Научная статья на тему 'СТРЕССОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В БОЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ'

СТРЕССОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В БОЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕЛЕВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / "БОЕВОЙ СТРЕСС" / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / GENERAL PSYCHOLOGICAL PREPARATION / SPECIAL PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PSYCHOLOGICAL TRAINING / COMBAT STRESS / NERVOUS AND MENTAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торгаева Ирина Николаевна, Дружинина Анастасия Александровна

В статье рассматриваются особенности подготовки офицерских кадров и работа психолога подразделения и конкретно система мероприятий по обеспечению психологической готовности военнослужащих ВДВ, ССО и специального назначения для эффективного выполнения специальных и боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Торгаева Ирина Николаевна, Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS RESISTANCE IN BATTLE PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERFORM SPECIAL TROOPS AND COMBAT MISSIONS

The article deals with the features of officer training and the work of a psychologist unit and specifically the system of measures to ensure the psychological readiness of military personnel airborne, MTR and special purpose for the effective implementation of special and combat missions.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В БОЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ»

И.Н. ТОРГАЕВА, I.N. TORGAEVA,

A.A. ДРУЖИНИНА A.A. DRUZHININA

СТРЕССОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В БОЮ

STRESS RESISTANCE IN BATTLE

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

СПЕЦИАЛЬНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ

PSYCHOLOGICAL READINESS ТО PERFORM SPECIAL TROOPS AND COMBAT MISSIONS

Сведения об авторах: Торгаева Ирина Николаевна - старший помощник начальника отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров РГВВДКУ, гвардии майор, кандидат психологических наук (г. Рязань);

Дружинина Анастасия Александровна - соискатель ВУ МО РФ, специалист отделения профессионального отбора, капитан (г. Рязань. E-mail: 9750481@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки офицерских кадров и работа психолога подразделения и конкретно система мероприятий по обеспечению психологической готовности военнослужащих ВДВ, ССО и специального назначения для эффективного выполнения специальных и боевых задач.

Ключевые слова: общая психологическая подготовка, специальная психологическая подготовка, целевая психологическая подготовка, «боевой стресс», нервно-психическая устойчивость.

■Mnn Information about the authors: Irina Torgaeva - Senior Assistant Chief of the Department of organization of scientific work and training of scientific-pedagogical personnel RGWDKU, Mayor, candidate of psychological Sciences (Ryazan);

Anastasia Druzhinina - applicant WOO MO RF specialist Office of professional, Captain (Ryazan. E-mail: 9750481@mail.ru).

Summary. The article deals with the features of officer training and the work of a psychologist unit and specifically the system of measures to ensure the psychological readiness of military personnel airborne, MTR and special purpose for the effective implementation of special and combat missions.

Keywords: general psychological preparation, special psychological preparation, psychological training, combat stress, nervous and mental stability.

Современный бой - это суровое испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную боевую задачу.

Никакая техника, никакое вооружение не могут привести армию государства к победе, ес-

ли солдат не готов к этой победе. Солдата надо готовить через готовность офицеров и через готовность системы воинского обучения и воспитания.

Боевая готовность каждого военнослужащего структурно состоит из трех основных компонентов готовности:

- морально-психологической;

- военно-специальной;

- физической.

Важно подчеркнуть, что высокая боевая готовность военнослужащих может быть обеспечена только при достаточной подготовленности их во всех отношениях. Никакой из компонентов, даже при максимальной степени его развития, не способен компенсировать низкий уровень развития других. В связи с этим нельзя недооценивать значение психологической готовности военнослужащих.

M

Основная задача процесса обучения - подготовить военнослужащего, способного эффективно действовать в экстремальных

ситуациях, в том числе боевых.

Проблема по обеспечению морально-психологической готовности военнослужащих много раз рассматривалась как первоочередная задача деятельности военнослужащих воздушно-десантных войск, специального назначения (СпН) и сил специальных операций (ССО) при выполнении боевых и специальных задач.

