Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовая система / финансовый рынок / финтех-компании / цифровая экономика / цифровые финансовые активы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова В. В., Правкин С. А.

Статья посвящена правовому регулированию финансового рынка в условиях цифровизации. В настоящее время вместе с развитием цифровой экономики происходит цифровая трансформация финансового рынка, которая осуществляется за счет развития финтех-индустрии. Финансовый рынок государства изменяется и постепенно становится трансграничным за счет современных финансовых технологий, основанных на блокчейн, аналитике больших данных и искусственном интеллекте. Особенно быстрыми темпами развивается финтех-индустрия, ориентированная на развитие цифровых платформ и новых сервисов. На данном этапе наблюдается управленческая децентрализация, которая есть в тоже время результат развития технологий искусственного интеллекта и роботизации финансовых платформ и сервисов. Новая среда обмена данными и децентрализованного ведения реестров дает возможность выходить на новые сегменты финансового рынка, соответственно, решать возникающие проблемы финансовых рисков. Необходимо лишь обеспечивать устойчивость финансового рынка на основе встроенных умных сервисов и цифровых платформ. Авторы раскрывают развитие модели цифровой трансформации финансового рынка, определяют правовые основы его функционирования, обосновывают необходимость совершенствования российского законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова В. В., Правкин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-138-144 СМИРНОВА Вера Владимировна,

NIION: 2018-0076-11/21-337 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -11-536 доцент кафедры «Административное право,

экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ),

e-mail: [email protected]

ПРАВКИН Сергей Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ),

e-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию финансового рынка в условиях цифровизации. В настоящее время вместе с развитием цифровой экономики происходит цифровая трансформация финансового рынка, которая осуществляется за счет развития финтех-индустрии. Финансовый рынок государства изменяется и постепенно становится трансграничным за счет современных финансовых технологий, основанных на блокчейн, аналитике больших данных и искусственном интеллекте. Особенно быстрыми темпами развивается финтех-индустрия, ориентированная на развитие цифровых платформ и новых сервисов. На данном этапе наблюдается управленческая децентрализация, которая есть в тоже время результат развития технологий искусственного интеллекта и роботизации финансовых платформ и сервисов. Новая среда обмена данными и децентрализованного ведения реестров дает возможность выходить на новые сегменты финансового рынка, соответственно, решать возникающие проблемы финансовых рисков. Необходимо лишь обеспечивать устойчивость финансового рынка на основе встроенных умных сервисов и цифровых платформ. Авторы раскрывают развитие модели цифровой трансформации финансового рынка, определяют правовые основы его функционирования, обосновывают необходимость совершенствования российского законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: финансовая система, финансовый рынок, финтех-компании, цифровая экономика, цифровые финансовые активы.

SMIRNOVA Vera Vladimirovna,

PhD in Law, docent, associate professor of the department «Administrative Law, Ecological Law, Information Law » of the Law Institute of the Russian University of Transport

PRAVKIN Sergey Alekseevich,

PhD in Law, docent, associate professor of the department «Administrative Law, Ecological Law, Information Law» of the Law Institute of the Russian University of Transport

FINANCIAL MARKET DIGITALIZATION TECHNOLOGIES AND HIS LEGAL REGULATION

Annotation. The article is devoted to the legal regulation of the financial market in digitaliza-tion. Currently, together with the development of a digital economy, a digital transformation of the financial market occurs, which is carried out through the development of the Fintech-industry. The financial market of the state varies and gradually becomes transboundary at the expense of modern

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

financial technologies based on blockchain, analytics of large data and artificial intelligence. The fintech industry focused on the development of digital platforms and new services develops a particularly rapid pace. At this stage, managerial decentralization is observed, which is at the same time the result of developing artificial intelligence technologies and the robotization of financial platforms and services. The new environmental exchange environment and decentralized registries makes it possible to enter new segments of the financial market, respectively solve the emerging problems of financial risks. It is only necessary to ensure the stability of the financial market based on embedded smart services and digital platforms. The authors reveal the development of the model of digital transformation of the financial market, determine the legal foundations of its functioning, justify the need to improve Russian legislation in this area.

