Научная статья на тему 'Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека; принципы территориального планирования сети медицинских организаций на территориях с низкой плотностью населения'

Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека; принципы территориального планирования сети медицинских организаций на территориях с низкой плотностью населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврилов Эдуард Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека; принципы территориального планирования сети медицинских организаций на территориях с низкой плотностью населения»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

УДК: 614.2: 314.4

ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ С НИЗКОЙ ПЛОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Гаврилов Э.Л.

Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», Москва, Россия (105066, г. Москва, ул. Доброслободская, д.16, к.3), e-mail:shevchenkomma@gmail.

Обеспечение доступности медицинской помощи для сельского населения территорий с низкой плотностью населения имеет ряд особенностей, таких как расстояние между населенными пунктами, качество дорожного полотна, климатические условия, возрастные особенности, которые не учтены в подготовленных Минздравом России нормативно-правовых актах, в связи с чем при проведении мероприятий реорганизации сети медицинских организаций в субъектах, где есть территории с низкой плотностью населения, доступность медицинской помощи для населения указанных территорий существенно ограничена. Изучение нормативных правовых актов в части территориального планирования Республики Алтай и сопоставление с данными карт позволило выявить проблемы доступности медицинской помощи для сельского населения и сформулировать предложения по их устранению, которые должны лечь в основу модели территориального планирования сети медицинских организаций для территорий с низкой плотностью населения.

Ключевые слова: территориальное планирование, доступность, оптимизация.

THE PRINCIPLE OF TERRITORIAL PLANNING OF NETWORK OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN LOW-DENSITY POPULATION LOCATIONS

Gavrilov E.L.

Foundation for independent monitoring of medical services and human health «Health», Moscow, Russia (105066, Moscow, Dobroslobodskaya Street, 16, building 3), e-mail:shevchenkomma@gmail.com.

Providing the access to health care services for rural districts with low population density depends on a number of features, such as distances between settlements, the quality of road surface, weather conditions, population age. These are not included in the legal acts worked out by Ministry of Health of the Russian Federation. Therefore, during the

restructure in the network of medical institutions in the areas with low population density availability of health care services for the population has decreased drastically. The study of normative legal acts on the territorial planning of the Altai Republic and matching them with maps data revealed the problems of health care availability for the rural population and brought about specific proposals for solving the problems. These proposals should form the basis of the territorial planning model for the network of medical institutions in areas with low population density.

Key words: territorial planning, accessibility, optimization. Введение

Система здравоохранения в отличие от остальных социальных сфер характеризуется развитой законодательной базой в части нормативного правового регулирования обеспечения доступности медицинских услуг.

Так, критерии доступности населению медицинской помощи определены в статье 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [7], в соответствии с которой доступность и качество медицинской помощи определяется в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения, а также предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Также показатели (критерии) доступности и качества оказания медицинской помощи ежегодно утверждаются в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - федеральная программа государственных гарантий) и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы государственных гарантий), утверждаемых субъектами, при формировании которых учитываются климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

Понятие территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [3] включает в себя определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,

обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, территориальное планирование медицинских организаций является важнейшим фактором обеспечения доступности медицинской помощи для граждан Российской Федерации, от которого во многом зависит своевременность оказания медицинской помощи пациенту.

Материал и методы

Начавшаяся в 2014 году реформа здравоохранения, так называемая «оптимизация», запланированная на 2014-2018 годы, направленная на преобразование сети медицинских организаций государственной (муниципальной) системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, проводившаяся субъектами на основании заключенных Минздравом России и высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об обеспечении достижения в 2014-2018 гг. целевых показателей оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Соглашения), привела к существенному сокращению коечного фонда. На начало 2015 года по сравнению с началом 2014 года сокращено 70 575 коек, закрыто порядка 400 стационарных медицинских организаций, не считая ранее реорганизованных в филиалы, в первую очередь располагающихся в сельской местности и малых населенных пунктах. Только в течение 2015 года в Российской Федерации было сокращено в общей сложности 23 медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в сельской местности, 29 участковых больниц, закрыто 665 круглосуточных коек участковых больниц, 2 районные больницы, в результате в участковых медицинских организациях в 2015 году по сравнению с 2014 годом было пролечено меньше на 31 943 пациента, а в районных - на 33 394 пациента. (Форма федерального статистического наблюдения № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций») [11, 12].

