Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БУЗ РА "КОШ-АГАЧСКАЯ РБ")'

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БУЗ РА "КОШ-АГАЧСКАЯ РБ") Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БУЗ РА "КОШ-АГАЧСКАЯ РБ")»

ким видением той грани, где самоуправление может перерасти в самоуправство, с понятием своих значимости и места в системе МСУ.

В завершение еще раз приведем слова одного из ведущих специалистов в области МСУ Г.В. Барабашева: «...идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одной территории граждан и общественный порядок. Именно на низовом уровне местного самоуправления наиболее рельефно реализуется право граждан на непосредственное участие в управлении местными делами»1. Эта фраза подчеркивает актуальность затронутой темы и необходимость реализации возможностей ТОС как реальной формы народовластия. Полагаем, что важную роль в перспективном развитии как ТОС, так и всего МСУ должна играть пропаганда передовых общественных идей, обмен опытом на различных мероприятиях, в том числе в материалах научно-практических конференций, круглых столов, в СМИ. Мы уверены, что опыт города Барнаула, Алтайского края показывает, что только совместными усилиями можно добиться результатов в расширении зоны комфорта проживания, в наведении порядка в подъезде, во дворе, в микрорайоне, в городском округе и в сельской местности, ведь большинство их жителей считают эти территории своим общим домом. А приведенные выше примеры организации деятельности ТОС по конкретным направлениям в различных сферах жизнедеятельности, мнения экспертов (как теоретиков, так и практиков) показывают, что активное население может считать себя полноправным участником всех событий, происходящих не только на самоуправляемой микротерритории, но и в различных муниципальных образованиях, регионах, стране в целом.

А.А. Макин

Технологии управленческой деятельности, направленные на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи в медицинской организации (на примере БУЗ РА «Кош-Агачская РБ»)

Здоровье населения страны является интегрированным показателем качества жизни и критерием успешности проводимых политических, социальных и экономических преобразований. Необходимость реформирования здравоохранения РФ, наряду с тяжелой экономической ситуацией в стране, связанной с дефицитом всех видов ресурсов, поставила вопрос о переходе здравоохранения от экстенсивной распределительной системы ресурсного обеспечения, ввиду ее неэффективности, на интенсивные модели развития на основе использования экономических методов управления.

1 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 283-287.

81

Об актуальности данных мероприятий свидетельствуют и основные демографические показатели страны, такие как низкий показатель средней продолжительности жизни и высокий уровень смертности населения РФ.

Актуальность статьи заключается в том, что одним из основных направлений развития здравоохранения является совершенствование организации оказания медицинской помощи населению, которая в сельской местности имеет ряд особенностей: малое количество обслуживаемого населения, проживающего на достаточно большой территории; отсутствие у жителей сельского района возможности полной реализации прав выбора медицинского учреждения, врача и др.

Без решения проблемы доступности и качества медицинской помощи неминуемо приведет к росту заболеваемости, преждевременной смертности и инвалидизации населения.

Улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи актуальны во всех системах здравоохранения, существующих сегодня в мире. Качество медицинской помощи может быть обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, включая организационные особенности медицинского обслуживания и существующую систему лекарственного обеспечения.

Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. Не является исключением и здравоохранение. Общие принципы управления представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы управленческой деятельности хозяйствующих субъектов1

Принцип Характеристика

Принцип организации, координации и оперативности Направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива

Принципы развития Направлены на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

Принцип морального роста Повышение имиджа, авторитета, представительства учреждения

1 Григорян М.Р. Технологии управления медицинским персоналом [Электронный ресурс]. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69724 (дата обращения: 19.05.2017).

Отметим, что специфика управления в здравоохранении обусловлена, прежде всего, тем, что эта особая сфера, существенно отличающаяся от других видов деятельности. Здравоохранение имеет особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов.

Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) с потребителями их услуг. Это, прежде всего, прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и, тем самым, непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Это, в свою очередь, находит выражение в вариативности технологий, используемых в работе с клиентом, в особой значимости этических ценностей и принципов, сложившихся в обществе, в принципиально важной роли медицинских работников в процессе оказания услуг. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых медицинских услуг и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере здравоохранения.

