Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CONTEMPORARY ARMED CONFLICTS / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF MILITARY POLICEMEN'S PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сибилева Ольга Павловна

Проанализирована специфика профессиональной деятельности военных полицейских и стрессогенные факторы современных вооруженных конфликтов, предложены основные направления совершенствования психологического сопровождения военнослужащих военной полиции при выполнении специальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сибилева Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT OF PERSONNEL IN MILITARY POLICE CONTROL BODIES AND UNITS OF THE DEFENSE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION WHEN CARRYING OUT SPECIAL ASSIGNMENTS

The paper analyzes the specific features of military policemen’s professional activity and the stressors of present-day armed conflicts, offering basic lines of improvement for the psychological accompaniment of military police servicemen in the RF Armed Forces when carrying out special assignments.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Психологическое сопровождение личного состава военной полиции Министерства обороны Российской Федерации при выполнении специальных задач

Капитан О.П. СИБИЛЕВА

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Проанализирована специфика профессиональной деятельности военных полицейских и стрессогенные факторы современных вооруженных конфликтов, предложены основные направления совершенствования психологического сопровождения военнослужащих военной полиции при выполнении специальных задач.

The paper analyzes the specific features of military policemen's professional activity and the stressors of present-day armed conflicts, offering basic lines of improvement for the psychological accompaniment of military police servicemen in the RF Armed Forces when carrying out special assignments.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Современные вооруженные конфликты, психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих военной полиции, психологическое сопровождение.

KEYWORDS

Contemporary armed conflicts, psychological peculiarities of military policemen's professional activity, psychological accompaniment.

ВВИДУ крайней напряженности и взрывоопасности современной военно-пояитической обстановки в мире вопрос повышения стрессоустойчивости и готовности к выполнению задач по предназначению при любом варианте развития событий в полной мере актуален для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Опыт войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о том, что повышение боевой мощи средств по уничтожению людей, совершенствование методов психологической борьбы неизменно ведут к росту психологических расстройств военнослужащих, оказывающих заметное влияние на их боеспособность, ход

и исход сражений. Это обусловлено спецификой профессиональной деятельности военнослужащих, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, усложняющих ее, вызывающих развитие тяжелых состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических расстройств.

По американским оценкам, психогенные потери в современных войнах могут составлять: в условиях применения ядерного оружия — 25—33 %, а без применения оружия массового поражения — 20 % от физических потерь1.

Таким образом очевидно, что при прочих равных условиях в бою в конечном счете побеждает тот, у кого крепче нервы, закаленнее психика.

Следовательно, необходима должная психологическая подготовка, призванная закалить военнослужащих, чтобы увеличить количество степеней свободы при выполнении воином боевой задачи, обеспечив его выживание на поле боя.

Вопрос готовности, в том числе морально-политической и психологической, к выполнению задач по предназначению при любом варианте развития событий актуален и для личного состава органов и подразделений военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, призванной быть одним из основных компонентов системы поддержания законности и правопорядка в войсках и на флотах в мирное и военное время2.

Служба в военной полиции предполагает экстремальные нагрузки, а служебная деятельность протекает в напряженных, сложных условиях, зачастую связанных с необходимостью применения физической силы, специальных средств, а иногда и оружия.

Следует особо отметить, что деятельность каждого военнослужащего военной полиции характеризуется специфическими психологическими особенностями, обусловленными прежде всего наличием определенных властных полномочий. Умение разумно, в рамках закона пользоваться предоставленной властью — одно из важнейших профессиональных требований к военнослужащим военной полиции, что предполагает решение ими, нередко в условиях экстремаль-

ной обстановки и дефицита времени, ряда мыслительных задач в целях определения необходимости тех или иных действий и их законности.

Нередко это связано с необходимостью в кратчайший срок остановиться на одном из нескольких возможных вариантов действий и поэтому характеризуется особой напряженностью. Как показывает практика, целесообразность и правомерность использования предоставленных по занимаемой должности властных полномочий в значительной степени зависит от личностных качеств военного полицейского.

