Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ЛИЦА С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литнарович Н.Е., Шульгина Т.А.

В статье представлены результаты исследования технологии социального сопровождения, профориентации и трудоустройства выпускников с ОВЗ медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литнарович Н.Е., Шульгина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF SOCIAL SUPPORT, CAREER GUIDANCE AND EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of a study of the technology of social support, career guidance and employment of graduates with disabilities of a medical university.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2022-3(32)/7 УДК: 373.6:331.5:378.661

Социологические науки

57

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Шульгина Т.А., Литнарович Н.Е.

Шульгина Т.А. — кандидат психологических наук, зав. кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России E-mail: shulginata@kursksmu.net

Литнарович Н.Е. — бакалавр социальной работы ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Адрес: 305041, Курск, ул. Карла Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования технологии социального сопровождения, профориентации и трудоустройства выпускников с ОВЗ медицинского университета.

Ключевые слова: технологии социального сопровождения; профориентация; трудоустройство выпускников медицинского вуза; лица с ОВЗ.

58

В современных условиях отмечается широкое распространение идеи и принципов инклюзии на всех этапах системы образования в Российской Федерации: от начального до высшего образования. Данная тенденция обуславливает потребность научного сообщества и специалистов в сфере образования в изучении закономерностей, основ, технологий сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование.

Обучающиеся и выпускники с ограниченными возможностями здоровья организаций высшего образования в процессе освоения профессии сталкиваются с рядом трудностей, которые обусловлены состоянием здоровья и объективной потребностью в организации специальных условий, в том числе в получении сопровождения в процессе самоопределения к будущей трудовой деятельности.

Показателем успешности сопровождения и профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выступает количество трудоустроенных выпускников средних и высших учебных заведений, в том числе трудоустроенных по специальности. Следует отметить, что при завершении процесса обучения, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с рядом трудностей, осложняющих выбор и последующую профессиональную самореализацию.

Согласно данным Федерального реестра инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 01.12.2021 года численность инвалидов составляет 11,76 миллионов человек, в числе которых 906 000 человек являются трудоустроенными, из них — лиц в возрасте от 18 до 30 лет — 484 097 человек. В Курской области 117 505 лиц с инвалидностью, из них в возрасте от 18 до 30 лет 4 782 человек. В трудоспособном возрасте 41 318 человек, из них работающих — 14 157 человек, 27 161 человек не работающих. Приведенные выше статистические данные позволяют говорить о необходимости поддержки студентов с ограниченными возможностями 4 здоровья и инвалидностью в процессе развития их профориентации и трудоустройства.

Изучением вопросов инклюзивного образования, в том числе высшего, занимались такие авторы, как В. И. Зиновьева, М. В. Береснева, В. З. Кантор, Ю. Л. Проект, М. Ю. Ким, И. А. Коробейников. Вопросы сопровождения инклюзивного образования раскрыты в работах таких авторов, как Н. В. Анохина, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович, Д. В. Солдатов, В. И. Зиновьева, М. В. Бреснева. В рамках нашего исследования наибольшее значение имеют вопросы профориентации и трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые были рассмотрены нами на примере работ Л. М. Аллахвердиевой, М. К. Султановой, Т. А. Михайловой, Е. А. Климова, Н. А. Романович, Я. С. Сунцовой. Существует противоречие в необходимости организации сопровождения, профориентации и трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной степенью разработки алгоритмов осуществления данных технологий.

По мнению М. Д. Горячевой и О. И. Ферапонтовой обучающиеся и выпускники с ограниченными возможностями здоровья представляют отдельную студенческую категорию, отдельную в контексте изучения и сопровождения, но инклюзированную. В среде обучающихся студенты с ограниченными возможностями здоровья в подавляющем большинстве случаев являются самостоятельными, мобильными и автономными участниками образовательного процесса. Отметим, что, по мнению ряда исследователей, данную категорию условно можно разделить на две группы: студенты с ограниченными возможностями здоровья выраженного характера и невыраженного [3].

В Российской Федерации представлен накопленный мировым сообществом и отечественными исследователями опыт обучения и воспитания лиц с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, который представлен в развитии от отчуждения данной категории, специализированного обучения до инклюзивного образования. Отметим, что вариант инклюзивного образования является наиболее гуманным и актуальным.

