Научная статья на тему 'К вопросу о педагогической технологии языковой интеграции'

К вопросу о педагогической технологии языковой интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2899
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЯЗЫКОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LANGUAGE INTEGRATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF LANGUAGE INTEGRATION / CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейхтлинг О. С.

В данной статье рассматривается множество подходов к определению понятия «педагогические технологии», дается классификация педагогических технологий, особое внимание отводится педагогической технологии языковой интеграции. В процессе анализа определения понятий автор выделяет характерные черты, которые объединяют данные понятия, а также определенные аспекты, признаки и функции, которые помогают возможность лучше понять и проанализировать данное понятие. Черты, аспекты, признаки, функции, составляющие определения понятия «педагогические технологии» дают возможность классификации данного понятия. Автор таблично систематизирует педагогические технологии, обращая особое внимание на их существенные признаки. Рассматриваются педагогические технологии на основе интегративно-педагогических концепций. Данные концепции конструируют педагогические интегративные технологии, имеющие свои формы, методы, систему взглядов, принципов, которые определяют деятельность педагога в становлении всесторонне-развитой личности и являются интегративными направляющими в образовательном и социальном аспектах. Такие интегративные концепции, аспекты образуют основу педагогической технологии языковой интеграции. Автор дает определение педагогической технологии языковой интеграции, учитывая особенности интегративных технологий, выделяет ее цели, задачи, функции и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF LANGUAGE INTEGRATION

The article deals with the variety of approaches to the definition of the notion “educational technologies”, gives classification of educational technologies. Special attention is given to the issue of educational technology of language integration. In the process of notion definitions' analysis the author identifies the characteristics that unite these notions, as well as certain aspects, features and functions, which help to understand and analyze this concept in a more effective way. Characteristics, aspects, features, functions that form the notion of “educational technologies” give an opportunity to classify the concept. The author represents the system of educational technologies, organized in tables. Special attention is paid to its essential characteristics. The author of the article considers educational technologies on the basis of educational and integrative concepts. These concepts construct educational integrative technologies, with their forms, methods, views and principles' system, which define teacher's work in the aspect of building up of a developed personality. The concepts are integrative guides in the educational and social aspects. These integrative concepts form the basis of educational technology of language integration. The author defines educational technology of language integration, taking into consideration special features of integrative technologies, identifies its objectives, tasks, functions and principles.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогической технологии языковой интеграции»

УДК 378

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О С. Лейхтлинг

В данной статье рассматривается множество подходов к определению понятия «педагогические технологии», дается классификация педагогических технологий, особое внимание отводится педагогической технологии языковой интеграции. В процессе анализа определения понятий автор выделяет характерные черты, которые объединяют данные понятия, а также определенные аспекты, признаки и функции, которые помогают возможность лучше понять и проанализировать данное понятие. Черты, аспекты, признаки, функции, составляющие определения понятия «педагогические технологии» дают возможность классификации данного понятия. Автор таблично систематизирует педагогические технологии, обращая особое внимание на их существенные признаки. Рассматриваются педагогические технологии на основе интегративно-педагогических концепций. Данные концепции конструируют педагогические интегративные технологии, имеющие свои формы, методы, систему взглядов, принципов, которые определяют деятельность педагога в становлении всесторонне-развитой личности и являются интегративными направляющими в образовательном и социальном аспектах. Такие интегративные концепции, аспекты образуют основу педагогической технологии языковой интеграции. Автор дает определение педагогической технологии языковой интеграции, учитывая особенности интегративных технологий, выделяет ее цели, задачи, функции и принципы.

Ключевые слова: педагогические технологии, языковая интеграция, педагогическая технология языковой интеграции, классификация педагогических технологий.