Key words: financial system, financial market, fintech companies, digital economy, digital financial assets.

Финансовый рынок есть система экономических и юридических отношений государства и бизнеса, где обращаются и перераспределяются финансовые активы, производные финансовые инструменты с участием финансовых посредников.

Банк России как мегарегулятор упорядочивает эти отношения в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которому переданы полномочия по контролю (надзору) и регулированию финансовых рынков. Предметом регулирования финансового рынка являются публичные финансы. Финансовая сфера развивается через финансовые рынки. Следствие такого развития - новые финансовые институты, финансовые платформы и сервисы.

Модель финансового рынка в России является сегментарной, соединяющей систему, основанную на банках и на рынке ценных бумаг. Не достигнуты параметры эффективности финансов публично-правовых образований, они неравномерно развиты. На финансовых рынках публичные и частные финансы взаимно уравновешивают друг друга как сегменты одной финансовой системы.

Тенденцией последних лет является «перемещение» финансов в цифровую среду. Субъекты финансового рынка посредством цифровизации выходят на новый уровень, создавая свою долю за счет кооперации с финтех-компаниями, основываясь на искусственном интеллекте (ИИ), аналитике больших данных, машинном обучении, распределенных реестров и биометрии. В управлении денежными средствами применяется робо-эдвайзинг. Получила распространение технология блокчейн и сервисы, построенные на ее применении, когда распределенный реестр как децентрализованная база данных состоит из взаимосвязанных блоков транзакции, используемые для хранения информации.

Население активно вкладывает свои средства на краудфандинговых платформах, используется краудфандинг, как безвозмездный, так и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

возвратный. В целом, он обозначает систему финансирования проектов заранее неопределенным кругом лиц на интернет-платформах.

В настоящий период наблюдается новый технологический уклад, связанный с цифровой трансформацией «архитектуры» финансовых рынков. Происходит «смещение» централизованной части финансового рынка в децентрализованную часть, с опорой на облачные сервисы и искусственный интеллект. Централизованная система финансового рынка опирается на децентрализованные платформы, где финансовая информация существует как распределенный реестр и распределенные системы облачного хранения информации.

Финансовый рынок есть основной элемент финансовой системы. Банковская система видоизменяется, вслед за финтех-компаниями банки активно осваивают новые технологические сервисы и платформы. Изменения финансовых инструментов приводят к трансформации финансовых рынков.

Централизованный финансовый рынок, меняясь в соответствии с новым технологическим укладом, становится информационной системой обмена данными, хранящимся в децентрализованных реестрах.

Традиционные бизнес-модели уступают место процессам автоматического обмена данными в процессе осуществления финансовых услуг. В этой ситуации создается необходимость четко структурировать организационно-правовые основы новой модели финансового рынка. Количество институциональных посредников постепенно уменьшается вследствие внедрения вну-триплатформенных решений.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создает и оформляет отношения при выпуске, учете и обращении цифровых активов. Понятие «цифровые финансовые активы» раскрывается через «цифровые права», включающие в себя денеж-

ные требования. Вводится также понятие «цифровой валюты», которая является совокупностью электронных данных, которые принимаются как средства платежа. В то же время обращение ценных бумаг, осуществление прав по которым удостоверяется финансовыми активами, регулируется Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». На рынке осуществляются сделки с финансовыми активами: купля-продажа, обмен на цифровые права либо на другие финансовые цифровые активы. При этом кредитные организации и иные организации, входящие в специальный реестр, созданный Банком России, являются операторами обмена цифровых финансовых активов.

Создается новая институциональная среда финансовых рынков. Цифровая форма финансовых отношений приводит к децентрализации финансового рынка. Происходит процесс дезин-термедиации, т.е. устранения с финансового рынка посредников или уменьшение их присутствия.