Наиболее эффективным механизмом реализации принципов инклюзии в системе образования является реализации технологии социального сопровождения обучающегося и выпускника с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения образования. Например, в своей работе Е. А. Мартынова выделяет такие понятийные категории, как: организационно-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, медицинско-оздоровительное сопровождение, технологическое сопровождение, социальное сопровождение [6].

Процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как отдельный вид деятельности, направленный на оказание помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций, которые основан на состоянии здоровья и объективных ограничениях в процессе обучения [2].

По мнению Г. Л. Ким и Д. Ф. Романенковой социальное сопровождение предполагает достижение двух основополагающих целей. Во-первых, создание условий для успешного прохождения обучения, воспитания и развития, а, во-вторых, содействие профессиональному самоопределению обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Обе цели в своей реализации равноценны, но следует заметить, что первая является определяющим компонентом академической успешности, способствующей формированию и развитию профессионального сознания и навыков. Вторая цель обуславливает развитие социальных и профессиональных компетенций, поддерживающих адаптационный потенциал личности [5].

Наиболее полным и конкретизированным нам представляется алгоритм, предложенный О. А. Денисовой и О. Л. Лехановой, в котором определены основные этапы сопровождения высшего инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и обозначены соответствующие им направления работы специалистов:

1. Реализация технологии профориентации с лицами с ограниченными возможностями здоровья на довузовском этапе. Данный этап характеризуется формированием и осуществлением технологии информирования целевой аудитории — абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья о мерах поддержки и об условиях в конкретной образовательной медицинской организации, мониторинг контингента абитуриентов.

2. Реализация технологии сопровождения процесса приема и обработки данных о поступлении. На данной этапе подразумевается реализация технологии консультирования о специфике приемной кампании, о правилах и порядке приема, о возможности обучения в вузе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

3. Сопровождение приемной кампании. Данный этап имеет большое значение в профориентации и социальном сопровождении лис с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности: — учет особых образовательных потребностей при формировании доступной среды на этапе подачи документов для лиц с ограниченными возможностями здоровья; — совместное планирование и проектирование траектории образовательного маршрута абитуриента с ограниченными возможностями здоровья на основании учета объективных ограничений в возможностях [4].

4. Сопровождение поступления в университет. На данном этапе осуществляется командная работа, основой для которой являются результаты приема обучающихся, ранжированные по нозологическим группам инвалидности, по степени нарушения возможностей здоровья и по наличию тех или иных потребностей среди поступивших лиц. На данном этапе возможна корректировка учебного расписания групп первокурсников с учетом построения логики маршрута для обеспечения доступности учебных корпусов и аудиторий (с учетом оснащенности специальными техническими средствами обучения).

5. Сопровождение обучения по выбранной специальности. Данный этап является самым продолжительным, который включает командную работу структурных подразделений университета, кафедр, деканатов и администрации. На этапе сопровождения

59

60

периода обучения помощь может быть оказана во всех видах деятельности обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья: учебной, трудовой, бытовой, социальной, психологической, научной, спортивной, медицинской, творческой, общественной, досуговой.

6. Сопровождение прохождения практики. На данном этапе осуществляется создание возможности альтернативного прохождения практики в случае возникновения потребности у обучающегося.

7. Сопровождение окончания обучения и трудоустройства.

Данный этап является заключительным и включает в себя следующие действия специалистов:

— консультирование студентов с ограниченными возможностями здоровья по вопросам трудоустройства;

— содействие поиску вакансий и трудоустройству выпускника с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [4].

Как отмечают Н. В. Белозерцева и В. С. Джабраилова выпускники медицинского университета с ограниченными возможностями здоровья представляют отдельную категорию и в контексте профориентации и трудоустройства, что обусловлено следующими условиями:

— необходимостью учета состояния здоровья и потребностей в создании специальных условий для образовательного процесса;

— планированию и подготовке в индивидуальной форме прохождения тестового контроля, сдачи практических навыков, промежуточных аттестаций и иных форм контроля с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— профориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения должна быть основана на учете состояния здоровья, объективных ограничений в профессиональной деятельности и рекомендаций по профессиональному самоопределению;

— необходимость сопровождения процесса трудоустройства, основанного на профессиональном самоопределении выпускника с ограниченными возможностями здоровья, подборе соответствующей вакансии с подходящими трудовыми функциями, обеспечение гарантии соблюдения прав лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на создание специальных условий для осуществления профессиональной деятельности [1].

