мешают три фактора - нахождение в условиях неизвестности, неопределенности и беспомощности. Эти факторы могут быть причиной самых негативных последствий.
Выводы. Из вышеизложенного следует, что человек готовый обеспечить личную безопасность характеризуется высокой психологической устойчивостью, тактической, физической и психологической готовностью совершить все необходимые в сложившейся ситуации действия. Владение необходимыми знаниями и умениями наряду со специфическими личностными качествами помогут человеку проявить себя в сложной ситуации адекватно в психологической точки зрения.
Литература:
1. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Ковалева М.В. Психолого-педагогические особенности личности безопасного поведения при применения физической силы / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 19-26.
2. Еремин Р.В. Принципы, методы и средства физической подготовки / Р.В. Еремин // Наука и практика. 2015. № 4 (65). С. 131-134.
3. Крамской С.И., Егоров Д.Е., Грачев А.С. Формирование психологической и физической подготовленности школьников и студентов в алгоритме здоровьесбережения. Монография / С.И. Крамской, Д.Е. Егоров, А.С. Грачев и др. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. - 160 с.
4. Коровин, С.С. Теоретико-методологические основания концепции профессиональной физической культуры / С. С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 2. - С. 23-27.
5. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1 (17). С. 49-50
6. Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Некоторые аспекты взаимосвязи утомления и надежности двигательного стериотипа в борьбе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 160-163.
7. Кириченко Ю.Н., Войнов П.Н., Михайликов В.Л., Меняйло Д.В., Тарасенко А.А. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к обеспечению личной безопасности Курск, 2018.
8. Петрушенко С.А. Формирование личности безопасного типа поведения посредством организации межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла и ОБЖ / С.А. Петрушенко, Н.М. Саенко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 ноября 2016 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 221-223.
9. Савицкий А.Н. Этика ненасилия в преподавании боевых искусств в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний: дис. канд. педаг. наук - Санкт-Петербург, 2008. - 212 с.
10. Тарасова А.С. Подготовка человека к профессиональной деятельности средствами физического воспитания / А.С. Тарасова, Л.А. Наконечная, Н.Ю. Чаплыгина, И.А. Кизилов // В сборнике: Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университете. 2015. С. 92-94.
11. Тарасенко А.А., Войнов П.Н., Невмовенко А.А. Особенности подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2016. № 1 (27). С. 56-58.
12. Уваров, Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дис. д. психол. наук: Санкт-Петербург, 2007.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Левченко Виктор Иванович
Военный учебно-научный центр военно-морского флота «Военно-морская академия» (г. Калининград); кандидат военных наук Блинов Максим Александрович
Военный учебно-научный центр военно-морского флота «Военно-морская академия» (г. Калининград); кандидат педагогических наук, доцент Фокин Александр Михайлович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт - Петербург)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) КАК ЭЛЕМЕНТ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. В статье характеризуется содержание учебной дисциплины «Физическая культура (подготовка)» для курсантов военно-морских учебных заведений и ее роль в воинском обучении и воспитании специалистов Военно-Морского Флота. Также проводится анализ и сравнение с существующей системой физической подготовки в Военно-морской академии Соединенных Штатов Америки.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, боевая подготовка, воинское обучение и воспитание, Военно-Морской Флот, Военно-морская академия США, профессиональные требования, профессиональные компетенции, педагогическая деятельность.
Annotation. The content of the academic discipline "Physical Culture (Preparation)" for cadets of naval educational institutions and its role in military training and education of specialists of the Navy is characterized in the article. Analyzes and comparisons are also made with the existing physical training system at the United States Naval Academy.
Keywords: Physical culture, physical education, physical training, combat training, military training and education, the Navy, the US Naval Academy, professional requirements, professional competence, teaching activities.
Введение. Придавая большое значение укреплению оборонной мощи страны, руководство Вооруженных Сил Российской Федерации принимает необходимые меры по техническому оснащению войск. В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации располагают всеми видами вооружения и военной техники. В последние годы произошел качественный скачок в техническом оснащении и вооружении
надводных кораблей и подводных лодок, в связи с этим меняются способы и формы ведения вооруженной борьбы на море, все это в свою очередь обуславливает исключительно высокие требования к воинскому обучению и воспитанию личного состава Военно-Морского Флота.
