: d \
* ! 1 L L 1 1 I 1
1
A.A. ГРУШКА,
A.Б. БЕЛОВ,
B.В. ЕЛИСТРАТОВ
A.A. GRUSHKA, A.B. BELOV, V.V. ELISTRATOV
КУЗНИЦА ПОДВОДНОГО СПЕЦНАЗА
FORUM OF UNDERWATER SPECIAL FORCES
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОДОЛАЗНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МОРСКОГО СПЕЦНАЗА
ENGINEER PECULIARITIES OF THE SPECIALIZED DIVING COMPLEX FOR TRAINING NAVAL SPECIAL FORCES
Сведения об авторах: Грушка Александр Анатольевич - начальник кафедры инженерного обеспечения и водолазной подготовки Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии полковник, доцент (г. Рязань. E-mail: [email protected]);
Белов Андрей Борисович - профессор кафедры инженерного обеспечения и водолазной подготовки Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Рязань. E-mail: [email protected]);
Елистратов Василий Васильевич - начальник научно-исследовательского отдела Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, гвардии полковник, доктор технических наук (г. Рязань. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассмотрен опыт ученых и специалистов РГВВДКУ в разработке учебно-тренировочной базы многофункционального водолазного комплекса. Представлены готовые проектные решения тренажеров и порядок их использования для формирования профессионально важных навыков и умений у будущих офицеров морского спецназа.
Ключевые слова: учебно-тренировочные средства, водолазная подготовка, подводная стрельба, беспарашютное десантирование, минирование и разминирование под водой, штурмовые группы.
Information about the authors: Alexander Grushka - head of the department of engineer support and scuba diving training Ryazan Guards Higher Airborne Command School (RGVVDKU) guards colonel, assistant professor (Ryazan. E-mail: [email protected])
Andrew Belov -professor of the department of engineer support and scuba diving training Ryazan Guards Higher Airborne Command School (RGWDKU) guards colonel, Candidate of technical Science, assistant professor (Ryazan. E-mail: [email protected])
Vasily Elistratov - head of the research Department of the Ryazan guards higher airborne order Suvorov twice red banner command school named after General of the army V.F. Margelov, Colonel, doctor of technical Sciences (Ryazan. E-mail: [email protected])
Summary. The article is devoted to the scientists experience of RGWDKU in working out the training equipment base of the multifunction diving complex. The finished design choices of the equipment simulators are depicted. The usage order of the equipment simulators is described for training professional skills of naval special forces cadets.
Keywords: training equipment, scuba diving training, underwater shooting, free drop, mining and underwater demining, assault teams.
лшШШШ
В структуре практически всех силовых ведомств представители морского спецназа заслуженно занимают одну из наивысших ступеней. Они всегда считались элитой подразделений специального назначения каждого, уважающего себя, государства. Их всегда отличали наивысший профессионализм, всесторонняя подготовленность. При этом подготовка боевых пловцов и проводимые ими специальные операции всегда были окутаны завесой тайн и мифов. Сегодня основными задачами боевых пловцов являются диверсионная и противодиверсионная деятельность. В целях совершения диверсий пловцы должны уметь скрытно выдвинуться к складам вооружения и боеприпасов вероятного противника, базам атомных подводных лодок, докам и другим объектам с целью их вывода из строя или полного уничтожения. Противодиверсионная деятельность включает в себя охрану важных государственных и военных морских и речных объектов с целью борьбы с диверсионными силами противника. Кроме этого, умение передвигаться и действовать под водой позволяет рассматривать водолазную подготовку как средство доставки группы специального назначения к месту выполнения задачи.
Решение вышеперечисленных задач напрямую зависит от уровня военно-профессиональной подготовки подводного спецназа и требует от учебных подразделений разработки и внедрения новых, более эффективных, методов и средств обучения.
Изучение опыта строительства учебно-тренировочных объектов для подготовки морского спецназа для различных силовых ведомств нашей страны и за рубежом позволило ученым и специалистам учи-
лища разработать современный универсальный многофункциональный водолазный комплекс. Тренажерная база комплекса позволяет готовить специалистов с использованием водолазного снаряжения с замкнутой и полузамкнутой схемой дыхания, есть также система шлюзования, моделируются течения разных направлений и силы, обеспечивается тренировка в стрельбе из подводного оружия, по минированию и разминированию под водой. При этом имеется возможность проводить групповое обучение пловцов под водой в составе штатных подразделений.
