Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ И ГОРНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / GENERAL PHYSICAL TRAINING / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING CONCEPT / CHAIR OF PHYSICAL TRAINING AND MENTAL STABILITY / PROFESSIONAL SUITABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинин Александр Владимирович

В статье рассматривается концепция построения системы физической подготовки вуза как совокупность совершенствования качества образования и идентификации уровней освоения обучающимися образовательной программы профессионального образования (ФГОС 3 +, ФГОС 3 ++) в соответствии с требованиями государственных заказчиков (Командования ВДВ, ГРУ). Раскрывается основная задача процесса обучения военнослужащего ВДВ и СпН в вузе - подготовить профессионала для эффективных действий в экстремальных ситуациях, в том числе боевых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PHYSICAL EDUCATION PHYSICAL TRAINING SYSTEM DESIGN IN THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROCESS, MILITARY SPECIAL FORCES

The article deals with the concept of building a system of physical training of the University as a combination of improving the quality of education and to identify the levels of development of students of the educational program of professional education (GEF 3 +, GEF 3 + +) with the requirements of the governmental customers (AIRBORNE TROOPS Command, Gru). Expands the main objective of the learning process of the AIRBORNE soldier and SPN in high school is to prepare professional for effective action in emergency situations, including combat.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

]=ТГГ ilfi

ИССЛЕДОВАНИЕ

A.B. ДРУЖИНИН A.V. DRUZHININ

КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ подготовки

THE CONCEPT OF PHYSICAL EDUCATION

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

PHYSICAL TRAINING SYSTEM DESIGN IN THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL

PROCESS, MILITARY SPECIAL FORCES

Сведения об авторе. Дружинин Александр Владимирович — старший преподаватель кафедры физической и горной подготовки Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, гвардии полковник, кандидат педагогических наук, профессор (г. Рязань. E-mail: 975048l@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматривается концепция построения системы физической подготовки вуза как совокупность совершенствования качества образования и идентификации уровней освоения обучающимися

—- -- образовательной программы профессионального образования (ФГОС 3 +,

ФГОС 3 ++) в соответствии с требованиями государственных заказчиков (Командования ВДВ, ГРУ). Раскрывается основная задача процесса обучения военнослужащего ВДВ и СпН в вузе — подготовить профессионала для эффективных действий в экстремальных ситуациях, в том числе боевых.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, концепция физической подготовки, кафедра физической и горной подготовки, психическая устойчивость, профессиональная пригодность.

Information about the author. Alexander Druzhinin — senior lecturer of the Department of physical and mountain training of the Ryazan guards higher airborne command school named after army General V. F. Margelov, guards Colonel, candidate of pedagogical Sciences, Professor (Ryazan. E-mail: 9750481@ mail, ru).

Summary. The article deals with the concept of building a system of physical training of the University as a combination of improving the quality of education and to identify the levels of development of students of the educational program of professional education (GEF 3 +, GEF 3 + +) with the requirements of the governmental customers (AIRBORNE TROOPS Command, Gru). Expands the main objective of the learning process of the AIRBORNE soldier and SPN in high school is to prepare professional for effective action in emergency situations, including combat.

Keywords: general physical training, special physical training, physical training concept, Chair of physical training and mental stability, professional suitability.

Опыт боевой подготовки ВДВ и ведения вооруженной борьбы убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих играет основополагающую роль в боеспособности воинских подразделений. Очевидно, что воинское подразделение, состоящее из слабо подготовленных

военнослужащих, и в прежние времена, и сейчас обречено на поражение. Опыт ведения боевых действий в современных локальных войнах и военных конфликтах еще раз показал, что какой бы технически оснащенной ни была армия, решающей силой в достижении победы остается боец, который должен не

только обладать всеми качествами, необходимыми для успеха в бою, то есть быть инициативным, технически грамотным, обладать соответствующими военными знаниями и умениями и так далее, но и иметь хорошее здоровье, быть физически развитым, психически устойчивым, профессионально подготовленным.

В структуре боевой готовности войск условно выделяются три основных компонента: готовность личного состава, готовность материально-технических средств, готовность организационных форм. В целом готовность личного состава характеризуется совокупностью индивидуальной готовности каждого военнослужащего и необходимой боевой слаженностью воинских подразделений. Боевая готовность каждого военнослужащего структурно состоит из трех основных компонентов: морально-психологической, военно-специальной и физической готовности.

Раскрывая вопросы развития и совершенствования боевой подготовки воинских частей и подразделений, предлагаем рассмотреть систему физической подготовки вузов МО РФ на примере РГВВДКУ.

Система физической подготовки курсантов училища—совокупность концепции совершенствования качества образования и идентификации уровней освоения обучающимися образовательной программы профессионального образования ФГОС 3 + в соответствии с требованиями государственных заказчиков (Командования ВДВ, ГРУ) с учетом перехода на ФГОС 3 ++.

Основная задача процесса обучения военнослужащего ВДВ и СпН в вузе — подготовить его для эффективных действий в экстремальных ситуациях, в том числе боевых. Для решения данных задач кафедрой физической и горной подготовки (Ф и ГП) разработана концепция совершенствования образовательной деятельности.