Изложение основного материала статьи. Одной из важных составляющих воинского обучения и воспитания является физическое воспитание. В соответствии с федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. В военно-морских учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации физическое воспитание курсантов реализуется через занятия по предмету обучения «Физическая культура (подготовка)».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части реализуется дисциплина «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е. в очной форме обучения, что составляет 396 часов.
В войсках и вузах роль физической культуры и реализацию ее специфических задач выполняет физическая подготовка. Также в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников вузов Военно-Морского Флота определено, что общий объем и содержание дисциплины «Физическая культура (подготовка)», а также соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы обучаемых следует определять в соответствии с нормативными правовыми актами (наставлениями, руководствами, инструкциями) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по регламентации физической подготовки военнослужащих, но не менее объема трудоемкости, определенного федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования для раздела «Физическая культура (подготовка)».
Основным документом, регламентирующим организацию и содержание физической подготовки военнослужащих, является Наставление по физической подготовке в ВС РФ. Так, в соответствии с Наставлением целью физической подготовки в Вооруженных Силах является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением (рисунок 1).
Поставленная цель реализуется в следующих задачах:
• развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей;
• формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.
Готовит военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий
Повышает устойчивость организма к
военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
Воспитывает психическую устойчивость и
целеустремленность и смелость, -решительность и находчивость, упорство и выдержку._
Способствует прикладному совершенствованию: передвижения по пересеченной местности в хешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий,
рукопашного боя и военно-прикладного плавания.
Обеспечивает необходимый уровень физической подготовленности военнослужащих дгщ выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением, формируя, в первую эчередь, силу, быстроту, выносливость и ловкость, в последующем - теоретические знания и
Формирует навыки здорового образа жизни: гармоничное физическое и духовное развитие;
/ Является одним из основных элементов боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно- \ боевых задач и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава для повышения 1 V боеспособности Вооруженных Сил РФ. )
Рисунок 1. Предназначение физической подготовки в Вооруженных силах
Физическая подготовка способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- воспитанию психической устойчивости и морально-волевых качеств;
- формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий;
- повышению военно-специальной подготовленности военнослужащих;
- совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений.
Формами проведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка.
Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, специальные знания, организаторско-методические навыки и умения.
Основным средством физической подготовки являются физические упражнения. Они выполняются с учетом возрастных особенностей, соблюдения требований безопасности и гигиенических правил.
Организаторско-методическими навыками и умениями руководителя в организации физической подготовки являются совокупность приемов и действий руководителя, позволяющие ему качественно и в соответствии с установленными требованиями организовать выполнение возложенных на него задач, методически правильно обучать и воспитывать подчиненных [9].
Особенности физической подготовки в военно-учебном заведении определены в главе 5 НФП-2009.
Физическая подготовка направлена на повышение общефизической подготовленности, укрепление здоровья и проводится с учетом особенностей и характера их служебной деятельности.
Учебные занятия по физической подготовке, проводимые с курсантами носят, как правило, комплексный характер. Комплексные занятия в начале периода обучения направлены на повышение общей, а в дальнейшем - специальной физической подготовленности военнослужащих.
Занятия проводятся в спортивной форме одежды.
Курсанты овладевают на каждом курсе обучения физическими упражнениями из учебной программы, а также совершенствуют специальные знания, методические навыки и умения. В процессе занятий необходимо сочетать рациональное чередование физической нагрузки и отдыха.
Недельный двигательный режим планируется с учетом физических нагрузок (таблица 1).
Таблица 1
Регулирование физической нагрузки по частоте сердечных сокращений
Физическая нагрузка Частота сердечных сокращений (уд./мин.) в зависимости от возрастной группы
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
Низкая До 125 До 120 До 115 До 110 До 105
Средняя 125-145 120-140 115-135 110-130 105-125
Высокая 146-170 141-165 136- 155 131-145 126-135
Максимальная Свыше 170 Свыше 165 Свыше 165 Свыше 145 Свыше 135
Разбирая организацию физической подготовки в Военно-морских учебных заведения Российской Федерации необходимо проанализировать и провести сравнение с ведущими военно-морскими странами мира. Для сравнения выделим Военно-Морскую академию Соединенных Штатов Америки.
