Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ'

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЁРНЫЙ КОМПЛЕКС / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старков Роман Валериевич, Климаков Виталий Сергеевич

В статье рассматривается значимость совершенствования учебно-тренировочных средств в современных воздушно-десантных войсках. Представлены возможности аппаратно-программного комплекса (АПК) «Хамелеон-БпЛА» для подготовки специалистов ВДВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старков Роман Валериевич, Климаков Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AN INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING FIREARMS TRAINING OF SPECIALISTS OF THE AIRBORNE TROOPS WITH THE USE OF TRAINING EQUIPMENT

The article discusses the importance of improving training facilities in modern airborne troops. Presents the capabilities of the «Chameleon» hardware-software complex for training airborne specialists.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ»

АРМИЯ-2022

Р.В. СТАРКОВ, В.С. КЛИМАКОВ

R.V. STARKOV, V.S. KLIMAKOV

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОМ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ AN INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING FIREARMS TRAINING OF SPECIALISTS OF THE AIRBORNE TROOPS WITH THE USE OF TRAINING EQUIPMENT

Сведения об авторах: Старков Роман Валериевич - начальник кафедры вооружения и стрельбы Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии полковник, кандидат педагогических наук, доцент (г. Рязань);

Климаков Виталий Сергеевич - профессор кафедры вооружения и стрельбы Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии подполковник, кандидат технических наук (г. Рязань).

Аннотация. В статье рассматривается значимость совершенствования учебно-тренировочных средств в современных воздушно-десантных войсках. Представлены возможности аппаратно-программного комплекса (АПК) «Хамелеон-БпЛА» для подготовки специалистов ВДВ.

Ключевые слова: тренажёрный комплекс, аппаратно-программный комплекс, технология виртуальной реальности, образовательный процесс.

Information about the authors: Roman Starkov - Head of the Armament and Shooting Department of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Guards Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Ryazan);

Vitaliy Klimakov - Professor of the Armament and Shooting Department of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Guards Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Ryazan).

Summary. The article discusses the importance of improving training facilities in modern airborne troops. Presents the capabilities of the «Chameleon» hardware-software complex for training airborne specialists.

Keywords: gym complex, hardware-software complex, virtual reality technologies, education process.

Принимая во внимание характер ведения современного боя, по опыту вооружённых конфликтов и локальных войн конца XX - начала XXI веков (Ирак, Ливия, Сирия, Украина), а также применение беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), которые стали неотъемлемой частью любой современной армии, предъявляются

жёсткие требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, которые невозможно достичь без использования методик, основанных на использовании учебно-тренировочных средств обучения нового поколения. Они способны выполнять обширный спектр задач, который постоянно расширяется за счёт развития

науки, технологий, инженерной мысли.

Результаты анализа существующих отечественных и зарубежных методик подготовки войск с использованием тренажёрных средств подтверждают возрастающую роль и важность внедрения в учебный процесс современных аппаратно-программных комплек-

1С h ИЮЛЬ-АВГУСТ 2022 №4(37)

сов и методических технологий для перехода на качественно новый уровень обучения личного состава огневой подготовке.

В результате совместной научно-методической и практической деятельности СТЦ «РАДАР» и кафедры вооружения и стрельбы РВВДКУ создан и внедрён в учебный процесс опытный образец тактического аппаратно-программного тренажёрного комплекса обучения и тренировки общевойсковых, воздушно-десантных подразделений и групп СпН МО РФ «Хамелеон» (АПК «Хамелеон»), который обеспечивает проведение тактико-огневых занятий с подразделениями без расхода боеприпасов и моторесурсов с практическим применением штатных средств наблюдения и разведки (прицелы, бинокли, буссоли и др.), а также отработки вопросов организации взаимодействия с приданными, поддерживающими подразделениями и операторами БпЛА.

В настоящее время активно ведётся работа по расширению функциональных возможностей АПК «Хамелеон», и одним из элементов общей тренажёрной системы является разрабатываемый комплекс обучения и тренировки подразделений ВДВ и СпН обнару-

Рис. 1. Тренажёр «Хамелеон-БпЛА»

жению и борьбе с малоразмерными воздушными целями - БпЛА, который впервые будет продемонстрирован в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2022».