Еще в 17 веке выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский создал классно-урочную систему образования. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать четкий порядок обучения, который приводил бы только к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать:

1) твердо установленные цели;

2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей;

3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели»[6]

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, и только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя — самым лучшим местом под солнцем. Школа — мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей (Я. А. Коменский). Так «технологичность» системы обучения у Коменского заключалась в систематичности, последовательности процесса обучения, в классно-урочной организации и в наличии конкретного предмета обучения. Рассматривая педагогическую деятельность выдающихся педагогов различных направлений (И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.А. Вентцель, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шатский ) мы видим, что каждый из них предлагает определенную технологию педагогического воздействия, имеющею концептуальную основу:

- Я.А. Коменский - систематичность, последовательность процесса обучения;

- И.Г. Песталоцци - создание «механизма» образования, на основе которого учитель может воспитывать любого ребенка;

- Л.Н. Толстой, К.А. Вентцель - индивидуальное своеобразие каждого ребенка;

- Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев - развитие ребенка на основе обучения и воспитания;

- В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко - личностные особенности и качества;

- С. Т. Шацкий - общественно-полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социально-культурной среды.

Так в процессе развития общества, науки, каждый педагог вносит свой незаменимый вклад в развития технологий обучения.

Описывая новое информационно-интегративное общество, А. И. Ракитов пишет: «Информатизация общества, интегрируя, синтезируя и аккумулируя в себе ряд технических и технологических подпроцессов, перерастает рамки технологической проблемы. Она выступает как процесс, реализующий происходящую на наших глазах социально-технологическую информационную революцию»[10]. Данная социально-технологическая информационная революция подразумевает создание революционных технологий, способствующих быстрой и успешной интеграции личности индивида в новое изменяющееся социальное пространство, значимую часть которого занимает образовательная среда. Тем самым возникает вопрос о необходимости создания новых образовательных

технологий, как в социологической, так и в психолого-педагогических науках, а также рассмотрения понятия «педагогической технологии» с новой точки зрения.

В отечественной и мировой педагогике исследователями уделяется немало внимания вопросам понятия «педагогические технологии». Сегодня мы можем говорить о наличии множества подходов к определению понятия педагогические технологии (ПТ).

Начнем рассмотрение данного понятия с ключевых слов

« технология» и « педагогика»

Слово «технология» состоит из двух компонентов: 1) «техно», одновременно обозначающее и искусство (умение, мастерство; дело, требующее такого умения, мастерства) и ремесло (профессиональное занятие, профессия); 2) «логия» — наука, описание, учение. Так же «технология»- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве(« Толковый словарь»). Т. о. «технология» - это профессиональное мастерство, умение. А слово «педагогика» происходит от греческого жа1ёауюужц, что означает буквально «детоведение, детовождение».

Рассмотрим ряд дефиниций понятия «педагогические технологии».

Изначально педагоги не делали определенных различий между понятиями «педагогическая технология», «обучающая технология», «технология обучения». Сам термин «педагогическая технология» использовали только применительно к обучению, а технология понималась как обучение с помощью технических средств.

В 1979 г. было принято Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США официальное определение педагогической технологии: «Педагогическая технология (ПТ) есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний»[14].

Так же сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражена в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Исследуя материал по данной теме, мы пришли к выводу, что каждый отечественный педагог трактует данное понятие в соответствии с личным опытом исследования.

В.А. Сластенин считает, что педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процессе; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий[13].

В.П. Беспалько говорит о педагогической технологии как о содержательной технике реализации учебного процесса[1] .

Так, Л.П. Крившенко под понятием педагогическая технология понимает последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса[7].

По мнению Сальниковой Т.П. , педагогические технологии - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер[11].

Ф. А. Фрадкин считает педагогическую технологию системным, концептуальным, нормативным, объективированным, инвариантным описанием деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей[15].

М.В. Кларин понимает под ПТ системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей[5; 80].

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. ПТ - инструментарий педагогического процесса(Б.Т.Лихачев)[9;135].

Итак, все представленные нами интерпретации являются достаточно похожими, но интересен тот факт, что ни одно из них не повторяет полностью предыдущее, свидетельствуя о

многогранности данной понятийной категории. В связи с этим была предпринята попытка дать объединенное определение понятию «педагогическая технология», взяв за основу вышеизученные.

Педагогическая технология - это система действий педагога и обучающегося в структуре реализации учебного процесса, связанная с решением, постановкой и достижением образовательных задач.

В процессе анализа определения понятий, мы пришли к выводу, что все данные понятия объединяются определенными характерными чертами:

1. Научностью (рассмотрение понятия с разных научных точек зрения на основе педагогической, психологической и социальной наук).

2. Содержательностью (наличие цели, средств, результата).