Цифровизация стала причиной трансформации финансовых рынков. Банки применяют современные информационные технологии, потребители диктуют спрос, ориентируя банки на освоение новой «линейки» информационных продуктов. Сложились банки, вернее - необанки или банки-челленжеры, которые работают исключительно в виртуальной среде. Потребители также ориентируют спрос на краудфандинг. Формируется финтех как совокупность новых информационных технологий в финансовой сфере.

В целом ряде случаев финансовые услуги оказывают не кредитные организации. Но и фин-тех-компании не заменили собой банковские сети, которые приспособились к новой среде. Финтех может быть связан с совершением финансовых операций или выполнять вспомогательные функции. Основными направлениями финтеха являются: робоинвестирование, интернет-банкинг, платежные системы и др. При этом финтех-компа-нии активно взаимодействуют с банками, банки, в свою очередь, осваивают новые технологии, предлагая новые сервисы и продукты.

Традиционные финансовые институты приспособились к новым требованиям. Финтех-ком-пании «заняли», прежде всего, сферу платежей и переводов. Важным направлением финтеха является сфера кредитования, включая микрокредиты. Создаются кредитные платформы, которые обеспечивают связь заемщика и кредитора. Развивается интернет-банкинг.

На текущий момент традиционные финансовые институты, включая банки, приспособились к новым условиям. Финтех-компании не заменили собой банки. Новые сегменты финансового рынка

между собой взаимосвязаны, вместе с тем банки снижают издержки за счет скорости проведения банковских операций. Хотя технология блокчейн является безопасной, связь через сегменты финансового рынка на основе распределенного реестра означает, что риски выходят за рамки одного сегмента, но для этого должна быть система прямого доступа в блокчейн третьего лица.

Глобальная финансовая система способствует сближению англо-американской и континентальной модели, т.е. система, основанная на рынке ценных бумаг и система, основанная на банках. «В банковской системе хранятся экзо-байты данных, которые ранее зачастую попросту удалялись, стирались и не вносили вклада в обеспечение эффективности банков. Алгоритмы машинного обучения позволяют оперативно анализировать не только такие данные, но и поступающие ежесекундно, и на их основе получать интересующую банки информацию, что повышает как качество обслуживания клиентов, так и уровень эффективности деятельности банков» [5, с. 116]. Таким образом, рынок банковского финансирования и рынок ценных бумаг перемещается в интернет-среду. Вследствие распространения машинного обучая, банки увеличивают направления обслуживания из-за получения возможности оперативно обрабатывать поручения клиента. Технология управления современного банка - это система управления рисками, поэтому машинное обучение позволяет создать для конкретного клиента конкретный продукт.

Данные технологии успешно применятся традиционными финансовыми институтами, внедряющие новейшие технологии банковского сервиса. Это направление одинаково востребовано банками и финтех-компаниями. Но финтех-компа-нии не вытеснили банки, т.к. «финтех-компании пока имеют недостаточные финансовые компетенции и предлагают те продукты, которые связаны с наименьшими рисками, тогда как банки и другие традиционные финансовые институты могут предложить клиентам более широкий ассортимент продуктов. Если банки проигрывают фин-теху в гибкости, то финтех уступает банкам по количеству услуг» [5, с. 117]. Финтех не ведет борьбу с банками, а просто охватывает клиентов, которым банки не предложили линейку новых финансовых услуг.

Кооперация финтех-индустрии и банков лучше всего проявляется в деятельности банковских конгломератов и холдингов. Финтех не составляет конкуренции банкам и полной или даже частичной их замены не предполагает. И хотя новая «архитектура» финансового рынка частично изменила соотношение на нем финансо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

вых продуктов, устранения традиционных финансовых институтов не произошло. Банки сами активно применяют достижения финтех-инду-стрии. Около 90% вложений в новейшие финансовые технологии осуществляют традиционные банки и необанки.

