Научная статья на тему 'Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки'

Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисов А.А., Салькова Д.В.

В данной статье представлены направления совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической подготовке. Разработанная экспериментальная программа направлена на формирование психофизической готовности военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач. Проведенные исследования и анализ экспериментальных данных позволяют утверждать, что применение предложенной программы формировании психофизической готовности военнослужащих эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисов А.А., Салькова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки»

5.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1977. - С.

81-522.

7.

6.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., Прогресс, 1990. - 368 с. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., Проспект, 2013. - 480 с.

УДК: 355.233.22

Борисов А.А., Салькова Д.В. Borisov A.A., Salkova D. V.

Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки Formation of psychophysical readiness of military universities cadets to perform service and

combat tasks by means of physical training

Аннотация:

В данной статье представлены направления совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической подготовке. Разработанная экспериментальная программа направлена на формирование психофизической готовности военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач. Проведенные исследования и анализ экспериментальных данных позволяют утверждать, что применение предложенной программы формировании психофизической готовности военнослужащих эффективно.

This article presents the ways of improving the process of physical training. Developed a pilot program aimed at creating psychophysical readiness of military personnel to perform the service and combat missions. The research and analysis of the experimental data suggests that the use of the proposed program ofpsychophysical readiness formation of troops is effective.

Ключевые слова: военный вуз, профессиональная подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка, учебно-воспитательный процесс, двигательный навык, физические способности.

Keywords: a military university, vocational training, physical training, psychological training, educational process, motor skills, physical abilities.

Abstract:

В настоящее время в связи со сложившейся обстановкой и принятием новой военной доктрины происходит непрерывное развитие и модернизация Вооруженных Сил (ВС) РФ. На вооружение поступают новейшие образцы вооружения и военной техники, происходят изменения в штатной структуре, уточняются задачи различных категорий военнослужащих и подразделений, возникает необходимость и в уточнении квалификационных требований к выпускникам высших военных учебных заведений. Данные обстоятельства требуют постоянного поиска новых путей повышения эффективности подготовки специалистов всех родов и видов ВС РФ.

Учебно-воспитательный процесс в военных вузах является важнейшим компонентом подготовки военных специалистов. Он должен обеспечивать как высокий уровень профессиональной подготовки, так и психофизическую готовность применения полученных знаний в экстремальных условиях военной службы. Однако проведённый нами анализ отзывов на служебную деятельность выпускников за первый год их службы на офицерских должностях, позволяет утверждать, что вновь прибывавшие на должности офицеры, не всегда успешно выполняют свои обязанности. Следует отметить, что даже отдельные выпускники, закончившие вуз с отличием, имеют низкие служебные показатели в первый год службы на офицерской должности. Это, на наш взгляд, связано, прежде всего, с низким уровнем адаптационных возможностей, мотивации к выполнению служебных обязанностей, а также с недостаточным уровнем физического развития и готовности переносить неблагоприятные факторы военной службы.

Опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки армии и флота убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих, являясь составной частью системы боевого совершенствования войск, играет ключевую роль в повышении боеспособности воинских подразделений. Различные качества, свойства и навыки, вырабатываемые в процессе физической подготовки, оказывают весьма благоприятное влияние на успех учебно-боевой и боевой деятельности личного состава армии и флота, а также сотрудников других министерств и ведомств [1].

Проведенный анализ по данному направлению исследований показал, что физическая подготовленность оказывает существенное влияние на качество профессиональной деятельности выпускников военных вузов. Так же установлена положительная взаимосвязь уровня физической подготовленности с общей успеваемостью по общеобразовательным предметам [2,3]. В связи с этим требования к физической подготовленности выпускников военных вузов значительно возросли.

Определяющим фактором содержания и методики преподавания физической подготовки является специфика предстоящей служебной и боевой деятельности. Именно специфика должна определяет особенности подготовки личного состава вузов МО РФ. Следовательно, физическая подготовка должна иметь специальную направленность. Кроме того, на наш взгляд, физическая подготовка должна позволять моделировать психоэмоциональное напряжение, возникающее у военнослужащих в процессе выполнения служебных и боевых задач.

