Научная статья на тему 'Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе'

Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7420
1047
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешкина А. Б.

В статье рассматривается понятие и сущность педагогической технологии. Представлено внедрение педагогической технологии в образовательный процесс различными группами ученых. Рассматривается структура и классификация педагогической технологии. Отражены общие выводы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Kilpatrick W.H. The project-method // Teachers College Records. - 1918. - Vol.19. - № 4. - P. 319 - 335.

2. Каримов М.Ф. Труды основоположников теории материального (реального) образования и их дидактическое значение // История науки и техники. - 2008. - № 12. - Специальный выпуск № 5. - С. 51 - 56.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

4. Нуриахметов Г.М. Элементы проектного метода в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы изучения языка для специальных целей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 76 - 80.

© Каримов М.Ф., Федотова Е.В., Акбарова С.З., 2017

УДК 377

А.Б. Лепешкина

аспирант каф. псих.- пед. образования ТГПУ,

г. Томск, РФ E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ И РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассматривается понятие и сущность педагогической технологии. Представлено внедрение педагогической технологии в образовательный процесс различными группами ученых. Рассматривается структура и классификация педагогической технологии. Отражены общие выводы по теме исследования.

Ключевые слова Педагогическая технология, структура педагогической технологии, классификация педагогических технологий, образовательный процесс.

На протяжении многих лет термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился только к технократическому языку, согласно определению в словаре иностранных слов: «технология совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)» [5, с. 22].

Более точное или буквальное значение слова технология раскрывается при обращении к словарю древнегреческого языка: это слово переводится как «учение о мастерстве». При таком его значении слово «технология» не только не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов, а напротив, полностью включает их в себя.

Массовое внедрение педагогических технологий в образовательную практику относят к началу 60-х гг. XX столетия, что связано с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы и изменением организации и управления педагогическим процессом в соответствии с изменением целей обучения. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер. В России проблемой изучения, создания и внедрения педагогических технологий как метода управления педагогическим процессом стали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдиев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. [5, с. 78].

В настоящее время имеется немало работ по данной проблеме, в которых понятие «педагогическая технология» трактуется неоднозначно, более того, мнения ученых подчас диаметрально противоположны.

Так, одна группа ученых трактует данное понятие довольно широко, отождествляя его с системой и соотнося с образованием в целом (Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко). Таким образом, Б.Т. Лихачев пишет, что

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; весь организационно-методический инструментарий педагогического процесса [2, с. 10].

Другие ученые (В.Б. Гузеев, Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенин) отмечают узкий характер функционирования понятия, считая, что технология - это определенная педагогическая система приемов, педагогическая техника. Именно так характеризует данную категорию Н.Е. Щуркова: «Это естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения преподавателя в контексте современной культуры». В.П. Беспалько утверждает, что педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса [2, 13].

Однако, третья группа исследователей (Ю.П. Азаров, В.М. Шепель) связывает рассматриваемое понятие с его первоначальным значением: techne - слово греческого происхождения, обозначает мастерство, искусство, a logos - наука, учение. Так, Ю.П. Азаров представляет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития индивида. В.М. Шепель пишет, что технология -это искусство, мастерство, совокупность методов изменения состояния [2, 16].

Четвертая группа ученых (М.М. Левина, В.А. Якунин, Н.Ф. Талызина), характеризуя данное понятие, связывает его с управленческим аспектом образовательного процесса [2, 18].

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом педагогическую технологию следует понимать как систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания.

Структура педагогической технологии представлена в таблице 1 [6, с. 36].

Таблица 1

Структура педагогической технологии

Структурные части педагогической технологии Содержательное наполнение каждой структурной части педагогической технологии

1. Концептуальная основа Обосновывает философско-методологическое основание, которое лежит в основе развития деятельности и форм ее организации

2. Содержательная часть обучения Формулировка целей обучения, как общих, так и конкретных; содержание учебного материала

3. Процессуальная часть — технологический процесс Последовательно раскрывает и описывает: — организацию учебного процесса; — методы и формы учебной деятельности школьников; — методы и формы работы учителя; — деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; — диагностику учебного процесса

Проанализировав содержание таблицы 1, можно сделать вывод, что педагогическую технологию можно определить как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей.

Классификация технологий обучения в современной дидактике представлена различными основаниями [3, с. 164]:

1. По философской основе (материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и др.).

2. По уровню применения (общепедагогические, предметные, модульные (локальные)).

3. По научной концепции усвоения опыта (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие).

4. По ориентации на личностные структуры (информационные — формирование знаний, умений и навыков; операционные — формирование способов умственных действий; эвристические — развитие творческих способностей; прикладные - формирование действенно-практической сферы).

5. По характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

отраслевые; частнопредметные; монотехнологии; комплексные (политехнологии)).

6. По характеру модернизации традиционной системы обучения (технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся и др.).

Среди типовых педагогических технологий по сфере применения в образовании можно выделить [1, с.

109]:

1) в зависимости от психологических структур выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков); операциональные (формирование способов умственных действий); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей);

2) по характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, а также профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;

3) классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью обучающихся: разомкнутая (неконтролируемая, некорректируемая деятельность обучающихся); циклическая (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); рассеянная (фронтальная) или направленная (индивидуальная); ручная или автоматизированная (с помощью автоматизированных средств обучения);

4) по стилю управления педагогические технологии делятся на: авторитарные (жесткая организация, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); личностно ориентированные (центром образования является личность обучающегося). В рамках наиболее перспективной личностно ориентированных технологий выделяются технологии сотрудничества (стремятся к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора, самостоятельности в его деятельности).

Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях образования [4, с. 2].

Подводя итог рассмотрения понятия «педагогическая технология», можно выделить, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся. Список использованной литературы:

1. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа -М: ИНФРА-М, 2016. - 448 с.: ил. - (ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-342-8 («Альфа - М»). ISBN 978-5-16006663-9 («ИНФРА-М»).

2. Игнатова, В.В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: монография / В.В. Игнатова, А.В. Андриенко. - Красноярск, Сиб ГТУ, 2008. - 232 с. ISBN 978-5-81-73-0368-4. С. 10 - 19.

3. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 364 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 9785-9916-5223-0.

4. Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях / А.М. Новиков // Специалист. - Б.м. - 2009 - № 10 - с. 2 - 4.

5. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-59916-6770-8.

6. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-59916-6770-8.

© Лепешкина А.Б., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.