Структурно комплекс состоит из трех учебно-тренировочных модулей:
- бассейн по тактико-специальной подготовке;
- учебно-тренировочная башня в комплексе с тренажерами «Устройство аварийного выхода горизонтального (УАВГ)» и «Устройство аварийного выхода аварийного (УАВВ)» (производитель и поставщик - ОАО ЦКБ МТ «Рубин»);
- береговой водолазный барокомплекс кратковременного пребывания, состоящий из стационарной многоместной водолазной барокамеры и ее систем.
Рассмотрим назначение и состав каждого модуля в отдельности.
Бассейн по тактико-специальной подготовке предназначен для проведения занятий по водолазной, тактико-специальной, огневой и физической подготовке.
Бассейн представляет собой двухуровневую ванну (глубина ванны - от 1,8 метра с плавным заглублением до 6 метров) размером 50 х 16 метров с вышками для прыжков в воду высотой 3 метра, 5 метров и 10 метров. Для имитации в условиях бассейна устойчивого подводного течения в чаше смонтированы генераторы водяного потока.
При создании бассейна коллективом кафедры был разработан ряд учебно-тренировочных средств, уникальных в своем роде и не имеющих аналогов на момент создания. В частности были спроектированы и сегодня успешно применяются в учебном процессе:
- тренажер беспарашютного десантирования;
- подводный тир;
- макет надводной и подводной части борта корабля.
Работая над проектом комплекса, коллективом преподавателей кафедры в кратчайшие сроки был проведен анализ выполнения боевых и учебно-боевых задач представителями самых разных силовых ведомств: от подразделений морской пехоты до подразделений специального назначения Пограничной службы ФСБ РФ. И все, как один, говорили о необходимости подготовки специалистов по беспарашютному десантированию. Результаты проведенного анализа легли в основу решения о создании тренажера беспарашютного десантирования.
Тренажер беспарашютного десантирования позволяет проводить обучение курсантов с учетом всех требований,
/
5 ^
■' ' . ' о.
определенных приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 155 «Об утверждении Наставления по парашютно-спасатель-ной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». Основной задачей обучения на тренажере является: подготовка курсантов к беспарашютному десантированию в воду или на ограниченную площадку (плавсредство) по штурмовому, а также подъему аварийного водолаза на борт воздушного судна.
Конструктивно тренажер выполнен из доработанной центральной части фюзеляжа вертолета Ми-8 и установлен на сварной раме, закрепленной на высоте 10 метров над уровнем воды. Для моделирования спусков на воду и подъема аварийного водолаза внутри фюзеляжа установлена лебедка ЛПГ-150М с блоком управления и выполнен монтаж «базы» для штурмовых тросов.
В целях предварительной подготовки пловцов к беспарашютному десантированию в бассейне над максимально глубокой частью ванны установлена вышка с разнесенными высотами над уровнем воды: три, пять и десять метров соответственно.
Каждый уровень вышки имеет свое предназначение.
Вышка высотой три метра предназначена для первоначальной отработки прыжка в воду в комплекте № 1 (гидрокомбинезон, ласты, маска). При этом инструктор особое внимание обращает на технику прыжка - отрыв от площадки, удержание тела во время полета в вертикальном положении, взгляд вперед (а не вниз!). Основная задача на данном уровне - добиться входа в воду вертикально и не утерять при этом предметы снаряжения (ласты, маску).
1 гтть
Бассейн по тактико-специальной подготовке
Вышка высотой пять метров предназначена для совершенствования навыков, полученных на трехметровой высоте, но реализуемых в более сложной обстановке - боязнь высоты на высоте пять метров.
Вышка высотой десять метров предназначена для отработки прыжка в воду с высоты макета вертолета, но без ограничения по макету борта.
При совершении прыжков с вышки также производится профессиональный отбор пловцов и решается задача преодоления страха высоты.
