ТЕХНОЛОГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Сидорова Н.К. Email: [email protected]
Сидорова Нонна Константиновна - учитель истории и обществознания, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматривается педагогическая технология, основанная на использовании современной информации о текущих событиях общественно-политической жизни в стране и в мире на уроках обществознания. Данная технология эффективно используется для организации самостоятельной и групповой работы обучающихся, способствует формированию большинства компетенций, развивает критическое мышление, играет важную роль для актуализации содержания уроков. Данная технология формирует интерес учащихся к профессии журналиста, тем самым способствуя профессиональному самоопределению обучающихся.
Ключевые слова: школа, обществознание, история, информация, факты, педагогические технологии, методы обучения, В.О. Пунский, общественно-политическая жизнь.
STIMULATION TECHNOLOGIES LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN SOCIETY LESSONS Sidorova N.K.
Sidorova Nonna Konstantinovna - Teacher of History and social Studies, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOO № 102, KRASNODAR
Abstract: the article examines the pedagogical technology based on the use of modern information about current events in social and political life in the country and in the world in social studies lessons. This technology is effectively used to organize independent and group work of students, contributes to the formation of most competencies, develops critical thinking, and plays an important role in updating the content of the lessons. This technology forms students' interest in the profession of a journalist, thereby contributing to the professional self-determination of students.
Keywords: school, social studies, history, information, facts, pedagogical technologies, teaching methods, V. O. Punsky, social and political life.
УДК 372.83
Традиционная школа, реализующая классическую модель образования, уходит в прошлое. Вместе с тем, в ходе многочисленных дискуссий о судьбе российского образования звучат мнения о необходимости помнить и использовать лучшее из опыта российской и советской школы. Сегодня многим педагогам известны идеи проектного обучения русского педагога С.Т. Шацкого, высказанные в 1905 году, педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, методика «опережающего обучения» С.Н. Лысенковой, метод В.Ф. Шаталова и опыт формирования понимания закономерности исторического процесса В.О. Пунского.
Ученица Виталия Овсеевича Пунского была моим школьным учителем истории и обществоведения. В студенческие годы я заинтересовалась его опытом, нашла в нем много из того, что и сегодня остается ценным: глубокая система, культура учебного
труда, атмосфера доверия, сотрудничества, знаменитая система плюсов и минусов, много юмора, шуток и хороших оценок. Его собственная методика преподавания истории получила широкое применение в нашей стране и за рубежом. Уже в 1970-е годы учитель работал, как дирижер, вел интереснейший факультатив «Современное международное положение». Как и Виталий Овсеевич, в качестве эпиграфа к изучению истории я предлагаю своим ученикам слова А.М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» [1].
В течение ряда лет в числе прочих педагогических технологий при изучении курса «Обществознание» в старших классах я использую материалы текущих событий в регионе, стране и в мире. Эту форму работы мы с учащимися называем «Аргументы и факты». Задача - подбор, систематизация и представление классу аргументов и фактов из текущих событий, подтверждающих выводы, содержащиеся в учебниках, изучаемых на уроках.
В курсе обществознания, где знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности, формируются понятия. Обществознание изучается, в частности, с опорой на исторические знания. Основными элементами содержания курса истории являются исторические факты. Термин «исторические факты» употребляется, во-первых, для обозначения единичных, определенных во времени и пространстве явлений (событий, процессов) объективной исторической действительности; во-вторых, этим же термином обозначаются те элементы исторического знания, в которых данные явления отражены. В курсе истории факты служат не только основанием для теоретических обобщений, но и являются главным предметом изучения, имеющим первостепенную образовательно-воспитательную ценность. Все раскрываемые в курсе истории понятия могут быть усвоены, когда они наполнены богатым конкретно-историческим содержанием. Факты служат базой для создания представлений о событиях истории, образов выдающихся личностей. На основе логической обработки фактов осуществляется работа по развитию познавательных способностей учащихся.
Так как предметом изучения в курсе истории, прежде всего, являются исторические факты, ведущим методом познания служит индуктивный метод (от факта - к понятию). Вместе с тем, в преподавании истории в неразрывной связи с индукцией следует более широко применять и второй метод познания - дедуктивный (от понятия - к факту). В первую очередь это относится к формированию социологических выводов и понятий, так как они служат не только обобщениями уже изученных исторических явлений, но и инструментами познания новых для учащихся явлений общественной жизни. И чем раньше учащиеся овладевают этими инструментами, тем более эффективной станет их самостоятельная мыслительная деятельность.
Аргументами и фактами в зависимости от подтверждаемого теоретического положения (вывода) могут быть реальные общественно-политические события в регионе, стране и мире в различных сферах общества. Это официальные документы, статистика, общественное мнение, мнения выдающихся современников, очевидцев, выводы науки. Аргументами могут быть заметки, репортажи, интервью, аналитические статьи, обозрения, т.е. материалы из официальных источников - СМИ и других средств массовых коммуникаций.
Сложно, но особенно интересно и результативно аргументы и факты из текущих событий в стране и за рубежом мы использовали при изучении курса обществознания в 10 классе (разделы «Общество как мир культуры», «Правовое регулирование общественных отношений», «Деятельность», «Свобода и необходимость в деятельности человека»). Для учащихся были разработаны памятки, включающие следующие требования:
- связь с конкретным изученным материалом;
- актуальность;
- регламент для изложения материала (2,5 - 5 минут);
- соблюдение заданного плана:
- события в городе, крае, стране, за рубежом;
- международные отношения;
- события в сфере культуры, спорта...;
- наличие комментария;
- осознанность, убедительность, яркость, свобода и форма изложения;
- наличие наглядности;
- творческий подход;
- качество коллективной работы.
Важным фактором успеха и эффективности используемой формы работы является конкретность требований при возможности творчества и система. «Только система ... - писал К.Д. Ушинский, - дает нам полную власть над нашими знаниями» [2].
Данный вид работы побуждает учащихся следить за текущими событиями в регионе, стране и в мире. Обучающихся привлекают возможности выбора фактов, источников, использования индивидуальных возможностей («амплуа») каждого, «роста» и успеха. Многие используют формы популярных телевизионных передач, шоу, аудиозаписи (форма интервью, комментария, реплики), элементы «мини-спектакля», выступают в роли корреспондентов, дикторов телевидения, исторических персонажей. Выступление оперативно анализируется и оценивается самими обучающимися.
Данная форма работы позволяет достичь требуемых педагогических результатов, создает основу для формирования большинства компетенций, благоприятные условия для достижения личностных результатов, что в настоящее время требует ФГОС.
Учебный предмет «Обществознание» акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Современный мир «утопает» в океане информации, которая зачастую бывает противоречивой, а иногда представляет собой и откровенную фальсификацию исторических фактов. Не каждый взрослый человек способен обнаружить фальсификацию, а что уж говорить о детях. Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине [3].
Описанная в данной статье методика направлена на формирование у учащихся правильного отношения к информации, понимания современной общественно-политической ситуации в стране и в мире, развитие аналитического и критического мышления, а также способствует актуализации знаний, получаемых на уроках обществознания.
Список литературы / References
1. Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерности
исторического процесса: из опыта работы по изучению курса новой истории в 8-м
классе. М.: Просвещение, 1972. 269 с.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1949. Т. 5. С. 355.
3. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: М.: ВЛАДОС,
2002. 304 с.