И если нормативная база по размещению медицинских организаций, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь, в законодательстве представлена приказом Минздрав-соцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее - Положение) [6], в пункте 19 которого содержатся требования к размещению медицинских организаций и их подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при этом указано, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки, обслуживаемые медицинскими организациями и их подразделениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения с сохранением штатной численности медицинских работников, хотя конкретные требования для таких территорий и не

сформулированы, то для медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь нормативно-правовой базы, подготовленной Минздравом России, в первые два года оптимизации не существовало. В данных обстоятельствах решения о ликвидации, либо реорганизации медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, принималось, в первую очередь, на основании плановых значений пяти показателей эффективности оптимизации сети медицинских организаций, установленных Соглашениями: «Смертность от всех причин (на 1000 населения)», «Число дней работы койки в году», «Средняя длительность лечения больного в стационаре», «Объем средств, полученных за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения для повышения заработной платы медицинских работников» и «Обеспеченность врачами в субъекте Российской Федерации (в том числе федеральных, государственных и муниципальных медицинских организаций) к 2018 году (на 10 тыс. населения)». Ввиду того, что лишь один из перечисленных показателей отражает доступность медицинской помощи, а основной акцент смещен на показатели работы койки, органы управления здравоохранения субъектов сокращали койки круглосуточных стационаров в сельской местности, на территориях с низкой плотностью населения, в участковых и районных больницах, где показатели работы койки относительно низкие, что существенно снизило доступность специализированной медицинской помощи для сельского населения. По данным формы статистического учета № 30 «Сведения о медицинской организации» Росстата в 2014 году по сравнению с 2013 годом было госпитализировано на 32 285 сельских жителей меньше, в 2015 году уже на 311 734 сельских жителя меньше, чем в предыдущий год [8, 9, 10].

В рамках устранения недостаточности нормативного регулирования по вопросам размещения медицинских организаций Приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н были утверждены требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (далее - Требования) [4].

Однако указанные Требования основаны на показателях численности населения и не учитывают показатели плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, климатические, сезонные и географические особенности территорий, удельный вес дорог с твердым покрытием в субъекте.

В результате все более отчетливой тенденцией для субъектов Российской Федерации становится централизация стационарной медицинской помощи в областных, республиканских, краевых центрах и в крупных городах, что снижает транспортную доступность специализированной медицинской помощи и вопреки принципам трехуровневой системы приводит к тому, что пациенты с неосложненными случаями заболеваний, которым требуются простые оперативные вмешательства или терапевтическое лечение, попадают в медицинские организации третьего уровня, оказывающие в том числе высокотехнологичную

медицинскую помощь, с самым дорогим в субъекте койко-днем. Это в свою очередь повышает риски попадания пациента с тяжелым заболеванием, которому нужна экстренная медицинская помощь с применением дорогостоящей диагностической медицинской техники, сложные оперативные вмешательства, на непрофильные койки и несвоевременному оказанию медицинской помощи, что повышает риски инвали-дизации и витальных осложнений.

По данным, содержащимся в государственных докладах о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2014 и 2015 годы, опубликованным на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, внутрибольничная летальность в Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 4,5% - с 1,55% до 1,62%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом - еще на 5,6%, значение показателя составило 1,71 [1, 2].

Результаты

Система здравоохранения субъектов с низкой плотностью населения и протяженными территориями Дальневосточного и Сибирского федеральных округов функционирует в напряженных условиях оптимизации сети медицинских организаций и сокращения числа медицинских работников.