Во-вторых, медицинские услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а с другой - общество признает важность получения гражданами медицинских услуг и свою роль в их обеспечении медицинским обслуживанием. Неслучайно в конституциях многих развитых стран, включая Россию (ст. 41), признается право граждан на охрану здоровья1.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков медицинских учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:

- сложность определения качества и измерения результатов работы;

- высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;

- отсутствие права на неопределенность и ошибку;

- потребность в тесной координации работы различных подразделений;

1 Евдокимова Е.Г. Процессно-ориентированное управление качеством услуг в здравоохранении: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2016. - С. 110.

- высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность по отношению к пациентам и коллегам по профессии;

- необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;

- трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

Проблем, накопленных в российской сфере здравоохранения, достаточное множество, и основная их часть является результатом так называемого «советского наследия» и «наследия периода рыночных реформ», когда финансирование и организационное обновление проводилось по остаточному принципу.

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

Задачами развития здравоохранения являются:

- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

- переход на современную систему организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

- информатизация здравоохранения1.

Отметим, что в России повышение доступности и качества медицинской помощи для населения признается важнейшим приоритетом социальной политики. Возможность получать бесплатную медицинскую помощь закреплена Конституцией РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Основного За-

1 Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

кона РФ «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Согласно Базовой программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ, почти все виды медицинской помощи являются бесплатными1.

Тем не менее в своих работах М.В. Еругина приводит результаты исследования «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения», по результатам которого не менее 80% респондентов из всех слоев населения продемонстрировали уверенность в том, что в случае серьезной болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. В ситуации серьезного заболевания большинство населения начинает осознавать собственную незащищенность и недостаток общественной поддержки, невозможность на помощь со стороны общества.

В указанном исследовании представлены доказательства того, что в настоящее время значительная часть пациентов платит за лечение, и распространенность практик оплаты медицинской помощи нарастает. Анализ причин оплаты лечения в государственных и муниципальных медицинских организациях свидетельствует о наличии принципиальных недостатков в системе бесплатного оказания медицинской помощи населению: для части пациентов востребованные ими медицинские услуги не предоставляются бесплатно. Довольно часто пациентам приходится платить, чтобы преодолеть барьеры доступа к ограниченным ресурсам, которые в принципе должны предоставляться бесплатно. Более чем для трети тех пациентов, кто оплачивал лечение, это выступало инструментом их влияния на качество оказываемых им медицинских услуг2.

При этом под доступностью услуг здравоохранения понимается не просто возможность обратиться в медицинское учреждение, а своевременное получение помощи, адекватной потребности и обеспечивающей наилучшие результаты для здоровья, при условии, что личные расходы потребителей на медицинские услуги не должны являться непосильным бременем для семейного или личного бюджета и тем более становиться причиной отказа от лечения3.

1 Бутова Т.Г., Яковлева Е.Ю., Данилина Е.П. Качество услуг скорой медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (65). - С. 102.

2 Еругина М.В., Кром И.Л., Шмеркевич А.Б., Дорогойкин Д.Л. Доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в России // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - N° 2. - С. 101-105.

3 Пузин С.Н., Дудин М.Н., Сертакова О.В. Социально-экономический подход к анализу удовлетворенности населения качеством платных медицинских услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 4. - С. 76.

Доступность медицинской помощи определяется:

- сбалансированностью необходимых населению объемов медицинской помощи с возможностями государства, медицинскими и финансовыми ресурсами страны;

- наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;

- наличием на территориях необходимых медицинских технологий;

- возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации; имеющимися транспортными возможностями;

- уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний1.

С 2015 года начали действовать Критерии качества медицинской помощи, утвержденные приказом Минздрава РФ от 07 июля 2015 г. № 422ан. В настоящее время были разработаны два документа, отменяющие действие закона № 422ан, это Приказ № 520н (который не успел вступить в силу) и № 203н, который действует в настоящее время.