35

Известно, что «сущность специальной направленности физической подготовки состоит в наиболее эффективном использовании средств, методов и форм физической подготовки с целью обеспечения на базе разносторонней физической направленности военнослужащих преимущественного развития физических, специальных, психологических качеств и прикладных навыков, наиболее важных для повышения их боеспособности» [4].

Однако специалисты отмечают, что большое количество дидактических средств, применяемых при проведении занятий по физической подготовке с военнослужащими, не обладают необходимой специфичностью. Это проявилось в том, что эффективность переноса навыков и умений, сформированных в процессе занятий, на условиях, приближенных к боевым, оказалась очень низкой, в связи с этим и процесс становления у военнослужащего профессионального мастерства значительно затягивается [1,5,6,7].

Анализ результатов государственного экзамена по физической подготовке, отзывов на выпускников, учебных программ и тематических планов, так же позволяет нам сделать вывод, что существующая система физической подготовки в военных вузах не обеспечивает эффективное формирование физической готовности, и, тем более, не формируют готовность действовать в экстремальных ситуациях.

Следовательно, существует объективная необходимость в формировании программы по физической подготовке, которая позволит максимально эффективно формировать необходимые навыки и развивать физические способности.

Анализ современной профессиональной деятельности военнослужащих, результаты экспертного опроса командного состава и специалистов физической подготовки позволяют утверждать, что современные условия прохождения военной службы, реалии ведения современного боя предъявляют большие требования к физической, психологической подготовке военнослужащих. При высокой скорости и динамичности изменения обстановки, в острой борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных, экстремальных ситуациях необходима высокая помехоустойчивость, способность управлять своим поведением, саморегулировать степень эмоционального возбуждения и т.п. [8].

Практика показала, что даже высококвалифицированный военный специалист, работая в чрезвычайной ситуации, оказавшись под воздействием огромного количества стрессогенных факторов может принимать неверные решения, несмотря на опыт работы и хорошие теоретические знания. Цена ошибки в таких случаях чрезвычайно высока. Указанные обстоятельства требуют такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволит формировать умения и закреплять навыки быстро принимать правильные решения в экстремальной ситуации. Спецификой такой работы являются нестандартные условия, ненормированный режим, дефицит времени и информации для принятия решения, что требует от военнослужащего чрезвычайной мобилизации физических и психофизиологических резервов организма [9,10].

36

Из выше изложенного следует, что формирование психофизической готовности военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач является одной из приоритетных задач военного вуза.

Как известно, под экстремальной ситуацией понимается внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию [10]. Это ситуации, которые выходят за пределы обычного «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адоптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и индивидуальное отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи, с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие из

них:

- различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации;

- дефицит необходимой информации или явлений избыток противоречивой информации;

- чрезмерное психологическое, физическое, эмоциональное напряжение;

- воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.п.;

- наличие ощущения голода, жажды [9,10].

Восприимчивость военнослужащего к стрессогенным факторам определяется, прежде всего, индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы. Однако современные требования к квалификации выпускников вуза таковы, что они должны выполнять свои функциональные обязанности в условиях экстремальной ситуации, причем под это понятие подходит как участие в боевых действиях, так и выполнении служебных задач в процессе прохождения военной службы.

Следовательно, необходимо пересмотреть средства и методы, используемые в учебно-тренировочном процессе курсантов военных вузов с целью более успешного формирования необходимых компетенций.

Выполнение целевой установки обучения и задач физической подготовки курсантов вузов предполагает нахождение путей рационального применения в образовательном процессе средств,

форм и методов физической тренировки, которые позволяют в заданных условиях обеспечить интенсификацию процесса обучения.

Для формирования эффективной учебно-тренировочной программы по физической подготовке, прежде всего, необходимо уточнение цели и задач. Именно разработка цели и задач являются отправной точкой, исходным пунктом на основании чего формируется содержания разделов с последующей логической расстановкой по семестрам предлагаемого учебного материала.