Только за 2015 год, по данным Росстата, в регионах Сибири и Дальнего Востока было сокращено почти 6 тысяч коек и уволено 400 врачей и почти 4 тысячи медицинских сестер.

Однако необходимо понимать, что к данным регионам нельзя применить общий подход сокращения медицинской инфраструктуры, объединения юридических лиц и банальной ликвидации коек.

Если строго следовать утвержденным министерством Требованиям, то в населенном пункте с населением менее 20 тысяч человек не должно быть городской или районной больницы, таким образом, например, должна быть закрыта Кош-Агачская районная больница в Республике Алтай, обслуживающая 10 тысяч жителей, однако ближайший город Горно-Алтайск Республики Алтай находится на расстоянии порядка 450 км, а время в пути на автомобиле составляет около 7 часов, что лишает пациента возможности своевременно добраться до медицинской организации в городе Горно-Алтайск, и исключает доставку пациента по показаниям в стационар в течении «золотого часа» (рис.1).

Рис. 1 Расстояние и время в пути на автомобиле между с. Кош-Агач и г. Горно-Алтайск. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Аналогичная ситуация наблюдается также в Республике Саха-Якутия, в Красноярском крае, где расстояние от населенного пункта до медицинской организации может достигать 800 км. Однако в «дорожных картах» по изменениям в сфере здравоохранения и в соглашениях об оптимизации медоргани-заций у данных регионов стоят показатели работы койки 331 день в году и более, средняя длительность лечения - от 11,5 до 12 дней в году, таким образом стационары в отдаленно расположенных районах с малой численностью населения формально становятся неэффективными и подлежат реорганизации и закрытию.

В то же время, по данным Росстата, в Сибирском и Дальневосточном округах самый низкий удельный вес дорог с твердым покрытием (65-72%), что затрудняет проезд пациентов к медицинским организациям, являясь дополнительным фактором ограничения доступности медицинской помощи. В этих условиях медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а также отделения общей врачебной практики и амбулатории необходимо организовывать чаще независимо от числа проживающих жителей, требования к размещению медицинских организаций в таких регионах должны учитывать транспортную доступность медицинской организации либо возможность доставить пациента в медицинскую организацию в течение «золотого часа». Снижение доступности медицинской помощи при реорганизации медицинских организаций приводит к росту рисков развития осложнений у пациентов вплоть до летальных.

По данным Росстата, рост смертности населения в 2015 году отмечен в Республике Хакасия на 2,3% (с 13,1 до 13,4 на 1000 населения), Забайкальском крае на 3,2% (с 12,5 до 12,9 на 1000 населения), Омской области на 1,5% (с 13,2 до 13,4 на 1000 населения), Сахалинской области на 2,3% (с 13,0 до 13,3 на 1000 населения), Еврейской автономной области на 2,7% (с 15,0 до 154 на 1000 населения), Приморском и Хабаровском краях (на 0,7 и 0,8% соответственно).

При этом, по данным Формы № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2015 № 672 [13], предоставленными субъектами Российской Федерации по запросу, критерии доступности и качества медицинской помощи, установленные территориальными программами государственных гарантий, не выполнены в полном объеме ни одним субъектом.

Большинство регионов Сибири и Дальнего Востока не смогли достигнуть 40% всех целевых значений критериев доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе более 55% в Забайкальском крае, свыше 47% в Хакасии и Приморском крае.

Таким образом, оптимизированная сеть медицинских организаций в субъектах с низкой плотностью населения, ее материально-техническое и ресурсное оснащение не позволяет добиться в полном объеме положительных результатов деятельности, что отрицательно влияет на демографическую ситуа-

цию таких регионов, при этом показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в этих регионах значительно ниже, чем по Российской Федерации в целом. Ожидаемая продолжительность жизни в Сибирском федеральном округе не превышает 69,3 года, на Дальнем Востоке - 68,7 лет (по России - 71,4 года).