Важность данной проблемы видна при анализе психического состояния воинов в период участия в современных локальных войнах и конфликтах: Афганистане, Чечне, Абхазии, Сирии.

Пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием ряда факторов:

1. Ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации.

2. Ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у человека, непосредственно участвующего в боевых действиях; психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью на глазах товарищей или с необходимостью убивать человека, пусть и противника.

3. Воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна).

4. Невзгоды и лишения (отсутствие полноценного сна, особенности водного режима и питания).

5. Характерный для участников войны жаркий климат в горно-пустынной местности (гипоксия, жара, повышенная инсоляция).

Перед выполнением боевых и специальных задач военнослужащие проходят все этапы боевой и морально-психологической подготовки. В психике военнослужащих остаются в большей или меньшей степени результаты и воздействия каждого этапа, преломленные через механизмы функционирования его психики. Психика человека располагает чрезвычайно широкими приспособительными возможностями по

отношению к изменениям внутреннего мира. Следовательно, глубокое понимание механизмов внутреннего самодвижения психики в боевых условиях и комплекс мероприятий морально-психологического обеспечения должны быть согласованы с изменениями и преобразованиями индивидуальной психики каждого военнослужащего.

Здесь следует более подробно остановиться на вопросе подготовки к боевым действиям.

Она представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование психических качеств, необходимых для выполнения конкретных боевых задач и формирования устойчивости к воздействию современных средств борьбы. Сущность данной подготовки заключается в заблаговременном формировании психологического ресурса, позволяющего действовать в бою, как в знакомой среде. Эффективно идентифицировать события и обстановку боя, угрозы и негативные факторы. Своевременно и адекватно реагировать на них, сохраняя высокий уровень боеспособности и активности с учетом воздействия психотрав-мирующих факторов. В связи с этим еще большую значимость приобретает психологическая подготовка, направленная на качественную боевую подготовку военнослужащих к действиям в обстановке высокого эмоционально-физического напряжения и предупреждения нервно-психических срывов.

Объект исследования: психическое состояние военнослужащих воздушно-десантных войск и подразделений специального назначения.

Предмет исследования: состояние психологической готовности

военнослужащих для выполнения специальных и боевых задач.

Актуальность исследования данной проблематики обусловлена следующими положениями:

• во-первых, в связи с усилением интенсивности служебной деятельности частей постоянной боевой готовности и частей, несущих боевое дежурство, необходимы эффективная новая система и меры по сохранению и восстановлению психического здоровья военнослужащих, учитывающие возрастающие угрозы современного состояния мира и международной политической обстановки;

• во-вторых, изменение системы подготовки (сокращение числа вузов, их переподчинение), реализация новых ФГОС третьего и в ближайшей перспективе четвертого поколений, реализация сформированных компетенций в процессе обучения в вузе не только в повседневной учебной подготовке, но и в реальных боевых условиях. Следствием недостаточно эффективного обучения могут стать «небоевые» потери, утрата материальных и финансовых средств, вследствие необходимости подготовки новых специалистов, социального обеспечения лиц, потерявших работоспособность (получивших инвалидность), включая страховку. В лучшем случае временную потерю работоспособности (ее эффективности) у значительного количества личного состава, выполнявшего боевые задачи;

• в-третьих, данная проблема в разные периоды была областью научных интересов: это работы Братуся B.C., Василюка Ф.Е., Леонтьева Д.А., Калитеевской Е. Р. «Понятие и определение психического здоровья, сущность нарушений, пути коррекции и восстановления»; Ходоса Х.Г. «Неврозы мирного и военного времени»; Шалимо-

Таблица

Формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям

Психологическое просвещение

С

Занятия по предметам боевой подготовки

Психотренинги

ва П.М. «Функциональные резервы организма в экстремальных условиях. Специализированная медицинская помощь при боевой патологии»; Караяни А. Г. «Подходы и методы к реабилитации военнослужащих» и другие работы по реабилитации, коррекции и предупреждению психических нарушений у военнослужащих менялись, и недостаточно изучены психические состояния воинов при участии в вооруженных конфликтах последнего десятилетия.