Отметим, что появление нормативного акта Минздрава России, в котором содержатся критерии оценки качества медицинской помощи - первый и важный шаг федеральной исполнительной власти навстречу гражданам и налогоплательщикам (врачам и пациентам) по пути установления цивилизованных гражданских отношений, уважения их труда и прав, восстановлению справедливости в обществе.

Критерии качества, как следует из ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. и Приказа № 203н, формируются по группам заболеваний или состояний на основе:

- порядков оказания медицинской помощи;

- стандартов медицинской помощи;

- клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Для оценки работы больниц и поликлиник за отчетный период (календарный год) обычно используют наборы определенных показателей. Они характеризуют деятельность медицинских учреждений. Можно выделить несколько групп показателей:

1. Показатели, характеризующие обеспеченность населения амбула-торно-поликлинической и стационарной помощью.

2. Нагрузка медицинского персонала.

3. Показатели, характеризующие материально-техническую, клинико-диагностическую и медицинскую оснащенность.

4. Использование коечного и других фондов.

5. Показатели, характеризующие организацию и качество амбулатор-но-поликлинической и стационарной помощи, ее эффективность1.

1 Лень Л.С., Никулина Т.Н. Управление медицинским учреждением в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник АГТУ. Сер.: экономика. - 2016. - № 2. - С. 73.

Подтверждением адекватности внедренной и функционирующей системы управления качеством в медицинской организации служит повышение удовлетворенности потребителей и отсутствие обоснованных жалоб пациентов за период в динамике2.

Можно выделить основные проблемы, возникающие в процессе управления медицинскими учреждениями на современном этапе:

1. Проблема недофинансирования.

2. Низкий уровень доверия российских граждан к системе здравоохранения.

3. Проблемы качества и доступности медицинских услуг.

4. Дефицит высококвалифицированных медицинских кадров.

5. Низкая управленческая квалификация руководителей организаций здравоохранения.

Республика Алтай является субъектом Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Население - 215,2 тыс. человек (на 01.01.2016 г.). Доля городского населения в общей численности населения на 1 января 2016 года - 29,2%. Особенностью республики является гористая местность. Многие показатели здоровья населения тесно связаны с особенностями рельефа, климата, качеством геологической среды, загрязнением воздушного бассейна, питьевой воды, химическим и микроэлементным составом почв.

Республика Алтай состоит из следующих административно-территориальных образований:

- городских округов - 1 (город Горно-Алтайск);

- муниципальных районов - 10;

- сельских поселений - 92.

Демографические показатели на территории Республики Алтай имеют положительную динамику. При сокращении смертности на 8% рождаемость также сокращается, но только на 4%, что в целом обуславливает естественный прирост населения.

На территории Республики Алтай Министерством здравоохранения и подведомственными ему медицинскими организациями реализуется программа развития системы здравоохранения Республики Алтай на период до 2020 года.

Республика Алтай - это преимущественно сельская местность, с невысокой плотностью населения, с многообразным и сложным рельефом и климатом. В совокупности все эти факторы оказывают большое влияние на доступность и качество медицинской помощи в республике.

1 Аджиев М.Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 561-562.

2 Лень Л.С., Никулина Т.Н. Управление медицинским учреждением в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник АГТУ. Сер.: экономика. - 2016. - № 2. - С. 75.

По состоянию на 01.01.2017 года на территории Республики Алтай функционирует 30 организаций, из них подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай 29 организаций, в том числе 26 медицинских организаций и 3 прочих организаций (КУРА «Управление по обеспечению деятельности Министерства здравоохранения Республики Алтай и подведомственных ему учреждений», БПОУ РА «Медицинский колледж», АУ РА Автобаза «Медавтотранс»).

В сельской местности медицинскую помощь, оказывают 13 медицинских организаций (включая ФГБУ Туберкулезный санаторий «Чемал» Минздрава России - 1; медицинские организации, расположенные в сельской местности, - 10; БУЗ РА «Акташская больница» - 1; БУЗ РА «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики» - 1); автономных организаций - 4, казенных учреждений - 1.