Таким образом, профессиональная деятельность военного полицейского принадлежит к разряду «сложных» профессий, предъявляющих к военнослужащим как в мирное, так и особенно в военное время очень высокие психологические и психофизиологические требования, а развитие психологической ориентированности личного состава военной полиции в различных аспектах его служебной деятельности предполагает освоение основ психологии, формирование навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе, в том числе при проведении следственных и розыскных мероприятий.

Изложенное предопределяет основное содержание психологического сопровождения служебной деятельности всех категорий личного состава военной полиции как на ее начальном этапе, так и в последующем: формирование психологической готовности к борьбе с правонарушениями; развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической правоохранительной деятельности; формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств; совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями должност-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МО РФ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ных лиц и граждан; совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с должностными лицами и гражданами; формирование психологической устойчивости, умения владеть собой в сложных ситуациях правоохранительной деятельности; развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение военнослужащих военной полиции приемам саморегуля-циии самоуправления; формирование волевой активности и навыков волевых действий; подготовка к психологическим перегрузкам в работе.

Роль должным образом организованного психологического сопровождения всех категорий личного состава военной полиции в успешном освоении этой профессии трудно переоценить. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного в региональном управлении военной полиции (по Западному военному округу) анализа опросников, заполненных военными полицейскими, выполнявшими специальные задачи.

Данное исследование подтвердило, что профессионально-психологическая подготовленность личного состава военной полиции — не просто желательная добавка к профессиональному мастерству, а его обязательная составная часть, позволяющая поддерживать оптимальное морально-политическое и психологическое состояние военнослужащего в ходе и после выполнения специальных задач, а при необходимости — выживание в экстремальных условиях окружающей среды.

Анализ результатов вышеуказанного исследования, отечественной и зарубежной специальной литературы показывает, что при всем многообразии ситуаций в условиях современных вооруженных конфликтов на психику и поведение военнослужащих всех категорий оказывают воз-

действие экстремальные факторы, которые условно можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним экстремальным факторам относятся:

1. Факторы, обусловленные воздействием противника, в том числе психологическим (характер действий противника, решительность и темп ведения им боевых действий; интенсивность и новизна приемов использования противником боевой техники и вооружения; нестандартность способов и приемов воздействия противника, в том числе проведение им психологических диверсий).

2. Факторы воздействия окружающей среды (гибель и ранения сослуживцев, гражданского населения и домашних животных; раздражители в диапазоне от сверхслабых до сверхсильных, вызванные применением вооружения и военной техники; характер действий своих войск; укомплектованность и качественный состав частей и подразделений, их обученность, слаженность и управляемость; стиль деятельности командных кадров и неформальных лидеров в воинских коллективах, непрерывность, длительность и динамика ведения боевых действий, природно-географиче-ские и климатические условия района боевых действий, время года и суток).

К внутренним экстремальным факторам относятся:

1. Субъективные факторы отражения условий боевой деятельности (быстрые и резкие изменения боевой обстановки, которые военнослужащие не предполагали; ожидание военнослужащими возможных отрицательных последствий складывающейся боевой обстановки; осознание военнослужащими реальной возможности негативного воздействия ряда элементов боевой обстановки на их жизнь и здоровье; определение военнослужащими неизвестных или существенно отличающихся от ранее знакомых им ком-

понентов боевой обстановки; полное отсутствие или противоречивость поступающей информации о складывающейся обстановке; особый характер задач, решаемых военнослужащими в ходе боевых действий и связанных с уничтожением живой силы противника и его объектов; перенесение военнослужащими в течение длительного времени тягот, лишений и дискомфорта в связи с пребыванием в районе боевых действий).

