Научная статья на тему 'Образовательные технологии в условиях непрерывного образования'

Образовательные технологии в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в условиях непрерывного образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Анищенко

Одним из серьезнейших вызовов современности является чрезвычайно быстро увеличивающийся объём информации и её быстрое устаревание. «Колоссальное ускорение темпа девальвации ранее приобретенных знаний остро поставило две проблемы. Одна из них связана с выдвижением на первый план не столько передачи подрастающему поколению некой незыблемой суммы знаний, сколько воспитание в нём желания и умения учиться, формирование способности к самостоятельному творчески критическому мышлению. Другая проблема - необходимость постоянного повышения профессиональной компетентности специалистов, дополнительного образования и переподготовки» [2, с. 33]. Противоречия между глобальным и локальным, универсальным и индивидуальным, традициями и современностью, равными возможностями и конкуренцией, материальным и духовным, между нарастающим объёмом знаний и возможностью их освоить ставят новые задачи перед каждым человеком, системой образования и обществом в целом [1]. В современном изменяющемся мире невозможно получить образование навсегда, важно быть готовым учиться всю жизнь.

В связи с внедрением новых образовательных технологий можно выделить два аспекта их влияния на непрерывность в образовании. Первый - это освоение технологий учителями. Применение новых приемов работы требует новых знаний и нового отношения к образовательному процессу. Получить эти знания и опыт педагоги могут различными способами: формализованно (на организованных курсах в учреждениях постдипломного профессионального образования, при этом они получают соответствующие удостоверения и сертификаты); неформализованно (различные формы многочисленных семинаров в школах); информально (в процессе самостоятельной работы, обмена опытом между коллегами, взаимопомощи в педагогических коллективах). Второй аспект касается непосредственной подготовки учащихся, создания условий для развития мотивации к последующему непрерывному образованию и формирования навыков учебной деятельности. Примером такой технологии является технология развития критического мышления, включающая большое количество приёмов и стратегий, направленных на развитие мышления через письмо и чтение. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами и в России применяется с 1997 г. [3]. Основу технологии составляет трехфазовая структура: вызов, осмысление, рефлексия. Исходя из этого строится каждый урок или занятие, т. е. отличительной чертой технологических приёмов является обязательный вызов, направленный на актуализацию знаний учащихся, повышение учебной мотивации и рефлексивного осмысления новых знаний и приёмов собственной деятельности. Рассмотрим некоторые из них и обратим внимание на то, какие навыки непосредственно отрабатывают данные приёмы, каково их образовательное значение.

204

Стратегия «знаю - хочу узнать - узнал» рассчитана на проведение всего урока в целом. Сначала учащимся предлагается записать сведения, которые уже есть у них по новой теме, тем самым идет работа по актуализации уже имеющихся знаний с опорой на личный опыт учащихся. На следующем этапе осуществляется постановка цели урока, причем способами данной технологии достигается самостоятельное целеполагание учеников (навык постановки цели важен в процессе обучения людей любого возраста). На заключительном этапе занятия проводится рефлексия, причем обсуждаются не только вновь усвоенные знания, но и способы деятельности, благодаря которым получены данные результаты.

Ещё одна стратегия, позволяющая опираться на уже имеющиеся опыт и знания учащихся, - «ИНСЕРТ». В ней работа над текстом подразумевает критическое осмысление его содержания, выделение уже известного и нового, а кроме того, непонятых, спорных и требующих дополнительного рассмотрения вопросов. В течение занятия учащиеся неоднократно обсуждают изучаемый материал в группах и фронтально, имеют возможность сопоставить свою точку зрения с мнением других. Подобную возможность обсуждения материала в группах сменного состава дает стратегия «Зигзаг», которая позволяет создать условия для развития коммуникативных компетенций учащихся, способствует повышению ответственности за свою работу.

Важнейшие навыки, без которых невозможно обойтись для достижения хороших образовательных результатов и представить послешкольное образование - анализ, синтез и сравнение, для развития которых возможно использование приёма «общее - уникальное». На уроке, используя различные источники информации, учащиеся создают графическое изображение, отражающее результаты сравнения, и наглядно могут представить общие черты и различия сравниваемых объектов.

Структурирование и систематизация изучаемого материала является довольно сложной задачей для неподготовленного человека. В ТРКМ для развития этого навыка можно использовать приём «кластеры». Название означает «грозди» и подразумевает «графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть располагаются в определенном порядке» [3, с. 33]. «Кластеры» - приём, помогающий установить причинно-следственные связи, что представляется очень важным в понимании смысла многих изучаемых тем. На стадии рефлексии самым популярным становиться приём «синквейн» - пятистишие. И. В. Муштавинская характеризует его так: «стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» [3, с. 46].

Описанные выше стратегии и приёмы ТРКМ были апробированы автором на уроках в среднем звене общеобразовательной школы, имели положительные результаты как с точки зрения овладения учащимися навыками учебной деятельности, так и с точки зрения эмоционального состояния учащихся на уроках. В ряде случаев учащимся было предложено дать письменные отзывы о прошедшем занятии (отзывы не требовалось подписывать). Абсолютное большинство учеников характеризовало новые приемы как очень интересные и результативные, а навыки, приобретенные на этих уроках, как

205

полезные и для других предметов. Хотя описанные приёмы - это сравнительно небольшая часть технологий, применяемых в современной школе, однако с уверенностью можно сказать, что они носят метакогнитивный характер, пригодны для изучения учащимися различных возрастов самых разнообразных предметов.

Таким образом, для современной школы важнейшими становятся задачи обеспечения непрерывного образования педагогического состава и подготовки учеников к образованию в течение всей жизни.

Список литературы

1. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых как андрогогическая проблема. - СПб.: СПбАППО, 2008.

2. Вершловский С. Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена. - СПб.: СПбАППО, 2008.

3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - СПб.: КАРО, 2009.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.