Неотъемлемым профессионально важным качеством, которым должен обладать морской спецназ, является умение вести эффективный огонь из подводного оружия. В целях обучения стрельбе из специального подводного оружия было принято решение о строительстве в бассейне подводного тира. На этапе проектирования данное решение сопровождалось тщательным изучением опыта существующих учебных объектов. В ходе анализа выяснено, что подводные тиры, существующие в Военном институте физической культуры (г. Санкт-Петербург) и конструкторском бюро (г. Тула), аналогичны по своей конструкции и представляют
собой металлическую трубу. Однако практический опыт использования подводного тира данного типа показал, что процесс обучения стрельбе в нем имеет существенный недостаток. Связано это с тем, что вышеописанная металлическая труба не дает полного представления о процессе прицеливания, а также о взаимодействии системы «стрелок -оружие - пуля - мишень» и, соответственно, сводит до минимума саму методику обучения меткой стрельбе из специального подводного оружия. У стрелка, несмотря на наличие инверсионного следа пули (иглы), нет возможности проследить за ее полетом и, соответственно, произвести корректировку выстрела. А в случае, когда пуля (игла) задевает стенку трубы, выстрел становится небезопасным. При этом спрогнозировать траекторию полета пули (иглы) невозможно ни теоретически, ни практически.
В результате проведенной работы преподавателями кафедры был предложен и реализован на практике свой проект подводного тира, лишенный вышеуказанных недостатков и позволяющий проводить тренировку пловцов по подводной стрельбе из боевого оружия в условиях стоячей воды и/или
Й
<■ *у
ш
Береговой барокомплекс кратковременного пребывания
под воздействием течении из положения «на плаву» и «с грунта». Вновь разработанный тир представляет собой галерею длиной 12 метров, шириной 3 метра и высотой 2,5 метра. Количество стрелковых направлений - 2. Пулеулавли-ватель кассетно-жалюзийного типа с самозатягивающимся антирикошетным покрытием.
Расчет баллистической безопасности подводного тира показал, что даже в случае сохранения линейной траектории пули (иглы) угол встречи с препятствием не превышает 60 градусов, что гарантирует отсутствие непрогнозируемых рикошетов в сторону открытой части тира.
В числе большого количества задач морского спецназа присутствуют такие задачи, как минирование (разминирование) корабля, а также выход штурмовой группы на палубу корабля.
В целях получения курсантами навыков в установке специальных мин на корабль противника, а также для отработки вопросов действий штурмовых групп и абордажных команд по выходу на борт (по захвату судна) корабля был спроектирован и изготовлен макет надводной и подводной части борта корабля.
Для исключения коррозионных процессов макет был сделан на каркасе, изготовленном, как и ванна бассейна, из нержавеющей стали, а сверху облицован водостойким оргалитом. В целях установки на подводной части макета магнитных мин и магнитных фиксаторов ФМ-50, ФМ-200 и ФМ-400 в его каркасе конструктивно были предусмотрены резьбовые соединения из нержавеющей стали, с помощью которых производится крепеж стальных пластин из «черного» металла размером 0,6 х 0,6 метра.
В результате выполненных работ в бассейне был создан тренажер, позволяющий производить тренировки водолазов по подъему на борт надводного корабля с использованием штурмовых средств, а также выполнять учебно-тренировочные задачи по минированию подводной части корабля.
Что же касается тренажеров, расположенных в водолазной учебно-тренировочной башне, то, в основном, на момент создания комплекса их прототипы уже существовали, но впоследствии были доработаны, благодаря инициативе преподавательского состава и тесному его
сотрудничеству с предприятиями-изготовителями. В результате удалось получить учебно-тренировочные средства, в наибольшей степени отвечающие целям обучения.
Разработанная учебно-тренировочная водолазная башня предназначена для отработки практических навыков по выходу личного состава из подводной лодки, а также тренировки аварийного всплытия водолазов и всплытия по таблицам режима декомпрессии. Башня представляет собой заводскую конструкцию диаметром 5 метров и глубиной 21 метр с высотой лееров 1 метр (производитель и поставщик -ЦКБ МТ «Рубин»).
В средней боковой части башни установлено устройство аварийного горизонтального выхода. Устройство представляет собой торпедный аппарат подводной лодки калибром 533 мм.
