Научная статья на тему 'Анализ учебной программы по физической подготовке курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск Прошлякова А. И'

Анализ учебной программы по физической подготовке курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск Прошлякова А. И Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / РАЗДЕЛЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / TRAINING AND COMBAT ACTIVITIES / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / ACADEMIC CURRICULUM / SECTIONS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корочкин Андрей Владимирович, Левин Сергей Валерьевич, Сидоров Алексей Васильевич

В данной статье рассматривается проблема повышения уровня подготовки специалистов инженерных войск в учебных заведениях МО РФ. Целью исследования являлось проанализировать существующую систему физической подготовки специалистов инженерных войск МО РФ, изучить имеющиеся проблемы и недостатки и предложить пути их решения. В результате проведения исследований было предложено включать в программу физической подготовки специалистов инженерных войск занятия по физической подготовке в комплексе с занятиями по специальным дисциплинам для специалистов инженерных войск (включая занятия, приближенные к боевой деятельности воинов-инженеров). Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию системы физической подготовки в учебных заведениях инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корочкин Андрей Владимирович, Левин Сергей Валерьевич, Сидоров Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the academic curriculum for physical training of cadets of the Tyumen marshal Proshlyakov Higher Military Engineering Command School

This article considers the problem of improving the level of training of specialists of engineering troops in educational institutions of the Russian Defense Ministry. The purpose of the study was to analyze the current system of physical training of engineering troop’s specialists of the Russian Defense Ministry, to study the existing problems and shortcomings and to suggest ways of solving them. The results obtained made it possible to include the physical training into the physical training program for engineers of the engineering complex in conjunction with classes in special disciplines for engineers of the engineering troops (including classes close to the combat activities of engineer-soldiers). Recommendations for improving the physical training system in engineering educational institutions of the Russian Defense Ministry have been developed and proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ учебной программы по физической подготовке курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск Прошлякова А. И»

REFERENCES

1. Vologdin, I.I. (2000), "Paradoxes of control standards from the point of view of statistical criteria in the practice of teaching physical education", Physical education: upbringing, education, training, No. 1, pp. 14.

2. Davydenko, T.M., Parkhomenko, V.I. and Kucheryavenko, V.N. (1999), "Monitoring of general education of students", Vocational education, No. 8, pp. 7-8.

3. Zelenyuk, O.V. (2002), "Physical education in the management of student health", Physical education of students of creative specialties, No. 2. pp. 75-82.

4. Landa, B.Kh. (2005), Methodology for a comprehensive assessment of physical development and physical fitness: training manual, Soviet Sport, Moscow.

5. Federal State Educational Standard for Higher Education in the area of training 44.03.03 Special (defectological) education (Bachelor level), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/440303_B_3plus_22112017.pdf.

Контактная информация: vv-korolyov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2020

УДК 378

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ТЮМЕНСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО КОМАНДНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

ПРОШЛЯКОВА А.И.

Андрей Владимирович Корочкин, преподаватель, Сергей Валерьевич Левин, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Алексей Васильевич Сидоров, заместитель начальника кафедры, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск Прошлякова А.И.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема повышения уровня подготовки специалистов инженерных войск в учебных заведениях МО РФ. Целью исследования являлось проанализировать существующую систему физической подготовки специалистов инженерных войск МО РФ, изучить имеющиеся проблемы и недостатки и предложить пути их решения. В результате проведения исследований было предложено включать в программу физической подготовки специалистов инженерных войск занятия по физической подготовке в комплексе с занятиями по специальным дисциплинам для специалистов инженерных войск (включая занятия, приближенные к боевой деятельности воинов-инженеров). Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию системы физической подготовки в учебных заведениях инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: учебно-боевая деятельность, физическая подготовка, физические качества, учебная программа, разделы физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p241-247

ANALYSIS OF THE ACADEMIC CURRICULUM FOR PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE TYUMEN MARSHAL PROSHLYAKOV HIGHER MILITARY ENGINEERING COMMAND SCHOOL

