Научная статья на тему 'Развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания'

Развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / гражданские качества / патриотизм / история / обществознание / citizenship / civic qualities / patriotism / history / social science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г В. Ледников

В статье рассматривается проблема развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания. Цель исследования заключается в определении эффективных методов вовлечения современных школьников в образовательный и воспитательный процессы, направленные на формирование гражданственности как интегративного качества личности учащихся. В работе использованы методы анализа, сравнения, ретроспекции. Проанализированы возможности уроков истории и обществознания в решении социально значимых задач по развитию гражданских качеств подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CIVIL QUALITIES IN LESSONS OF HISTORY AND SOCIETY

The article considers the problem of developing civic qualities in the lessons of history and social studies. The purpose of the study is to determine effective methods for involving modern schoolchildren in the educational and educational processes aimed at the formation of citizenship as an integrative quality of the personality of students. The paper used methods of analysis, comparison, retrospection. The possibilities of the lessons of history and social science in solving socially significant problems in the development of civic qualities of the younger generation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания»

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Г.В. Ледников, магистрант

Московский педагогический государственный университет им. Ленина (Россия, г. Москва)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11686

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания. Цель исследования заключается в определении эффективных методов вовлечения современных школьников в образовательный и воспитательный процессы, направленные на формирование гражданственности как интегра-тивного качества личности учащихся. В работе использованы методы анализа, сравнения, ретроспекции. Проанализированы возможности уроков истории и обществознания в решении социально значимых задач по развитию гражданских качеств подрастающего поколения.

Ключевые слова: гражданственность, гражданские качества, патриотизм, история, обществознание.

Развитие патриотических и гражданских качеств у молодого поколения служит основополагающим фактором социально-экономического и политического развития России в XXI веке, важнейшим инструментом, направленным на возрождение духа нации, становления идеи государственности, обращенной к человеку [1]. Проблемы воспитания гражданственности личности являются предметом фундаментальных и прикладных исследований ученых на протяжении всей истории существования человечества. Огромное внимание на данном вопросе акцентируется в работах выдающихся отечественных педагогов и философов - А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского,

А.Ф. Афтонасьева и т.д. Согласно трудам российского прозаика А.Н. Радищева [2], ключевая цель воспитания заключается в подготовке «сына Отечества», гражданина, защитника интересов народа, ибо «истинный человек и сын отечества есть одно и то же». Автор «Разговоров с детьми о естественной истории» А.Ф. Афтонасьев [3] отмечал, что воспитание должно «возрастить и образовать в человеке понятия, чувствования и волю по духу, законам и ориентирам того общества, в котором человеку предназначено жить». Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский [4] подчеркивал важность

взращивания в детях любви к Родине, гуманности, ответственности за судьбу государства. Русский публицист В.Г. Белинский [5] в качестве центральной задачи воспитания выделял развитие в детях чувства гражданственности и патриотизма: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

В настоящий период становление гражданственности в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения провозглашается приоритетным направлением современной образовательной политики, базирующейся на положениях Закона РФ «Об образовании», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ» и т.д. Актуальность вопросов гражданско-патриотического воспитания молодежи детерминирована процессами глобализации и демократизации общества, идеологическим кризисом, трансформацией ценностно-

мотивационных установок поколений У и Ъ и т.д. [6]

Как отмечают Г.Я. Гревцева и Н.В. Ипполитова [1], основополагающая цель гражданского воспитания заключается в формировании гражданственности как

интегративного качества личности, базирующегося на любви к Родине, чувстве достоинства и дисциплинированности, гармоничном транслировании идеологии патриотизма и культуре межнациональной коммуникации. Фундамент личности закладывается преимущественно в детском возрасте, приходящемся на школьный период, это время «формирования, в первую очередь, общественно-политического миросозерцания», как отмечал советский психолог Л.С. Выготский [7]. Безусловно, в решении социально значимых задач по развитию гражданских качеств именно преподаватели истории и обществознания обладают наиболее широким арсеналом возможностей. На уроках истории и обще-ствознания осуществляется приобщение школьников к традициям и исторически обусловленным ценностям русской культуры, прививается трепетное отношение к своей стране, воспитывается чувство гордости за ее историческое прошлое, формируется осознание сопричастности и ответственности за будущее России. Ценность исторических знаний в разрезе развития гражданских качеств заключается в осознании учениками культурной аутентичности своего народа, формировании культурной идентификации с народом [8].