Задачей данной работы является рассмотрение комплекса мер и его содержание по психической готовности военнослужащих силовых структур к выполнению боевых и других задач в особых условиях.

Психологическая подготовка повышает физическую и психическую устойчивость к воздействию экстремальных условий боевых действий; усиливает психофизиологические механизмы и психические функции, способствующие выполнению функциональных обязанностей, сохранению жизни и высокой работоспособности при любых осложнениях обстановки.

Структура психологической подготовки включает: общую, специальную и целевую подготовки. Основополагающим фактором для такой классификации являются целевые установки и процент охвата военнослужащих.

Общая психологическая подготовка (ОПП) реализуется при обучении военнослужащих в ву-

зах МО РФ и других силовых ведомствах, готовящих военнослужащих (ВДВ, СпН, ССО) для выполнения специальных и боевых задач. Она направлена на выработку боевой устойчивости психики, волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, настойчивость), обучение приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, методам немедикаментозного обезболивания, снятие отрицательных психических состояний, оказание первой психологической помощи, способом выживания в экстремальных условиях (в том числе - в плену), умение дезинформировать и устрашать противника. Одной из важнейших задач в группах (подразделениях) является создание социально-психологической совместимости, сплочения и слаженности группы, а также предупреждения психотравматизации военнослужащих.

Специальная психологическая подготовка (СПП) подразумевает достижения требуемой работы системы специальных знаний, навыков, умений, привычек поведений в экстремальных ситуациях, обуславливающих эффективность боевой деятельности военнослужащих с учетом воинских специальностей. Анализ деятельности военных специалистов (разведчиков, снайперов и т.д.) позволяет определить основные параметры

психологических процессов, состояний и свойств для эффективного выполнения специальных и боевых задач.

Целевая психологическая подготовка (ЦПП) направлена на формирование установок по решению конкретной боевой задачи, активизации, настрою психики, выработке психологической готовности на ее безусловное и качественное решение. Важным решением данной подготовки являются распределение и перераспределение бойцов по командам, боевым группам с учетом требований боевой задачи к психологическим возможностям, боевому опыту и той функции (обязанностям), которую они выполняют в группе (подразделении). В процессе учебно-боевой подготовки к выполнению специальных и боевых задач военнослужащие должны быть адаптированы к природно-географическим, климатическим, технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.

Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям: психологическое просвещение; занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психологических

качеств и состояний; специальные формы: психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и другие.

Психологическое просвещение, как форма психологической работы, представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации с целью формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам.

Занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психических качеств и состояний.

В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой обстановке, и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке.

К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, относят идеомотор-ную тренировку и, созданные на ее основе, ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную тренировку, настрои, энергетическую мобилизацию военнослужащих, митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами.

Кроме известных методов и приемов психологической подготовки военнослужащих в частях находят применение и некоторые специальные методы, такие, как:

- упражнение на антиципацию (предвосхищение, предвидение), сущность которого заключается в образном представлении возникновения и развития нежелательной ситуации, проигрывании своих действий в этих условиях, так называемый эффект «уже виденного, знакомого», то есть отрабатывается стереотип поведения в экстремальных ситуациях;

- идеомоторные упражнения - воображаемый проигрыш предстоящих действий с сопровождением или без сопровождения соответствующими двигательными актами с представляемыми или реальными органами управления вооружения и техники;

- релаксидеомоторная тренировка - самостоятельный мысленный проигрыш основных элементов предстоящей деятельности на фоне общей релаксации (расслабления) организма с последующей его активацией.

Особо необходимо обратить на работу по оценке функционального состояния организма военнослужащих и определения устойчивости к боевому стрессу.

Данная деятельность включает вопросы взаимодействия с должностными лицами медицинской службы, психологами, органами военно-политической работы, командирами частей и подразделений.

Под устойчивостью к стрессу понимается способность организма человека противостоять воздействиям любым резко выраженным и (или) длительным физическим или психическим нагрузкам профессиональной деятельности.