Andrey Vladimirovich Korochkin, the teacher, Sergey Valerievich Levin, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy head of the department, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alexey Vasilyevich Sidorov, the Deputy Head of the Department, Tyumen Marshal Proshlyakov Higher Military Engineering Command School

Abstract

This article considers the problem of improving the level of training of specialists of engineering troops in educational institutions of the Russian Defense Ministry. The purpose of the study was to analyze the current system of physical training of engineering troop's specialists of the Russian Defense Ministry, to study the existing problems and shortcomings and to suggest ways of solving them. The results obtained made it possible to include the physical training into the physical training program for engineers of the engineering complex in conjunction with classes in special disciplines for engineers of the engineering troops (including classes close to the combat activities of engineer-soldiers). Recommendations for improving the physical training system in engineering educational institutions of the Russian Defense Ministry have been developed and proposed.

Keywords: training and combat activities, physical training, physical qualities, academic curriculum, sections of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Как показывает современный опыт ведения боевых операций специалистами инженерно-саперных подразделений, физическая и психологическая подготовка занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов инженерных войск к боевым действиям. Выполнение учебных и боевых задач требует от военнослужащих инженерно-саперных подразделений высокой степени их боевой готовности, обученности, морально-волевого состояния, умения обслуживать современное вооружение и специальную технику, их способности выполнять задачи по своему прямому предназначению.

Длительное и комплексное воздействие неблагоприятных факторов на организм специалиста инженерно-саперных подразделений может с большей долей вероятности вызвать проявление ряда выраженных функциональных сдвигов, негативных психологических реакций, что приводит к снижению профессиональной работоспособности и ухудшению здоровья военнослужащих.

Успешность действий в этих условиях зависит от уровня физической и психической готовности, а также развития профессионально важных качеств и военно-профессиональных двигательных навыков, реализуемых в экстремальных условиях военно-профессионального труда саперов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебно-боевая деятельность военнослужащих инженерных войск содержит в себе большое количество экстремальных факторов, которые в существенной мере способствуют возникновению у них нервно-психической и эмоциональной напряженности.

Чтобы противостоять этим факторам, военнослужащим инженерных войск необходима высокая степень развития психических профессионально значимых и психофизиологических качеств; высокий уровень общей, силовой и специальной выносливости, самообладание (эмоционально-волевая устойчивость); психомоторной координации; высокого развития ряда личностных свойств; высокой ответственности за порученное дело, коллективизма, групповой сплоченности, готовности к четкому взаимодействию.

Военнослужащие практически постоянно выполняют свои служебно-боевые задачи в экстремальных условиях. Они подвергаются воздействию бесчисленного множества новых, непривычных условий и неблагоприятных факторов боевой деятельности [1, 4, 5, 9, 11]. С точки зрения логической последовательности процесса обучения можно отметить, что отработке в конкретной учебно-боевой обстановке приемов и способов действий на поле боя способствует необходимый уровень физической готовности. Необходимо обеспечить развитие основных физических качеств, военно-прикладных навыков и умений.

Решению этой задачи должна способствовать дисциплина «Физическая подготовка», целью которой является: подготовить офицера частей и подразделений инженерных войск с достаточным уровнем развития физических качеств и военно-прикладных навы-

ков, способного переносить длительные физические нагрузки без снижения профессиональной работоспособности, знающего основы теории, организации и методики проведения физической подготовки, т. е. физической готовности к выполнению деятельности офицера инженерных войск.

В специальном опросе, в котором приняло участие 58 офицеров, служащих преподавателями в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище и офицеров частей Инженерных войск, на вопрос оценить значения основных физических качеств в работе сапера и выразить мнение о роли специальных физических качеств. Высокие оценки были выставлены практически по всем основным качествам (в 5-бальной шкале): сила - 4,79±0,03; выносливость - 4,62±0,06; быстрота - 4,62±0,06; ловкость - 4,58±0,09.