2. Особенности индивидуально-личностных качеств военнослужащих (недостаточная сформирован-ность, отсутствие или противоречие мотивов деятельности в боевой обстановке; чрезмерная впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная эмоциональная возбудимость и неуравновешенность; значительная степень развития тревожности, агрессивности, чрезмерной склонности к риску и тому подобных типов акцентуации личности; слабая способность к адаптации в боевой обстановке ввиду отсутствия либо недостаточности должной профессиональной и психологической подготовки; несоответствие уровня притязаний и степени самооценки личности).

3. Особенности психических процессов и психофизиологических качеств военнослужащих (недостаточное развитие внимания, мышления, памяти и других познавательных психических процессов; низкие возможности адаптации, обусловленные состоянием здоровья и уровнем физической подготовки; неблагоприятное функциональное состояние организма вследствие заболевания, психической травмы или длительного неудовлетворения физиологических потребностей).

В боевой обстановке на психику военнослужащих воздействуют одновременно несколько экстремальных факторов, негативными последствиями которых являются психические

травмы3. Вследствие переживания страха и стресса ухудшается функционирование психики в бою, так точность стрельбы по противнику может снижаться до критического уровня.

Воздействие экстремальных факторов ведет к снижению психологической устойчивости командного состава, а в отдельных случаях — и к полной утрате должностными лицами способности эффективно управлять подчиненными подразделениями.

К ряду крайне отрицательно влияющих на психику военнослужащих стрессогенных факторов прежде всего относятся:

• реальная угроза гибели, ранения, увечья, контузии, отравления или облучения;

• угроза невыполнения боевой задачи и привлечения к уголовной ответственности за ошибочные действия в бою или при подготовке к бою;

• картины смерти и человеческих страданий;

• значительное принижение значения основных биологических и социальных потребностей, тяжелые экономические и эргометриче-ские условия;

• межличностные конфликты;

• длительное сильное психоэмоциональное напряжение.

Несомненно, что указанные выше стрессогенные факторы, существенно влияя на поведение человека в условиях боевой обстановки, оказывают воздействие и на те его компоненты, которые связаны с соблюдением или нарушением военнослужащим норм права вооруженных конфликтов, что особенно актуально для военной полиции, призванной контролировать его соблюдение.

И хотя воюющим сторонам можно напомнить о том, что они приняли одностороннее обязательство соблюдать нормы международного гуманитарного права и следовать

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МО РФ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ему независимо от поведения противника, в реальности во время войн и вооруженных конфликтов индивидуальное и коллективное поведение в значительной мере управляется законом равного возмездия (lex talionis), что зачастую рождает эксцессы.

Таким образом, не вызывает сомнений справедливость вывода Э. Давида в книге «Принципы права вооруженных конфликтов»4, что «выполнение права вооруженных конфликтов ставит проблемы, которые в конечном счете являются скорее психологическими и социологическими, чем юридическими».

Изучение взаимоотношений, существующих в рамках воинского подразделения, особенно выполняющего боевые задачи в отрыве от основных сил, на блок-постах, показывает, что связи, возникающие между военнослужащими в условиях, представляющих реальную угрозу их жизни, часто более крепкие, чем связь между супругами, а поведение участвующих в боевых действиях лиц обычно в большей степени мотивировано давлением группы, нежели ненавистью к противнику или страхом.

При этом большое значение имеет уважение к товарищам, защита репутации группы и стремление внести свой вклад в общий успех. Военнослужащий, как правило, подвержен действию принятых в группе правил, почтения к формальным и неформальным лидерам группы и конформизма.

Исследования в области социальной психологии показывают, что конформизм по отношению к группе и повиновение авторитету взаимно усиливают друг друга, обеспечивая высокую степень повиновения приказам.