Вместе с тем анализ результатов участия военнослужащих ВДВ, СпН, ССО в военных конфликтах и контртеррористических операциях, в том числе в Сирийской Арабской Республике (САР), показал, что уровень их физической подготовленности не в полной мере соответствует современным требованиям ведения боя и не в полном объеме учитывает особенности театра военных действий. Анализ

боевых действий в САР выявил следующие особенности, влияющие на успешное ведение боевых действий: жара и пыльные бури; перемещение военнослужащих в узких проходах, лабиринтах и завалах; тяжесть снаряжения; нахождение длительное время в статической позе; условия горной местности (гипоксия) и др.

Предполагается, что для решения задач основные усилия необходимо сосредоточить на подготовке командира подразделения ВДВ и командира группы СпН, имеющих необходимый уровень физической подготовленности, владеющих специальными навыками и умениями, психологически готовых для выполнения учебно-боевых и специальных задач; способных организовывать и проводить все формы физической подготовки в учебном процессе и повседневной деятельности.

Мы проанализировали программу по физической подготовке училища и сравнили ее с программами других командных вузов ВС РФ. Тщательно изучив Требования государственных заказчиков (ВДВ, ГРУ), предполагаем Концепцию реализовать по направлениям:

— общая физическая подготовка (30% учебного времени);

1 :11 г ^ ёТ : 1:

й' 1 ] ■ ■ 1 1 1 о I

* ч- 71

— специальная физическая подготовка (70% учебного времени).

Общая физическая подготовка. Проводится на 1—2-м курсах. Включает: обучение физическим упражнениям, развитие основных физических качеств, обеспечивающих успешное овладение воинской специальностью, начальными теоретическими знаниями в области анатомии, физиологии, а также понимание изменений, происходящих в организме человека при нагрузках различного характера. Орга-низаторско-методические навыки в проведении форм физической подготовки осваиваются в объеме требований к командиру отделения (2-й курс).

Специальная физическая подготовка (начальный этап). Для эффективного (ускоренного) развития физических качеств внедрить систему физической тренировки дополнительные средства: кроссфит; скоростно-силовые комплексные (круговые) тренировки с собственным весом, весом партнера, в средствах индивидуальной броне-защиты. Данные дополнительные средства включать на утренней физической зарядке, в учебных занятиях (при проведении комплексной

Схема 7.

Направления концепции по физической подготовке в РГВВДКУ

1-2 курсы

Общая физическая подготовка 30%

3-5 курсы

Специальная физическая подготовка 70%

тренировки) и спортивно-массовой работе.

Специальная физическая подготовка (основной этап). На 3—5-х курсах — формирование необходимого уровня развития физических и морально-психологических качеств, формирование навыков в проведении всех форм физической подготовки. Формирование специальных физических качеств для ведения боевых действий в различных климатогео-графических условиях и театрах военных действий, для обеспечения служебной деятельности путем овладения запланированным объемом физических упражнений, теоретическими знаниями и методическими навыками в организации физической подготовки и спортивно-массовой работы в объеме требований к командиру взвода (группы), роты (отряда).

Необходимо дать определение, что включает в себя специальная физическая подготовка. Специальная физподготовка включает изучение приемов рукопашного боя по спецпрограммам, военный биатлон, суточное ориентирование, бег на длинные дистанции (полумарафон 21 км, марафон 42 км), горную подготовку, конную подготовку, стрельбу из лука, ножевой бой и ме-

тание холодного оружия. Данные направления позволят сформировать навыки ведения боевых действий в различных условиях.

Поставленную задачу планируем выполнять, проводя мероприятия по совершенствованию имеющихся основных профессиональных образовательных программ, а также по расширению спектра преподаваемых на кафедре дисциплин в соответствии с новыми образовательными программами и учебными планами.

Для контроля уровня развития курсантов предполагаем, что на:

1-м курсе — происходит адаптация, становление (при положительных результатах контроля уровня физической подготовки);

2-м курсе — повышение и развитие основных физических качеств (при отличных результатах уровня физической подготовки) и изучение программных упражнений по рукопашному бою (РБ-1, РБ-2, РБ-3);

3-м курсе — формирование необходимого уровня физических и специальных качеств (при отличных результатах уровня физической подготовки и вторым квалификационным уровнем);

4-м курсе — формирование специальных физических качеств

Развитие основных физических качеств

Начальные теоретические знания в области анатомии и физиологии

Уметь выполнять

упражнения, п р еду с мотре н н ы е программой обучения

Схема 2. Содержание общей физической подготовки

для ведения боевых действий в различных условиях (при отличных результатах, высшем уровне физической подготовки и выполнении 1-го разряда по военно-прикладным видам спорта);

5-м курсе — совершенствование специальных физических качеств и навыков для выполнения профессиональных должностных обязанностей (при отличных результатах уровня физической подготовки и выполнении норм и требований КМС по военному четырехборью), изучение РБ по специальным программам применительно к боевой ситуации, навыки РБ с оружием, навыки с ножом, навыки с применением подручных средств, учебные бои против одного и нескольких противников.