При этом многие респонденты связывали ловкость с качеством тонкой двигательной координации (ловкость пальцев при работе с взрывателями) и выставляли 5-ти бальные оценки. Кроме того, офицеры (среди которых 17 человек - участники контртеррористической операции в Чеченской республике) указывали на важность таких специальных качеств, как устойчивость к статическим нагрузкам (при работе по разминированию), устойчивость к недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе (при действиях в горах), устойчивость к укачиванию (при длительных перевозках) и др.

Анализ существующей программы по физической культуре курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища показывает, что в ее организации и планировании существуют недостатки, снижающие ее эффективность в деле формирования военно-профессиональной готовности выпускников инженерного училища к действиям в экстремальных условиях. Хотя в организационно-методических указаниях обозначено, что практические занятия по физической культуре проводятся в комплексе с другими, специальными дисциплинами, в содержании программы такие занятия не включены. Не отражена строгая методическая последовательность проведения занятий по разделам физической культуры.

Таким образом, вся физическая подготовка проводится, как правило, в условиях, не приближенных к боевой деятельности воинов-саперов к действиям в экстремальных условиях и не достаточно эффективно решает задачи развития и совершенствования профессионально важных качеств командира инженерно-саперного подразделения в полном объеме. Вместе с тем, как было показано выше, военнослужащим инженерных войск зачастую приходится решать боевые задачи на фоне больших физических и психологических нагрузок, поэтому необходимо включение в программу выполнения физических упражнений после совершения определенной физической работы напряженного характера с оружием, в средствах бронезащиты как днем, так и ночью.

Также необходим пересмотр распределения учебного времени между видами учебных занятий по физической подготовке. В программе явно недостаточное количество часов выделено на спортивные и подвижные игры. В то же время работами ряда авторов доказана высокая эффективность применения спортивных игр как средства развития физических качеств. Занятия спортивными играми дают наибольший эффект по сравнению с другими разделами физической подготовки в развитии быстроты [8, 12, 13]. Так же спортивные игры являются ценным средством совершенствования общей и скоростной выносливости, координационных способностей военнослужащих [3, 7, 10, 12]. Во время спортивных игр военнослужащие нередко пробегают расстояния не меньше чем в кроссе, но на фоне высоких эмоций не чувствуют усталости.

Так же спортивные игры являются средством развития быстроты и ловкости военнослужащих [12]. Рекомендовано включать спортивные и подвижные игры в программу физической подготовки военнослужащих как одно из наиболее эффективных средств развития быстроты в действиях, ловкости и быстрого восстановления организма занимающихся после высоких физических нагрузок [13]. Недостаточно времени, как нам видится, отведено на изучение раздела «Рукопашный бой». В результате проведенного хрономет-

ража учебных занятий и обработки результатов было установлено, что на обучение простым по двигательной структуре приемам и действиям рукопашного боя затрачивается в среднем около 10 минут [2]. Такие затраты времени в подготовке саперов-разведчиков вполне оправданы. К тому же, согласно требованиям НФП-2009, по специфике военно-профессиональной деятельности курсанты инженерного училища должны хорошо владеть рукопашным боем и дополнительно должны изучать приемы преодоления полосы препятствии по специальным программам. В учебно-воспитательном процессе курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища эти положения не отражаются.

Также необходимы изменения структуры изучения вопросов в самом разделе «Преодоление препятствий», чему способствует несогласованность сроков и порядка овладения военно-профессиональными навыками в ходе изучения дисциплин «Физическая подготовка». В процессе проведения комплексных занятий больше внимания, на наш взгляд, необходимо уделять комплексированию ускоренного передвижения со снаряжением и оружием, преодоление препятствий, водных преград и рукопашный бой [6]. Местом проведения таких занятий необходимо определять тактическую и «психологическую» полосу препятствий, с использованием средств имитации современного боя и средств, применяемых в реальном бою, что способствует повышению уровня военно-профессиональной готовности личного состава [5, 9]. В таблице 1 приводятся сведения о корреляционных связях показателей физической подготовки с выполнением боевых нормативов [4, 5].