Один тренажер - «сухой», второй - рабочий. Рабочий торпедный аппарат размещен в имитационном торпедном отсеке с выходом в рецесс и в водолазную башню на глубине 5 метров. «Сухой» тренажер установлен на этаже и предназначен для отработки вопросов выхода с подводной лодки через торпедный аппарат без заполнения водой (по-сухому). При этом особое внимание обращается на выработку навыков по действиям водолаза-разведчика внутри торпедного аппарата, на сигналы, подаваемые водолазом, на последовательность и алгоритм действий.
В нижней части башни установлен подбашенный отсек тренажера входного/спасательного люка подводной лодки (устройство аварийного выхода вертикальное).
Устройство вертикального аварийного выхода представляет собой спасательный люк подводной лодки. Один
тренажер - «сухой», второй -рабочий. «Сухой» тренажер установлен в межэтажном перекрытии и предназначен для отработки вопросов выхода с подводной лодки через спасательный люк без заполнения водой (по-сухому).
При этом особое внимание обращается на выработку навыков по действиям водолаза-разведчика внутри люка, на сигналы, подаваемые водолазом, на последовательность и алгоритм действий.
Рабочий спасательный люк размещен в подбашенном отсеке. Рабочий люк позволяет осуществлять выход после тренировки в прохождении «сухого» тренажера с глубины 21 метра.
На заключительном этапе подготовки водолаза проводится тренировка водолаза действиям при выходе непосредственно в воду. Отработка учебно-тренировочных задач производится на тренажере «мокрого» типа.
Береговой барокомплекс кратковременного пребывания состоит из стационарной шестиместной водолазной барокамеры с системами жизнеобеспечения.
Основные задачи, возложенные на барокомплекс:
- проведение лечебной рекомпрессии не менее двух человек по всем режимам «Правил водолазной службы ВМФ-2002» ПВС ВМФ-2002 с максимальным давлением до 10 кгс/см2с применением для дыхания воздуха, ДГС, а также кислорода;
- проведение сеансов ок-сигенобаротерапии под максимальным давлением 2 кгс/ см2, без подачи кислорода в атмосферу барокамеры;
- проведение тренировочных водолазных спусков под давлением до 10 кгс/см2 по всем принятым режимам ПВС ВМФ-2002;
- прием пострадавших из транспортабельной барокамеры под давлением до 0,5 МПа для оказания последующей медицинской помощи;
- проведение всего комплекса необходимых лечебных и мониторинговых мероприятий пострадавшим во время их нахождения в барокамере.
Береговой барокомплекс кратковременного пребывания
В целом опыт использования многофункционального глубоководного водолазного комплекса в учебном процессе подтвердил его высокую эффективность как учеб-
1! и ; 4 . ■
1 с 1 Г 1 1 1 ■ '
' Р 1!
но-тренировочного объекта для подготовки офицеров морского спецназа. Вместе с тем, применение комплекса уже вышло далеко за рамки учебного процесса училища. Сегодня это центр подготовки офицеров различных силовых ведомств и кладезь научных исследований и испытаний специальных средств подводной войны.
Подготовка специалистов для выполнения различных работ под водой проводится в училище не только в стенах учебно-тренировочного комплекса. Бассейн и водолазная башня - это идеальные условия для работы под водой. Да, они, эти условия, очень важны на первоначальном этапе подготовки водолазов абсолютно всех квалификаций. Но для качественной подготовки необходимы практические спуски в условиях так называемой открытой воды -реки, озера, моря. И в этом смысле в программе подготовки курсантов присутствуют практические занятия в реках и озерах Рязанской области, а также двухнедельная учебная практика на одном из морей нашей обширной России.
В этом смысле знаменательный год столетия нашего прославленного училища не стал исключением. В сентябре 2018 года курсанты выезжали на учебную практику в акваторию Черного моря, где в честь векового юбилея развернули на максимально допустимой для них глубине флаг «100 лет РВВДКУ». Это и стало вкладом нашей кафедры в подготовку и празднование столетия училища. И теперь флаг училища побывал не только в космосе и высоко в горах, но и под водой. Это значит, что для Воздушно-десантных войск нет стихий, которых бы они ни подчинили себе!