Для поступления в академию будущие курсанты проходят ряд вступительных испытаний, в том числе и по физической подготовке. Абитуриенту необходимо выполнить в определенной последовательности 6 физических упражнений (метание баскетбольного мяча стоя на коленях, подтягивание на перекладине, челночный бег 4х30 футов (9.14 м), наклоны туловища из положения лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег на 1 милю), в строго регламентированных отрезках времени на выполнение и на отдых.
В процессе обучения в академии направленность и задачи физической подготовки практически не отличаются от задач, решаемых в военно-морских учебных заведения России.
В военно-морских силах США основным руководящим документом по физической подготовке является наставление штаба ВМС № 6110.П. Для организации учебного процесса в Военно-морской академии США разработана инструкция N^1600.4F «Программа обучения курсантов», которая определяет систему подготовки курсантов по курсам обучения. Этой программой также определяются типовые месячные и недельные планы проведения занятий по физической подготовке. Точного количества часов в программе обучения для курсантов не прописано, однако, определены компетенции, которые необходимо освоить курсантам и минимальное соотношение часов теоретических и практических занятий для осуществления недельного и месячного планирования. Занятия по физической подготовке и спорту организовывает кафедра физической подготовки.
Практические занятия с курсантами проводятся преимущественно групповым и поточным способом, с применим круговой тренировки, без гендерного различия.
Для курсантов предусмотрены еженедельные, ежемесячные и семестровые точки контроля по физической подготовке, которые главным образом предусматривают подготовку к сдаче единого теста физической пригодности.
Спортивная жизнь курсантов очень разнообразна. Курсантам мужского пола предоставлена возможность заниматься и выступать по 17 видам спорта, для курсантов женского пола по 10 видам, кроме того, регулярно проводятся спартакиады и ежегодные состязания между взводами и курсами на специально подготовленной полосе препятствий.
Основным отличием в проведении занятий по физической подготовке является, то, что в Военно-морской академии США нет четко выделенной тематики занятий, а внедрена система еженедельной направленности. Например, первая неделя месяца направленна на развитие преимущественно силы, силовой выносливости и гибкости, вторая неделя направленна на проведение интервальных и повторных тренировок, и т.д. В то время как, в военно-морских учебных заведениях России применяется классическое разделение на темы в соответствии с разделами физической подготовки, и прохождении их по тематическому плану. Кроме того, на занятиях активно применяется система воспитания через коллектив, когда из-за слабоуспевающих курсантов учебной группе или взводу снимаются поощрительные баллы, набранные за неделю или месяц обучения.
Подводя итог сравнения системы физической подготовки в военно-морских учебных заведения России и США, можно выделить основные общие задачи, невзирая на некоторые отличия:
- подготовка специалистов-военно-морских офицеров, владеющего системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; способного руководить физической подготовкой в подразделении в объеме обязанностей по первичной офицерской должности;
- формирование и развитие у курсантов личностных профессионально важных качеств офицера-руководителя на основе овладения ими в процессе обучения различными компетенциями;
- обеспечение необходимого уровня физической подготовленности курсантов для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.
Выводы. Исходя из вышесказанного, в аспекте изучаемой проблемы можно сделать вывод, что сущностью дисциплины «Физическая культура (подготовка)» в образовательном процессе военно-морских учебных заведений является создание и развитие научной и целостной системы профессиональной подготовки во всех ее звеньях (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия - операции), отвечающей современным требованиям к целям, задачам и результатам военно-профессиональной деятельности, воспитание физических, психических и специальных качеств, прикладных двигательных умений и навыков, необходимых для эффективного решения профессиональных задач выпускниками военно-морских учебных заведений. Одной из основных составляющих воинского обучения и воспитания является уровень подготовки его специалистов, их готовность к решению своих функциональных задач. Уровень подготовки специалистов флота в свою очередь зависит от качества организации процесса передачи знаний, умений и навыков по соответствующим планам и программам, который осуществляется во время подготовки и проведения учебных мероприятий в системе подготовки специалистов Военно-Морского Флота.