Таблица 1 - Корреляционные связи показателей физической подготовленности с результатами выполнения боевых нормативов_

№ п/п Упражнения физической подготовки Боевые нормативы и коэффициенты корреляции

Н-Т-10 Н-Т-11 Н-О-16 Н-М-8

1. Подтягивание на перекладине -0,59 -0,62 -0,55 -0,59

2. Бег 100 м 0,59 0,54 0,39 0,24

3. Бег 3000 м 0,79 0,63 0,43 0,33

4. ОКУ на ЕПП 0,73 0,69 0,57 0,27

5. Комплексное упражнение на ловкость -0,62 -0,57 -0,46 -0,46

6. Специальный комплекс приемов РБ-2 -0,55 -0,46 -0,33 -0,23

Отмечены высокие корреляционные связи между результатами бега на 100 м и выполнением нормативов тактической подготовки, особенно Н-Т-10 (передвижение на поле боя перебежками и по-пластунски) г = 0,59 и Н-Т-11 (доставка боеприпасов под огнем противника). Существенные корреляционные связи определяются также между результатами выполнения нормативов боевой подготовки и навыкам преодоления препятствий и упражнениями на выносливость, военно-прикладные навыки у курсантов в своем формировании базируются, в существенной мере, на общей и скоростно-силовой выносливости, характеризуемой в частности, преодолением полосы препятствий. И об этом свидетельствует сопоставление оценок за выполнение задания за практическое минирование местности (подноска мин и их установление в грунт с маскировкой) и результатов преодоления специальной полосы препятствий для саперов (таблица 2).

Таблица 2 - Зависимость выполнения курсантами нормативов боевой подготовки от уровня развития навыков преодоления препятствий_

Оценка за упражнение на полосе препятствий для саперов Оценка за выполнение практических заданий по минированию местности

% отличных оценок % хороших оценок % удовлетворительных оценок

Отлично 41% 33% 19%

Хорошо 30% 39% 31%

Удовлетворительно 28% 22% 50%

Еще более высокое значение для успешности профессиональных действий было определено при их сопоставлении с оценками общей физической подготовленности, складывающей показатели силы (подтягивание на перекладине), быстроты (бег 100 м), ловкости (ОКУ на единой полосе препятствий), выносливости (кросс 3 км и степ-тест - 3 мин). Выводилась средняя оценка с округлением полученных результатов до целых чисел (таблица 3).

Таблица 3 - Зависимость выполнения курсантами нормативов боевой подготовки от уровня общей физической подготовленности_

Оценка за физическую подготовленность Оценка за выполнение практических заданий по минированию местности

% отличных оценок % хороших оценок % удовлетворительных оценок

Отлично 45% 40 % 15%

Хорошо 29 % 31 % 30 %

Удовлетворительно 26 % 29 % 45 %

Наши исследования показали, также, что отработка учебных вопросов, связанных с практическим применением военно-прикладных приемов и действий, возможностью развития физических качеств (силы, выносливости и др.) на занятиях по военно-профессиональным дисциплинам, путем применения формы попутной физической тренировки реализуется недостаточно. При организации и проведения занятий на учебных местах, связанных с применением приемов и действий из разделов предмета «Физическая подготовка» (ускоренное передвижение, метание ручных гранат в ходе действий в подгруппе огневой поддержки, действий по преодолению препятствий), целесообразно привлекать преподавателей кафедры «Физической подготовки» училища. Они всегда могут помочь скомплектовать решение применяемых вопросов с профессиональными действиями саперов.

Существенным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие специальных повышенных нормативов физической подготовленности для курсантов 4-5-х курсов, что не дает им стимула для дальнейшего совершенствования. Анализ процесса обучения курсантов ТВВИКУ особо показал недостаточную подготовку на занятиях к действиям в экстремальных условиях, на которых производится обучение необходимым военно-прикладным действиям, что снижает эффективность военно-профессиональной подготовки. На 5-м курсе у курсантов (расчет на 104 человека) показатели физической подготовленности были на относительно хорошем уровне: 4,14±0,4. Но при этом имеет место неудовлетворительные оценки (8,3%), которые не соответствовали требованиям их военно-профессиональной деятельности. Особенно это следует отметить при анализе результатов за общую выносливость: кросс 3 км = 12 мин 41±25 с, 16,2% имели неудовлетворительные оценки. Результаты в беге на 100 м - 14,6±0,05 с, результаты на полосе препятствий 3 мин 12±8 с. Для офицера инженерных войск в условиях современных требований к военнослужащим необходимо иметь более высокий уровень физической подготовленности.