Структурно обособленных подразделений при районных больницах: участковых - 10, амбулаторий - в т.ч. врачебных - 18, фельдшерско-акушерских пунктов - 133.

В Республике Алтай в 2016 году работало 847 врачей, показатель обеспеченности на 10 тыс. населения - 39,4 (СФО - 37,8; РФ - 37,2), из них подчинения субъекта 840 врачей, показатель обеспеченности на 10 тыс. населения - 39,0; 2621 средних медработников, показатель обеспеченности на 10 тыс. населения - 121,8 (СФО - 95,1; РФ - 89,6), из них подчинения субъекта 2586 среднего медперсонала, показатель обеспеченности на 10 тыс. населения - 120,2.

Основные показатели дорожной карты и индикаторные показатели Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2016 год, такие как смертность от всех причин, смертность от болезней системы кровообращения, смертность от новообразований, смертность от туберкулеза, доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем прибытия до больного менее 20 минут (план - 84,5, факт - 93,60), выполнены.

Особенностями сельского здравоохранения являются: многоэтапность в оказании медицинской помощи - от ФАПа до республиканских ЛПУ, территориальная удаленность медицинских учреждений, ведущая роль амбулаторно-поликлинического звена в общей структуре учреждений здравоохранения. Средняя численность населения, проживающего в сельском населенном пункте, составляет 500-600 человек.

В регионе информатизация здравоохранения сегодня стала неотъемлемой частью его организации и является обязательной для исполнения всеми медицинскими работниками отрасли. Построены локальные вычислительные сети на 1288 рабочих мест.

Все медицинские организации обеспечены защищенными каналами передачи данных. На сегодня оснащение рабочими местами медицинских

организаций республики составляет 60%. В 2017 году обеспеченность достигнет 85%. Это позволит выйти в регионе на полноценную промышленную эксплуатацию практически всей МИС.

В настоящее время уже реализованы следующие сервисы: Электронная регистратура, электронная медицинская карта (поликлиника), электронная медицинская карта (стационар), работает программа «Мониторинг беременных», «Система ГЛОНАС» - практически на весь санитарный транспорт установлена навигационная система «Глонас» (75 автомашин). Большая работа ведется по развитию телемедицинских технологий.

Выделим основные проблемы в сфере здоровья и системы здравоохранения Республики Алтай:

1. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения Республики Алтай ниже, чем по России на 2,9 года, обусловленная высоким уровнем смертности населения от внешних причин.

2. Слабое развитие восстановительной медицины, реабилитации и санаторно-курортного дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кадровое обеспечение врачами медицинских организаций.

Кош-Агачский район или аймак - административно-территориальная

единица и муниципальное образование в составе Республики Алтай Российской Федерации. Административный центр - село Кош-Агач.

На территории района на 01.01.2017 года проживает 19025 человек, что составляет чуть менее 9% всего населения республики Алтай. Из них женщин - 9 520 человек, мужчин - 9 505. Женского населения фертильно-го возраста - 43,2 % от общей численности женщин. Дети (0-17 лет): 7 587 чел., детей от 0-14 лет - 6 805 чел., подростков - 782 чел. Взрослые (18 лет и старше): 11 227 чел. В общей численности населения 52,5 % - лица трудоспособного возраста.

Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачская районная больница» (далее - БУЗ РА «Кош-Агачская РБ») основано в 1925 году.

БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» является многопрофильным лечебно -профилактическим учреждением, оказывающим первичную доврачебную, врачебную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь населению Кош-Агачского района Республики Алтай.

Районная больница (далее - РБ) на 78 круглосуточных и 16 дневных коек с работой в 1 смену, с поликлиникой на 504 посещения в смену и 4 койки дневного пребывания с работой в 2 смены.

Структурно обособленные подразделения представлены участковой больницей в селе Беляши (Джазаторская), а также сельскими врачебными амбулаториями в Бельтире, Кокоре, Тобелере и Жана-Ауле.

Джазаторская участковая больница на 6 коек, в том числе 2 койки круглосуточного пребывания, 4 дневных, с амбулаторией на 25 посещений в смену. Врачебных амбулаторий-4, фельдшерско-акушерских пунктов - 7.

