Научная статья на тему 'Изменения в технологии конструирования урока по праву'

Изменения в технологии конструирования урока по праву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ЭТАПЫ УРОКА / АКТИВНОЕ ЦЕЛЕ-ПОЛАГАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / САМООЦЕНКА / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волох Т.С.

В статье рассматриваются возможные варианты деятельности учителя права, который в современных условиях работает параллельно по двум образовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волох Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN TECHNOLOGY DESIGN LESSON ON THE RIGHT

The possible variants of activity of teacher of right, which in modern terms works parallell on two educational standards, are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Изменения в технологии конструирования урока по праву»

УДК 37.026

ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ПО ПРАВУ

В статье рассматриваются возможные варианты деятельности учителя права, который в современных условиях работает параллельно по двум образовательным стандартам.

Ключевые слова: стандарт, этапы урока, активное целе-полагание, интерактивное взаимодействие, оценивание действий по результатам, самооценка, рефлексия.

T. C. Bonox T. S. Volokh

CHANGES IN TECHNOLOGY DESIGN LESSON ON THE RIGHT

The possible variants of activity of teacher of right, which in modern terms works parallell on two educational standards, are examined in the article.

Keywords: standart, stages of lesson, active teleologism, interactive co-operation, evaluation of operating under results, self-appraisal, reflection.

Образование является одним из институтов социализации личности, в рамках которого происходит целенаправленное формирование полноценных членов общества, способных ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Цели, форма, содержание правового образования определяется множеством факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в связи с переходом к информационному обществу и введением нового содержания федеральных государственных образовательных стандартов обучения; возрастание доли ответственности каждого члена общества за состояние правовой культуры общества; содержание и методическая обеспеченность подготовки будущего учителя к правовому обучению и ряд других составляющих, прямо или косвенно влияющих на этот процесс.

Следует отметить, что правовое содержание в школе реализуется в рамках интегрированной учебной области «Обществознание». Самостоятельный предмет «Право», согласно учебному плану среднего общего образования, появляется лишь 10-11 профильных классах (социально-экономический профиль). В непрофильных старших классах (физико-математический, естественно-научный и пр.) не все общеобразовательные организации вводят «Право» отдельным предметом, а по-прежнему изучают его в числе одной из семи содержательных линий обществоведческого курса, куда входит «человек», «общество», «социальная сфера», «духовная сфера», «экономика», «политика».

Реализация стандартов второго поколения в системе общего образования требует от учителя права не только качественной профильной подготовки по предмету, но и методического мастерства в освоении и реализации отдельных приемов и способов конструирования урока в логике Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Степень включения учителей различных циклов предметной подготовки и уровня их реализации (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) в освоении нового стандарта на сегодняшний день сопровождается определенными трудностями.

В соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства от 7 сентября 2010 г., с 1 сентября 2012 г. все российские школы по мере их

готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования. В настоящее время переход на новые стандарты осуществлен в начальной школе (ФГОС начальной школы утвержден 22.12.2010 г.), а также входит в основную (ФГОС основного общего образования утвержден 17.12.2010 г.), сегодня его осваивают 5 и 6 классы основного общего образования. Введение новых стандартов не отменяет действие ранее принятых в 2004 г., мы доучиваем всех тех, кто начал обучение по стандартам первого поколения. Полный переход отечественного образования на стандарты второго поколения осуществится лишь в 2021/2022 учебном году. Следовательно, учителя права, работающие с учениками общеправового этапа (напомним, что это две возрастные группы: старшие подростки 8-9 класс и учащиеся 10 и 11 непрофильных классов, чей период развития соотносится с ранней юностью), по-прежнему работают в логике знаниево-ориентированного стандарта 1-го поколения (ГОСа). Утверждение стандартов для среднего общего образования (17.05.2010 г.), но отсроченное во времени их ведение в учебный процесс, дает возможность учителям основной и старшей школы освоить отдельные приемы и методы, позволяющие конструировать урок в логике ФГОСа.