Судя по внешним проявлениям эмоций и поведенческим реакциям (выражение растерянности) до 27% курсантов в сложных условиях (на занятиях по рукопашному бою, полосе препятствий) проявляли недостаточную эмоциональную устойчивость. Анализ программы по предмету «Физическая подготовка» показал, что она предъявляет достаточно высокие требования к уровню теоретической, методической и практической подготовленности курсантов. Однако содержание и организация физической подготовки на этапах обучения курсантов училища не позволяет, на наш взгляд, успешно реализовы-вать требования обеспечения высокого уровня физической подготовки и не в полной мере способствует формированию их военно-профессиональной готовности к действиям в экстремальных условиях. Следует отметить, что существующая система организации физической подготовки в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище и

учебных воинских частях инженерных войск не позволяет иметь ее в числе наиболее мощных средств обеспечения военно-профессиональной готовности будущих специалистов к деятельности в войсках. К их числу можно отнести:

- недостаточную научную обоснованность рекомендаций использования средств физической подготовки для формирования у курсантов профессионально-значимых качеств по этапам их профессионального становления в вузе;

- нереализованность принципа комплексности физической подготовки, а также недостаточную взаимосвязь всех форм физической подготовки курсантов с обучением военным дисциплинам;

- отсутствие четкой программы по методической подготовке курсантов, увязанной по содержанию с задачами этапов профессионального обучения;

- отсутствие системы формирования у курсантов устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;

- неэффективность системы проверки и оценки курсантов 4 и 5 курсов обучения.

В настоящее время в училище существует система физической подготовки,

направленная на решение преимущественно общих задач на всех этапах профессионального становления курсантов, недостаточно тесно взаимосвязанная с другими предметами военно-профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что существующая учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище имеет ряд недостатков, проявляющихся в следующих противоречиях:

- между низким уровнем довузовской подготовки абитуриентов, слабым показателем их физической готовности к обучению в ввузе и высокими требованиями к качественным параметрам военно-профессиональной готовности выпускников военного вуза к будущей деятельности;

- между практической необходимостью формирования и совершенствования «военно-профессиональной готовности» выпускников ввуза к действиям в экстремальных условиях, а так же боевой деятельности в войсках и отсутствием разработанных научно-методических рекомендаций повышения их военно-профессиональной готовно -сти средствами физической подготовки, особенно на старших курсах, учитывающих требования, предъявляемые к курсантам определенной воинской специальности, получаемой ими в военном вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменко, А. А. Физическая подготовка сотрудников сводных отрядов МВД РФ к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности (на примере Северо-Кавказского региона) : дис. ... канд. пед. наук / Абраменко А.А. - Санкт-Петербург, 2002. - 226 с.

2. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации / С.М. Ашкинази. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2001. - 210 с.

3. Винокуров, В.Н. Исследование эффективности некоторых средств физической подготовки, направленных на развитие профессиональных навыков у начинающих водителей в короткие сроки : дис. ... канд. пед. наук / Винокуров В.Н. - Ленинград, 1970. - 270 с.

4. Дмитриев, Г.Г. Подготовка мотострелков к преодолению сооружений и инженерных заграждений, применяемых в армиях иностранных государств : дис. ... канд. пед. наук / Дмитриев Г.Г. - Санкт-Петербург, 1996. - 197 с.

5. Дмитриев, Г.Г. Формирование военно-прикладных навыков в процессе физической подготовки военнослужащих к действиям в экстремальных условиях : монография / Г.Г. Дмитриев. -Санкт-Петербург : [б. и.], 2004. - 414 с.