То есть, чтобы обеспечить доступность, на территориях с низкой плотностью населения требуется спланировать и развернуть необходимое число медицинских организаций и их подразделений, расположенных с учетом возможности самостоятельно приехать как на личном, так и на общественном транспорте, и обслуживающих меньшее число прикрепленного населения чем, например, в Центральной России, при этом медицинские организации должны оказывать все необходимые виды медицинской помощи в полном объеме, в них должно быть все необходимое для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, соответствующая материально-техническая база и квалифицированные специалисты. При этом и занятость койки, и средняя длительность лечения в этих условиях будут отличаться от средних по стране.

Проанализировав приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 19 августа 2015 года № 139 «Об утверждении схемы территориального планирования системы здравоохранения Республики Алтай» (далее - Приказ) [4], расположение сети медицинских организаций, плотность населения, географические, климатические особенности местности, а также дорожную сеть, была разработана схема территориального планирования сети медицинских организаций для местности с низкой плотностью населения на примере Усть-Коксайского, Онгудайского, Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай.

Отдельно необходимо отметить, что схемы территориального планирования должны утверждаться Постановлением Правительства субъекта, а утверждение схемы приказом управления здравоохранения субъекта является превышением полномочий

Так, Приказ не предусматривает никакой медицинской организации в селе Амур Усть-Коксайского района Республики Алтай, расположенного в 47 км от районного центра (время в пути на автомобиле составляет примерно 1 час 30 минут) - села Усть-Кокса. В селе, по данным Территориальной службы государственной статистики по Республике Алтай, проживает 830 человек, и в соответствии с Положением в нем должен быть развернут фельдшерско-акушерский пункт. В то же время село Амур находится в центре транспортного узла, на расстоянии 48 км северо-западнее села Усть-Кокса и имеет большую транспортную доступность для ряда населенных пунктов (с. Курдюм, с. Карагай, с. Абай, п. Красноярка, п. Улужай, с. Юстик, с. Банное, с. Талда, с. Соузар, с. Сугаш) общей численностью населения 3 730 человек, чем село Усть-Кокса. Так, например, расстояние от с. Курдюм до с. Амур составляет 50 км, время в пути на автомобиле 1 час 45 минут, а расстояние от с. Курдюм до с. Усть-Кокса 96 км, время в пути на автомобиле 3 часа 19 минут (рис. 2, 3).

Рис.2 Расстояние и время в пути на автомобиле между с. Курдюм и районным центром с. Усть-Кокса. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Рис. 3 Расстояние и время в пути на автомобиле

между с. Курдюм и с. Амур Усть-Коксайского района. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

В случае отсутствия личного транспорта больному приходится добираться на общественном, что увеличивает время в пути, может негативно отразиться на состоянии пациента, особенно в осенне-зимний период. Учитывая указанные обстоятельства, а также общую численность населения вышеперечисленных населенных пунктов (3730 человек), представляется целесообразным развертывание на территории с. Амур врачебной амбулатории с дневным стационаром и отделением амбулаторной хирургии, что позволит повысить доступность медицинской помощи для населения.

Другим примером может служить размещение медицинских организаций в селе Верхний Уймон (рис. 4). В соответствии с Приказом в указанном селе развернут ФАП, что соответствует Требованиям. В селе Верхний Уймон проживают 579 человек, оно располагается на расстоянии 14 км от районного центра. Однако на расстоянии 4-5 км от него расположены еще 3 населенных пункта: с. Тихонькая (425 жителей), п. Гагарка (222 жителя), п. Октябрьское (248 жителей), а на расстоянии 15 км с. Горбуново (321 житель). Таким образом, целесообразно развернуть в с. Верхний Уймон офис общей врачебной практики или амбулаторию для оказания первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также в условиях дневного стационара. Данная медицинская организация может обслуживать население вышеуказанных населенных пунктов численностью 1795 человек.