Устарела ли современная модель финансового рынка? Нет, речь в данном случае надо вести о частичном изменении «архитектуры» финансового рынка. Финтех-компании не могут заменить пока собой банки, они прекрасно подстраиваются под запросы клиентов там, где банки не могут предложить более современный продукт. Основной проблемой здесь является правовое регулирование данной сферы, что может создавать системные риски на финансовом рынке, которые «перетекают» с одного сегмента на другой, создавая критические риски. Так что новая модель финансового рынка имеет «подводные камни», таит в себе много неопределенностей.

Банки давно и прочно сотрудничают с фин-тех-компаниями. Финансовый рынок довольно быстро стал сферой цифровизации. Цифровиза-ция только усилила конкуренцию на финансовом рынке. Специалисты «отмечают рост конкуренции на нем, консолидацию информационных технологий финансовыми организациями для диверсификации своего бизнеса» [3, с. 71]. При этом упрощается система взаимодействия клиента и банка.

Финтех-компании и банки совершают этот переход к новой «архитектуре» финансового рынка, вырабатывая новые линейки продуктов. Сами организации финансового сектора укрупняются, финансовые услуги все более становятся разнообразными.

Переход на новые технологии связан также с расширением возможности клиентов получать финансовую услугу удаленно. Цифровые финансы, включающие в себя «Большие данные, искусственный интеллект, мобильные платформы, блокчейн и интернет вещей, - демонстрируют свою способность решать экономические барьеры и способствовать устойчивому спросу на цифровые финансовые услуги» [8, с. 49]. Применение цифровых технологий позволяет достигать цели устойчивого развития финансового рынка. При этом финансовый рынок становится трансграничным. Кредитные организации должны осуществить свой выбор: оставаться прежними или осуществить цифровую трансформацию.

Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в ст. 4 предусматривает создание банковских групп и холдингов. Организации банковского холдинга находятся под контролем головной организации. «Ключевым отличием банковского холдинга от холдингов иных видов является наличие в его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

структуре более одной кредитной организации» [2, с. 96]. Происходит укрупнение финансовых организаций.

Создаются платформы для удаленной идентификации. Большую часть банковской деятельности теперь составляет процесс управления личными данными. Системное применение цифровых технологий приводит к тому, что значительную часть финансовых услуг предоставляют нефинансовые организации. Холдинги нового типа охватывают в своей деятельности реальную и виртуальную сферы. Встает вопрос о необходимости «законодательно проработать вопрос о подтверждении юридической достоверности и значимости передаваемой цифровой информации» [7]. Должен быть обеспечен защищенный и гарантированный доступ к новейшим сервисам. В итоге, должно образоваться новое качество финансовых услуг и финансовой доступности.

Кроме новой «архитектуры» финансового рынка должна быть создана его современная инфраструктура, включая платежные агенты, мобильные платформы. В банковских холдингах и банковских группах существует механизм взаимного влияния на принятие решений. Выстраивается зависимость от головной организации на основе акционерного законодательства. При этом одни и те же собственники управляют банками в банковской группе и банковском холдинге, т.е. при этом создаются «параллельные» банки.

При глобализации размываются географические границы финансового рынка, который постепенно становится трансграничным. Для сохранения национального финансового рынка надо укреплять его традиционные институты. Финансовый рынок опирается на собственные подсистемы (рынок ценных бумаг, товарный рынок, международный валютный рынок Форекс, валютные биржи, рынок финансовых инструментов). Развитие финансового рынка означает вовлечение в оборот все большего количества финансовых производных инструментов, в т.ч. для снижения издержек. Значительное количество функционала современного рынка составляет процесс управления данными, включая личные данные. Аналитика личных данных и машинное обучение характеризует современные подходы к деятельности необанков, которые кооперируются с финтех-компаниями. Процесс дезинтермедиации означает постепенное устранение посредников, поэтому новые способы предоставления финансовых услуг предполагают новую бизнес-модель, в которой клиент напрямую получает финансовую услугу на основе мобильного сервиса.

