая технология является частью педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения и должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах. Процессуально-описательный аспект предполагает наличие алгоритма технологического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике используется на трех иерархически соподчиненных уровнях применения [1]: общепедагогический (целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении и т.д.), частнопредметный (частнометодический в рамках предмета, учителя, класса и т.д.), модульный (локальный) уровень как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

По ведущему фактору психического развития различают биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.

Если в качестве признака классификации принять философскую основу, то можно выделить материалистические и идеалистические технологии, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные и другие.

По признаку ориентации на личностные структуры можно выделить следующие группы технологий: информационные с ориентацией на знания, умения и навыки, операционные (формирование способов умственной деятельности), эвристические, прикладные, технологии саморазвития и другие.

Признаками классификации могут быть: тип организации и управления познавательной деятельностью, научные концепции усвоения опыта, способы, средства и методы обучения и другие.

Для всех перечисленных выше групп педагогических технологий характерна единая (поскольку все технологии связаны с учебным процессом) и жестко определенная (как гарантия качества технологии и ее отличительный признак) структура:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения:

а) общие и конкретные цели обучения;

б) содержание учебного материала;

3) процессуальная часть - технологический процесс:

а) организация учебного процесса;

б) методы и формы учебной деятельности;

в) методы и формы работы учителя;

г) деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

д) диагностика учебного процесса.

Приведенная структура в максимальной степени связана с учебно-воспитательным процессом. Эффективный учебно-воспитательный процесс является глобальной целью любой педагогической технологии.

Педагогический эксперимент преследует те же цели по определению, и в этом смысле технология эксперимента является структурным элементом педагогической технологии. В качестве структурного элемента технология эксперимента в своем описании должна содержать, как показано выше, коцептуально-содержательную часть и процессуальную часть. В работе [1] изложены основы 50 педагогических образовательных технологий.

Реализуемая как структурный элемент в рамках одной из педагогических технологий технология эксперимента воспримет конкретные целевые ориентации, концептуальные положения и особенности методики этой конкретной педагогической технологии.

Анализируя технологию эксперимента как структуру педагогической технологии, можно заметить, что по своей природе технология эксперимента более всего соответствует педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии программированного обучения) при решении конкретной проблемы (технологии проблемного, деятельностного обучения).

Следовательно, в значительной степени описание технологии эксперимента будет определяться описанием и характеристиками данных педагогических технологий:

1) целевые ориентации технологии эксперимента: экспериментальное совершенствование педагогических технологий для повышения эффективности обучения;

2) концептуальные положения технологии эксперимента и особенности методики:

- эксперимент направлен на решение определенной проблемы. В соответствии с описанием технологии проблемного обучения, проблемы эксперимента можно классифицировать:

- по содержанию неизвестного (цель, объект деятельности, способ деятельности, условие выполнения деятельности);

- по уровню проблемности (возникающие независимо от приемов, вызываемые и разрешаемые экспериментатором, вызываемые экспериментатором и разрешаемые объектами исследования, самостоятельное формирование проблемы и решения);

- по виду рассогласования информации (неопределенность, несоответствие, опровержение, предположение, конфликт, неожиданность);

- по методическим особенностям (исследовательские лабораторные работы, игровые ситуации, решение задач и выполнение проблемных заданий, проблемный эксперимент и другие);

• принцип иерархичности предполагает, что педагогический эксперимент реализует систему управляющих воздействий. Управление построено по иерархическому принципу (ступенчатая сопод-чиненность), что отражено структурой технологии эксперимента;

Технология эксперимента как структурный элемент. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

• принцип шагового осуществления технологического процесса дополняет принцип иерархичности. Последовательность шагов образует основу технологии педагогического эксперимента;

• технологии эксперимента использует принцип обратной связи, вытекающий из кибернетической теории управляющих систем. Этот принцип требует циклической организации системы управления экспериментом по каждой операции деятельности (прямая связь - информация о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому, обратная связь - передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему);