Как известно цель в системе физической подготовки должна определяются в основном требованиями современной войны и боя, условиями прохождения военной службы. Такие требования сформулированы в Уставах Вооруженных Сил РФ, наставлениях, приказах и директивах Министра обороны.

Мы считаем, что целью физической подготовки в Вооруженных Силах является обеспечение необходимого уровня готовности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением. Этот вывод соответствует цели определенной в Наставлении по физической подготовке в ВС РФ (НФП-2009) .

Однако к задачам физической подготовки:

1. развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) с учетом возрастных особенностей;

2. формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашному бою, военно-прикладном плавании [1 1],

необходимо добавить третью задачу - сформировать психофизическую готовность действовать в экстремальных ситуациях боевой и служебной деятельности (воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах; формирование психологической устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов при выполнении боевых и служебных задач).

В целом же рассматривать готовность военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач необходимо в виде совокупного состояния составных элементов, таких как интеллектуальная, техническая, тактическая, физическая и психологическая готовность, которые составляют готовность интегральную.

Сложность формирования психофизической готовности объясняется многими причинами, основными из которых являются:

- низкий уровень мотивации;

- низкий уровень физической подготовленности;

- сложность организации учебно-тренировочного процесса.

Однако, на наш взгляд, при научно обоснованной организации учебного процесса в военном

вузе на протяжении пяти лет возможно организовать поэтапное целенаправленное обучение

курсантов, что будет способствовать формированию прочных навыков выполнения различных

38

технических действий, умению применять полученные навыки в реальных боевых условиях, умению принимать правильные решения в условиях действия дефицита времени, опасности для жизни и здоровья, внезапности возникновения экстремальной ситуации [12].

Успешное решение вышеперечисленных задач позволит повысить эффективность обучения курсантов, что в свою очередь будет способствовать повышению профессиональной готовности военнослужащих к предстоящей служебной деятельности.

Для достижения поставленной цели была разработана экспериментальная программа. В результате ее реализации на практике внесены изменения в последовательность прохождения разделов тематического плана по дисциплине «Физическая подготовка», включение в построение каждого комплексного занятия элементов из раздела «Рукопашный бой», «Преодоление препятствий», так как средства и методы данных разделов, наиболее полно подходят для формирования психофизической готовности военнослужащих.

Помимо этого, при разработке экспериментальной программы мы оптимизировали процесс обучения путем изменения содержания разделов и выбором наиболее рациональных форм организации занятий физической подготовкой. Дополнительно нами предложены алгоритмы оптимального распределения всего учебного материала, а так же логической последовательности его освоения (обоснованной последовательностью преподавания содержания разделов и их последовательности), выборе и использовании наиболее рациональных средств и методов управления учебной деятельностью курсантов.

Разработанная программа характеризуется наличием четких целей на всех этапах обучения, выбором эффективных форм организации учебного процесса. Так же предложенная программа предусматривает осуществление обратных связей с целью координации совместной деятельности преподавателя и курсанта, что позволило достичь намеченных результатов. Помимо этого, разработанная программа, основанная на целенаправленном формировании психологической готовности к действию в экстремальных ситуациях и формировании соответствующих двигательных навыков и развитие физических качеств необходимых для эффективной деятельности.

При разработке программы были учтены методические принципы занятий физическими упражнениями, принципы развития физических способностей [13,14,15], а также принципы физической подготовки войск [1].

Для внедрения в учебном процессе предложенных направлений были проведены следующие мероприятия:

1. На учебно-тренировочных занятиях был создан экстремальный фон. Так как высокий уровень развития психики и облученности курсанта, обеспечивает ему более адекватное поведение и действия в опасной ситуации. Низкий же уровень обусловливает тормозное или непроизвольное (малоадекватное, импульсивное) поведение в опасной ситуации. Между этими двумя крайними уровнями может быть и ряд промежуточных позиций, на которые субъект становится по мере

39

адаптированности к воздействующим экстремальным факторам. Исходя из выше изложенного, было предложено использовать различные дидактические средства по формированию у курсантов навыков действий в экстремальных ситуациях.