В организациях холдингового типа и в банковских группах создаются механизмы юридиче-

ского влияния друг друга. Эта зависимость от головной организации в соответствии с акционерным законодательством, которая выражается в принятии решений. Поэтому создаются здесь «параллельные» банки, которыми управляют одни и те же собственники.

Быстро развивается финансирование в цифровые активы. Решения о выпуске цифровых активов (ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ) должны содержать сведения об операторе информационной системы, о виде и объеме прав, количестве цифровых финансовых активов. Банк России устанавливает требования к их выпуску.

«При отсутствии должного регулирования, применение криптовалют в противозаконных целях может парализовать экономику больших государств, в случае её вливания на рынок». [1, с. 110]. При регулировании цифровых активов и криптовалют требуется детально проработать юридические условия функционирования крипто-валютных бирж, т.к. такие операции осуществляют специальные агенты. Для этого специальный агент должен будет произвести процедуру идентификации субъекта финансового рынка.

Использование криптовают и цифровых финансовых активов происходит на финансовом рынке в процессе перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками. Это сокращает сферу наличных и безналичных расчетов от собственников к заемщикам и обратно. Функция финансового рынка состоит в трасформации бездействующих средств в ссудный капитал. Содержание финансовых услуг при этом не меняется.

Помимо цифровых прав и утилитарных цифровых прав, цифровых финансовых активов, цифровых валют, на финансовом рынке применяются электронные закладные, цифровые аккредитивы, цифровые банковские гарантии. Значимым при этом является для сторон и посредников встроенный сервис проверки подлинности цифровой подписи и процесс управления личными данными при осуществлении сделок с частными финансами. Для клиентов цифровые банки оказывают услуги во многом лучше и быстрее, в т.ч. предлагая более высокие ставки по вкладам.

Становление цифровой валюты дает возможность мгновенно осуществлять расчеты, переводить средства в обычную валюту по мере необходимости. Финансовые транзакции проводятся при этом в автоматическом режиме на основе распределенного реестра. Некоторые банки при этом становятся большей частью или полностью «цифровыми». Финансовый рынок видоизменяется, в его «архитектуре» появляются полностью цифровые кредитные организации, включая необанки.

Отстают в то же время процессы нормативно-правового регулирования новых финансовых сервисов и продуктов. Банки, освоив финансовые технологии, взяв под контроль успешные стартапы, адаптировались к ситуации на финансовом рынке. Некоторые суперуспешные стартапы перешли в иностранную юрисдикцию. На финансовом рынке многие услуги оказывают совсем нефинансовые организации, особенно в сфере платежей. Остается открытым вопрос о законодательном регулировании деятельности финтех-компаний. Важной является проблема хранения юридически значимой информации.

Современные банки или необанки, которые создаются на новых организационно-правовых основах и технологических платформах, стремятся к объединению в банковские холдинги, где они активно работают вместе с организациями иного профиля, кооперируясь с иными, в т.ч. цифровыми компаниями. Следует также проработать такой правовой вопрос, как цифровой офис юридического лица. Развивается венчурное инвестирование в стартапы (высокотехнологические компании).

Так же требуется совершенствование конкурентного законодательства в отношении цифровых кампаний и цифровых финансовых услуг, на что направлены четвертый и пятый антимонопольные пакеты Закона о конкуренции, в отношении т.н. «сетевого эффекта».

Развитие информационных технологий влечет за собой активное использование правовых мер воздействия [8, с. 96]. Правительство РФ реализует Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования на 2013 - 2024 годы. В данном документе зафиксирован переход от защиты конкретных лиц к защите неопределенного круга лиц в результате злоупотребления на рынке. Для ФАС определены задачи по развитию конкурентной среды, установление недискриминационных правил для пользования услугами естественных монополий, установление условий для развития конкуренции.