Стационар включает в себя отделения: терапевтическое, кардиологическое, хирургическое педиатрическое, патологии беременности, акушерское, инфекционное, гинекологическое и неврологическое.

На конец 2016 года работает 52 врача, из них высшую квалификационную категорию имеют - 3 человека, первую - 4, вторую - 2. Средние медицинские работники - 181 из них имеют категорию - 43 чел. За анализируемый период уменьшилось количество врачей, имеющих категории. Также уменьшилось количество средних медицинских работников с квалификационными категориями. В настоящий момент имеется потребность в специалистах, штат не доукомплектован акушером-гинекологом.

Соотношение врач / средний медицинский работник в сельский местности в целом по России в 2016 году составило 1 к 3,8, тогда как в БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» - 1 к 3,4.

Обеспеченность врачами в целом по РФ составляет в 2016 году 37,2 на 10 тыс. населения, показатель БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» значительно ниже, и составляет 25,6 на 10 тыс. населения. Данная статистика косвенно свидетельствует о более низкой доступности медицинской помощи в Кош-Агачском районе. Тем не менее отметим, что штат больницы позволяет оказывать достаточно широкий спектр услуг населению.

Одной из целей деятельности БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» является также наиболее полное удовлетворение работников предприятия в профессиональном и личностном развитии, при этом в своей деятельности руководство получает обратную связь от сотрудников на предмет удовлетворенности условиями труда посредством социологического инструмента - анкеты «Анализ удовлетворенности персонала». Отсюда вопросы мотивации являются одной из главных задач руководства.

На текущий момент основными результатами деятельности являются следующие: снизились - оборот койки, уровень госпитализации за счет увеличения средней длительности пребывания на койке; увеличилась -работа койки, больничная летальность. Доля выездов бригады СМП со временем доезда до больного менее 20 минут - 99,9%, до места ДТП -82,3%. Кош-Агачский район продолжает сохранять статус самого рожающего района в республике. В то время как по региону отмечается снижение рождаемости, в Кош-Агачском районе этот демографический показатель растет, в 2015 году он составил 25,1, в 2016-м - 25,4 на 1000 населения. Всего за год в районе родилось 482 ребенка (2015 - 472). Также по сравнению с 2015 годом в муниципальном образовании снизился показатель общей смертности, в 2015 году он был 7,6 промилле, в 2016-м - 6,4. Естественный прирост увеличился в основном за счет снижения общей смертности. Детская смертность - на уровне 2015 года. Отметим, что за последние 3 года наблюдается уменьшение количества беременных женщин, поступивших под наблюдение. Удельный вес ранней явки возрос на 3%. Уменьшилось число родов в стационаре, удельный вес нормальных

родов на уровне 2015 года. Снизились показатели мертворождаемости и перинатальной смертности. В 2016 году количество абортов по стационару ниже прошлого года, за последние 3 года наблюдается рост самопроизвольных выкидышей. Увеличилось количество женщин с ВМС и пользующихся гормональной контрацепцией. Снизились показатели мертво-рождаемости и перинатальной смерти. Снизились общая смертность, преждевременная смертность по всем причинам, кроме смертности от ДТП и новообразований. В районе улучшилась ситуация по заболеваемости болезнями системы кровообращения. За 2016 год в районе зарегистрировано 10 острых инфарктов, проведено 9 тромболизисов, из них 4 сделано в Республиканской больнице.

В районе отмечено снижение распространенности туберкулеза, смертности от этого заболевания не зарегистрировано. Статистика смертности от травм и отравлений и несчастных случаев за отчетный период имеет положительную динамику, однако, остается неблагополучной обстановка по смертности от ДТП.

В 2015 году с признаками алкогольных отравлений за медицинской помощью обратилось 119 жителей Кош-Агачского района, в 2016-м - 42. В течение 2016 года активно проводилась работа с населением по профилактике алкоголизма. Снизилась первичная заболеваемость гипертоническими болезнями. В то же время возросло число пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда в 2 раза, 2 умерли преждевременно. Зарегистрировано случаев ОНМК на уровне 2015 года, возросло число умерших преждевременно в 2 раза.