2. Реализован принцип прикладности. В системе управления физической подготовкой военнослужащих в проведении занятий достигается - преимущественным проведением комплексных занятий и тренировок [1].

Однако широкое применение комплексных занятий возможно после детальной отработки техники физических упражнений, когда сформированы основные двигательные навыки, и развиты на достаточном уровне физические способности. Данные занятий были направлены на комплексное развитие и совершенствование необходимых физических способностей и формирование двигательных навыков, которые в значительной мере воздействовали на все другие показатели физического состояния военнослужащих и главным образом развивали военно-прикладные навыки.

3. При организации физической подготовки и реализации предложенной экспериментальной программы преподаватели кафедры были разделены согласно их исходной спортивной специализации. Такой подход позволил повысить эффективность учебно-тренировочного процесса.

4. Кроме учебной программы и тематического плана прохождения дисциплины, были разработаны методические рекомендации по проведению всех форм физической подготовки, программы дополнительных занятий целевые программы и перспективный план на 2-4 года обучения. В перспективном плане были разработаны годичные планы - на основе целевых программ формировались планы на более короткие промежутки времени: этапы и микроциклы. Исходя из содержания микроцикла, было определено, какое занятие необходимо проводить, что и в какой день необходимо выполнить при проведении различных форм физической подготовки.

5. Так как структура действий в экстремальной ситуации представляет собой восприятие этой ситуации, умственное решение задачи и психомоторную реализацию решения на учебных занятиях, то на них создавались модели предполагаемых ситуаций, а затем формировать знания, тактические умения и навыки. Знания реализуются в тактических умениях, т.е. в практических действиях, совершаемых в конкретно сложившейся ситуации. Таким образом, формировались навыки, которые представляют собой заученные индивидуальные и коллективные действия для различных характерных ситуаций служебной и боевой деятельности военнослужащих.

6. Отрабатывались вопросы обучения выполнению практических действий в составе подразделения.

Исследования проводились на базе Военного института (инженерно-технического) военной академии материально-технического обеспечения.

Весь объем педагогических исследований выполнен в три взаимосвязанных этапа. При этом последовательно решались задачи по изучению требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к физической подготовленности выпускников инженерных вузов, существующих

40

документов, регламентирующих физическую подготовку в вузах МО РФ. Для теоретического обоснования разработки экспериментальной программы были выявлены наиболее слабые стороны в физической подготовленности курсантов, а также условия для их способности принимать решения в условиях эмоциональной напряженности. [10].

Далее была проведена экспериментальная проверка эффективности применении разработанной программы дополнительных занятий по физической подготовке для курсантов инженерных вузов. Для проведения педагогического эксперимента, было привлечено 2 группы, экспериментальная и контрольная, по 25 человек в каждой. Группы были сформированы курсантами первых курсов. Таким образом, составы контрольных и экспериментальных групп были одинаковы. В контрольных группах занятия проводились по существующим тематическим планам, экспериментальная группа по разработанной нами программе.

Оценка уровня развития физических качеств проводилась в начале и в конце педагогического эксперимента.

Физическое развитие. Показатели физического развития у курсантов опытных групп до и после эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень показателей физического развития курсантов опытных групп до и после эксперимента

(х±т)

П.п. Изучаемый Группа Исходные В конце р

показатель показатели эксперимента

(ед. изм.)

1. Рост (см) ЭГ 176,5±0,9 177,4±1,8 -

КГ 177,1±0,7 177,6±0,7 -

2. Вес (кг) ЭГ 73,3±2,1 71,5±1,2 < 0,01

КГ 69,0±1,3 70,0±1,1 -

3. ОГК (см) ЭГ 94,8±1,3 98,2±1,2 -

КГ 96,1±0,8 96,1±0,8 -

4. ЖЕЛ (см3) ЭГ 4608±89 4940±81,1 -

КГ 4469±86 4492±71,3 -

5. Сила мышц ЭГ 39,7±1,6 46,6±1,6 < 0,05

кисти (кг) КГ 36,1±1,3 40,0±0,8 < 0,05

6. Сила мышц ЭГ 158,0±4,4 169,6±6,3 < 0,05

туловища (кг) КГ 153,5±4,1 156,5±3,4 < 0,05

7. Индекс Габсы ЭГ 78,6±1,0 79,3±1,0 < 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ 76,6±1,9 77,0±0,5 -

8. Индекс Кетле ЭГ 408,3±10,1 403,2±7,8 < 0,01

КГ 389,6±7,5 394,3±6,2 -

Показатель веса тела курсантов КГ увеличился на 1,0 кг, а у курсантов ЭГ снизился на 1,8 кг.