3. Действенностью (организованная коммуникация преподавателя и обучающегося)

4. Результативностью (наличие запланированного результата).

Рассматривая понятие ПТ авторы наделяют его различными чертами, характеристиками и выделяют определенные аспекты, признаки и функции, которые дают нам возможность лучше понять и проанализировать данное понятие. Рассмотрим некоторые из них.

Т.П. Сальникова[11; 7] говорит о том, что существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются:

- разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или коллектива под конкретный ожидаемый результат;

- выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем школьникам достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;

- предусмотрение взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии любым учителем;

- диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.

Исследуя понятия «педагогическая технология» Г.К. Селевко[12; 14-17] представляет его в трех аспектах:

1. Научном

2. Процессуально-описательном

3. Процессуально-действенном

научный аспект: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

С.С. Кашлев в ходе анализа определения выделяет следующие признаки педагогической технологии:

- совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

- логику, последовательность компонентов;

- методы (способы), приемы, действия, операции (как компоненты);

- гарантию результата [4; 14].

По его мнению [4; 19], педагогическая технология представляет собой совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и предполагает определенный его результат.

На основе данного определения автор называет следующие функции педагогической технологии:

1) организационно-деятельностная функция,

2) проектировочная (прогностическая) функция,

3) коммуникативная функция,

4) рефлексивная функция,

5) развивающая функция.

На основе вышеизложенного, проанализировав изученный материал, мы можем говорить о следующих функциях ПТ:

1. Мотивационная - ценностные ориентации, образовательные интересы и потребности, определяющие мотивы деятельности.

2. Операциональная- привычные или специальные способы деятельности, коммуникации.

3. Результативно-когнетивную - обогащение научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Здесь же следует отметить, что по мнению Г.К. Селевко[12; 14-17] любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

Концептуальпость. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Таким образом, создавая педагогическую технологию, автор должен учитывать следующие компоненты:

1. Методологическую основу;

2.Логико-системную связь между составляющими;

3.Поэтапную диагностику;

4. «Ситуацию успеха», результат;

5. Преемственность технологии.

Рассмотрев многообразие понятия «педагогическая технология», мы предполагаем, что педагогическая технология представляет собой коммуникативную технику деятельности педагога и обучающегося, направленную на оптимизацию и развитие способностей личности обучающегося, имеющая конкретную результативную схему достижения поставленной цели.

Учитывая вышеперечисленные черты, аспекты, функции и признаки понятия «ПТ», мы можем предположить, что педагогическая технология функционирует и в виде науки, определяющей наиболее подходящие пути обучения, и в качестве «механизма», включающего в себя способы, принципы и приемы, используемые в обучении, а также в виде реального процесса обучения.

Следует отметить, что, на наш взгляд, вышеуказанные черты, аспекты, признаки, функции, составляющие определения понятия «педагогические технологии» дают нам возможность классификации данного понятия.

Наиболее четкую классификацию данного понятия в своих работах приводит Г.К. Селевко:

По уровню применения - общепедагогические - частнометодические (предметные) - локальные (модульные)

По философской основе - материалистические и идеалистические, -диалектические и метафизические, - научные (сциентистские) и религиозные, - гуманистические и антигуманные, - антропософские и теософские, -прагматические и экзистенциалистские, -свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По научной концепции усвоения опыта -ассоциативно-рефлекторные, -бихевиористские, -гештальттехнологии, -интериоризаторские, -развивающие.

По ведущему фактору психического развития -биогенные, -социогенные, -психогенные, -идеалистические.

По ориентации на личностные структуры -информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); -операционные (формирование способов умственных действий — СУД); -эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); -технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); -эвристические (развитие творческих способностей) -прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).

По характеру содержания и структуры -обучающие и воспитывающие, -светские и религиозные, -общеобразовательные и профессионально-ориентированные, -гуманитарные и технократические, -отраслевые, -частнопредметные, -монотехнологии, -комплексные (политехнологии), - проникающие технологии.

По мнению С.С. Кашлева целесообразной является классификация педагогических технологий по степени проявления учащимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития[4; 20-21].