По результатам психофизиологического обследования все военнослужащие распределяются по критерию уровня устойчивости к боевому стрессу (У ВС) на четыре группы:

1 - высокая устойчивость;

2 - достаточная устойчивость;

3 - удовлетворительная устойчивость;

4 - низкая устойчивость.

Военнослужащие, имеющие

1-й и 2-й уровни УБС, характеризуются хорошей профессиональной подготовкой, оптимальным функциональным состоянием организма (высокий адаптивный потенциал личности, адекватный обстановке уровень тревожности, достаточные физиологические резервы).

Лица данной группы достаточно быстро адаптируются к боевой обстановке и в дальнейшем весьма эффективно выполняют свои

служебные обязанности на протяжении всего участия в боевых действиях. Из военнослужащих этой группы командованию даются рекомендации по формированию ударных подразделений, им поручаются наиболее ответственные боевые задания. Высокая боеспособность этих подразделений и минимальные потери позитивно влияют на морально-психологическую готовность к боевым действиям других военнослужащих.

Имеющие 3-й уровень - характеризуются пограничными показателями функционального состояния организма. Для достижения высокой боевой эффективности военнослужащим, относящимся к этой категории, требуется более длительное время для адаптации к боевым условиям и, как правило, проведение специальных мероприятий психофизиологической коррекции. Военнослужащие этой группы рекомендуются командованию по их использованию в подразделениях поддержки до тех пор, пока у них не наступит полная адаптация к боевой обстановке.

Имеющие 4-й уровень - характеризуются неудовлетворительным функциональным состоянием организма. Военно-профессиональная работоспособность у таких военнослужащих резко снижена. Как правило, они предъявляют много психосоматических жалоб. Объективно у них выявляются признаки выраженной астении, уровень тревожности резко повышен. В процессе боевых действий из их числа отмечается наибольшее количество санитарных и безвозвратных потерь.

Использование комплекса психологических и психофизиологических методик позволяет в подавляющем большинстве случаев заблаговременно прогнозировать успешность профессиональной деятельности военнослужащих в реальной боевой обстановке и правильно

осуществлять рациональное комплектование боевых подразделений.

Результаты социально-психологического изучения и психофизиологического обследования доводятся до командиров воинских частей и подразделений, которые принимают окончательное решение о рациональном использовании личного состава в боевых условиях.

Таким образом, психологически подготовить военнослужащих к боевым действиям - значит:

а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у военнослужащих психологическую готовность (устойчивость) - систему психологических качеств (знаний, навыков, установок, умений, убеждений, мотивов, личностных качеств), определяющих их потенциальную возможность преодоления трудностей, и успешно выполнять поставленную задачу;

б) непосредственно перед выполнением боевой задачи сформировать у воинов состояние психологической готовности -активности, нацеленности, мобилизованности психики воинов на преодоление трудностей предстоящей деятельности, адаптиро-ванности к конкретным условиям боевых действий;

в) распределить людей таким образом, чтобы воинский коллек-

тив сам выступал своеобразным стимулятором боевой активности;

г) сформировать общественное мнение, благоприятствующее выполнению конкретной боевой задачи и достижению целей военной кампании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буранов, С.Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения у военнослужащих частей Сухопутных войск [Текст]: дис.... канд. пед. наук / С.Н. Буранов.-М.: ГА ВС, 1999.

2. Министерство обороны. Приказы. Руководство по профессионально-психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: (в редакции приказа Министра обороны РФ от 12.05.2005 г. №50).

3. Бархаев, Б. П., Караяни,А.Г., Перевалов, Б. Ф., Сыромятников, КВ. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера [Текст] / Б. П. Бархаев, А. Г. Караяни, В. Ф. Перевалов, И. В. Сыромятников. - М.: Военное издательство, 2006.

4. Грызов,А.И. Психология управления [Текст] / А. И. Гры-зов. - Рязань: РВВДКУ, 2013.

5. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе ФЗ № 53 в редакции от 18 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.