Несмотря на то, что общая численность населения менее 2 тысяч человек, в условиях низкой плотности населения и проблем транспортной доступности безусловное соблюдение Требований приведет к существенному снижению доступности первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях для населения населенных пунктов Верхний Уймон, Гагарка, Тихонькая, Горбуново, Октябрьское (рис. 4). В данном случае развертывание офиса общей врачебной практики в с. Верхний Уймон является необходимым условием, применимым для территорий с низкой плотностью населения. Аналогичная вышеописанной ситуация наблюдается в селе Огневка Усть-Коксайского района, селе Ортолык (рис. 5), селе Тебелер (рис. 6), селе Курай Кош-Агачского района Республики Алтай (рис. 7).

Рис. 4 Схема транспортной доступности амбулатории в с. Верхний Уймон для близлежащих населенных пунктов. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Рис. 5 Расстояние и время в пути на автомобиле между с. Бельтир и с. Ортолык Кош-Агачского района. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Рис. 6 Расстояние и время в пути на автомобиле между с. Кокоря и с. Тебелер Кош-Агачского района. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Рис. 7 Расстояние и время в пути на автомобиле между с. Курай и с. Кызыл-Таш Кош-Агачского района. По данным сервиса Яндекс. Карты. [14]

Обсуждение результатов

Далее представлены схемы территориального планирования медицинских организаций Улаганско-го, Кош-Агачского, Онгудайского, Усть-Коксайского районов Республики Алтай, учитывающие особенности дорожной сети и низкую плотность населения Республики (схема 1-4).

Реализация данной модели позволит осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволит компенсировать существующую в настоящее время неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Схема 1. Схема территориального планирования сети медицинских организаций Усть-Коксайского района Республики Алтай

Название населенного пункта

> Онгудай (рц) 5655

село Иня 798

село Инегень 195

село Иодро 276

село Акбом 23

село Малая Иня 208

село Малый Яломан 219

село Большой Яломан 254

ДХ

село Ело 858

село Кара Кобы 237

село Каярлык 200

село Нижняя Талда 533

село Кулада 532

село Боочи 280

село Теньга 643

село Шиба 329

село Талда 138

село Озёрное 258

в село Шиба

село Купчегень 574

село Шашикман 752

село Хабаровка 305

село Улита 255

село Каянча -

ДХ

Наименование медицинской организации 1-го уровня/подразделения медицинской организации 1-го уровня

Наименование медицинской организации 2-го уровня

ФАП

ФАП

ФАП

ФАП

ФАП

ФАП

ФАП

Амбулатория

село Каракол 458

село Бичикту-Боом 263 ФАП

село Туекта 360 ФАП

село Нефтебаза 81 ДХ

село Бархатово 12 ДХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФАП

ФАП

ФАП

Амбулатория

ФАП

ФАП

Амбулатория

ФАП

ФАП

ФАП

Амбулатория

н о

ойа р

я

ак с й

А

Л

У Б

Наименование медицинской организации 3-го уровня

Схема 2. Схема территориального планирования сети медицинских организаций Онгудайского района Республики Алтай

Наименование медицинской организации 1-го уровня/подразделения медицинской организации 1-го уровня

Наименование медицинской организации 2-го уровня

село Жана-Аул 992

село Ташанта 550

ФАП

Амбулатория

|село Новый Бельтир 904

Амбулатория

село Ортолык 688

село Бельтир 363

ФАП

село Мухор-Тархата 910

село Теленгит-Сортогой 658

село Чаган-Узун 449

ФАП

ФАП

Амбулатория

село Тебелер 1058

село Кокоря 1056

село Актал 12

в село Кокоря

ФАП

ОВП

село Беляши 1379

село Аркыт 64

ФП

Участковая больница

село Курай 514

село Кызыл-Таш 766

ФАП

БУЗ РА

ОВП

участковая

больница"