Для раскрытия характеристики социальной общности обучающихся и выпускников с ограниченными возможностями здоровья нам представляется целесообразным рассмотреть данную категорию по нозологическим группам: с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушением опорнодвигательного аппарата, по общим заболеваниям [7].

1. Обучающиеся и выпускники медицинского университета с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения. Данная категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет особенности внимания, которые обусловлены объективными причинами — нарушениями зрительной функции, что влечет снижение способности к концентрации, заторможенность и нарушение эмоционально-волевой сферы. Также ряд авторов отмечают, что нарушение зрительной функции влияет на свойства памяти — снижена скорость запоминания, ограниченным объемом способности запоминания. У лиц с нарушением зрительной функции имеются вторичные нарушения — отклонения в психическом развитии в определенной степени выраженности. Например, увеличивается значение словесно-логической памяти, снижение объемов долговременной памяти [7].

К специальным условиям обучения лиц с нарушением зрения можно отнести:

— контрастную маркировку места обучения, дверных проемов, информационных стендов;

— цветовое решение дизайна электронных ресурсов, включение режима для слабовидящих;

— средства увеличения: лупы, портативные увеличители;

— адаптированные учебный пособия (шрифтом Брайля);

— аудиальное сопровождение текстовой информации;

— пропуск на территорию образовательной организации тьютора-помощника,

допуск с собакой поводырем.

2. Обучающиеся и выпускники медицинского университета с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха. К характеристикам данной категории можно отнести своеобразие внимания, восприятия и поведенческой сферы. Для лиц с нарушением слуха свойственно зрительное восприятие, что обуславливает процесс запоминания в зрительной форме в виде образов. Процесс запоминания зависит от способа предоставления информации: жестовый, текстовый, графический, устный. Нарушения слуха могут приводить к двигательной дезориентации, но навык передвижения отрабатывается и фиксируется. Слуховой способ восприятия может быть скорректирован слуховым аппаратом при остаточном слухе. Зрительный способ восприятия усиливается и является ведущим. Следует отметить, что для лиц с нарушением слуха характерны вторичные проявления дефекта — нарушения речи, что зависит от времени и причин нарушения слуха (при рождении, утрата слуховой функции в период развития, заболевания, травмы) [7].

К специальным условиям обучения лиц с нарушением слуха можно отнести:

— портативную индукционную петлю или стационарную индукционную систему для увеличения мощности приема звуковой информации;

— дублирование звуковой информации текстовой;

— предоставление по запросу услуг сурдопереводчика.

3. Обучающиеся и выпускники медицинского университета с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата свойственны двигательные нарушения, речевые нарушения, нарушения координации и ориентации. Категория обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата разнообразна в виду дифференциации заболеваний (ДЦП, нарушения верхних конечностей, нарушения нижних конечностей, мобильные, передвигающиеся с помощью кресла-коляски). Для данной категории может быть характерно расстройство двигательной функции, ограничения в возможностях свободного или самостоятельного передвижения, нарушения способности к ориентации в пространстве, координации. В качестве сопровождения может быть предложена тьюторская помощь или предоставление технических средств. В зависимости от заболевания и тяжести поражения нервной системы или головного мозга могут быть нарушены свойства памяти, внимания и восприятия в разной степени выраженности [7].

К специальным условиям обучения лиц с нарушением слуха можно отнести:

— организацию образовательной деятельности в аудиториях, расположенных на первом этаже либо наличие адаптированного лифта или подъемного механизма;

— учебная парта с регулировкой уровня наклона и подъема;

— адаптированная компьютерная система;

— тьюторское сопровождение.

4. Обучающиеся и выпускники медицинского университета с ограниченными возможностями здоровья по общим заболеваниям. Данную категорию можно охарактеризовать как наиболее разнообразную, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут быть с сахарным диабетом, заболеваниями центральной-нервной системы, общим недоразвитием, физическими дефектами, заболеваниями эндокринной системы, системы органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, пищеварительной системы, онкологическими заболеваниями и так далее [7]. Для данной категории обу-

61

62

чающихся может быть оказана помощь по запросу, рассмотренная в индивидуальном порядке с учетом состояния здоровья.