6. Ирдинкин, В.В. Подготовка морских пехотинцев к боевым действиям на основе ком-плексирования средств преодоления препятствий, ускоренного передвижения, рукопашного боя :

дис. ... канд. пед. наук / Ирдинкин В.В. - Санкт-Петербург, 2001. - 191 с.

7. Лутченко, Н.Г. О применении системного подхода в исследованиях методической подготовки военнослужащих / Н.Г. Лутченко, В.В. Миронов // Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1979 год. - Ленинград, 1980. - С. 144-145.

8. Михеев, С. Д. Предварительная физическая тренировка как фактор повышения профессиональной работоспособности военнослужащих в среднегорье : дис . ... канд. пед. наук / Михеев С.Д. - Ленинград, 1980. - 221 с.

9. Попов, Д.А. Формирование психологической устойчивости курсантов к действиям в экстремальных условиях средствами физической подготовки (на примере Костромского Филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Попов Д. А. - Санкт-Петербург, 2002. - 22 с.

10. Тищенко, Г.Г. Сокращение сроков адаптации курсантов к обучению в вузе средствами физической подготовки и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Тищенко Г.Г. - Ленинград, 1986.- 227 с.

11. Шейченко, В. А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности / В.А. Шейченко. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1996. - 37 с.

12. Яковлев, В.Н. Развитие профессионально важных физических и психических качеств у военных водителей учебных подразделений с помощью спортивных игр в процессе физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Яковлев В.Н. - Ленинград, 1990. - 232 с.

13. Яцковец, А.С. Формирование профессионально важных качеств танкистов средствами физической подготовки : дис.. канд. пед. наук / Яцковец, А.С. - Санкт-Петербург, 1992. - 249 с.

REFERENCES

1. Abramenko, A.A. (2002), Physical training of the staff of the combined detachments of the Russian Interior Ministry for the extreme conditions of service and combat activity (based on the North Caucasus region), dissertation, St. Petersburg.

2. Ashkinazi, S.M. (2001), Issues of theory and practice of hand-to-hand combat in the Russian Armed Forces, St. Petersburg

3. Vinokurov, V.N. (1970), Study on the effectiveness of certain techniques of physical training aimed at developing of occupational skills in novice drivers in short terns, dissertation, Leningrad.

4. Dmitriev, G.G. (1996), Training of motor infantrymen to overcome structures and engineering barriers used in the foreign armies, dissertation, St. Petersburg.

5. Dmitriev, G.G. (2004), Formation of military-applied skills in the process ofphysical training of military personnel for actions in extreme conditions: monograph, St, Petersburg.

6. Irdinkin, V.V. (2001), Training of marines for combat actions on the basis of the integration of overcoming obstacles techniques, accelerated movement, hand-to-hand combat, dissertation, St. Petersburg.

7. Lutchenko, N.G. and Mironov, V.V. (1980), "The application of a systemic approach to the studies of methodological training of the military", Proceedings of the final scientific conference for the year 1979, Leningrad, рр. 144-145.

8. Mikheev, S.D. (1980), Preliminary physical training as a factor of increasing the occupational work ability of the military in the midlands, dissertation, Leningrad.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Popov, D.A. (2002), The formation of psychological stability of cadets to extreme activities using physical training (based on the Kostroma Branch of the Military University of Radiation, Chemical and Biological Protection), dissertation, St. Petersburg.

10. Tishchenko, G. G. (1986), Reducing the adjustment period of cadets to university studies using physical training and sports, dissertation, Leningrad.

11. Sheychenko, V.A. (1996), Development of scientific views on human physical fitness for activity, St. Petersburg.

12. Yakovlev, V.N. (1990), Development of professionally important physical and mental qualities of military drivers of educational units using sports games in the process ofphysical training, dissertation, Leningrad.

13. Yatskovets, A.S. (1992), Formation ofprofessionally important qualities of tankers by means of physical training, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: a.corochckin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.