УДК 930.2
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Маслова Кристина Викторовна
факультет истории и права МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, РФ E-mail: krastina2008@mail. ru
TECHNOLOGY OF DISCUSSION IN THE HISTORY LESSON
Kristina Maslova
Female student ,Faculty of History and Law, Mordovia State Pedagogical Institute after name M.E. Evsevieva, Saransk
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена исследованию технологии дискуссии в современном историческом образовании. Целью работы является изучения особенностей темы на уроках истории в школе на основе технологии дискуссии.
ABSTRACT
This article is devoted to the study of technology of discussion in modern historical education. The aim of the work is to study the features of the topic at the lessons of history in the school on the basis of the technology of discussion.
Ключевые слова: история, технология дискуссии.
Key words: history, technology of discussion.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания; применять полученные знания на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии.
Формирование подобных компетенций учащихся во многом зависит от профессионализма педагога. Современный учитель должен быть творческим, креативным, интересным для школьников. Для этого он должен постоянно находиться в поиске, думать о том, как провести свой урок с максимальной пользой для учеников. В этой связи все большую популярность обретают интерактивные формы проведения учебных занятий. Вариантом такого занятия являет-
ся лекция-дискуссия или семинар-дискуссия. Такие уроки, как правило, проводятся в старших классах. [1. с. 146].
В современном обществе распространенным является стереотип о том, что подростков совершенно ничего не интересует, помимо их телефонов и компьютеров, что учителя «не дают» никаких знаний. Именно поэтому учитель, в том числе и учитель истории, вынужден не просто преподносить новый материал по учебнику, а максимально вовлечь в этот процесс учащихся. На уроке истории в решении этой задачи могут помочь деловые игры, дебаты, круглые столы. Но одним из самых эффективных методов является дискуссия, ведь именно она учит учеников не просто высказывать свое мнение, но и подтверждать его историческими источниками, событиями, фактами. Кроме того, дискуссия незаменима при анализе дискуссионных исторических проблем, для формирования навыков работы в коллективе - она учит выслушивать и уважать мнения других, даже если это мнение противоречит собственному взгляду ученика на проблему.[3.с. 143].
Традиционно принято выделять несколько типов дискуссий:
- структурированная, или регламентированная дискуссия;
- дискуссия с элементами игрового моделирования;
- проектная.
По формам проведения выделяют следующие дискуссии:
- «дебаты»;
- «вертушка».
В частности, в ходе собственной педагогической деятельности я применяла элементы структурированной дискуссии на уроке истории в 8 классе. Тема урока - «Внутренняя и внешняя политика Александра I». Названная тема связана с целым рядом дискуссионных проблем - оценкой личности императора, сущности его внутриполитического курса, причин нереализованности проектов М. М. Сперанского, отдельных аспектов Отечественной войны 1812 года. Альтернативные точки зрения исследователей предполагают включение в урок
элементов дискуссии.[2.с. 76]. Определяем тему дискуссии, например: «Александр I - либерал или консерватор?» Учащихся делим на две команды и предварительно даем им задание: найти отрывки из исторических источников для разрешения данной полемики. Можно создать несколько подгрупп по видам источников: одна подгруппа изучает законодательные акты, другая - мемуары, третья - записки иностранцев, четвертая - художественную литературу обозначенного периода. Таким образом, будет решаться двуединая задача - с одной стороны, формируются исследовательские навыки учащихся, с другой - умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать собственную точку зрения. В процессе дискуссии участники могут менять свое мнение и переходить на сторону соперника, если посчитают что их взгляд на проблему изменился под натиском аргументов. Учитель должен очень внимательно следить за ходом дискуссии. Не допускается, чтобы участники перебивали друг друга, критиковали не мнение, а личность рассказчика, или совсем игнорировали приведенные доводы.
В процессе дискуссии участники на основе анализа исторических источников очень подробно знакомятся с темой, предложенной учителем. Узнают самые мелкие детали жизни и политики императора, что позволяет им самим сформировать максимально объективную картину эпохи Александра I, разобраться в спорных проблемах его правления.[3.с. 165].
В целом, дискуссия на уроке истории просто необходима для реализации принципа альтернативности в историческом познании. Дискуссия формирует такие качества, как умение высказывать свое мнение, конструктивно вести диалог, способность правильно воспринимать и прислушиваться к мнению окружающих, ориентироваться в огромном количестве предлагаемой информации и черпать для себя именно то, что требуется для решения поставленной проблемы. Предложенный вариант дискуссии поможет ученикам правильно классифицировать и анализировать исторические источники, высказывать собственную позицию по спорной проблеме и грамотно аргументировать её.
Список литературы
1. Короткова, М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории/М.В. Короткова. -М.: Владос- Пресс, 2014. - 172с.
2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш. - 3-е изд., стер. - М. : Академия , 2014. - 158 с.
3. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : Учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. - СПб. : Каро, 2014 - 144 с.
4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
References:
1. Korotkova, M.V. Conducting games and discussions at a history lesson / M.V. Korotkova. -M, 2014. - 172p.
2. Matyash, NV Innovative pedagogical technologies. Project training: a textbook for university students / NV Matyash. - 3rd ed., Sr. - M.: Academy, 2014. - 158 p.
3. Mushtavinskaya, IV Technology for the development of critical thinking at the lesson and in the teacher's training system: Teaching-methodical manual / IV Mushtavinskaya. - St. Petersburg. : Karo, 2014 - 144 p.
4. Panfilova, AP Innovative pedagogical technologies. Active learning / AP Panfilova. - M.: Academy, 2009. - 192p.