Схема 3. Схема территориального планирования сети медицинских организаций Кош-Агачского района Республики Алтай

Название населенного пункта Наименование медицинской организации 1-го уровня/подразделения медицинской организации 1-го уровня Наименование медицинской организации 2-го уровня Наименование медицинской организации 3-го уровня

село Улаган (рц) 3222 -\ Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай "Республиканская больница"

......1 БУЗ РА "Улаганская районная больница"

село Акташ 2755

Участковая больница

село Чибит 651 ФАП

село Кызыл-Таш 766 (Кош-Агачский р-н) ФАП

село Балыкча 795 Участковая больница

село Беле 30 ДХ

село Кок-Паш 20 ДХ

село Коо 240 ФАП

село Балыктуюль 1346 Амбулатория

село Паспарта 317 ФАП

село Саратан 738 Амбулатория

село Язула 254 ФАП

село Чибиля 672 ФАП

село Кара-Кудюр 348 ФАП

Схема 4. Схема территориального планирования сети медицинских организаций Улаганского района Республики Алтай

Картографические материалы, данные о расстоянии и времени проезда подготовлены на основании сервиса Яндекс. Карты, доступного по адресу: www. maps.yandex.ru.

Список литературы

1. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2014 год. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ ministry/61/22/stranitsa-979/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-poHtiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god. (дата обращения: 18.09.16)

2. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за

2015 год. URL: htpp://www.rosminzdrav.ru/ministry/ programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god. 46 с. (дата обращения: 18.09.16)

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

4. Приказ Минздрава России от 27 февраля

2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения»

5. Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 19 августа 2015 года № 139 «Об утверждении схемы территориального планирования системы здравоохранения Республики Алтай»

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

8. Форма федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 4 сентября 2015 г. № 412 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

9. Форма федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 25 декабря 2014 г. № 723 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

10. Форма федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 января 2013 г. № 13 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений системы здравоохранения»

11. Форма федерального статистического наблюдения № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 ноября 2015 г. № 591 «Об утверждении статистического инструментария для организации Мини-

стерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

12. Форма федерального статистического наблюдения № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 25 декабря 2014 г. № 723 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

13. Форма федерального статистического наблюдения №62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2015 № 672

14.URL: http://www.maps.yandex.ru. (дата обращения: 18.09.16)

References

1. State report on the implementation of state policy of health care for 2015. Available at: http:// www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god.(accessed 18.09.16.)

2. State report on the implementation of state policy of health care for 2014. Available at: http://www. rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god (accessed 18.09.16.)

3. Russian Federation City Planning Code of December 29, 2004 № 190-FL.

4. Order of the Russian Ministry of Health of February 27, 2016 № 132n «On the requirements for the placement of medical organizations, public health and community health system on the strength of the population needs»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Altai Republic Ministry of Health Decree of August 19, 2015 № 139 «On approval of the territorial planning scheme of the health system of the Republic of Altai»

6. Order of the Health Ministry of Russia on May 15, 2012 № 543n «On Approval of the Regulations on the organization of primary health care to adults»

7. The Federal Law of 21.11.2011 № 323-FL «On the basis of public health protection in the Russian Federation»

8. The form of federal statistical observation № 30 «Information on medical organization» approved by Order of the Federal State Statistics Service on September 4, 2015 № 412 «On approval of statistical tools for the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

9. The form of federal statistical observation № 30 «Information on medical organization» approved by Order of the Federal State Statistics Service on December 25, 2014 № 723 «On approval of statistical tools for the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

10. The form of federal statistical observation № 30 «Information on medical organization» approved by Order of the Federal State Statistics Service on January 14, 2013 № 13 «On approval of statistical tools for

the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

11. The form of federal statistical observation № 47 «Information about the system and activities of health care organizations» approved by Order of the Federal State Statistics Service on November 27, 2015 № 591 «On approval of statistical tools for the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