Пятый (цифровой) антимонопольный пакет в основном сосредоточен на цифровых критериях и сетевом эффекте для определения доминирующего положения на рынке, упраздняет иммунитет для интеллектуальных прав, ликвидируются иммунитеты для интеллектуальной собственности. Пятый пакет распространяет антимонопольное регулирование на информационные и сетевые платформы, онлайн-торговлю и пр. Для цифровых платформ уровень доминирования установлен в 35% на рынке взаимозаменяемых услуг. Вводится понятие «сетевого эффекта» - получение прибыли от определенного количества участ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ников, и введение мер, которые ограничивают распространение цифровой экономики, а также сдерживают развитие и распространение интеллектуальных прав. Доминирование на рынках возможно и с долей менее 35%, если это предусмотрено специальными законами. Кроме того, возможна принудительная реорганизация. Вводится понятие «ценового алгоритма» для исследования линейки цен на рынке и для участия в торгах. Санкции для цифровых платформ увеличиваются в два раза, если они не исполняют предписания ФАС.

«Цифровизация вторгается в экономику, и это никак не остановить, так как мир развивается, следовательно, и развиваются правоотношения, требующие определенного регулирования» [4, с. 116]. Изменения в антимонопольном законодательстве связаны с развитием цифровой экономики, цифровизации финансового рынка и необходимостью охвата этой сферы антимонопольным регулированием. Это важно потому, что с цифровизацией экономики и финансового рынка связаны риски укрупнения компаний, а также с сетевым эффектом выхода на рынки и с необходимостью противодействовать монополизации. Пятый антимонопольный пакет ограничивает деятельность цифровых картелей. Антимонопольные ограничения не будут распространяться на цифровые площадки с объемами дохода меньше 400 млн руб., но при этом надо смотреть в совокупности, с использованием доли сетевого эффекта. Таким образом, ограничивается сфера деятельности цифровых монополий. Теперь запрещается картель не только среди продавцов, но и покупателей.

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг. нацелена на создание новой среды, затрагивая, прежде всего, экономические и политические аспекты» [6, с. 18]. В то же время государство и дальше должно совершенствовать систему организационно-правовых мер для функционирования финансового рынка. Планово должны создаваться правовые условия для функционирования цифровых сервисов и платформ, пока что правовое регулирование отстает от темпов цифровиза-ции всех сегментов финансового рынка. При этом можно выбрать плановый (преобладает в России) или рыночный подходы к цифровой экономике, цифровизации или их сочетание, что должно найти закрепление в законодательстве. В новых условиях Центральный банк, как мегарегулятор финансового рынка, должен усилить надзор на финансовом рынке, чтобы гарантировать защиту прав и законных интересов всех его участников. Задача Центрального банка состоит в предупреж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

дении преступлений и обеспечение безопасности, в т.ч. за счет нормативного регулирования, применения информационных технологий на финансовом рынке.

Список литературы:

[1] Байрамов Б.А., Моргунов М.В. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования криптовалют в России // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сб. тр. XV Между-нар. конф., XIII Междунар. конкурса науч. и науч.-метод. работ. - М.: ООО «Изд-во «Экон-Ин-форм», 2020. - С. 107 - 111.

[2] Иванова С.П., Садыкова К.В. Актуальные вопросы деятельности интегрированных банковских структур // Вестник им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 90 - 99.

[3] Марамыгин М.С., Чернова Г.В., Решетникова Л.Г. Цифровая трансформация российского рынка финансовых услуг: тенденции и особенности // Управленец. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 70 - 82.

[4] Машинова А.С. Правовые аспекты внедрения цифровой железной дороги в экономическую систему Российской Федерации // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сб. науч. тр. XIV Междунар. конф. и XII Междунар. конкурса науч. и науч.-метод. работ. - М.: ООО «Изд-во «Экон-Ин-форм», 2019. - С. 165 - 169.