С целью изучения проблем реализации технологий социального сопровождения, профориентации и трудоустройства выпускников медицинского университета с ОВЗ было проведено эмпирическое исследование. Исследование включало следующие методы: анализ действующей системы инклюзивного образования в медицинском университете, сравнительный анализ по официальным сайтам медицинских университетов реализации технологий, экспертное интервью. В качестве экспертов выступили сотрудники медицинских университетов. Все эксперты имеют высшее образования, в том числе часть экспертов имеют профильное образование по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам экспертного интервью мы получили следующие данные. Специфика работы с обучающимися с инвалидностью характеризуется широким пластом деятельности. Существуют структуры или специалисты, в обязанности которых входит работа с инвалидами. Осуществляется мониторинг рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, консультирование выпускников по вопросам трудоустройства, подбор рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Технология социального сопровождения студентов с инвалидностью специалистами осуществляется по следующему алгоритму:

1. Выявление при поступлении студента с ограниченными возможностями здоровья, знакомство, заведение социального паспорта, который включает анкету, заявление об отказе/о потребности в специальных образовательных условиях, паспортные данные и справку медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.

2. Консультирование по вопросам установления группы здоровья для занятий физической культурой, по вопросам получения материальной помощи и социальной стипендии, по воспитательной работе в университете и направлениям личностного развития.

3. Уточнение наличия особых образовательных потребностей, при выявлении которых может быть разработан индивидуальный план обучения, адаптированная рабочая программа, предоставлены специальные технические средства обучения.

4. По запросу от обучающегося с ограниченными возможностями здоровья выполняется помощь в решении вопросов или удовлетворении особых образовательных потребностей.

5. Осуществляется включение обучающегося с ограниченными возможностями

здоровья в общественную, спортивную, творческую или волонтерскую деятельность в зависимости от его интересов и ведется поддержка и сопровождение его развития в выбранном направлении.

Технология профориентации при работе с обучающимися ограниченными возможностями здоровья направлена на профессиональное самоопределение студентов — выбор специальности ординатуры и будущей профессиональной деятельности. Сотрудниками разработана и утверждена программа комплексного сопровождения профессионального самоопределения, согласно которой и осуществляется деятельность.

Главная цель по реализации данной технологии — определение профессионального развития с учетом заболевания студента ограниченными возможностями здоровья, соотношение будущих трудовых функций и обязанностей с возможностями и состоянием здоровья. Как отмечают сотрудники в реализации данной технологии помогает включение обучающихся ограниченными возможностями здоровья в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность, что способствует получению первичного профессионального опыта.

Технология трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ведется специалистами центра трудоустройства выпускников по следующему алгоритму:

1. Получение данных о выпускниках с ограниченными возможностями здоровья.

2. Организация встреч с потенциальными работодателями.

3. Осуществление индивидуального и группового консультирования по вопросам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Отбор и подбор подходящих вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5. Сопровождение процесса трудоустройства: выполнение посреднической функции.

6. Осуществление мониторинга трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья после завершения обучения.

По мнению экспертов, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают следующие трудности испытывают в вопросах профориентации и трудоустройства:

— низкая самооценка и неуверенность в собственных силах;

— нежелание реализовывать карьеру по данному профилю (если выбор медицинского университета был решением родителей);

— действительные ограничения возможностей здоровья, которые обуславливают невозможность реализации в желаемой сфере;

— низкий уровень мотивации;

— виктимность.

По результатам интервью также определены трудности, которые испытывают сами эксперты в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. К трудностям специалисты относят в общем категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что обуславливает необходимость применения индивидуального подхода, учет объективных нарушений здоровья. Отметим, что все эксперты отмечают, что трудность работы в системе «человек-человек» присутствует и со здоровой категорией обучающихся. Высокий уровень удовлетворения специалисты получают при результатах работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специфика реализации технологий социального сопровождения, профориентации и трудоустройства в медицинском университете, по мнению экспертов, заключается в медицинском профиле. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — будущие врачи, выбор их направления профессиональной деятельности охарактеризован высоким уровнем ответственности. В период обучения в процессе сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также отмечают высокий уровень академической нагрузки. В качестве перспектив совершенствования технологий социального сопровождения, профориентации и трудоустройства эксперты отмечают внесение коррективов в деятельность на основании современных изменений и актуальных нормативно-правовых документов.