12. The form of federal statistical observation № 47 «Information about the system and activities of health care organizations» approved by Order of the Federal State Statistics Service on December 25, 2014 № 723 «On approval of statistical tools for the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

13. The form of federal statistical observation № 62 «Information on resource provision and the provision of medical care» approved by Order of the Federal State Statistics Service on December 30, 2015 № 672 «On approval of statistical tools for the organization of the Russian Federation, the federal statistical observation in health care the Ministry of Health»

14. Available at: http://www.maps.yandex.ru. (accessed 18.09.16.)

УДК 615.382:577.11:004.051

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И ИНФЕКЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАЗМЫ ДЛЯ ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ

Парамонов И.В.

ФГБУН «Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России», Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. Красноармейская, 72), e-mail: paramonov@niigpk.ru

Для оценки эффективности системы обеспечения качества и инфекционной безопасности плазмы для фракционирования, внедренной в организации, осуществляющей массовую заготовку донорского сырья, были исследованы результаты эпидемиологического мониторинга в популяции регулярных доноров плазмы и мониторинга производственного брака, стабильность показателей качества готовой продукции при длительном хранении в условиях централизованного морозильного склада. Установлено, что частота встречаемости маркеров контролируемых гемотранс-миссивных инфекций среди регулярных доноров учреждения была ниже предельно допустимых уровней безопасности, рекомендованных международным отраслевым стандартом. С момента начала внедрения системы обеспечения качества доля образующегося брака плазмы снизилась в 6 раз (с 2,4 % до 0,4%). Достигнутый показатель более, чем в 8 раз ниже общероссийских показателей службы крови. Показана стабильность показателей качества плазмы для фракционирования (общий белок и активность фактора свертывания

крови VIII) в течение ее длительного хранения (42 месяца) в замороженном состоянии. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной и внедренной нами системы обеспечения качества и безопасности плазмы для фракционирования в условиях ее массовой заготовки.

Ключевые слова: плазма для фракционирования, доноры плазмы, показатели качества, инфекционная безопасность, система обеспечения качества.

ASSESSMENT OF THE INFECTION SAFETY AND PLASMA QUALITY SYSTEM FOR PLASMA FRACTIONATION

Paramonov I.V.

Kirov research Institute of Hematology and Blood Transfusion of the Federal Medical and Biological Agency of Russia, Kirov, Russia (610027, Kirov, Krasnoarmeyskaya Street, 72), e-mail:paramonov@ niigpk.ru

The objective was to assess the effectiveness of the infection safety and plasma quality system for plasma fractionation. The investigation has been carried out in the institution conducting mass donor material harvesting.

Several factors have been investigated: the results of the epidemiological monitoring of the regular plasma donors and monitoring product defects, the stability of quality indicators in finished products during prolonged storage in the central warehouse freezer. It is stated that the frequency of hemotransmissive infection markers among regular plasma donors was lower than the maximum permissible safety levels recommended by the international plasma safety standard.

Since the infection safety and plasma quality system was introduced the proportion of plasma defects has decreased 6 times (from 2.4 % to 0.4%). The achieved level is over 8 times lower than the nationwide figure. The stability of quality indicators for plasma fractionation (total protein and blood coagulation activity factor VIII) for long-term frozen storage (42 months) was shown. The data obtained testify the effectiveness of the developed and implemented infection safety and plasma quality system for plasma fractionation as to its mass harvest.

Key words: plasma for fractionation, plasma donors, quality indicators, infection safety, infection safety and plasma quality system fractionation.

Введение

Вопрос самообеспечения отечественного здравоохранения лекарственными препаратами, получаемыми из донорской плазмы крови человека, до настоящего времени не решен [6]. Кардинальное изменение ситуации связывают со строительством в Российской Федерации новых предприятий, способных фракционировать сотни тонн сырья ежегодно [4, 7]. Параллельно со строительством производственных мощностей для крупномасштабного фракционирования плазмы крови необходимо создать сырьевую базу, которая обеспечит их эффективную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.