На основе вышеперечисленных аспектов С.С. Кашлев выделяет основные группы педагогических технологий:_

репродуктивные (личностно отчужденные) продуктивные (личностно ориентированные)

— цель: сообщение учащимся готовой системы знаний, а на их базе — формирование умений и навыков; — субъектно-объектные отношения педагога и учащихся (педагог всегда является субъектом деятельности, учащийся — объектом воздействия педагога); — ведущая функция учащегося — восприятие и запоминание сообщаемой педагогом информации, знаний; выполнение действий по образцу, шаблону; — ведущая функция педагога - организация воздействия на учащихся, трансляция в сознание учащихся информации, знаний в виде уже сформулированных положений, доказательств, отобранных фактов, в которых зафиксирована прежде всего точка зрения педагога, авторов учебника; главные приоритеты: выполнение обязательной учебной программы; — доминирование объяснительно-иллюстративных методов; — сосредоточение внимания педагога на организации своей деятельности. — цель: создание комплекса оптимальных условий развития личности учащегося; — межсубъктные отношения педагога и учащихся (и педагог, и учащийся — субъекты взаимодействия); — основная функция учащегося — позиция субъекта деятельности, исследователя предлагаемых проблем, самостоятельное приобретение знаний, создание условий своего развития во взаимодействии с педагогом; — основная функция педагога — организация взаимодействия с учащимися, создание условий развития субъектности, самостоятельности в деятельности учащихся; — главные приоритеты: деятельность, общение, диалог, возможности самовыражения, самореализация учащихся и педагогов, процессуальность, развитие; — рефлексия учащимися собственного опыта творческой деятельности в той или иной сфере; — доминирование проблемно-поисковых и интерактивных методов; — сосредоточение внимания педагога на организации деятельности учащихся, педагогического взаимодействия.

М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин исследуя проблему педагогических технологий, выделяют несколько типов технологий, важной стороной которых является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых[2; 34-37]:

а) авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой

технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Изучив квалификацию педагогических технологий данных авторов, постараемся в таблице систематизировать данные технологии, обращая особое внимание на их существенные признаки.

Название педагогической технологии | Признаки педагогической технологии

Позиция ребенка в образовательном процессе

авторитарные технологии -Педагог - «единоличный субъект учебно-воспитательного процесса, -ученик есть лишь «объект», -жесткая организация, -подавление инициативы, -принуждения;

дидактоцентрические технологии -невнимание к личности ребенка -субъект-объектные отношения, -обучения перед воспитанием, -факторы формирования личности - дидактические средства

продуктивные технологии -межсубъктные отношения, - ученик - субъект деятельности, -самовыражения, самореализация учащихся и педагогов, -процессуальному

репродуктивные технологии -«готовые» знания, -субъектно-объектные отношения, -выполнение действий по образцу, шаблону; -выполнение обязательной учебной программы; -доминирование объяснительно-иллюстративных методов;

личностно-ориентированные технологии (антропоцентрические) - в центре - личность ребенка, -комфортные условия развития, -реализации природных потенциалов ребенка. -личность ребенка - субъект приоритетный; -личность - цель образовательной системы -гуманистическая и психотерапевтическая направленность -основная целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

гуманно-личностные технологии -психотерапевтическая поддержка личности, -всестороннее уважение и любовь к ребенку, - вера в ребенка.

технологии сотрудничества -демократизм, -равенство, -партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка, -сотрудничество, сотворчество.

технологии свободного воспитания - свобода выбора, -самостоятельность, -ребенок субъект, -внутреннее побуждение.

эзотерические технологии -«неосознаваемое», подсознательное знание -педагогический процесс - приобщение к Истине, -человек (ребенок) - центр информационного взаимодействия со Вселенной.

Образовательный уровень обучающегося

Продвинутые технологии - высокий уровень обучения, - углубленное изучение предметов.

Традиционные технологии - массовое использование, - средний уровень обучения.

Компенсирующие технологии - психолого-педагогическая поддержка, коррекция

Специальные технологии - трудные, одаренные обучающиеся

Разносторонняя интенсификация учебного процесса

Технологии интенсификации и активизации - наличие игровых, проблемных ситуаций, - обучение в общении, коммуникации ( Е.И. Пассов, В.Ф. Шаталов)

Технологии успешной организации управления - использование опорных систем, - комментируемое управление, - перспективно-опережающее обучение (С.Н. Лысенкова) - коллективные, -групповые занятия (В.К. Дьяченко, И.Д. Первин) - дифференцированное обучение, -индивидуализация обучения (Н.П. Гузик, А.С. Границкая, И.