Сравнение показателей окружности грудной клетки (ОГК), жизненной емкости легких (ЖЭЛ),

силы мышц кисти и туловища ЭГ и КГ показало, что наибольшее их увеличение произошло у

41

курсантов, занимающихся по опытной программе. Кроме этого, показатель индекса Кетле в экспериментальной группе снизился, а у курсантов КГ увеличился, что говорит о недостаточности физической нагрузки для КГ, а также об эффективной нагрузке для ЭГ, которая, однако, не привела к срыву адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что более высокий прирост показателей физического развития (ОГК, ЖЕЛ, сила мышц кисти и туловища) у курсантов экспериментальной группы явился результатом влияния интенсивных методов тренировки.

Функциональное состояние. Сравнительный анализ приведенных в таблице 2 данных о показателях функционального состояния опытных групп свидетельствует о том, что характер изменений показателей у курсантов ЭГ и КГ имел свои особенности.

Так, у курсантов ЭГ отмечается более значительное улучшение результатов, чем в КГ в показателях ЧСС, ИГСТ. Это позволяет сделать вывод об имеющем место положительном эффекте применения разработанной программы при организации учебно-тренировочного процесса в ЭГ.

Анализ изменений показателей кровяного давления, МОК, КВ, КЭК у курсантов контрольной группы показал, что они тоже улучшились. Однако это улучшение было менее выражено, чем в экспериментальной группе. В то же время надо заметить, что показатели САН, Пробы Штанге и Генча незначительно изменились в негативную сторону у курсантов КГ. Это связано, наверное, с тем, что курсанты находились в повышенном физическом и психическом напряжении. В ЭГ эти изменения менее выражены, что говорит о повышении уровня адаптации к стрессовым ситуациям.

Подводя итоги можно отметить, что при одинаковых условиях и режимах учебно-воспитательной деятельности на организм курсантов более эффективное воздействие оказала экспериментальная программа.

Таблица 2

Уровень показателей функционального состояния курсантов опытных групп до и после

эксперимента (х±т)

П.п. Изучаемый показатель Группа Исходные В конце

показатели эксперимента

1. ЧСС в покое (уд./мин) ЭГ 70,9±2,1 64,5±1,0

КГ 68,9±1,9 68,2±0,5

2. Систолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ 123,9±2,0 120,4±1,01

КГ 122,5±1,3 118,0±1,6

3. Диастолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ 70,6±1,4 69,9±1,1

КГ 70,8±1,4 70,1±0,9

4. МОК (усл. ед.) ЭГ 3668±167,5 3568±140,5

КГ 3572±149,5 3494±80,0

5. ИГСТ (баллы) ЭГ 81,3±2,0 94,3±2,2

КГ 82,0±2,5 87,2±1,3

6. КВ (усл. ед.) ЭГ 12,6±0,4 12,6±0,7

КГ 13,2±0,6 14,1±0,5

7. КЭК (усл. ед.) ЭГ 39,6±2,1 34,7±1,1

КГ 35,7±1,5 32,9±1,0

8. Проба Штанге (с) ЭГ 63,1±4,2 72,7±4,5

КГ 63,8±4,4 67,2±5,2

9. Проба Генча (с) ЭГ 36,9±2,8 39,4±2,9

КГ 31,1±2,9 35,4±2,7

10. САН (баллы) ЭГ 143,7±12,9 159,4±13,1

КГ 141,2±13,7 127,6±4,9

Физическая подготовленность. Показатели уровня развития физических качеств у курсантов опытных групп до и после эксперимента представлены в таблице 3. Анализируя результаты, можно отметить значительные положительные сдвиги, произошедшие в уровне развития основных физических качеств у курсантов ЭГ. А вот в КГ показатели улучшились незначительно.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности у курсантов опытных групп до и после эксперимента