Важно констатировать, что подход к обучению современного поколения, протестующего против авторитарного навязывания догм и не воспринимающего информацию, транслируемую как простую совокупность знаний, должен зиждиться на принципиально новых методах. На наш взгляд, наиболее эффективными педагогическими приемами, призванными мотивировать обучающихся к включению в образовательный и воспитательный процесс, являются интерактивные технологии, визуализация информации (кино, видео, мультимедийная продукция), дискуссии, использование краеведческого материала.

Историческая ретроспектива, анализируемая в контексте краеведения, главным образом, опирается на реальную жизнь ученика, здесь история приобретает осязаемость. Как известно, патриотизм берет свои корни в любви к родителям, своим предкам, малой родине. Отечественный

ученый Е.А. Абрамова [9] отмечает, что краеведческие материалы, отображающие факты родной истории, обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Огромное значение имеет организация встреч с ветеранами, подшивка старых газет, экскурсии на местные предприятия -данные мероприятия вызывают у школьников неподдельный интерес, открывая удивительные факты о родном крае, и приобщая к ее культуре и истории. Важно также обеспечить тактильный контакт с историческими предметами, выделив в классе истории отдельный музейный угол - монеты, антикварные книги, подшивки газет, фотографии, собранные силами учеников и их родителей. Это интегрирует учащихся в социально-значимый процесс, направленный на формирование системы ценностей своего мира. В Письме Министерства образования РФ от 12 марта 2003 года [10] музеи образовательных учреждений позиционируются как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи». Музеи служат проводниками в историческое прошлое, знакомят с подлинными документами и экспонатами, иллюстрирующими боевые и трудовые подвиги русского народа, что носит воспитательный и познавательный характер.

Эффективными формами взаимодействия с детьми являются также дискуссии, диспуты, споры, в ходе которых учащимся предоставляется право самостоятельно находить решение проблемных ситуаций, отстаивать собственную позицию, оставаясь при этом толерантными и коммуникативными. Спектр тем должен быть широким и злободневным: «Свобода в деятельности человека», «Межэтнические отношения», «Социальные ценности», «Слагаемые успеха в бизнесе» и т.п. Методы интерактивного обучения также способствуют вовлечению школьников в образовательный и воспитательный процессы («мозговой штурм», игровое моделирование, ролевые игры («судебное заседание» и пр.), деловы игры). Например, этапная игра «Краеведческий калейдоскоп», задача которой определить выдающихся исторических личностей города, развивать граж-

данские качества и уважительное отноше- является не только важной задачей воспи-ние к истории родины [11]. тания, но и могучим педагогическим сред-

Таким образом, актуальной задачей со- ством: «Как нет человека без самолюбия, временного образования является форми- так нет человека без любви к отечеству, и рование новых парадигм, ориентиров для эта любовь даёт воспитанию верный ключ подражания, методов воздействия на соз- к сердцу человека и могущественную опо-нание подрастающего поколения. Огром- ру для борьбы с его дурными природными, ная роль в становлении личности принад- личными, семейными и родовыми наклон-лежит гражданственности и патриотизму. ностями» [4]. К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм

Библиографический список

1. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1. - С. 27-34.

2. Радищев, А.Н. Изб. пед. соч. - М.: АПН РСФСР, 1952. - 711 с.

3. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

4. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л., 1948. - Т. 2. - С. 69-166.

5. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. / ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 4. - 676 с.

6. Смагина, А.А. Становление гражданской позиции у старшеклассников в исследовательской деятельности на уроках истории // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 50-56.

7. Выготский Л.С. Педология подростка. Т. 4 // Собрание сочинений в 6 т. - М., 1984. -432 с.

8. Портнова, О.А. Специфика гражданского воспитания на уроке истории // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 173-178.

9. Абрамова, Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - №1. - С. 54-60.

10. Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательный учреждений» // Вестник Образования России, №9, май, №11, июль, 2003 год.

11. Черномырдина, А.М. Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2019. - № 2. - С. 25-30.

DEVELOPMENT OF CIVIL QUALITIES IN LESSONS OF HISTORY AND SOCIETY

G.V. Lednikov, Graduate Student Moscow State Pedagogical University (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers the problem of developing civic qualities in the lessons of history and social studies. The purpose of the study is to determine effective methods for involving modern schoolchildren in the educational and educational processes aimed at the formation of citizenship as an integrative quality of the personality of students. The paper used methods of analysis, comparison, retrospection. The possibilities of the lessons of history and social science in solving socially significant problems in the development of civic qualities of the younger generation are analyzed.

Keywords: citizenship, civic qualities, patriotism, history, social science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.