• принцип автоматизации и информатизации технологии метода педагогического эксперимента требует привлечения технических и программных (компьютерных) средств ввиду высокой трудоемкости как этапа планирования (организации) эксперимента, так обработки и интерпретации его результатов. В качестве технических (аппаратных) средств может использоваться современное компьютерное оборудование, а в качестве программных средств целесообразно использовать средства, основанные на новых информационных технологиях (гипермедийные и сетевые технологии);

• источниками новых педагогических технологий являются передовые достижения педагогической науки и практики, достижения психологических и общественных наук, социальные преобразования и новое педагогическое мышление, передовой педагогический опыт, сочетание прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества, достижения народной педагогики;

• в научном плане базой педагогических технологий являются:

- философские основы, образующие фундамент методологического обеспечения технологий: диалектико-материалистическое философское направление, философия гуманизма, теософия (религиозное направление), антропософия (философия человеческой мудрости), педоцентризм (приоритетность интересов и потребностей ребенка), прагматизм (развитие данных от природы способностей как главного условия самореализации личности), сциентизм (абсолютизация роли науки и техники, технократизм), философия природосообразности как альтернатива сциентизму. В наибольшей степени философские основы проявляются в системе целей;

- научные концепции усвоения социального опыта: ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория формирования понятий, деятельностная теория учения, теория содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина, теория поэтапного формирования умственных действий, бихевиористская теория научения, суггестопедическая концепция обучения, теория нейролингвистического программирования;

3) классификационные параметры технологии эксперимента:

• по уровню применения - общепедагогическая, частнопредметная, локальная;

• по философской основе - прагматическая;

• по основному фактору развития - социогенная;

• по концепции усвоения - бихевиористская; поэтапная;

• по ориентации на личностные структуры - знания, умения, навыки;

• по характеру содержания и структуры - проникающая (может использоваться в различных педагогических технологиях);

• по типу управления - цикличное (с контролем), рассеянное (по группе); программное (по

В.П. Беспалько);

• по организационным формам - все формы;

• по преобладающему методу - все методы педагогического эксперимента;

• по направлению модернизации - эффективная организация и управление; активизация и интенсификация деятельности учащихся; методические усовершенствования; комплексные политехнологии;

• по категории объектов исследования - педагогические системы, элементы педагогических систем.

Таким образом, перечисленные классификационные параметры технологии метода педагогического эксперимента позволят определить место каждой технологии при осуществлении конкретного педагогического эксперимента, позиционируя технологию эксперимента как структурный элемент более общей системы - педагогической технологии.

Следует отметить также, что с системных позиций, технология педагогического эксперимента является вместе с тем и самостоятельной системой со своими концептуальными положениями, целевыми установками, классификационными параметрами и особенностями методики, поскольку понятие педагогической технологии охватывает не только непосредственно учебно-воспитательный процесс, но и все другие виды педагогической деятельности (связанные, в конечном счете, с учебновоспитательным процессом). В этом плане вопросы технологии педагогического эксперимента как самостоятельной системы нуждаются в дальнейшем исследовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 1998. 464 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 192 с.

5. Волков И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

6. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народ. образование, 1996. 160 с.

8. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: Изд-во АПО РАО, 1998. 134 с.

9. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.

10. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Магистр, 1994.

Поступила в редакцию 22.03.11

A.S. Kazarinov

Technology of experiment as structural element of pedagogical technology

The article analyses the relationship between the concepts of “pedagogical technology” and “technology of a pedagogical experiment”. The groups of technologies are determined, the generalized concept of a pedagogical technology and the technology of an experiment as a structure of a pedagogical technology is given. The classification parameters for the technology of the method of a pedagogical experiment are formulated.

Keywords: pedagogical technology, the method of a pedagogical experiment, the technology of experiment, conceptual positions, the characteristic of the technology of the pedagogical experiment.

Казаринов Анатолий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ «Г лазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427620, Россия, УР, г. Г лазов, ул. Первомайская, 25 Е-таП: kazarino-v@udmnet.ru

Kazarinov A.S., doctor of pedagogical sciences, professor Glazov State Pedagogical Institute 427620, Russia, Glazov, Pervomaiskaya st., 25 E-mail: kazarino-v@udmnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.