Научная статья на тему 'Технологии развития критического мышления как средство непрерывного образования: инновация или традиция'

Технологии развития критического мышления как средство непрерывного образования: инновация или традиция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные технологии / инновации / метапредметные результаты / субъект-субъектные отношения / критическое мышление / education technologies / innovation / skills used in all subjects / relations between subjects / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Наталья Валерьевна

В современных размышлениях об образовании почти всегда затронута тема инноваций. Технологии развития критического мышления: инновация или нет? Какой учебный процесс инновационен? Являются ли нововведения в школьном обучении подготовкой к образованию через всю жизнь?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern discussions about education the subject of innovations is often consid-ered. Whether the technologies of critical thinking development are considered as innovation or not? What educational process is innovative? Whether the innovations in school training can prepare to lifelong learning or not?

Текст научной работы на тему «Технологии развития критического мышления как средство непрерывного образования: инновация или традиция»

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ИННОВАЦИЯ ИЛИ ТРАДИЦИЯ

Н. В. Анищенко

В современных размышлениях об образовании почти всегда затронута тема инноваций. Технологии развития критического мышления: инновация или нет? Какой учебный процесс инновационен? Являются ли нововведения в школьном обучении подготовкой к образованию через всю жизнь?

In modern discussions about education the subject of innovations is often considered. Whether the technologies of critical thinking development are considered as innovation or not? What educational process is innovative? Whether the innovations in school training can prepare to lifelong learning or not?

Ключевые слова: образовательные технологии, инновации, метапредметные результаты, субъект-субъектные отношения, критическое мышление.

Key words: education technologies, innovation, skills used in all subjects, relations between subjects, critical thinking.

Мы часто сталкиваемся с информацией об изменениях, характерных для образовательных процессов как в России, так и в мире в целом. Этот феномен вызван новыми взглядами на образование и его роль в обществе, увеличением объёмов знания, внедрением широкого спектра новых технологий в совершенно разных областях деятельности. Реформы образования в России, новый закон об образовании, внедрение инноваций, проведение конкурсов инновационных продуктов разных уровней и рангов. Данная ситуация вызывает ряд вопросов: «Что считать инновацией в педагогической практике?»; «В чем смысл столь массовой инновационной деятельности?»; «Какие образовательные технологии можно отнести к инновациям?»; В каком случае старые методики могут быть инновационными?»; «Как соотносятся инновации с идеей непрерывного образования?».

Попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на документы, мнения ученых и некоторый практический опыт внедрения в педагогическую практику приёмов и стратегий Технологии развития критического мышления (далее -ТРКМ). Прежде всего, рассмотрим, что понимается под инновацией. А.М. Новиков и Д.А. Новиков предлагают следующее определение: «Инновация - нововведение - комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей» [3]. Ещё одна точка зрения высказана В.И. Слободчиковым: «Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией» [4]. Дальше в статье В.И. Слободчиков добавляет: «инноваци-

182

онное образование - это развивающее и развивающееся образование». Таким образом, будем считать, что инновации - это новшества, внедрение которых носит системный концептуальный характер и направлены на лучшее удовлетворение потребностей людей.

Попробуем определить, какие технологии и методики можно отнести к инновационным. Важнейшими направлениями изменений в современном образовании являются: (а) субъект-субъектные взаимоотношения ученика и учителя (в отличие от субъект-объектных, характерных для традиционного, массового обучения, которое подразумевало овладение определённым объемом знаний, без учета интересов и склонностей учащегося); (б) возвращение к холистическим взглядам на окружающий мир, изучение не только отдельных предметов, но единства и взаимосвязей; (в) гуманизация образования, уход от технократических взглядов, увеличение внимания к проблемам человека.

Следовательно, инновационными можно считать технологии и методики, направленные на активизацию учебного процесса, интерактивное обучение, ориентированное на интересы ребёнка, способствующее развитию навыков работы с информацией, овладению новых способов деятельности. По словам И.В. Муштавинской, «цель применения образовательных технологий - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)» [2]. Технологии развития критического мышления (ТРКМ) начали применять ещё в 90-е гг. (авторы - американские учёные Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил,

С. Уолтер), но и сегодня их можно отнести к инновационным по следующим параметрам: (1) работают на создание субъект-субъектных отношений в процессе учебного занятия; (2) организуют работу с информацией, её осмыслением, переводом из одной формы в другую, отбором и соотнесением с опытом ребёнка; развивают коммуникативные навыки, учат соотносить свою точку зрения с мнениями других; (3) позволяют реализовать индивидуальный подход, учитывать опыт и интересы учащегося.

Проиллюстрируем высказанные положения конкретными примерами применения стратегий и технологий ТРКМ в образовательной практике. Рассмотрим, на развитие каких навыков работают отдельные стратегии и приёмы. Во-первых, учат работать с информацией, преобразовывать её из текстовой формы в графическую: «Кластеры», «Общее - частное», «Зигзаг», «ИНСЕРТ». Во-вторых, позволяют организовать групповую работу, развивают коммуникативные навыки, учат соотносить свою точку зрения с мнениями других людей. В-третьих, способствуют развитию навыков определения и решения проблем («Фишбоун»).

Важнейшее умение для любой деятельности - выбор стратегии, определение цели, понимание средств её достижения. Специально отрабатывает эти навыки стратегия «Знаю - хочу узнать - узнал», которая даёт возможность учащимся самостоятельно сформулировать цель, опираясь на собственный опыт, учитывая личные интересы, и определить способы

183

достижения данной цели. Большинство приёмов и стратегий ТРКМ способствуют выстраиванию субъект-субъектных отношений на уроке. Учитель перестаёт быть главной фигурой образовательного процесса, основным источником знаний, его роль становится иной, он организатор и фасилитатор, способный мягко направлять и координировать самостоятельную продуктивную познавательную деятельность учеников. Роль учащегося тоже коренным образом изменяется, он теперь сам определяет цели и задачи обучения, выбирает образовательный маршрут, использует различные источники информации и несёт ответственность за конечный результат своей учебной работы.

Переход к новым формам организации учебного процесса не может быть моментальным. Для подготовки учителя и ученика к выполнению новых образовательных задач необходимо время. Все ли ученики готовы работать в формате рассмотренных технологий? Ответ на этот вопрос не столь однозначен. По результатам проведенного в 2013 г. опроса 10 % учеников не готовы к такой работе. Результаты опроса в 2014 г.: 71 % - положительно, 21 % - нейтрально, 0 % - отрицательно. В 2015 г.: 89 % - положительно, 11 % - нейтрально, 0 % - отрицательно. Воспринимали уроки с применением технологий как игру и не старались серьезно работать - около 20 % учащихся.

Подведём итоги. Инновационными могут считаться технологии, иногда уже применяемые ранее, если они изменяют образовательную ситуацию, соответствуют новой парадигме, позволяют создавать субъект-субъектные отношения между учеником и учителем и самое главное - готовят детей к сознательному выбору, к решению новых, ещё не существующих проблем, к образованию в течение всей жизни.

Список литературы

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.:

Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Иваньшина Е. В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественнонаучного цикла.- СПб.: СПб АППО, 2011.- 66 с.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: Словарь системы основных понятий. - М.:

Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 208 с.

4. URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.