(х±т)

П.п Изучаемый показатель Группа Исходные В конце

показатели эксперимента

1. Сила. Подтягивание на ЭГ 12,2±0,6 15,2±0,5

перекладине (кол-во раз) КГ 12,6±0,5 12,8±0,9

2. Быстрота. ЭГ 14,6±0,1 13,8±0,1

Бег 100 м (с) КГ 14,6±0,1 14,2±0,1

3. Выносливость. ЭГ 12,34±2,3 12,12±2,2

Бег 3000 м (мин, с) КГ 12,36±6,3 12,21±6,3

4. Гибкость. ЭГ 6,8±0,7 12,3±1,1

Наклоны туловища вперед (балл) КГ 6,3±0,5 8,5±0,9

5. Силовая выносливость ЭГ 12,8±0,7 29,3±1,1

Толчок двух гирь 24 кг по длинному КГ 12,3±0,5 18,5±0,9

циклу (кол-во раз)

Такая разница в улучшении показателей физической подготовленности у КГ и ЭГ вызвана, вероятно, низкой их эффективностью в контрольной группе.

Более высокие показатели у ЭГ выносливости, силы, силовой выносливости объясняются направленностью программы на преимущественное совершенствование этих качеств, так как они, по мнению большинства специалистов теории практики физической подготовки являются наиболее значимыми

Развитие психических качеств. Анализ развития психических качеств (табл. 4) показывает, что в обеих опытных группах произошли положительные изменения. У курсантов КГ они объясняются формирующим началом специфики образовательного процесса вуза. Положительные же сдвиги в ЭГ, по нашему мнению, связаны с более эффективным влиянием опытной программы.

Таблица 4

Показатели уровня сформированности психических качеств у курсантов ЭГ и КГ до и после

эксперимента (х±т) (в баллах)

П.п. Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Прирост р

1 Концентрация внимания ЭГ КГ 4,6±0,4 5,2±0,3 6,7±0,8 5,7±0,4 2,1 0,5 0,05

2 Переключение внимания ЭГ КГ 5,9±0,4 6,4±0,4 7,9±0,6 6,9±0,3 2,0 0,5 0,01

3 Распределение внимания ЭГ КГ 6,0±0,6 6,5±0,4 7,6±0,3 7,2±0,3 1,6 0,7 0,001

4 Общая память ЭГ КГ 5,2±0,3 4,8±0,2 6,9±0,9 5,5±0,3 1,7 0,7 0,05 0,05

5 Оперативная память ЭГ КГ 7,1±0,4 6,3±0,3 8,2±0,4 7,0±0,4 1,1 0,7 0,05

6 Умственная работоспособность ЭГ КГ 7,6±0,2 6,7±0,4 8,0±0,6 6,9±0,3 0,4 0,2 -

7 Логичность мышления ЭГ кг 6,9±0,5 7,0±0,3 8,0±0,5 7,4±0,4 1,1 0,4 0,05 0,05

8 Продуктивность мыслительных операций ЭГ КГ 7,0±0,2 7,0±0,4 8,0±0,3 7,0±0,4 1,0 0,4 0,001

Значимые различия в ЭГ и КГ произошли в показателях общей памяти, логичности мышления. Здесь вполне уместно соотнести полученные результаты с эффективностью образовательного процесса, специфичность которого у курсантов позволяет формировать эти качества.

Таким образом, более высокие результаты показателей развития психических качеств, достигнутые курсантами экспериментальной группы, позволяют сделать заключение о том, что данное явление обусловлено, прежде всего, различной методикой физической подготовки, которая была реализована при организации процесса физической подготовки в ЭГ.

Выводы:

1. Низкий исходный уровень физической подготовленности поступающих в военные вузы и высокие требования, предъявляемые к уровню физической готовности, адаптационным способностям, психологической устойчивости выпускников, вызвали необходимость поиска новых научно обоснованных подходов к организации процесса физической подготовки в военных образовательных учреждениях.