Таким образом, обучающиеся и выпускники с ограниченными возможностями здоровья организаций высшего образования в процессе освоения профессии сталкиваются с рядом трудностей, которые обусловлены состоянием здоровья и объективной потребностью в организации специальных условий, в том числе в получении социального сопровождения в процессе самоопределения к будущей трудовой деятельности.

63

ЛИТЕРАТУРА

1. Белозерцева, Н.В., Джабраилова, В.С. Профессиональная подготовка лиц с ОВЗ в условиях компетентностного подхода / Н.В. Белозерцева, В.С. Джабраилова // Социальногуманитарные знания. - 2015. — № 6. - С. 214 - 221.

2. Герасимов, А.В. Комплексное сопровождение высшего инклюзивного образования как фактор социальной адаптации инвалидов / А.В. Герасимов, К.В. Жигаева // Социально-

гуманитарные знания. - 2015. - № 6. - С. 222 - 227.

3. Горячев, М.Д. Реализация права студентовинвалидов на образование (психолого-педагогический аспект) / М.Д. Горячев, О.И. Ферапонтова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - №2-1. - С. 58 - 61.

4. Денисова, О.А. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 6 (105). —С. 202 - 211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ким, Г.Л. Развитие инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Г.Л. Ким, Д.Ф. Романенкова // Центр стратегического партнерства. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2015. - С. 293 - 296.

6. Мартынова, Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов / Е.А. Мартынова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2013. — №1. — С. 83 - 87.

7. Щетинина, Е.Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза / Е.Б. Щетинина // Специальное образование. — 2015. — №11. — С. 282 - 285.

Получена: 11.06.2022 г. Принята к публикации: 09.09.2022 г.

64

TECHNOLOGIES OF SOCIAL SUPPORT, CAREER GUIDANCE AND EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES OF

THE MEDICAL UNIVERSITY

© Tatyana A. Shulgina, Nikita E. Litnarovich

Tatyana A. Shulgina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Social Work and Life Safety Department, Kursk State Medical Unversity E-mail: shulgina@kursksmu.net

Nikita E. Litnarovich — Bachelor of Sciences in Social Work, Kursk State Medical University

Address: 305041, K. Marx str., 3, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article presents the results of a study of the technology of social support, career guidance and employment of graduates with disabilities of a medical university. 65

Keywords: social support technologies; career guidance; employment of medical school graduates; persons with disabilities.

REFERENCES

1. Belozerceva, N.V., Dzhabrailova, V.S. Professional'naya podgotovka lic s OVZ v uslovi-yah kompetentnostnogo podhoda / N.V. Belozerceva, V.S. Dzhabrailova // Social'noguman-itarnye znaniya. - 2015. - № 6. - S. 214 - 221.

2. Gerasimov, A.V. Kompleksnoe soprovozhdenie vysshego inklyuzivnogo obrazovaniya kak faktor social'noj adaptacii invalidov / A.V. Gerasimov, K.V. ZHigaeva // Social'no-gu-manitarnye znaniya. - 2015. - № 6. - S. 222 - 227.

3. Goryachev, M.D. Realizaciya prava studentovinvalidov na obrazovanie (psihologo-peda-gogicheskij aspekt) / M.D. Goryachev, O.I. Ferapontova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - 2014. - №2-1. - S. 58 - 61.

4. Denisova, O.A. Soprovozhdenie studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdor-ov'ya v usloviyah inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya / O.A. Denisova, O.L. Lekhanova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 6 (105). -S. 202 - 211.

5. Kim, G.L. Razvitie inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossijskoj Federacii / G.L. Kim, D.F. Roma-nenkova // Centr strategicheskogo partnerstva. M.: NP «Centr strategicheskogo partnerstva», 2015. - S. 293 - 296.

6. Martynova, E.A. Inklyuzivnoe obuchenie kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya studentov-invalidov / E.A. Martynova // Vestnik YUUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2013. - №1. - S. 83 - 87.

7. SHCHetinina, E.B. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve vuza / E.B. SHCHetinina // Special'noe obrazovanie. - 2015. №3 (32) 2022 - №11. - S. 282 - 285.

Received: 11.06.2022

Accepted: 09.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.