Литература:
1. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Часть 1. - М.: Анкил, 2014. - 164 с.
2. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Часть 2. - М.: Анкил, 2014. - 203 с.
3. Наставление по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ от 21.04.2009 г. № 200. с изменениями, внесенными приказом МО РФ № 560 от 31.07.2013 г.
4. Миронов В.В. Пашута В.Л. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: ВИФК, 2010. - 296 с.
5. Программа подготовки курсантов Военно-морской академии США [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.usna.edu/Training/_files/documents/References/COMDTMIDNINST%201600.4F%20MIDSHI PMEN%20TRAINING%20PROGRAM.pdf- Загл. с экрана.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usna.edu/PEDept/index.php
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
аспирант Леонов Дмитрий Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук Шнайдер Марина Генриховна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ
КОМАНД
Аннотация. В статье приведена оригинальная классификация переключений в волейболе, систематизированных с учетом таких критериев, как игра в нападении и в защите; действия с мячом и действия без мяча; действия в стандартных, нестандартных и прогнозируемых условиях. Представлены результаты видеонаблюдения за соревновательно-игровой деятельностью волейбольных команд, с анализом наиболее часто применяемых видов переключений.
Ключевые слова: классификация переключений, координационные способности, способность к переключению, нападение, защита, подача, прием подачи, вторая передача, игра в защите на передней и задней линиях.
An^tatton. The paper presents an original classification of switches in volleyball, systematized according to criteria such as the game of attack and defense; ball action and action without the ball; action in standard, nonstandard and predictable conditions. Presents the results of the surveillance of competitive-gaming activities volleyball teams, showing that the most common are the following types of switches.
Keywords: classification shifting, coordination abilities, the ability to switch, attack, defense, serving, serve return, second gear, playing in defense at the front and rear lines.
Введение. Волейбол с полным основанием можно отнести к сложно координационным видам спорта, требующим от спортсменов быстрого и эффективного осуществления сложных двигательных действий и входящих в их содержание движений в специфических сочетаниях во времени, пространстве и в условиях постоянно возникающих непредвиденных ситуаций [7, 19, 20]. Для достижения наилучших соревновательных результатов спортсмен должен в совершенстве владеть всем богатством разнообразнейших технических приемов и способов их выполнения [5, 6, 15, 18, 22].
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников и собственного педагогического опыта в качестве тренера квалифицированных волейбольных команд позволил выделить и систематизировать переключения, встречающиеся в соревновательно-игровой деятельности в современном волейболе [1, 2, 3, 4, 8, 13] (рис. 1). Все переключения разбиты нами на две группы в зависимости от фазы игры, в которых они выполняются: при игре в нападении и при игре в защите. В каждой из этих групп выделяются два вида переключений: действия с мячом, т.е. переключение от одного двигательного действия к другому произошло до контакта или после контакта с мячом; действия без мяча - переключение от одного двигательного действия к другому произошло без предполагаемого контакта с мячом. В свою очередь эти группы переключений разбиты на подгруппы с учетом технического приема, выполняемого до переключения: при игре в нападении: при выполнении подачи, при выполнении второй передачи, при выполнении атакующих действий; при игре в защите: при приеме подачи, при игре в защите на передней и задней линиях (табл. 1).
Анализ видеозаписей игр квалифицированных команд показал, что наиболее часто выполнялись следующие виды переключений: при выполнении подачи: «подача - готовность к приему нападающего удара»; при выполнении приёма подачи: «прием подачи - готовность к выполнению нападающего удара», «прием подачи - страховка нападающего партнера»; при выполнении второй передачи: «вторая передача -страховка нападающего партнера»; при выполнении атакующих действий: «готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар»; при игре в защите на передней линии: «блок - вторая передача»; «готовность к блоку - нападающий удар по переходящему мячу»; «готовность к блоку - прием переходящего мяча»; при игре в защите на задней линии: «готовность к приему нападающего удара - вторая передача»; «прием нападающего удара - страховка нападающего партнера», «приём нападающего удара - готовность к выполнению нападающего удара».