Наблюдается рост заболеваемости детского населения в основном за счет БОД. Первичная заболеваемость взрослого населения ниже прошлого года. Растет число пациентов, состоящих на ДУ во всех возрастных категориях.

Возросла первичная заболеваемость туберкулезом, заболел 1 ребенок. Смертности от туберкулеза в районе нет. План по ФГ выполнен на 99,8%. Возросло количество случаев заболеваемости ОКИ, зарегистрирован случай клещевого энцефалита, ОРВИ зарегистрировано в 2 раза меньше.

Заболеваемость сифилисом за 2016 год увеличилась в 2 раза, зарегистрирован случай заболевания сифилисом у беременной. Заболеваемость гонококковой инфекцией ниже показателя 2015 года почти в 6 раз.

Выявлено впервые - 21 случай, в том числе 2 детей. Возросла онкоза-пущенность за счет низкой первичной заболеваемости в 2015 г. Отмечается рост пятилетней выживаемости, улучшился показатель одногодичной летальности. Выявлено активно 5 случаев на ранних стадиях.

Не зарегистрировано ни одного случая алкогольного психоза, бытового пьянства.

План по прививкам у взрослых выполнен на 114% за счет вакцинации населения против чумы, у детей - на 95,5%. Вакцинировано против чумы -

17965 (в т.ч. дети - 5710) при плане 10000, против клещевого энцефалита -619 при плане 630, против менингококковой инфекции - 95, против гемо-фильной инфекции - 4 детей по эпидпоказаниям, против папилломы человека - 100 чел., р. Манту - 7150 при плане 7200.

Таким образом, представленные статистические данные не дают однозначного ответа на вопрос эффективности деятельности РБ, тем не менее положительно характеризует деятельность снижение смертности, в том числе младенческой, высокий процент исполнения планов (не менее 99,8%) по вакцинации, осмотрам и т.д.

В целом демографическая ситуация в Кош-Агачском районе свидетельствует о высоком качестве медицинской помощи. Ежегодно проводится анкетирование пациентов в рамках обратной связи на предмет удовлетворенностью оказываемой медицинской помощью БУЗ РА «Кош-Агачская РБ», инструментом получения обратной связи выступает анкета «Изучение удовлетворенности гражданина медицинской помощью».

Отметим, что в 2017 году РА вошла в федеральную программу развития санитарной авиации, 70 миллионов рублей выделено региону для того, чтобы доставлять в Горно-Алтайск пациентов в тяжелом состоянии, чтобы оказать квалифицированную медицинскую помощь. За один месяц выполнено 18 полетов. Это не просто более комфортное и быстрое перемещение. Это шанс на спасение жизни.

Труднодоступность населенных пунктов - главная причина необходимости использования санитарного вертолета. Вылеты медицинских специалистов осуществляются на вертолете МИ-8, оснащенном всем необходимым для оказания помощи.

Кроме авиации, в отдаленных районах дежурит по две бригады скорой медицинской помощи.

Несмотря на положительную статистику по количеству оказанной помощи и кадровому составу, в целом для Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Кош-Агачская районная больница» актуальны следующие проблемы:

1. Высокий процент онкозапущенности.

2. Высокая смертность от инсультов, в том числе лиц трудоспособного возраста.

3. Увеличение преждевременных родов, выкидышей.

4. Укомплектование штата высококвалифицированными работниками. Для проведения диспансеризации детского населения необходим травматолог-ортопед, детский гинеколог.

5. Строительство врачебных амбулаторий с. Тобелер, с. Жана-Аул, так как низкая плотность населения и значительная удаленность населенных пунктов на территории района, в т.ч. в высокогорье.

6. Изношенность санитарного автотранспорта.