Что принципиально должно измениться? Стандарты второго поколения (ФГОСы) направлены на достижение иного результата. Особенность ФГОСов - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Знания, умения, навыки (зуны) - результаты освоения стандартов первого поколения (ГОСов) - уступают место личностным, метапредметным и предметным результатам. Причем, характеристика метапредметных результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий (УУД).Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Каким образом прийти к новым качественным результатам, заявленным в ФГОСах?

Следует изменить многое: конструирование целей урока, его содержания, всего того, что должно привести к задуманному результату. Цели урока должны быть диагнос-тичны, иными словами должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям. Цели

урока должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся [1, с. 23]. Таксономия Блума дала российским педагогам первый опыт формулировки целей урока через деятельность учащегося. Цель - это планируемый результат. «Ученик научится: ...» (в терминах предметных или метапредметных УУД) [1, с. 26]. Благодаря ее освоению (таксономии Блума) многие учителя пришли к пониманию первого этапа урока - целе-полагания. Мало задать цель урока через действия ученика. Это значит, что учитель через проблемную задачу, эпиграф, ситуацию «незнания», приемы и стратегии современных образовательных технологий создает условия для активного, совместного целеполагания урока, мотивации «включения» ученика в урок.

На втором этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствования УУД, обобщения и систематизации нового опыта. Включение в основной компонент урока интерактивных технологий (недостатка их освещения в последнее десятилетие в различных источниках и форматах нет) позволило многим учителям-предметникам изменить конструкцию урока. Сегодня учитель все чаще отходит от фронтальных форм и активно использует групповые и индивидуально-групповые виды деятельности на уроке, которые призваны повысить степень активности учащихся в учебном процессе, а также осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность к совместной работе, формулировать проблему, находить причины затруднений поиска оптимального решения, осознавать ответственность за конечный результат и т. д.) [2].

Наиболее сложно для практикующих учителей изменить свой взгляд на заключительный этап урока, оценивание. В логике этого этапа урока следует выделить несколько ключевых позиций. Во-первых, многие учителя по-прежнему оценивают только предметное знание, а метапредмет-ные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность, принимать цели и т. п.) не оценивают. Зачастую этому процессу не способствуют задания, сформулированные в репродуктивной форме: назови, перечисли... [3, с. 18]. В этом случае оценка не отражает результата достижения цели, а лишь фиксирует воспроизведение знаний. Достижение метапредметных результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на опорном учебном материале. Предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты, а не знания в готовом виде.

Во-вторых, процедура оценивания проводится самолично учителем при подведении итогов урока. Несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур. Логика конструирования урока по ФГОС настоятельно призывает выполнять оценочные действия на каждом этапе урока. В этой части следует напомнить, что урок, построенный по традиционной системе, предполагает оценивание учителем работы учеников за работу на уроке, а также выяснение учителем, что они запомнили. Новый формат урока предполагает, что учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам, происходит самооценивание, оценивание результатов деятельности одноклассни-

ков. А подведение итогов урока осуществляется при помощи процедур рефлексии.

В-третьих, учитель по-прежнему отождествляет процедуру оценивания с присвоением баллов. Позволим себе небольшой экскурс в историю, который даст понимание смешения в сознании каждого из нас отметочно-оценочной системы. Вероятно, этому способствовала история развития нашего государства, во время которой русская школа пережила 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Незадолго до революции система оценок в России была 6-балльной (отметки от 0 до 5). В мае 1918 г. постановлением Народного комиссариата РСФСР бальная оценка знаний и все виды экзаменов были отменены. Перевод в последующий класс, а также выдача свидетельств происходили по решению педагогического совета. На место традиционной системы контроля пришел самоконтроль, причем во главу угла ставили достижения всего школьного коллектива, а не индивидуальные достижения. В 1935 г. в школу вернулись не сами отметки, а их словесное описание. К 1944 г. оценки в советской школе приняли пятибалльную систему. Начиная с середины ХХ века пятибалльная система отметок превратилась в 4-балльную (как известно, «0» в системе оценивания отсутствует, а «1» - не приветствуются администрацией школ, да и самими учителями). Такая система оценивания слабо стимулирует учебный труд, все чаще мы встречаем нарекания в адрес учителей, которые тонкую грань между «тройкой» и «четверкой» или «четверкой» и «пятеркой» восполняют «плюсами» и «минусами», а зачастую и личным отношением к ученику.