Унт)

Технологии гуманизации и демократизции - индивидуальный подход, - цель - личность ребенка, - процессуальному - гуманизм, - демократическое управление, - сотрудничество ( Ш.А. Амоношвили, Е.Н. Ильин)

Технологии усовершенствования и реконструкции - реорганизация существующих ПТ ( М.Б. Волович « технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.)

Технологии «детовождения» - естественное развитие ребенка, - свободное воспитание, - «пробуждение души ребенка» (Л.Н. Толстой, К.А. Вентцель, М. Монтессори)

Технологии альтернативного обучения - природосообразность, -свободное воспитание и обучение, - обучение неотделимо от воспитания, -сочетание интеллектуального, эстетического и трудового аспектов образования, - межпредметные связи ( Р. Штайнер, С. Френе)

Каждая из рассмотренных нами классификаций имеет свое весомое значение, но при этом они дополняют друг друга. Для более глубокого понимания сущности понятия педагогические технологии мы рассмотрели данные иерархии в их совокупности. В данном контексте, нам остается необходимым рассмотреть и охарактеризовать педагогические технологии языковой интеграции.

На сегодняшний день принято говорить о наличии интегративно-педагогических концепций. Рассматривая интегративно - педагогические концепции выделим часть из них и разделим на 2 группы:

1. Концепции, предметом которых являются сами интеграционные процесс

Название

Концепция интеграции воспитательны

х сил общества(В.Д, Семенов, Ю.С. Бродский)

Концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания (В.И. Загвязинский)

Концепция интегративно й картины образования (Г.Н. Сериков)

Концепция интеграции общего и профессионального образования (М.Н. Берулава,

Ю.С. Тюнников)

Концепция интеграции и дифференци ации форм организации обучения (И.Г. Ибрагимов)

Концепция интегрировани я содержания начального профессиональ ного образования

(Д.Д. Федотова)

Характерис тика

- интеграция отдельных составляющих в единое целое, - образование-

механизм взаимодейству ющих элементов -« целостность среды»

-выделение общих методологических и теоретических основ педагогики: методологических основ педагогики, общетеоретических основ педагогики ( горизонтальный) -учение о механизмах, принципах, методах,

формах обучения (общая дидактика) и учение о теоретических основах,

законах, инвариантных подходах к воспитанию(вертика льный) - эвристическое усвоение знаний

образованност ь и

образовательн ые процессы -

часть интегративно

й картины образования,

- целевой заказ - «присваиваемая образованност ь»

формирование самостоятельн ости учащихся за

счет общественног о опыта

герменевтичес кого круг (

целое-отделное-целое)

-проявление интегративно сти в системе интегративн

ых целей, определяющ их место политехнической подготовки в профтехниче

ском образовании; -в

концентраци и и

согласовании

видов деятельности

определенно м сочетании теоретико-познавательн ых и практико-познавательн ых

компонентов

-интеграция

и дифференциация -

ведущие тенденции в развитии форм организации обучения;

интеграцией внутренних компонентов урока;

горизонталь

ная, вертикальная интеграция - интеграции

уроков различных видов

-источники формирования интегрированн ого содержания начального профессионального образования : -новые виды человеческой деятельности; -социально-экономическая

, научно-техническая, дидактическая,

психолого-педагогическа я общность, проявляющаяс я в науке, технике, производстве, образовании, в профессиональ ной подготовке

ориентации;

организации процесса;

программно-

целевом согласовании взаимодейств ия основных звеньев учебно-воспитательн ого процесса.