[5] Никонов А.А., Стельмашонок Е.В. Анализ внедрения современных цифровых технологий в финансовой сфере // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - Т. 11. - № 4. - С. 111 - 119.

[6] Правкин С.А., Смирнова В.В. К вопросу «цифровых прав человека» в цифровой экономике // Legal Bulletin. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 18 -26.

[7] Публично-правовые средства эффективности развития экономики и финансов. Ч. 1. Публично-правовые средства цифровизации управления, экономического и социального пространства: монография / кол. авт.; под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - М.: РУСАЙНС, 2020. -246 с.

[8] Хубулова В.В., Серегина Я.О., Хачатрян М.А. Цифровая трансформация финансового сектора экономики // Вестник экспертного совета. -

2019. - № 3 (18). - С. 48 - 51.

[9] Avdeev V.A., Avdeeva O.A., Shagieva R.V., etc. The Mechanism of Legal Regulation in the Conditions of Globalization and Formation of Information Environment. Regional Aspect // Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.],

2020, v. 10, n. 7, pp. 1517 - 1521.

Spisok literatury:

[1] Bajramov B.A., Morgunov M.V. Sovremen-noe sostoyanie i perspektivy razvitiya pravovogo reg-ulirovaniya kriptovalyut v Rossii // Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii, nauke i promyshlennosti: sb. tr. XV Mezhdunar. konf., XIII Mezhdunar. konkursa nauch. i nauch.-metod. rabot. - M.: OOO «Izd-vo «Ekon-Inform», 2020. - S. 107 -111.

[2] Ivanova S.P., Sadykova K.V. Aktual'nye voprosy deyatel'nosti integrirovannyh bankovskih struktur // Vestnik im. G.V. Plekhanova. - 2018. - № 1 (97). - S. 90 - 99.

[3] Maramygin M.S., Chernova G.V., Reshet-nikova L.G. Cifrovaya transformaciya rossijskogo rynka finansovyh uslug: tendencii i osobennosti // Upravlenec. - 2019. - T. 10. - № 3. - S. 70 - 82.

[4] Mashinova A.S. Pravovye aspekty vnedreniya cifrovoj zheleznoj dorogi v ekonomich-eskuyu sistemu Rossijskoj Federacii // Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii, nauke i promyshlennosti: sb. nauch. tr. XIV Mezhdunar. konf. i XII Mezhdunar. konkursa nauch. i nauch.-metod. rabot. - M.: OOO «Izd-vo «Ekon-Inform», 2019. - S. 165 - 169.

[5] Nikonov A.A., Stel'mashonok E.V. Analiz vnedreniya sovremennyh cifrovyh tekhnologij v finansovoj sfere // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. - 2018. - T. 11. - № 4. - S. 111 - 119.

[6] Pravkin S.A., Smirnova V.V. K voprosu «cifrovyh prav cheloveka» v cifrovoj ekonomike // Legal Bulletin. - 2020. - T. 5. - № 2. - S. 18 - 26.

[7] Publichno-pravovye sredstva effektivnosti razvitiya ekonomiki i finansov. Ch. 1. Publichno-pra-vovye sredstva cifrovizacii upravleniya, ekonomich-eskogo i social'nogo prostranstva: monografiya / kol. avt.; pod red. G.F. Ruchkinoj, M.A. Lapinoj. - M.: RUSAJNS, 2020. - 246 s.

[8] Hubulova V.V., Seregina Ya.O., Hachatryan M.A. Cifrovaya transformaciya finansovogo sektora ekonomiki // Vestnik ekspertnogo soveta. - 2019. - № 3 (18). - S. 48 - 51.

[9] Avdeev V.A., Avdeeva O.A., Shagieva R.V., etc. The Mechanism of Legal Regulation in the Conditions of Globalization and Formation of Information Environment. Regional Aspect // Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.], 2020, v. 10, n. 7, pp. 1517 - 1521.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.