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС основного общего образования. Оценка по-прежнему остается словесной характеристикой результатов действий ученика. Отметка - фиксация в балльной системе результата оценивания. Но подойти к этому результату возможно и через введение в урок листов индивидуальных достижений учащихся, через процедуры оценивания работы своих одноклассников, самооценку и рефлексию.

Попробуем предложить конструкцию урока, отвечающую, по-нашему мнению, требованиям ФГОСа.

Обществознание, 11 класс (базовый уровень).

Тема «Гражданское право».

Место урока в системе уроков: раздел III «Человек и закон» (11 класс (базовый уровень)).

Тип урока: урок новых знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии и приемы: прием «толстые и тонкие вопросы» (ТРКМ), «лекция с остановками», «решение ситуационной задачи», «лист индивидуальных достижений по теме», «закончи предложение ...».

Педагогическая идея урока: создать условия для формирования устойчивых представлений о гражданских правоотношениях в современном обществе.

Цели урока:

1) Предметные:

знают основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений; разграничивают элементы гражданских отношений (субъекты правоотношений,

объекты правоотношений и содержание правоотношений); ориентируются в имущественных и личных неимущественных правах; значимости закрепления авторского права; разбираются в процедуре наследования, знают способы защиты гражданских прав.

2) Личностные УУД:

сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; формулируют собственное отношение к соблюдению гражданских прав и обязанностей.

3) Метапредметные:

а) формировать регулятивные УУД: учитывают ориентиры, данные учителем при освоении нового материала; умеют правильно распределить свое время при выполнении заданий; адекватно принимают замечания по выполнению заданного; предвидят возможные последствия принятия решений;

б) формировать познавательные УУД: овладевают целостными представлениями о гражданских правоотношениях в современном обществе; привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи;

в) формировать коммуникативные УУД: планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют способность к взаимодействию.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС: 1) конспект лекции; 2) решение ситуационной задачи; оценочный лист работы в группе; 3) представление листа индивидуальных достижений по теме; самооценка результатов учебной деятельности учащимися.

Ход урока.

I. Организационная часть (5 минут).

Активное целеполагание предполагает, что ученики осознают недостаточность информации, чтобы ответить на поставленные вопросы и формулируют цель урока совместно с учителем.

Прием стратегии ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы» [3, с. 35]:

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Почему содержанием гражданских правоотношений являются права и обязанности? Кто является субъектами гражданских правоотношений?

Что может являться основанием для соотнесения наличия и объема дееспособности в соответствии с возрастом? Прокомментируй С какого возраста наступает гражданская дееспособность?

В чем различие авторского права и патентного права? Какие виды наследований вам известны?

II. Основная часть урока (30 минут).

1) Прием «лекция с остановками».

Прием основан на активном слушании учащихся и на партнерских отношениях учителя и школьников. Цель этого приема - активное включение учеников в освоение теории. План лекции отображен на доске или на слайде. Во время лекции сначала используется индивидуальная работа, когда

ученик отображает в первой части колонки имеющиеся у него сведения по одному из пунктов лекции. Во время изложения материала учителем ученик ищет соответствие/несоответствие известной ему информации, а также фиксирует недостающую информацию во второй колонке.