2. Концепции, предметом которых является интегративный элемент, который внешне не проявляется, но является результатом их реализации._

Название Концепцию голографического образования (A.C. Белкин) Концепцию целостной школы в современной немецкой педагогике (Р. Винкель, X. Редер) Концепцию культурно-образовательного центра (А.Я. Найн)

Характеристика -актуализации жизненного опыта личности, интеллектуально-психологического потенциала, - основополагающая категория -голография, - многомерность, -рассматривает пять инвариантов структуры личности: 1.пространственно-временные ориентации; 2.потребностно-волевые эстетические переживания; 3. содержательные направленности личности; 4.уровни освоения личностью деятельности; 5.формы реализации деятельности -социальная коммуникабельность, -вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах, деятельности, -укреплении духовно-душевного и физического здоровья; -гармоническое развитие личности, -становление и развитие целостного человека. -обучение посредством самодеятельности, учение через познание опыта и природы - повседневная жизнь, среда являются источником духовного роста подростка; - зависимости учащихся от результатов своего труда - интегрированные курсы

Анализируя вышеизложенный материал, стоит отметить, что авторы данных концепций конструируют педагогические интегративные технологии, имеющие свои формы, методы, систему взглядов, принципов, которые определяют деятельность педагога в становлении всесторонне-развитой личности и являются интегративными направляющими в образовательном и социальном аспектах. Данные интегративные концепции, аспекты образуют основу педагогической технологии языковой интеграции.

Подготовить человека - значит включить его, по выражению немецкого педагога Ф. Фребеля [8; 53], в прошлое, настоящее и будущее культуры, в ее движение, сделать человека культурным, причем культурным способом, ибо один из смыслов понятия культуры, ее генетически исходный смысл, совпадает с идеей образования. Иначе говоря, образование должно подготовить обучающеюся личность к жизни в обществе, которое состоит из разноязычных слоев и культур, т.е. интегрировать в прошлое, настоящее и будущее культуры не только современного национального (российского) общества, но и других культур и стран.

На основе вышеизложенного материала кроме общепедагогических принципов выделим принципы педагогических технологий языковой интеграции:

1.Принципы интенсивного обучения иностранным языкам [31:

1. Принцип коллективного взаимодействия;

2. Принцип личностно-ориентированного общения;

3.Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса;

4. Принцип концентрированности в организации учебного материала;

5. Принцип полифункциональности упражнений.

2. Специфические принципы:

1. Принцип конструктивизма (интерпретация полученных знаний на основе уже имеющихся).

2. Принцип конструкционизма (передача полученных знаний одним учеником другому).

З.Принцип социального конструктивизма (учебная электронная платформа- социальная группа для передачи полученного опыта и получения определенных компетенций).

Учитывая особенности интегративных технологий, можем отметить, что целью педагогической технологии языковой интеграции является появление новых систематических поэтапных языковых знаний в процессе обучения в новом незнакомом образовательном пространстве.

Задачи педагогической технологии языковой интеграции:

1. Овладение средствами устного и письменного общения на изучаемом языке в различных постоянно меняющихся ситуациях и сферах общения

2. Формирование фонетических, лексических, грамматических навыков

3. Развитие коммуникативной компетенции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) помощь обучающимся в овладении языком как средством общения на международном уровне;

б) формирование представления о системе изучаемого языка и умения этой системой пользоваться в процессе речевой деятельности;

в) приобретение знаний о стране изучаемого языка;

г) расширение лингвистического кругозора;

д) формирование механизма языковой догадки и умения переноса сформированных знаний и навыков в новую ситуацию,

е) приобщение к ценностным ориентирам иноязычного общества.

4. научить пользоваться современными технологиями обучения.

Как любая педагогическая технология, педагогическая технология языковой интеграции выполняет следующие функции:

1. Функция социализации (интеграция в систему общественных отношений);

2. Коммуникативная функция (интеграция в жизненный контекст сложнейших человеческих коммуникаций);

3. Функция межкультурной коммуникации (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей разных национальностей);

4. Терапевтическая функция (преодоление трудностей в общении, поведении, учении);

5. Диагностическая функция (диагностика творческих, эмоциональных, интеллектуальных проявлений обучающихся);

6. Функция самореализации (коррекция недостатков личного опыта в межнациональном и международном аспектах).

По-нашему мнению понятие, принципы, функции, педагогической технологии языковой интеграции личности студента раскрывают преподавателю поэтапную основу педагогических действий, которые будут способствовать интенсификации овладения языковыми компетенциями, а так же успешной интеграции в новое иноязычное образовательное пространство.

Модель педагогической технологии языковой интеграции представляет собой образовательную технологию, которая включает в себя 4 этапа формирования языковых признаков (компетенций):

1 этап - усвоение элементарных слов приветствия, вежливого обращения на основе опорных карточек, интернациональные слова, игры, «искусственная речь» (формирование пассивного словарного запаса).