7. Не полностью внедрена автоматизированная система БАРС WEB, с которыми работает персонал, следовательно, нет единых баз данных, так как отсутствует возможность взаимодействия и интеграции между ПО и с информационными ресурсами системы здравоохранения, что в свою очередь, приводит к увеличению трудозатрат персонала на подготовку отчетных данных, уменьшение производительности труда, неудобство и не оперативность полной картины ситуации в медицинском учреждении, увеличении срока принятия оперативных решений по критическим показателям, ввиду необходимости составления консолидации в ручном режиме данных их всех ПО.

8. Неактивное участие населения района в предоставлении обратной связи в удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи и доступности медицинских услуг.

Исходя из имеющихся проблем, можем предложить теоретические рекомендации, направленные на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи в медицинской организации (МО):

1. Проведение мероприятий посредством инструмента телемедицины с целью профилактики онкозаболеваний, инсультов и формирования привычки соответствовать принципам ЗОЖ у населения района, проведение семинаров для обучения женщин детородного возраста основам управления своим здоровьем в рамках превентивных мероприятий по снижению выкидышей.

2. Размещение информации на ведущем в РФ кадровом портале, например, www.hh.ru, размещение приглашений на сайтах ведущих медицинских вузов страны со списком открытых вакансий, приглашение для прохождения учебной практики с перспективой включения в кадровый актив на замещение будущих вакансий (выход на пенсию врачей в штате, декретный отпуск и т.д.), формирование проактивного подхода у текущего персонала, повышение инновационной активности на пользу развития медицинской организации.

3. Продолжение проекта на территории медицинской организации по заполнению анкет обратной связи на предмет участия населения района в предоставлении обратной связи об удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи и доступности медицинских услуг, например, в период с января 2018 года по декабрь 2018 года, с выборкой 200 чел. (каждый квартал по 50 чел.) посетителей МО, с установлением целевого показателя прошивки пациентопотока в месяц на уровне 95% по МО.

4. Поскольку управленческая деятельность руководителя ежедневно подразумевает систему принятия решений на основе анализа данных по МО, выявление критических показателей и оперативный план действия для устранения проблемных зон на участках работы МО посредством имеющихся ресурсов, средств, нормативной базы, для принятия объективных мер реагирования необходимо оперативно получение полной инфор-

мации по МО в удобном формате, решение проблемы унификации в автоматизированной системе БАРС WEB и прочего ПО, например, 1С, Парус, с которыми работает персонал медицинской организации, возможно разработка схемы интеграции и консолидации баз данных ПО, например, выгрузка данных БАРС web в рабочий модуль 1С по средствам участия специалиста-программиста или запрос на обновление новых модулей у владельцев процесса данного ПО, затем пилотирование на МО и ролл-аут на всей территории Республики Алтай, РФ.

5. В современных условиях развития организации актуализируется применение в работе с персоналом качественно новых управленческих технологий персонального менеджмента, основанных на когнитивном менеджменте, определяющем высокий уровень предпринимательской культуры, которые формируют новые принципы развития, непрерывное самообразование и самосовершенствование персонала, личности специалиста, эффективная самореализация человека в сфере профессиональной деятельности, например, постоянное совершенствование персонала в части получения и повышения категории, ответственное и добросовестное отношение к делу и своим обязанностям, эффективное взаимодействие с пациентами и коллегами, стремление к внедрению инноваций, гибкость и способность к адаптации, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособности организации в предоставлении услуг.

Реализация указанных теоретических рекомендаций позволит повысить доступность и качество оказания медицинской помощи, а также вывести МО на новый уровень экономической эффективности за счет оптимизации процессов работы с ПО для персонала и возможности в удобном формате и доступно, оперативно принимать решения руководителю, в т.ч. посредством получения оперативной системной обратной связи от пациентов, проведения профилактического теле-диалога по критическим проблемам населения района, формирования кадрового актива для текущего и потенциального замещения открытых вакансий.

Д.В. Манеев Государственно-частное партнерство: состояние и перспективы развития

Актуальность и значимость темы исследования обусловлена возможностями использования механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на основе преимуществ и возможностей каждой из сторон, позволяющих объединить усилия государства и бизнеса, когда каждая из них обладает своими собственными уникальными преимуществами, возможностями и ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.