Что я знаю Лекция учителя

1. Гражданские правоотношения: определение, субъекты гражданского права, объект и содержание гражданских правоотношений

2. Имущественные права: владение, пользование, право распоряжения

3. Личные неимущественные права

4. Право на интеллектуальную собственность

5. Наследование

6. Защита гражданских прав

2) Работа в группах.

Прием «решение ситуационной задачи».

Класс делится на группы по четыре человека, как правило, объединяются 2 парты. Каждая получает задачу. После - предъявление результата каждой группой.

Ситуационная задача № 1.

Ребята в школе занимаются творчеством: кто-то хорошо рисует, кто-то пробует себя в поэзии и пр. Катя, написавшая стихотворение, предложила оформить авторское право на него. Что необходимо сделать Кате, чтобы процедура регистрации авторского права состоялась?

Ситуационная задача № 2.

Иван, только что вернувшийся из отпуска с родителями из-за границы, забыл дома деньги на проезд в автобусе. Но в кармане он обнаружил 1 евро. В автобусе кондуктор отказал Ивану в приобретении билета и высадил на ближайшей остановке. Прав ли был кондуктор в своих действиях?

Ситуационная задача № 3.

Маша, ученица 10 класса, купила в магазине косметику на деньги, которые ей дали родители для приобретения проездного. Косметика оказалась дорогой, и она попросила в долг у своего одноклассника 1000 рублей. Могут ли потребовать родители признать сделку недействительной?

Ситуационная задача № 4.

Иванова приобрела в магазине столовый сервиз. На следующий день муж Ивановой принес его обратно, потребовал вернуть деньги, ссылаясь на то, что его жена «больная женщина», в доме уже некуда ставить эти сервизы. Кто является субъектами гражданских отношений? Как разрешится ситуация?

III. Заключительная часть урока (10 минут).

1) Оценочный лист «Работа в группе».

2) Возвращение к приему «толстые и тонкие вопросы».

3) Заполнение листа индивидуальных достижений по теме.

Оценочный лист «работа в группе» [1, с.137]

№ Фамилии и имена участников группы Критерии оценивания (оценка каждому: «1» - да, «0» - нет Оценка группы (0-3 балла)

Соблюдал принципы сотрудничества Участвовал в рабочем обсуждении Участвовал в принятии решения

1

2

3

лист индивидуальных достижений в изучении темы «гражданское право» [1, с.138 ]

Ф.И.О._

Класс_

Планируемые результаты Самооценка Примечания

достиг достиг частично не достиг

По вертикали таблицы:

1. Я могу раскрыть значение понятий: гражданские правоотношения, гражданская дееспособность, наследование, право на интеллектуальную собственность.

2. Я знаю сроки наступления гражданской дееспособности.

3. Я могу привести пример гражданских правоотношений, выделив в них субъект, объект, основания возникновения и содержание.

4. Я могу охарактеризовать личные неимущественные права.

5. Я знаю процедуру наследования.

6. Я могу объяснить, что должно входить в примерный образец завещания.

7. Я могу пояснить, как реализуется:

- право владения,

- право пользования,

- право распоряжения.

8. Я могу разграничить понятия «ценная бумага», «деньги».

9. Я знаю способы защиты гражданских прав.

Самооценка:

- отлично,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- хорошо,

- удовлетворительно.

Прием «Закончи предложение».

Изучая тему, я задумался над ....

Мне было интересно ....

Мне было трудно ....

Могу себя похвалить за ..

Что еще хочу узнать ....

Над чем продолжу работать ...

Общие выводы и рекомендации учителя .

Конструируя урок в подобной форме (ставя диагностич-но заданные цели, активизируя деятельность ученика на всех этапах урока) мы создаем условия для формирования у него компетенций, заданных новыми стандартами.

1. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: метод. пособие. СПб.: КАРО, 2014. 144 с.

2. Современные педагогические технологии основной школы / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина и др. СПб.: КАРО, 2014. 176 с.

3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-метод. пособие [2-е изд.]. СПб.: КАРО, 2015. 144 с.

© Волох Т. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.