Предполагаем сделать вывод о способности выполнять должностные обязанности по предназначению. В случае низкого уровня физической, теоретической и методической подготовленности (от оценки «хорошо» и ниже) представлять для рассмотрения на Ученом совете училища на предмет «несоответствия воинской специальности».

Таким образом, конец 3-го курса должен стать рубежным в определении профессиональной пригодности обучающегося к дальнейшему обучению.

Итогом освоения программы обучения является государственная итоговая аттестация по дисциплине «Физическая подготовка».

Мероприятия реализовывать и проводить планируем профессорско-преподавательским составом кафедры, инструкторской группой при тесном взаимодействии с командирами курсантских подразделений, кафедрами училища: с кафедрой ВДП по парашютному двоеборью; с кафедрой ВиС по воздушно-десантному многоборью, военному биатлону; с кафедрой ТСП по суточному ориентированию; с кафедрой ППСпН по горной

подготовке; с кафедрой тактики по формированию специальных физических качеств для ведения боевых действий в различных условиях.

Обучение курсантов следует рассматривать, как процесс идеологического воспитания. Курсант в процессе обучения изучает и совершенствует приемы и способы действий, тренируется, развивая при этом антропометрические данные, морально-волевые, психофизиологические и физические качества и военно-прикладные навыки.

Основным видом реализации считать не только учебные занятия, утреннюю физическую зарядку, спортивно-массовую работу, физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности, самостоятельную физическую тренировку, а также успешное выступление на соревнованиях по военно-профессиональным дисциплинам (олимпиада по ВПД, соревнования «Десантный взвод», «Зеленая тропа», «Морской взвод», «Саянский марш», «Эльбрусское кольцо» и др.), т.е. сочетание военно-профессиональных действий и физических упражнений.

Для эффективного выполнения специальных обязанностей и боевых задач военнослужащим ВДВ, СпН необходимы дополнительно навыки:

— стрельба в средствах защиты;

— скоростная стрельба в средствах бронезащиты;

— тактическое перемещение (совершение маршей, развертывание и свертывание в боевые порядки в условиях завалов дорог и их минирования);

— фигурное вождение транспортных средств в ночное время суток, в том числе в условиях ограничения времени и в условиях минирования дорог;

— ориентирование на местности, определение азимута и дальности до объектов;

— использование горного снаряжения, выполнение подъемов и спусков по веревке (канату);

С т!г ,

щшш

«

Не старайтесь быть горой мышц. Грубая физическая сила не победит скорость и выносливость».

Брюс Ли,

популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств,

постановщик боевых сцен и философ

— использование гужевого транспорта для выполнения специальных задач в высокогорной и пустынной местности.

Перспективные направления деятельности кафедры: изучение, освоение и внедрение в учебный процесс специальных приемов рукопашного и ножевого боя, включение соревнований по суточному ориентированию, соревнований по военному биатлону (использование штатного оружия), включение сверхдлительных маршей (рейдов с полной выкладкой), выполнение программных упражнений (НФП-2009) в средствах бронезащиты, освоение специальной учебной программы по горной подготовке, по легкой водолазной подготовке и конной подготовке.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— физическая подготовка в современных условиях является целостным специфическим образованием ВС РФ, играющим важную роль в обеспечении высокого уровня боевой готовности личного состава ВДВ и СпН и национальной безопасности страны, но требующим систематического совершенствования с учетом боевого опыта;

— внедрение в учебный процесс училища новой Концепции физической подготовки, разработанной кафедрой физической и горной подготовки с учетом анализа боевых действий, и в том числе в САР, позволит реализовать задачи специальной физической подготовки и подготовить офицера, способного профессионально решать учебные и специальные задачи, и рассматривать каждого выпускника как боевую единицу;

— позволит специалистам физической подготовки внести изменения и дополнения в тео-

ретические положения (Проект НФП-2019) о подготовке военнослужащих ВДВ, СпН и нормативы по их проверке с учетом проведенного нами исследования «Проектирование системы физической подготовки в структуре образовательного процесса и боевой подготовки военнослужащих подразделений специального назначения» и анализа результатов педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, Г. Г. Формирование военно-прикладных навыков у военнослужащих к действиям в экстремальных условиях средствами физической подготовки: монография — СПб.: ВИФК, 2004. 430 с.

2. Бараев, Б. П., Карая-ни, А. Г., Перевалов, Б. Ф., Сыромятников, ИЗ. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера [Текст] / Б. П. Бараев, А. Г. Караяни, В. Ф. Перевалов, И. В. Сыромятников.— М.: Военное издательство, 2006.

3. Горелов, А.А., Сущен-ко, В. Л. Физическая подготовка военнослужащих подразделений специального назначения в особых условиях профессиональной деятельности // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур, 2013. № 3. С. 30-35.

4. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: прилож. к пр. МО РФ 2009 года № 200 с измен, в соотв. с прилож. к пр. МО РФ 2013 года № 560.

5. Физическая культура (подготовка) [электронный ресурс]: учебник: Воениздат, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.