2 этап - увеличение количества учебных эффектов, опора на интересы обучающихся, элементарная речь студентов от себя, воспроизведение получаемого материала на игровой основе, активное использование сетевых ресурсов, развитие интереса к изучению языка на основе «аутентичных пауз», предложений «коммуникативного общения»

3 этап - формирует умение конкретизировать собственные знания и умения, а так же умение анализировать как собственную коммуникативно-речевую деятельность в процессе обучения, так и давать оценку деятельности сокурсника, способствует развитию навыка самообучения и самообразования.

4 этап - направлен на применение полученных знаний и умений в творческой проектной деятельности на основе осмысленного аутентичного материала, актуализация речи, коллективная деятельность, признание ценностно-личностных ориентиров страны, изучаемого языка.

Заметим, что созданная модель языковой интеграции позволяет разрабатывать технологии интеграционного процесса студентов для различных предметов гуманитарного цикла.

Проанализировав вышеуказанные категории понятия ПТ, функции, аспекты и черты, мы пришли к выводу, что педагогическая технология языковой интеграции представляет собой коммуникативную технику, включающею в себя коммуникативную деятельность педагога и обучающегося, направленная на появление у обучающегося новых систематических поэтапных признаков, в процессе обучения в новом незнакомом образовательном пространстве на иностранном языке, включающие в себя ценностные ориентиры новой языковой системы и окружающего социума (в некоторых случаях, иноязычного).

И.Г. Песталоцци говорил, что образование - это гармоничное и равновесное развитие в процессе обучения и воспитания всех сил человека. Современное развитие образования как системы может реализовываться через системные знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Такие знания могут быть получены на основе интеграции технических, гуманитарных, а также фундаментальных наук и в процессе развития современного общества должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки. В процессе обучения и воспитания «всех сил» человека, т.е. развитие всесторонне гармоничное развитие личности невозможно без системы (технологии) языкового обучения и воспитания. Таким образом, язык - это система средств познания окружающего мира, обучения и воспитания, а педагогическая технология языковой интеграции - это путь, помогающий овладеть данной системой познания окружающего мира и получения научного знания на чужом, иностранном языке.

The article deals with the variety of approaches to the definition of the notion "educational technologies", gives classification of educational technologies. Special attention is given to the issue of educational technology of language integration. In the process of notion definitions' analysis the author identifies the characteristics that unite these notions, as well as certain aspects, features and functions, which help to understand and analyze this concept in a more effective way. Characteristics, aspects, features, functions that form the notion of "educational technologies" give an opportunity to classify the concept. The author represents the system of educational technologies, organized in tables. Special attention is paid to its essential characteristics. The author of the article considers educational technologies on the basis of educational and integrative concepts. These concepts construct educational integrative technologies, with their forms, methods, views and principles' system, which define teacher's work in the aspect of building up of a developed personality. The concepts are integrative guides in the educational and social aspects. These integrative concepts form the basis of educational technology of language integration. The author defines educational technology of language integration, taking into consideration special features of integrative technologies, identifies its objectives, tasks, functions and principles.

The key words: educational technologies, language integration, educational technology of language integration, classification of educational technologies.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М., 1995.

2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей/под. общ. ред. В.С. Кукушина.Изд.4-е,прераб. и доп.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

3. Бухбиндер В.А., Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Киев, 1988. 375с.

4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-мед.пособие.Минск: ТетраСистемс,

2011.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.

М.,1989

6. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1955. 472 с.

7. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник/под ред. Л.П. Крившенко . Москва: Проспект, 2004.432с.

8. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 336 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 4-е. перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001г. 607с.

10.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.М.: Политиздат, 1991

11. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.:ТЦ Сфера,2010.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М: Народное образование, 1998

13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

14.Точность и гуманизация растут по спирали // Учительская газета. 1997. № 32.

15.Фрадкин Ф.А. Введение в педагогическую специальность: Лекции-диалоги.М.: ТЦ Сфера,1996г.-64с.

Об авторе

Лейхтлинг ОС. - аспирант Московского гуманитарно-экономического института, leichtik@yahoo. de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.