2. При реализации разработанной программы интегрально использованы все формы физической подготовки для формирования психофизической готовности военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач.

Выбор оптимального содержания разделов, применение эффективных методов обучения, совершенствование двигательных навыков и развития физических способностей, согласование предлагаемых уровней физических нагрузок с учебным процессом, постоянный мониторинг физической, и психологической подготовленности курсантов проводимый с целью выявления степени решения задач на каждом этапе обучения позволили добиться значительных положительных результатов в формировании психофизической готовности курсантов.

3. Проведенные исследования и анализ экспериментальных данных позволяют утверждать, что применение предложенной программы формировании психофизической готовности военнослужащих эффективно.

Список литературы:

1. Теория и организация служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта: Ч.1.: Учебник для курсантов Военного института физической культуры Под ред. профессора В.В. Миронова, А.А. Обвинцева -СПб.: ВИФК 2014.-297 с.

2. Борисов А.А. Влияния занятий гиревым спортом на профессиональную подготовку военных инженеров. НИГ 1// Сб. научн. тр. Военного инженерно- технического университета: Научные проблемы специальных и фортификационных комплексов, обустройства войск, управления производственной деятельностью строительных предприятий / ОАО «Издательство Стойиздат СПб». - Вып. 7. СПб., 2008 - 520с.

3. Чернобай М.П. Основы теории и методики физической культуры в военно-инженерном вузе: Учебник/ ВИТУ. СПб., 2009.- 402 с.

4. Гилев В.П. Специальная направленность физической подготовки ВДВ. - СПб.: ВИФК, 2001. - 13 с.

5. Борисов А.А., Грачев К.А. Основы формирования программы дополнительных занятий по физической подготовке военнослужащих инженерных войск. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - науч. рец. журнал./под. ред. д.п.н., проф.В.Л. Пашута.-СПб.: ВИФК МОРФ - №4(17), 2012 - 34-37с.

6. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография / под ред. проф. В.Л. Марищука/ С М. Ашкинази - СПб.: ВИФК, 2001.- 240 с.

7. Борисов А.А. О необходимости совершенствования содержания и методики преподавания раздела физической подготовки «Рукопашный бой» в ВС РФ. Сборник докладов 6-го Международного Конгресса «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 18-20 октября 2013 г., Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса. Под ред. В.А. Тацмазова.- СПб., Из-во «Олим-СПб», 2013.256 с.

8. Борисов А.А., Дмитриев Г.Г., Грабский Д.В. Основные направления совершенствования раздела «Рукопашный бой» в военных ВУЗах. Сборник докладов 6 - го Международного Конгресса «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 18-20 октября 2013 г.,: материалы конгресса. Под ред. В.А. Тацмазова.- СПб., Из-во «Олим-СПб», 2013.- 256 с.

9. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /[Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др.] 4 под общ ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл; издательский центр Академия, 2009.- 320 с.

10. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ [В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др..; под ред. А.Н. Блеера].- М.: Издательский цент «Академия», 2008.- 256 с. ISBN 978- 5 -7695-3869-8.

11. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ. ВИТУ, 2009.

12. Борисов А.А. Направления совершенствования раздела «Рукопашный бой» в военных ВУЗах. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - науч. ред. журнал./под. ред. д.п.н., проф.В.Л. Пашута.- СПб.: ВИФК МОРФ.- №4 (22),2013.- 24-27 с.

13. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина -2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. ISBN 5-85009-888-7.

14. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: ВИФК, 2010. - 296 с.

15. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону / Д: Феникс, 2008. - 379 с.- (Высшее образование). ISBN 978-5-222 - 14232 - 5.

Военная педагогика

УДК 355.237.3:355.232.6:796.819

Борисов А.А. Borisov A.A.

«Рукопашный бой» как универсальное средство развития психофизических способностей

военнослужащих

«Hand-to-hand fight» as a universal means of psychophysical abilities development of service

members

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация:

В статье проведен анализ системы подготовки к рукопашному бою в Вооруженных Силах Российской Федерации, обозначены основные проблемы преподавания и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.