Таким образом, изложенное, а также международный и отечественный опыт, в том числе в рамках выполнения подразделениями военной полиции Вооруженных Сил Российской

Федерации возложенных на них задач в Сирийской Арабской Республике, однозначно подтверждают, что должное поведение личного состава вооруженных формирований при выполнении специальных задач, формируется прежде всего под воздействием основных факторов:

• надлежащая боевая и психологическая подготовка личного состава;

• тщательный, неформальный отбор военнослужащих, особенно командного состава всех категорий, для выполнения специальных задач;

• обучение личного состава нормам международного гуманитарного права и контроль соответствующих должностных лиц за их выполнением;

• принятие командованием профилактических мер по недопущению нарушений правопорядка, применение своевременных и адекватных проступкам взысканий.

Не вызывает сомнений особая значимость психологического сопровождения личного состава, призванного произвести своеобразную «прививку» от травматических стресс-факторов боевой обстановки, «закалить» психику военнослужащих, чтобы обеспечить их выживание в экстремальных ситуациях и выполнение боевой задачи.

Объективная реальность такова, что знания и умения выживания в экстремальных условиях, в том числе и в условиях плена, как подтверждают события последних десятилетий в самых различных регионах мира, продолжают оставаться актуальными и на современном этапе исторического развития форм и способов ведения боевых действий.

Поэтому, как особо отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в 2016 году на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ: «...опыт, полученный в ходе боевых действий против международных террористов в Сирии, дол-

жен последовательно внедряться в практику подготовки войск и органов управления, использоваться при проведении учений и внезапных проверок»5.

Как известно, выживание военнослужащих в экстремальных условиях окружающей среды — это не только активная, целенаправленная деятельность, но и сложное социально-культурное и психологическое явление6. Сложный, многоаспектный характер проблемы подготовки военнослужащих ВС РФ к выживанию в экстремальных условиях окружающей среды на современном этапе развития во многом определяется противоречиями и факторами, наиболее значимыми из которых являются:

во-первых, противоречия между возросшими требованиями боевой подготовки войск к уровню профессиональной готовности к выживанию в экстремальных условиях окружающей среды и ограниченным временем на соответствующую подготовку;

во-вторых, недостаток или полное отсутствие специфических приемов и способов выживания в процессе повседневной учебно-боевой деятельности, в связи с невозможностью моделирования экстремальных

условий окружающей среды по месту дислокации воинских частей.

Решение указанных проблем, как представляется, возможно путем внедрения тестовых упражнений и нормативных требований по выживанию в Сборник нормативов боевой подготовки войск, которые помогут военнослужащим (как офицерам, так и рядовым) сформировать навыки выживания и повысить уровень боеготовности и боеспособности войск к действиям в экстремальных условиях окружающей среды.

С учетом вышеизложенного, в целях повышения уровня профессионально-должностной, в том числе психологической, подготовки, военнослужащие военной полиции, убывающие для выполнения специальных задач, проходят специальную подготовку в Учебном центре военной полиции МО РФ.

Предполагается, что постепенно весь личный состав военной полиции пройдет здесь обучение, в рамках которого психологи Учебного центра проводят комплекс мероприятий по психологической подготовке военных полицейских к выполнению специальных задач и последующей реабилитации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Караяни А.Г.У Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий: учебное пособие. М.: ВУ, 2015. 332 с.

2 Ст. 20 Указа Президента РФ от 25.03.2015 № 161 (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LA W_177125/063d2967b302e06795709c7 7e6706b93022b2e9b/ (дата обращения: 12.08.2019).

3 Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий. С. 6—7.

4 Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М.: МККК, 2011. 1144 с.

5 Военное обозрение / Путин: полученный в Сирии опыт необходимо внедрять в практику Вооруженных Сил. URL: https:// topwar.ru/103885-putin-poluchennyy-v-sirii-opyt-neobhodimo-vnedryat-v-praktiku-vooruzhennyh-sil.html (дата обращения: 12.08.2019).

6 Караяни А.Г. Настольная книга военного психолога: практ. пособие. М.: Издательство «Юрайт», 2018. 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.