Тренажёрный комплекс «Хамелеон-БпЛА» (см. рис. 1) разрабатывался в целях повышения качества подготовки военнослужащих в составе группы, отделения, взвода практическим действиям при ре-

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) Д ^

М АРМИЯ-2022

шении разнопрофильных специальных и учебно-боевых задач по обнаружению и уничтожению малогабаритных БпЛА с применением масса-макетов штатного оружия с определением тренажёрной системой результатов тактических действий и стрельбы в реальном времени.

Наиболее очевидным и эффективным способом противодействия малогабаритным БпЛА значится их обнаружение с последующим уничтожением. Сложность обнаружения и уничтожения воздушных целей такого типа требует значительного повышения боевых возможностей применения индивидуального стрелкового оружия, в сочетании с воспитанием психологической устойчивости стрелков и их способности за максимально короткое время выбрать способ и порядок ведения огня с элементами управления действиями стрелков командиром группы, отделения и взвода.

Тренажёрная система позволяет обучаемым использовать в качестве воздушного объекта его виртуальное видеоизображение на любой моделируемой местности с местными предметами окружения и определять результаты тактико-огневых действий в масштабе реального времени.

В виртуальном пространстве и на внешних экранах тренажёрного комплекса отображается происходящий тактико-огневой контакт. Во время выполнения упражнений производится определение факта обнаружения и поражения цели, направление и характер трасс пуль, при необходимости оповещение о результатах стрельбы. Комплексное применение АПК обеспечивает синхронную работу при выполнении конкретной задачи в ходе упражнения на едином виртуальном пространстве. Это позволит проводить многоуровневые тренировки по различным специальностям, темам и видам занятий, объединённых единым замыслом.

Основное инновационное преимущество комплекса заключается в предоставлении возможности работать со штатными приборами наблюдения и прицелами, средствами связи и управления.

Применение АПК «Хамелеон-БпЛА» в образовательном процессе позволит подготовить военнослужащих к практическим действиям при активном применении противником разведывательных и ударных малогабаритных БпЛА; к действиям командиров групп, отделений и взводов по организации борьбы с БпЛА и в ходе их реального уничтожения; к управлению огнём подразделений.

Программное обеспечение данного тренажёрного комплекса позволяет руководителю занятия заблаговременно создавать тактическую обстановку и моделировать варианты её развития в соответствии с замыслом занятия и уровнем подготовки обучающихся, а его оперативные возможности обеспечивают:

- быструю смену ситуации на театре военных действий (а именно схемы заданных маршрутов полёта БпЛА противника, возможность активации различных вводных в действие своих частей и подразделений, включая изменение количественного и качественного их состава);

- быструю смену места и театра действий;

- изменения условий тренировок (время года, суток, погода);

- многократный перезапуск и тренировку в одних и тех же повторяющихся условиях для формирования и совершенствования какого-либо специального навыка либо сравнения компетенций (стратегий) различных групп обучаемых;

- постановку тренировки на паузу с поэтапным разбором и разъяснением сложившейся ситуации;

- высокую степень безопасности обучаемых в ходе обучения и тренировок.

При включении в состав оборудования дополнительных рабочих мест, оснащённых системами индивидуальной визуализации, появляется возможность создания на них изображения местности, соответствующего местонахождению выбранного пункта наблюдения и ведения огня. Для каждого из них сохраняется возможность кругового наблюдения и свободного перемещения в пределах возможной площади развёртывания тренажёрного комплекса.

Ввод АПК «Хамелеон-БпЛА» в систему боевой подготовки частей и подразделений позволит:

- повысить эффективность и качество обучения командиров отделений, взводов и групп организации системы огня и управления огнём в ходе обнаружения и уничтожения малогабаритных БпЛА, а также организации взаимодействия средств огневого поражения подразделения;

- обеспечить выполнение комплексных задач обучения по тактической и огневой подготовке;

- позволит снизить финансово-экономические расходы при организации и проведении занятий и тренировок.

Опыт подготовки специалистов в РВВДКУ свидетельствует о том, что в условиях массового обучения с использованием тренажёрных средств повысилось качество практической подготовленности, сократились сроки формирования профессиональных компетенций и активизировалась работа каждого обучающегося. Применение интерактивных тренажёрных систем с технологиями виртуальной реальности позволило повысить информативность занятий, наглядность изложения и отработки учебного материала, расширить возможности руководителей занятий в творческом поиске более эффективных форм, методов и способов обучения для будущих высококвалифицированных специалистов ВДВ и СпН России.

V' то Ь ИЮЛЬ-АВГУСТ 2022 №4(37)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.